logo
Общая и таможенная статистика (апрель)

2.6.4 Использование абсолютных и относительных величин, сравнения при анализе показателей внешней торговли

Статистические данные по внешней торговле, представляемые в виде сводок и группировок, суть суммарные абсолютные величины (подраздел 1.4 настоящего пособия).

Анализ статистических показателей внешней торговли обычно начинается с характеристики абсолютных величин: стоимостных и физических объемов исследуемого явления, например, стоимостного объема экспорта и импорта - в долларах США, физического объема экспортных и импортных поставок - в килограммах.

При анализе явлений внешней торговли наиболее часто исчисляются относительные величины структуры и динамики экспорта и импорта, которые рассчитываются по формулам (1.4) и (1.5) соответственно.

Наиболее распространенным методом статистического анализа является сравнение. Непременным условием сравнения является сопоставимость исследуемых явлений, т.е. признаки и содержание одного исследуемого явления должны соответствовать признакам и содержанию другого такого явления.

Существует несколько форм сравнения:

- сравнение с показателями предыдущего (базисного) периода;

- сравнение с лучшими показателями;

- сравнение со средними данными и т.д.

В таможенной статистике внешней торговли широко используется сравнение показателей внешней торговли отчетного (текущего) периода с показателями внешней торговли аналогичного периода предшествующего (базисного) года.