logo
Makroekonomika

Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.

Кредитно–денежная политика – это совокупность мероприятий в области кредитно–денежного обращения и кредита, направленных на регулирование показателей экономического роста, сдерживания инфляционных процессов, обеспечение занятости населения и регулирования платежного баланса страны. Её проводит Национальный банк.

Инструменты проведения кредитно-денежной политики можно разделить на две основные группы: прямые и общие (селективные).

К денежно-кредитной политики, проводимой на основе прямых инструментов, относятся:

операции на открытом рынке – покупка и продажа Национальным банком государственных ценных бумаг (облигаций) и других кредитных обязательств по рыночному (или заранее объявленному) курсу коммерческим банкам и населению в целом;

Так, для уменьшения количества денег в обращении Национальный банк продаёт ценные бумаги на открытом рынке. При покупке их у коммерческих банков становится меньше денег для кредитов. И происходит наоборот, если Национальный банк покупает ценные бумаги.

-учётная политика Национального банка. Она состоит в предоставлении краткосрочных ссуд коммерческим банкам под гарантию государственных ценных бумаг.

Политика дорогих денег – состоит в продаже Национальным банком государственных облигаций на открытом рынке, увеличении резервной нормы, повышении учетной ставки процента в целях ограничения предложения денег, чтобы тем самым понизить общие расходы и сдержать инфляционное давление;

Из трех видов денежного контроля государства наиболее важным механизмом являются операции на открытом рынке, так как они обладают важным преимуществом перед всеми остальными: государственные бумаги можно продавать или покупать в разных количествах.

Общими инструментами денежно-кредитной политики являются:

формы регулирования, касающиеся фондов биржи;

Так, устанавливаемая законом маржа (мера против излишней спекуляции на фондовой бирже и краха компаний) заключается в праве Национального банка устанавливать предписываемую законом маржу или минимальный процент первоначального взноса для покупателя акций.

покупки в рассрочку. Потребительский кредит, имея ограничения на получения займов потребителями, используется для сдерживания инфляции.

использование руководящими кредитно-денежных учреждениями метода убеждения с целью недопущения излишнего расширения или сокращения банковского кредита, что может иметь серьезные последствия для банковской системы и экономики в целом.

В период инфляции Национальный банк проводит преимущественно политику дорогих денег, направленную на сохранение общего предложения денег.