Личностные факторы эмоционального выгорания операционнокассовых работников
Галецкая Инна Ивановна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии, Львовский национальный университет имени Ивана Франка, г. Львов, Украина;innahaletska@ukr.net
Прядко Светлана Владимировна, психолог, старший контролер-кассир, «Ощадбанк», г. Львов, Украина
Феномен "эмоционального выгорания" - многокомпонентный синдром, который проявляется состоянием физического и психического истощения, деперсонализацией и редукцией профессиональных достижений, вызванный интенсивным межличностным взаимодействием при работе с людьми, которая сопровождается эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. Принято считать, что эмоциональное выгорание наиболее характерно для представителей профессий, которые вынуждены постоянно общаться с людьми, прежде всего медицинской и образовательной сфер, рабочих служб социальной помощи, работникам правоохранительных органов (профессии типа "человек - человек"). В последнее время появляются исследования эмоционального выгорания у работников, относящихся к категории профессий типа "человек - машина" - программистов, пилотов, а также профессий «человек - человек - машина», к которым можно отнести операционно-кассовых работников банковских учреждений.
Анализ предметной области. Первые исследования выгорания персонала появились в работах американских психологов и касались представителей "помогающих" профессий (врачи, психологи, психиатры и т.п.) На первой фазе исследований феномен "выгорания" изучался в двух направлениях - клиническом (психиатрическом) и социально-психологическом. Именно представитель клинического направления Х. Дж. Фройденбергер (Н.Freudenberger) в 1974 году ввел понятие"burnout" для обозначения психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально напряженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Предметом исследований клинического направления были симптомы "выгорания" и особенности психического здоровья. В рамках социально-психологического подхода, представленного работами социального психолога Кристины Маслач(C. Maslach) и коллег (начиная с 1978 г.), были выделены три категории симптомов выгорания: физические, поведенческие и психологические, причем предпочтение отдавалось ситуативным факторам над личностными.
В 80-е годы ХХ века Б. Пельман и Э. Хартман (B. Pelman, E. Hartman), проанализировав различные определения "выгорания", выделили три главных компонента синдрома: эмоциональное и/или физическое истощение, деперсонализация и снижение производительности (Орел В.Е. , 2001). В 1983 году Э. Махер (Э.Maher) обобщает перечень симптомов "эмоционального выгорания": усталость, истощение, психосоматические расстройства, бессонница, негативное отношение к клиентам, негативное отношение к самой работы, злоупотребления химическими, отсутствие аппетита или, наоборот, переедание, негативная "Я-концепция", агрессивные чувства (раздражение, напряженность, тревожность, волнение, возбуждение, гнев), подавленное настроение и связанные с ним эмоции (цинизм, пессимизм , чувство безнадежности, апатия, депрессия), переживание чувства вины. При этом сам феномен "эмоционального выгорания" Е. Махер понимает как разновидность профессионального стресса, которому подлежат в первую очередь люди с низким уровнем эмпатии и склонные к авторитаризму. С середины 90-х годов ХХ в. исследования выгорания вышло на качественно новый уровень. Появляются исследования широкого круга социальных профессий, у работников офиса, военнослужащих, руководителей, а также профессий "несоциальной сферы" (программисты, пилоты и т.д.).
Д. Дирендонк, В. Шауфели, Х. Сиксма (D. Dierendonck, W. Schaufeli, H. Sixma) считают, что "синдром эмоционального выгорания" целесообразно свести к двухмерной конструкции, состоящей из эмоционального истощения и деперсонализации. Первый компонент "аффективный" относится к сфере жалоб на свое здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение, второй - деперсонализация - проявляется в изменении отношения или к пациентам, или к себе. Трехфакторная модель К. Маслач и С. Джексон как составляющие выгорания определяет эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений(S§k H., 2006). Авторы четырехфакторной модели Р. Шваб, Э. Иваник, А. Мимзи(R. Schwab, E. Iwanicki, А.Mims) считают, что один из элементов "эмоционального выгорания" (эмоциональное истощение, деперсонализация или редукция персональных достижений) делится на два отдельных фактора (Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С., 2009).
В СНГ исследования выгорания появляются в конце ХХ в. в работах
В.В. Бойко, Н.Е. Водопьяновой и О.С. Старченково, В.Е. Орла, Т.В. Форма- нюк, Л. Китаева-Смык, Н.Н. Скугаревськой, Л.М. Карамушки и Т.В. Зайчикова, Н.Ю. Максименко и С.Д.Максименко и др. Классификация симптомов выгорания В.В. Бойко и «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания», позволяющая оценить проявления синдрома по двенадцати основными симптомами, которые обычно сопровождают три компонента «профессионального выгорания»: напряжение, резистенции, истощение (Бойко В.В., 1996) используется во многих исследованиях выгорания в СНД. Исследование Л.А. Китаев-Смык, Н.Н. Скугаревской направлены на уточнение симптомов и фаз выгорания. Н.Е. Водопьянова и О.С. Старченкова рассматривают выгорание как следствие рабочих долговременных стрессов межличностных коммуникаций в профессиональной сфере (Водопьянова
Н.Е., Старченкова Е.С., 2009). Украинские исследователи Л.М. Карамушка и Т.В. Зайчикова, Н.Ю. Максимова и С.Д. Максименко, К.О. Малышева исследовали особенности проявлений "выгорания" у педагогов, психологов и врачей. Н.Ю.Максимова и С.Д. Максименко обращают внимание, что основным компонентом выгорания является несоответствие между личностью и требованиями, которые к ней предъявляются. На основании анализа связи выгорания и психологического здоровья (Галецкая И.И., 2007) И.И.Галецкая и М.М.Мельник (Галецкая И.И., Мельник М.В., 2007) указывают на отсутствие зависимости выгорания от степени самодетерминации, развитие выгорания у менеджеров с низким уровнем ориентации во времени, а также обращают внимание на меньшую вероятность и интенсивность выгорания у менеджеров с положительным отношением к миру и более высоким уровнем самоуважения.
Поскольку эмоциональное выгорание является следствием действия различных стрессов, с которыми человеку приходится сталкиваться в профессиональной деятельности, то к факторам, которые способствуют его появлению, следует отнести, как внешние условия профессиональной деятельности (условия материальной среды, содержание работы и социальнопсихологические условия деятельности), так и особенности личности, выступающей субъектом этой деятельности. Б. Перлман и Е. Хартман выделили три группы переменных, оказывающих влияние на развитие синдрома выгорания в профессиях типа «человек - человек»: 1) личностные (экстраверсия / интроверсия; реактивность, пол, возраст, семейное положение; стаж работы, уровень образования; выносливость; локус контроля; самоуважение, уровень эмпатии; поведенческий тип А, степень удовлетворенности работой; мотивация), 2) ролевые (ролевые конфликты; ролевая неопределенность) и 3) организационные (условия работы; рабочие перегрузки; дефицит времени, продолжительность рабочего дня; неопределенный содержание труда; работа, требующая исключительной производительности и повышенного профессионализма, количество клиентов, острота их проблем, глубина контакта с клиентом, степень самостоятельности и возможность принимать решения; характер руководства).
Постановка проблемы. Цель настоящего исследования - определить психологические особенности развития «эмоционального выгорания» у операционно-кассовых работников. Профессиональная деятельность операционно-кассовых работников отличаются когнитивной сложностью межличностного общения. Специфика профессиональной деятельности операционно-кассовых работников предполагает множество ситуаций с высокой эмоциональной напряженностью и когнитивной сложностью межличностного общения, что требует от специалиста значительного личного вклада в установление позитивных отношений и умения управлять эмоциональным напряжением делового общения. Потенциально высокая стрессогенность обусловлена высокими требованиями к квалификации работника, его ответственности, трудоспособности, способности переключения внимания, коммуникативным свойствам, поскольку эти психологические аспекты существенно влияют на качество обслуживания клиентов, а таким образом и на успешность развития банковского бизнеса. По данным Н. В. Самоукиной, большинство банковских сотрудников, к которым относятся и операционнокассовые работники, жалуются на недомогание стрессогенного характера: головные боли, резкое повышение или понижение кровяного давления, мучительные ощущения в области сердца. Нередки проявления немотивированной раздражительности: люди становятся агрессивными по отношению друг к другу, срываются на крик, или очень молчаливы и погружены в себя. Относительно высокое финансовое обеспечение сотрудника банковской сферы не компенсирует негативного влияния хронического стресса на его жизнь и работу (Самоукина Н.В., 1997).
От операционно-кассового работника, который непосредственно работает с клиентом, требуется соблюдение Кодекса корпоративной этики ", цель которого - обеспечить осознание сотрудниками банка ответственности перед клиентами и деловыми партнерами за выполнение своих должностных обязанностей. Кроме непосредственной работы с клиентами необходимо выполнять определенное количество бумажной работы (это формирование текущей и отчетной документации), работа с наличными (прием, пересчет, сортировка), что требует высокой концентрации внимания и быстроты реагирования, распределения и переключения внимания. Обычно все эти виды деятельности приходится выполнять одновременно, поскольку создание очереди посетителей является одним из показателей некачественного обслуживания и не одобряется руководством. Быстрое и качественное обслуживание клиентов является одним из основных требований, предъявляемых к операционно-кассового работника. Длительная сидячая работа за компьютером вызывает негативное влияние на самочувствие человека (боли в спине, ухудшение зрения), а определенные технические перерывы каждый час на десять-пятнадцать минут из-за количества клиентов и их недовольства через перерыв в работе часто просто не невозможны. Работа компьютеров и принтеров создает постоянный шумовой фон, что затрудняет возможность концентрации внимания. Дополнительными организационными стрессовыми факторами, являются постоянные изменения правил проведения операций, изменение инструкций, проведение тестирований и собеседований с целью повышения квалификации. Кроме того необходимым профессиональным качеством является умение эффективно общаться (в том числе необходимо поддерживать зрительный контакт, поздороваться, при совершении операции сказать «пожалуйста», сделать так, чтобы клиент поблагодарил за качественное обслуживание) и регулировать конфликтные ситуации.
Согласно исследованиям Н. Водопьяновой и Е.С. Старченковой служащие коммерческих банков с небольшим стажем работы переживают выгорание не реже, чем их коллеги, работающие с клиентами более шести лет; среди служащих с большим стажем работы эмоциональное истощение обнаружено у 60%, деперсонализация - в 40%, а редукция личных достижений - в 60% случаев. Выгорание ухудшает эффективность работы операционнокассового работника с клиентами, снижает качество обслуживания и в частности оказания необходимой клиенту информации, что приводит к потере клиентов и, как следствие, падению доходов банка. Несмотря на актуальность данной проблематики, исследований, посвященных "эмоционального выгорания" операционно-кассовых работников на сегодня очень мало. Они, в основном отмечают, что представителям данной профессии с большим стажем работы наиболее характерные эмоциональное истощение и редукция личных достижений, деперсонализация же характерна им в меньшей степени.
Методики исследования. Согласно гипотезе нашего исследования существенными факторами развития выгорания у операционно-кассовых работников являются личностные качества, прежде всего когнитивные стили и особенности темперамента, которые формируют определенные предиспо- зиции для эффективности профессиональной деятельности. Для исследования уровня эмоционального выгорания в операционно-кассовых работников банковских учреждений была использована «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. Бойко»; для исследования психологических особенностей были использованы: «Опросник структуры темперамента В. Русалова», методика "Определение когнитивно-деятельностного стиля" Л. Ребекка, «Ценностный опросник» С. Шварца и шкала «Удовлетворенность жизнью» Э. Динера. В исследовании приняло участие 53 операционно-кассовые работники, возраст от 24 до 56 лет. Обработка результатов исследования произведена при помощи дескриптивного, корреляционного, кластерного анализа методом К-средних и однофакторного дисперсионного анализа .
Результаты исследования. Для определение личностных факторов эмоционального выгорания был проведен анализ корреляционных связей показателей эмоционального выгорания (фаз и компонентов) и характеристик темперамента и индивидуальных ценностей. Корреляционный анализ показал наличие связи между возрастом и уровнем развития фазы «рези- стенции», а также выраженностью симптомов выгорания тревога и депрессия. Тревога и депрессия больше выражены у лиц со средним техническим образованием. Увеличение стажа работы сопровождается возрастанием выраженности депрессии и тревоги, экономии эмоций и редукцией профессиональных обязанностей. Условия труда являются важным внешним фактором, влияющим на развитие выгорания: чем меньше работник банка доволен своей профессиональной деятельностью в целом, тем отчетливее у него проявляются недовольство собой, выборочное (неадекватное) эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, редукция профессиональных обязанностей и эмоциональная отстраненность. Уровень развития всех трех фаз выгорания также связан с неудовлетворенностью различными аспектами профессиональной деятельности: разнообразием выполняемой работы, престижностью работы, отношениями в коллективе, организацией работы. Интеллектуальная или физическая усталость после работы сопровождается усилением выгорания, хотя выявленные связи нельзя интерпретировать однозначно, поскольку неудовлетворенность может быть как причиной, так и следствием выгорания.
На основании анализа корреляций показателей выгорания и компонентов структуры темперамента выявлено следующие зависимости. Более низкий уровень «социальной эргичности» (незначительная потребность в социальных контактах, избегание социально активных форм поведения, замкнутость, социальная пассивность) сопровождается усилением таких симптомов выгорания как тревога и депрессия, экономия эмоций и психосоматические нарушения. При увеличении уровня «социальной эргичности» (потребность в социальном контакте, стремление к социальным формам деятельности, желание быть лидером, желание занимать высокий статус, познание мира через коммуникацию) возрастает выборочное эмоциональное реагирование, эмоциональный дефицит и эмоциональная отстраненность и наблюдается развитие фазы «истощение». При более низком уровне «пластичности» (пластичность отражает легкость переключения внимания с одной формы деятельности на другую, что важно в работе операционнокассового работника банка) наблюдается увеличение неудовлетворенности собой, тревога и депрессия, эмоционально-нравственная дезориентация и редукция профессиональных достижений. Трудности переключения внимания с одной формы деятельности на другую, что вызывает медлительность в работе и недовольство клиентов, коррелируют с выраженностью фаз «напряжения» и «резистенция». Чем ниже темп деятельности операционнокассового работника, тем больше выявляются симптомы тревога и депрессия, а также экономия эмоций. При увеличении темпа деятельности и социального темпа возрастает вероятность развития выборочного эмоционального реагирования, эмоционального дефицита и эмоциональной отстраненности. Возрастание уровня «эмоциональности» (высокая чувствительность к различию между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатом реальных действий, чувство неуверенности, тревоги, неполноценности, волнение относительно работы, чувствительность к неудачам) и «социальной эмоциональности» (высокая эмоциональность в коммуникативной сфере, высокая чувствительность к неудачам в общении) сопровождается увеличением уровня тревоги и депрессии, экономией эмоций, психосоматическими нарушениями.
Дальнейший анализ был направлен на выяснение связей когнитивных стилей и синдрома выгорания. Преобладание слуховой репрезентативной системы коррелирует с большинством симптомов выгорания (недовольство собой, тревога и депрессия, эмоционально-нравственная дезориентация редукция профессиональных достижений, (р<0,05), деперсонализация (р<0,01), выборочное эмоциональное реагирование, экономия эмоций (р<0,001)) и фазами синдрома выгорания (напряжение (р<0,05), резистени- ции и истощения (р<0,001). Выраженность кинестетической репрезентативной системы наоборот снижает интенсивность психотравмирующих ситуаций, деперсонализации и истощения (р<0,01). При более высоком уровне интроверсии наблюдается увеличение выраженности фазы «резистенция» (р<0,01), а также симптомов фазы «напряжения» тревога и депрессия (р<0,01) и неудовлетворенность собой (р<0,05). Преобладание регламентированного подхода сопровождается редукцией профессиональных обязанностей (р<0,05), нерегламентированного - эмоционально-моральной дезориентацией. При аналитическом мышлении наблюдается увеличение уровня тревоги и депрессии (р<0,05), но одновременно уменьшение эмоциональной отстраненности (р<0,01), деперсонализации и истощения (р<0,05). При более высоких показателях по шкале синтез возрастает вероятность развития эмоциональной отчужденности и «загнанности в клетку» (р<0,05), хотя уменьшается выраженность экономии эмоций (р<0,05).
Одной из гипотез исследования было предположение, что возможными предпосылками развития эмоционального выгорания являются индивидуальные ценности. Поскольку индивидуальные ценности определяют наиболее значимые для человека цели, то в случае несоответствия обусловленной ценностями мотивационной ориентации, вследствие специфики работы кассовых операторов, вероятность и интенсивность развития эмоционального выгорания возрастает. Выявленные при помощи корреляционного анализа связи в целом подтвердили предположения. Более высокая значимость ценности самостоятельности сопровождается увеличением тревоги и депрессии (р<0,001), эмоционально-моральной дезориентации (р<0,05), психосоматическими нарушениями (р<0,01) и фазой резистенции (р<0,01). В то же время значимость ценностей духовности, благожелательности и универсализма выявляют благоприятствующее влияние сочетаются с уменьшением второй фазы синдрома выгорания (р<0,01). Более высокая значимость ценности власти сопровождается редукцией профессиональных обязанностей и избирательным эмоциональным реагированием (р<0,01), ценность достижений коррелирует с увеличением избирательного эмоционального реагирования и эмоциональным дефицитом (р<0,01), увеличение ценности конформизма сопровождается деперсонализацией и экономией эмоций (р<0,01).
Поскольку эмоциональное выгорание априорно рассматривается как негативный для физического, психического, профессионального и социального благополучия человека процесс, то очевидно предположение негативного влияния выгорания на удовлетворенность жизнью. Анализ корреляционных связей уровня удовлетворенности жизнью и симптомов и фаз выгорания должен учитывать их реципрокность, поскольку неудовлетворенность жизнью выступает дополнительным фактором риска развития выгорания, в то же время - развитие синдрома выгорание препятствует получению удовольствия от жизни. Поэтому вполне ожидаемым результатом является снижение уровня удовлетворенности жизнью при увеличении выраженности фаз напряжения и резистенции, возрастании неудовлетворенности собой, тревоги, депрессии и экономии эмоций (р<0,01). Неожиданным результатом было отсутствие каких-либо связей фазы истощения с уровнем удовлетворенностью жизнью. Объяснить это можно тем, что только у 4% исследуемых эта фаза была развита, то есть в большинстве случаев она была вообще не значима. Отсутствует связь удовлетворенности условиями жизни с каким- либо симптомом выгорания, что можно трактовать как подтверждение большой значимости для развития выгорания личностных факторов.
Сравнительный анализ социально-психологических характеристик мужчин и женщин обнаружил различия между ними по отдельным показателям. Что касается психологических характеристик, не обнаружено статистически достоверных различий между показателями темперамента и когнитивных стилей мужчин и женщин, отличие ценностей состоит в более высокой значимости ценностей самостоятельности (р<0,05), достижений и власти (р<0,001) у мужчин. Особенности выгорания выявляются в том, что у мужчин выше уровень развития симптома «загнанности в клетку» (р<0,05), у женщин выше уровни экономии эмоций, тревоги и депрессии (р<0,01), а также психосоматических и психофизиологических нарушений (р<0,001) (см.табл.1).
Таблица 1.
Достоверные различия выраженности выгорания у мужчин и женщин* Муж. Жен t- критерий Р средн. Стд. откл. средн. Стд. откл. Самостоятельность 34,33 2,90 29,67 6,14 2,53 0,015 Достижения 32,75 3,65 26,85 5,14 3,69 0,001 Власть 17,17 5,08 12,05 3,82 3,74 0,000 «Загнанность в клетку» 7,25 6,82 3,67 3,40 2,46 0,017 Тревога та депрессия 1,67 2,15 5,59 4,39 -2,97 0,005 Экономия эмоций 3,50 4,17 10,56 8,39 -2,80 0,007 Психосомат. нарушения 1,75 2,93 5,85 3,84 -3,40 0,001 * Примечание: в связи с большим объемом таблицы редакция сократила ее объем. В оригинальном варианте таблица представлена на сайте конференции.
Сравнения результатов корреляционного анализа, проведенного отдельно в группе женщин и группе мужчин, позволяет рассмотреть отличия функциональных связей. Связь выгорания и социально-демографических показателей: а) у мужчин имеется лишь связь уровня образования и выраженности психосоматических нарушений; б) у женщин этих связей больше: с возрастом и семейным положением увеличивается редукция профессиональных обязанностей и выраженность фазы «резистенции», наличие высшего образования сопровождается снижением интенсивности выгорания. Связь выгорания и индивидуальных ценностей: а) более высокая значимость ценностей стимуляции, гедонизма и достижений связана с возрастанием ощущения «загнанности в клетку» и фазы «напряжения» (р<0,05), значимость ценности достижений сопровождается увеличением психосоматической симптоматикой (р<0,01); б) у женщин при меньшей значимости ценностей духовности (р<0,01), универсализма, доброты и более высокой значимости ценности власти (р<0,001) наблюдается увеличение редукции профессиональных обязанностей и фазы «резистенции» в целом. Связь выгорания и удовлетворенности жизнью: а) у мужчин неудовлетворенность жизнью сопровождается ощущением загнанности в клетку и психосоматической симптоматикой (р<0,05), б) у женщин -- увеличением выраженности фазы напряжения (р<0,05). Связь выгорания с темпераментом и когнитивными стилями: а) у мужчин увеличение редукции профессиональных обязанностей наблюдается при увеличении социальной эргичности, более высокая пластичность сопровождается уменьшением выраженности фазы резистенции (р<0,05); б) у женщин редукция профессиональных обязанностей повязана с более низким уровнем пластичности (р<0,05), психосоматические нарушения интенсивней при меньшем уровне эргичности (общей и социальной (р<0,01), более высокий уровень социальной эргичности, темпа и социального темпа сопровождается увеличением уровня фазы истощения
(р<0,01).
Для выяснения психологических особенностей лиц с разным уровнем развития выгорания при помощи кластерного анализа методом К-средних, учитывая уровень развития фаз синдрома, было выделено три группы - с высоким, среднем и низким уровнем выгорания (см. рис.1).
ео
' . ' высокий СВ .-д-средний СВ 10 . , . "■ ■ низкий СВ Напряжение Резистенция Истощение Рис. 1. Кластеры с разным уровнем выраженности выгорания.
Однофакторный дисперсионный анализ позволил определить статистически достоверные отличия психологических характеристик лиц с разным уровнем выгорания (см.табл.2).
Таблица 2.
Характеристики когнитивных стилей и индивидуальные ценности кассовых
работников с низким, средним и высоким уровнем выгорания* низк СВ ср СВ выс СВ F Р Самостоятельность 33,86 27,67 30,00 6,78 0,00 Стимуляция 6,62 8,22 4,75 3,30 0,05 Удовлетворенность жизнью 22,95 19,78 20,17 4,43 0,02 Пластичность 9,76 8,56 7,58 3,65 0,03 Эмоциональность 3,19 5,33 4,67 3,79 0,03 Соц. эмоциональность 5,29 7,11 7,08 4,42 0,02 Слуховая репрезен- тационная система 14,05 16,50 20,33 12,54 0,00 Интроверсия 11,76 11,89 15,33 3,43 0,04 Нерегламентиро- ванный подход 12,52 10,94 8,92 3,51 0,04
Примечание: в связи с большим размером таблицы редакция сократила ее объем. В оригинальном варианте таблица представлена на сайте конференции.
Для лиц с низким уровнем синдрома выгорания характерны высокая значимость ценности самостоятельности и средний уровень ценности стимуляции, высокий уровень пластичности и нерегламентированного подхода, низкий уровень эмоциональности и социальной эмоциональности, средний уровень интроверсии и не-преобладание слуховой репрезентативной системы. Для лиц с высоким уровнем выгорания характерны низкий уровень не- регламентированного подхода, преобладание слуховой репрезентативной системы, высокий уровень интроверсии и достаточно высокая значимость ценности самостоятельности и низкая значимость ценности стимуляции.
Заключение. В ходе проведенного нами исследования выявлено, что наиболее часто у операционно-кассовых работников наблюдается фаза резистенции которая сформировалась у 33,3% лиц, а у 47% находится на стадии формирования. Хотя сформированная фаза истощения диагностирована только у 2% исследуемых, но настораживает, что 33,3% респондентов она находится на стадии формирования. Наиболее выраженными симптомами выгорания являются редукция профессиональных обязанностей, выборочное эмоциональное реагирование и эмоциональная отстраненность. С возрастом и стажем профессиональной деятельности увеличиваются уровни тревоги и депрессии, экономия эмоций, редукция профессиональных обязанностей, неудовлетворенностью профессией (с ней коррелируют все три фазы «выгорания»). Для мужчин более характерно ощущение «загнанности в клетку», у женщин этот симптом выражен меньше, но наблюдаются более высокие уровни выраженности тревоги и депрессии, экономии эмоций, а также психосоматические и психофизиологические нарушения.
Для лиц с высоким уровнем выгорания характерны меньшая пластичность, большая эмоциональность, преобладание слухового восприятия и высокие показатели интроверсии, что вероятно связано с приведенными выше особенностями профессиональной деятельности операционнокассовых работников. Развитию всех фаз выгорания благоприятствуют низкие показатели ергичности (выгорание интенсивнее у тех работников, которые более пассивны, имеют низкий уровень тонуса и отсутствие желания умственной деятельности), низкие пластичность, темп и эмоциональность, преобладание интроверсии, а также слухового восприятия. Связь индивидуальных ценностей и синдрома выгорания не столь существенна, в сравнении со связью выгорания и индивыдуально-типологических свойств. Это свидетельствует о предопределящем значении соотвествия способностей человека исполняемой им профессиональной деятельности.
Полученные результаты позволяют определить желаемые для операционно-кассовых работников личностные качества, которые целесообразно учитывать при профотборах. В то же время при профессиональной подготовке целесообразно уделять внимание развитию благоприятствующих профессиональной стрессостойкости качеств, прежде всего пластичности и эмоциональной саморегуляции. Для уменьшения развития выгорания и его негативных для здоровья работников и профессиональной деятельности последствий, необходима оптимизация шумового режима и создание на рабочем месте условий, позволяющих уменьшить влияние различных шумов.
Библиография
Алавердов А.Р. Социально-психологическое обеспечение процесса управления персоналом в коммерческом банке // Банковское дело. 1997. № 2. С. 34-37.
Баробанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания»// Вестник МГУ.-сер.14, Психология.-
- №1.- стр.54-58.
Березовская Л.Г., Слабинский В.Ю., Подсадный С.А. К вопросу критериев риска развития синдрома «эмоционального выгорания». Санкт- Петербургская государственная медицинская академия им. И.И. Мечникова. Интернет-сборник, 2008. - http://www.kursk-uni.ru/pdf/sbornik.pdf
Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.,
- 470 с.
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.
Галецька I. Критерп психолопчного здоров'я. //Вюник ЛНУ. Сер.
Фтософ. 2007. - Вип. 10. - С. 317-328.
Галецька I., Мельник М. Особливост емоцмного вигорання менеджерiв
з рiзним рiвнем самоактуал1зацп. //Актуальн проблеми психологи.
Том V: Психофiзiологiя. Психолопя працк Експериментальна психолопя.
Випуск 6. - К.: 1В1 Держкомстату УкраТни, 2007. - С. 89-95.
Демина А.Д., Кайгородова Н.З., Супрун А.П. Психологическая адаптация к умственному труду в условиях нервно-эмоционального напряжения.- Барнаул,1993.-236с.
Донал С.Л., Ренауд С. Индивидуальные, организационные и социаль
ные детерминанты выгорания. - Будапешт, 1992. - 210 с.
Дорфман Л. Я. Индивидуальный эмоциональный стиль // Вопросы психологии, 1989. - № 5. - С. 88-95.
Калшюна Л.М.. Соцально-психолопчы детермiнанти синдрому „професмного вигорання” у рiзних сферах дiяльностi // http://conference.mdpu.org.ua/viewtopic.php?t=265&start=0&postdays=0&p
о.
Китаев Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Академия, 1999. - 615с.
Куваева И.О. История изученя „синдрома выгорания” в американской психологи. Уральский Государственный Университет, Екатеринбург. Интернет-сборник, 2008. - http://www.kursk-uni.ru/pdf/sbornik.pdf
Максимова Н.Ю., Максименко С.Д. Синдром емоцмного та професмного вигорання у лiкарiв //Здоров'я УкраТни. - 2007.-№23.-С.68- 69.
Малишева К.О. Синдром емоцмного вигорання психолога-консультанта: психолопчы чинники, профтактика та корек^я: Автореф. ... канд. психол. наук. 19.00.04 - медична психолопя. - К.: КиТвський нацюнальний уыверситет iменi Тараса Шевченка, 2003. - 16 с.
Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал.- 2001.- Т.22, №1.- С.90- 101.
Самоукина Н.В. Работа социального психолога в банковской системе // Вопросы психологиии.-1997.-№4.
Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости.—2002.— №7.— С. 3-9.
Форманюк Т.В. Синдром “эмоционального сгорания” как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопр. психол. 1994. №6.
С. 57- 64.
Шкуратова И. П. Когнитивный стиль и общение. — Ростов-н/Д: Изд-во РПУ, 1994.
S§k H. Wypalenie zawodowe :przyczyny i zapobieganie - Warszawa, 2006
Формирование и развитие компетенций будущих специалистов по связям с общественностью с учетом индивидуальных стилей обучения
Емельянова Наталия Викторовна, аспирант, Санкт-Петербургская академия управления и экономики (социология управления), ассистент кафедры связей с общественностью и массовых коммуникаций, Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет,
nataly.emelyanova@gmail. com
Введение. Думаю, не требует особого доказательства утверждение, что мы учимся на протяжении всей жизни, что учебный процесс не ограничивается школой или высшими учебным заведением. На работе, в межличностном общении мы продолжаем получать информацию, сталкиваться с новыми жизненными и профессиональными ситуациями, требующих от нас новых знаний и навыков. Таким образом, достижение каждодневного успеха на работе и дома подталкивает человека к поиску эффективных моделей и подходов в обучении, продолжающемся всю жизнь.
При этом, как мы можем обучать студентов, если не знаем, каким образом они учатся? Как мы можем повышать производительность наших сотрудников, если сами не осознаем свои стили обучения и методы их совершенствования? Мы уже давно живем в обществе знания, но так и не нашли полного и удовлетворительного ответа на вопросы: какова наша индивидуальная модель обучения, и как мы её совершенствуем и используем на практике? Каковы модели обучения наших студентов, коллег, целых организаций?
Давно отмечено, что разные люди одну и ту же информацию усваивают, а затем воспроизводят разными способами. То есть индивидуальным способам мышления соответствуют различные стили и модели обучения, предполагающие разные подходы в выборе методов образования. В идеальной ситуации каждому ученику соответствует свой индивидуальный стиль обучения, учитывающий ментальные способности, возможности окружающей среды, культурные особенности и другие параметры.
Анализ предметной области. В общем виде,стиль обучения - это совокупность своеобразных приемов, способов, методов обучения и обучаемости, подход к организации механизмов усвоения, приобретения, запоминания и вызывание из памяти информации.
Логика пожизненного образования для каждого из нас, как непосредственных участников образовательного процесса, подразумевает, во-первых, диагностику индивидуального стиля обучения, во-вторых, разработку персонализированной образовательной стратегии и плана обучения, учебной программы в целом и, в-третьих, развитие мотивации и освоение новых моделей и стилей мышления и поведения для повышения личной эффективности.
В 2004 году командой ученых университета Ньюкастл (University of Newcastle), Лондон, под руководством Коффилда было проведено исследование существующих теорий стилей обучения. Ими было выделено 71 теория стилей обучения, разработанных с начала 20 века и по настоящее время. В каждой из них выделяют от 3 до 20 различных типов обучения, которым соответствуют определенный набор наиболее эффективных методик обучения(Coffield, 2004).
По итогам этого масштабного теоретического и практического исследования авторами было выделено 13 наиболее влиятельных моделей, доказавших свою эффективность на практике. Среди них можно перечислить:
модель стилей познания по Ридингу (Riding's model of cognitive style) и его анализ стилей познания(Cognitive Styles Analysis (CSA))
Индикаторы Майерс-Бригс (The Myers-Briggs Type Indicator (MBTI))
Профиль стиля обучения по Джексону (Jackson's Learning Styles Profiler (LSP))
Определение стиля обучения по Колбу (Kolb's Learning Style Inventory (LSl))
Индекс когнитивных стилей Элинсона и Хайеса (Allinson and Hayes' Cognitive Style Index (CSI)) и другие.
Как правило, для диагностики индивидуального стиля обучения используются специально разработанные анкеты, которые основаны на самоидентификации респондентом своих предпочтений в получении, обработке и воспроизведении информации. Следует отметить, что субъективные оценки могут меняться с течением времени. Индивид со временем развивает или, наоборот, приуменьшает свои когнитивные способности, следовательно, предпочтительный стиль обучения тоже меняется со временем. Кроме того, несмотря на многообразие теорий и концепций стилей обучения, каждому человеку присуща индивидуальная модель обучения, которая представляет собой комбинацию различных стилей. Однако осознание своих сильных и слабых сторон позволяет выбирать более эффективные методы обучения.
Из вышеизложенного можно сделать несколько промежуточных выводов:
Рекомендуется использовать несколько теорий, которые или дополняют друг друга или освещают разные аспекты обучения. Нужно подбирать теории обучения, учитывающие общий уровень знаний, возраст, статус, национальную культуру и другие особенности, чтобы основные положения были понятны обучающимся.
При определении стиля обучения желательно, во-первых, использовать соответствующий выбранной теории инструмент диагностики; во- вторых, анкеты должны быть простыми и понятными для самостоятельного заполнения; в-третьих, желательно периодически проводить диагностику (каждый год, семестр, после программы обучения, курса и так далее), чтобы своевременно вносить коррективы в программу обучения.
Методы обучения должны учитывать не только выявленный стиль, но и возраст, уровень образования, социальный статус, культурные особенности и ряд других показателей.
Другими словами, для эффективного обучения нужны: понятная теория, простые в использовании способы диагностики индивидуального стиля, периодичность тестирования, соответствующие методы обучения.
Почему важно определять индивидуальный стиль обучения в учебном заведении и компании?Во-первых, современные социально-экономические реалии требуют от человека для достижения успеха в профессиональной и личной сферах непрерывного обучения. Это позволяет развивать и поддерживать личностные и профессиональные компетенции на должном уровне. Во-вторых, половина знаний устаревает в течение примерно трех лет, поэтому необходимо постоянно восполнять их. Прошло то время, когда получив образование в колледже или университете, можно было работать до пенсии.
Таким образом, знание своего предпочтительного стиля обучения позволит для студента:
выбрать (составить) персональную программу обучения;
повысить эффективность от образовательного процесса;
сократить издержки на обучение (время, деньги, моральные силы и так далее);
расширить кругозор и использовать новые современные методы обучения.
Для сотрудников компании знание индивидуальных стилей обучения несет следующие преимущества:
Знание стиля обучения сотрудника помогает выстроить индивидуальный план его развития. Например, образовательный профиль команды можно учитывать при разработке корпоративного тренинга, при анализе результатов по итогам участия сотрудников в обучающих программах.
Знание собственного стиля обучения дает основу для личностного развития сотрудника, а также усвоения и использования новых моделей поведения.
Управление эффективным и результативным составом команды или рабочей группы предполагает наличие сбалансированного (спроектированного) набора стилей обучения участников.
Методика. В основу исследования, проведенного автором данной статьи, была положена циклическая четырехступенчатая эмпирическая модель процесса обучения и усвоения человеком новой информации(Experiential Learning Model), предложенная Дэвидом А. Колбом.
Почему из множества популярных теорий мы взяли за основу именно эту? Во-первых, это комплексная модель, описывающая образовательный цикл, стили и предпочтительные методы обучения. Во-вторых, она включает простые и релевантные методы диагностики и интерпретации индивидуальных стилей обучения. В-третьих, модель Колба можно применять как в
образовательных учреждениях, так и в компаниях для профессионального обучения. В-четвертых, эта модель коррелируется с другими научными теориями, например, культурными изменениями, ситуационным лидерством и др. И, в-пятых, данная модель стилей обучения широко известна и практически апробирована в сотнях исследований.
Ниже приведем основные положения данной теории.
Модель обучения Д. Колба включает четыре последовательные стадии. Стадия 1:получение непосредственного опыта (конкретный опыт, КО).Стадия2: наблюдение, в ходе которого обучающийся обдумывает то, что он узнал (рефлективное наблюдение, РН).Стадия 3:осмысление новых знаний, их теоретическое обобщение (абстрактная концептуализация, АК).Стадия 4:экспериментальная проверка новых знаний и самостоятельное применение их на практике (активное экспериментирование, АЭ). Возникающая при этом новая учебная ситуация становится новым конкретным опытом (стадия 1) и цикл начинается снова (Базарова Г., 2007. С. 43).
Для определения предпочтительного стиля обучения был разработан опросник Learning Style Inventory (далееLSI), состоящий из 12 предложений, описывающих ситуации обучения того или иного стиля. С помощьюLSI можно оценить 6 параметров. Четыре из них - указывают персональную ориентацию на конкретный опыт (КО), рефлективное наблюдение (РН), абстрактную концептуализацию (АК) или активное экспериментирование (АЭ). Комбинация этих значений характеризует индивидуальную модель обучения испытуемого. Соответствующие величины двух комбинированных параметров, АЭ-РН и АК-КО указывают на аккомодационный, дивергентный, ассимилирующий и конвергентный стили обучения(Kolb D., 2005).
Конкретный опыт (КО)
Экспвримвмтиробанив
Активное экспериментирование (АЭ) наблюдение (PH) Размышление Рис. 1. Модель и стили обучения по Д. Колбу 147
На рисунке 1 схематично представлена циклическая модель обучения Д. Колба и стили обучения. Кратко охарактеризуем основные показатели и стили и выделим приоритетные методы обучения.
Высокий показатель по КО (конкретный опыт) указывает на восприимчивый, ориентированный на получение опыта стиль обучения, где суждения и решения принимаются на основе конкретных ощущений. Люди с высоким показателем КО как правило, очень чуткие и ориентированные на построение отношений с людьми. Вместо теоретических подходов они предпочитают рассматривать каждую ситуацию как уникальный случай для получения знания. Они лучше обучаются на основе примеров и ситуаций, в которые они могут быть вовлечены. Они больше учатся у своих сверстников или равных по должности, чем от авторитетов (экспертов, начальников). Больше новой информации они получают из обратной связи и во время дискуссий (общения) с другими.Приоритетные методы обучения:семинары, наставничество, межличностное общение (диалог)(Kolb D., 2005).
Высокий показатель РН (рефлексивное наблюдение) указывает на подход в обучении, учитывающий предварительное, беспристрастное и рефлексивное осмысление информации. Люди с высоким РН опираются на тщательную предварительную подготовку при принятии решений, и предпочитают такие учебных ситуаций, как лекции, которые позволяют им выступать в роли беспристрастных наблюдателей и слушателей. Эти люди, как правило, интроверты.Приоритетные методы обучения:лекция, выступления с докладом, наблюдение, мастер-классы экспертов(Kolb D., 2005).
Высокий показатель AК (абстрактная концептуализация) указывает на аналитический, концептуализированный подход к обучению, который в значительной мере опирается на логическое мышление и рациональные оценки. Люди с высоким показателем АК, как правило, больше ориентированы на предметы и символы, меньше на взаимодействие с другими людьми. Они лучше обучаются в ориентированных на статус, а также обезличенных учебных ситуациях, которые включают теорию и системный анализ. Меньше всего им подходят следующие методы обучения: эксперименты, практические упражнения-симуляции.Приоритетные методы обучения:аналитика, сравнительный анализ, кабинетные методы сбора и обработки информации(Kolb D., 2005).
Высокий показатель (АЭ - активное экспериментирование) указывает на активный, деятельный подход в обучении, который опирается на эксперименты. Люди с высоким АЭ учатся лучше, когда они могут участвовать в проектах, готовить домашние задания, принимать участие в дискуссиях в малых группах. Они не любят пассивное обучение и такие методы, как лекции. Эти люди, как правило, экстраверты.Приоритетные методы обучения:проекты, презентации, групповые дискуссии, командные ролевые и деловые игры.(Kolb D., 2005).
Как правило, индивидуальный стиль обучения - это комбинация четырех описанных выше предпочтений. Поэтому наибольший интерес представляют комбинации показателей КО-АК и АЭ-РН, что показывает преобладание абстрактного над конкретным (экспериментальным) опытом, действия над рефлексивным мышлением.
Исследования, проводившиеся в течение 30 последних лет, показали, что всех студентов в зависимости от свойственного им стиля познания можно разделить на четыре основные группы: с дивергентным, ассимилирующим, конвергентным и аккомодационным стилем познания.
Аккомодационный стиль (преобладание АЭ и КО). Оптимальная сфера для этих людей - сфера практического жизненного опыта. Они четко планируют свою деятельность и любят экспериментировать с чем-то новым и содержащим вызов. Они больше полагаются не на логический анализ, а на интуицию и имеют склонность при разрешении проблем прибегать не столько к систематизированной критике, сколько к взаимодействию с другими людьми. Они выделяются в видах деятельности, где требуется риск и адаптивность (Уэттен Д.А., 2005).
Таким образом, можно выделить следующие методы обучениядля аккомодаторов:
практический жизненный опыт (апробация, эксперимент);
взаимодействие с другими людьми (наставничество, групповая работа);
руководство, лидерство.
Дивергентный стиль (преобладание КО и РН). Лица с подобным стилем познания уверенно чувствуют себя в ситуациях, требующих генерации новых идей и выработки альтернативных перспектив. Им нравится творческая активность, связанная со всесторонним рассмотрением проблем. Они, как правило, используют методы индукции и отличаются необычайной широтой интересов. Согласно данным исследований, для этих людей характерно развитое воображение, эмоциональность, тяга к искусству и стремление к работе в группах, участники которых могут придерживаться самых разных мнений (Уэттен Д.А., 2005).
Методы обучениядля дивергентного стиля:
визуальное представление информации (подготовка презентаций);
генерация новых идей и выработка альтернатив (мозговой штурм);
работа в группе (дискуссия, ролевые деловые игры);
активная коммуникация (полилог).
Ассимилирующий стиль (преобладание РН и АК). Люди с таким стилем познания лучше всего подходят для обработки больших объемов информации и изложения ее в точной, компактной и логичной форме. Они не склонны к получению информации при взаимодействии с другими людьми, предпочитая работать с абстрактными идеями и концепциями. Они широко используют методы индукции и стремятся к осмыслению всей наличной информации. Логическую безукоризненность теории они ставят выше ее практической, или прикладной, ценности (Уэттен Д.А., 2005).
Предпочтительные методы обучениядля ассимиляторов:
обработка и анализ информации (аналитический отчет);
лекции, чтение, работа с абстрактными понятиями (вывод формул, посторенние алгоритмов);
поиск и обработка информации (интерпретация).
Конвергентный стиль (преобладание АК и АЭ). Лица, которым присущ такой стиль, умело используют на практике разного рода идеи и теории. При решении проблем и принятии решений они предпочитают иметь дело скорее с техническими задачами и сформулированными проблемами, чем с вопросами социальных и межличностных отношений. Они умеют воплощать идеи на практике и разрешать понятные им проблемы (Уэттен Д.А., 2005).
К методам обучения,соответствующим данному стилю можно отнести:
практическую апробацию идей и теорий (эксперимент);
решение теоретических и технических задач (задачи, кейсы);
построение моделей (исследование, моделирование ситуаций).
Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что в настоящее время в высших учебных заведениях делается слишком большой упор на теоретические методы обучения, которые соответствуют рефлективному наблюдению (РН) и абстрактной концептуализации (АК), которым обычно посвящается едва ли не все время аудиторных занятий. Данное утверждение относится и к преподаванию дисциплин для студентов специальности «связи с общественностью».
При этом будущим специалистам по связям с общественностью очень важна практическая деятельность и получение конкретного опыта. То есть в рамках программы не хватает методов конкретных ситуаций (case study) или экспериментальных упражнений, призванных способствовать развитию у студентов эффективных навыков менеджмента и лидерства.
Можно отметить, что наилучшие программы обучения для будущих специалистов по связям с общественностью должны включать методы, как активного обучения и экспериментирования, так и аудиторные обсуждения и сдачу экзаменов.
Экспериментальная часть. В феврале 2011 года автором данной статьи было проведено исследование стилей обучения по модели Д. Колба с использованием переведенного на русский язык и адаптированного опросника Learning Styles Inventory (далееLSI), содержащего 12 высказываний о предпочтительных моделях получения и обработки информации. В исследовании приняли участие 73 студента 4 курса, дневной формы обучения специальности «связи с общественностью» Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета (далее Инжэкон) и 13 студентов 4 курса, дневной формы обучения специальности «связи с общественностью» Санкт-Петербургской академии управления и экономики (далее СПбАУЭ) в качестве контрольной группы. Средний возраст респондентов составил 20,5 лет. Так как количество девушек (74 человека - 86%) значительно превысило количество юношей (12 человек - 14%), что в целом, связано со спецификой специальности «связи с общественностью», то не целесообразно в рамках данной статьи, разделять результаты исследования по гендерному признаку для их сравнения и интерпретации.
В рамках данного исследования автор хотел получить ответы на следующие вопросы: Существуют ли сходства или различия между студентами одной специальности, обучающихся в разных вузах? Присуща ли студентам, будущим специалистам по связям с общественностью, ориентация на активное действие и получение конкретного опыта? А также, какие методы обучения наиболее эффективно позволят обучить необходимым компетенциям будущих менеджеров в области коммуникационного менеджмента?
Результаты и выводы. Распределение средних значений по стилям обучения выглядит следующим образом:
Конкретный опыт(КО, чувства): Инжэкон - 26,44; СПбАУЭ - 31.
Рефлективное наблюдение(РН, наблюдение): Инжэкон - 28,56; СПбАУЭ - 29,08.
Абстрактная концептуализация(АК, размышление): Инжэкон - 32,13; СПбАУЭ - 29,15.
Активное экспериментирование(АЭ, действие): Инжэкон - 32,81; СПбАУЭ - 30,77.
Результаты показывают, что студенты специальности «связи с общественностью» обоих вузов предпочитают обучение действием. При этом студенты СПбАУЭ больше ориентированы на получение конкретного опыта и эксперимента, а студентам Инжэкона среди прочего важно обучение путем осмысления и логического анализа.
Эти выводы подтверждают соотношения комбинированных параметров АЭ-РН и АК-КО. Студенты Инжэкона предпочитают конвергентный стиль обучения, который характеризуется высокими показателями абстрактной концептуализации (АК) и активного экспериментирования (АЭ). Таким образом, наиболее эффективными методам обучения для студентов Инжэкона являются: решение теоретических и практических кейсов, моделирование реальных ситуаций в формате деловых игр, постановка эксперимента и участие в творческих проектах, где есть заданные условия, а также участие в групповых дискуссиях. Среди важных компетенций будущих менеджеров по связям с общественностью, присущих данному стилю обучения можно отнести: составление планов и стратегий и их практическое осуществление, ориентация на командное взаимодействие, использование логического анализа, проведение мониторингов и составление отчетов.
Студенты СПбАУЭ предпочитают аккомодационный стиль обучения, который характеризуется высокими показателями активного экспериментирования (АЭ) и конкретного опыта (КО). Таким образом, предпочтительными методами обучения для этих студентов являются: наставничество и командная работа, участие в тренингах и деловых играх, участие в практических проектах и мастер-классах. Среди важных навыков менеджеров с аккомодационным стилем обучения можно выделить: ориентацию на практическую реализацию поставленных задач, умение управлять людьми и делегировать полномочия, ориентацию на межличностное взаимодействие.
Проведенное исследование подтверждает предположение, что на специальности «связи с общественностью» обучаются студенты, ориентированные на межличностную коммуникацию и командное взаимодействие, проектную и практическую деятельность и развивающие лидерские и управленческие навыки.
Резюмируя, можно отметить, что результаты диагностики стилей обучения по опросникам LSI можно эффективно использовать при формировании персональных или групповых моделей обучения в высших учебных заведениях; а также использовать в компаниях для составления персональных планов развития сотрудников и более эффективного распределения трудовых задач в соответствии с персональными способностями.
Библиография
Базарова Г. Особенности обучения взрослых. Менеджер по персоналу. 2007, № 2, стр. 42-49.
Определение своего стиля познания [Электронный ресурс] / пер. с англ. Уэттен Д.А. (David A. Whetten) - Электрон. дан. - М.: Элитариум: Центр дистанционного образования «Элитариум.ру», 7 декабря 2005. - Режим доступа:http://www.elitarium.ru/2005/12/07/opredelenie_svoego_stilja_poznanija.html , свободный - Загл. с экрана.
Coffield, F., Moseley, D., Hall, E., Ecclestone, K. Learning styles and pedagogy in post-16 learning. A systematic and critical review. London: Learning and Skills Research Centre, 2004. 182 p.
Kolb D.A., Kolb A.Y. The Kolb Learning Style Inventory - Version 3.1. Technical Specifications. Boston: Experience Based Learning Systems, Inc. & Case Western Reserve University. 2005., 72 p.
- Гоу впо «Омский государственный технический университет» Факультет гуманитарного образования Кафедра «Психология труда и организационная психология» Лаборатория экономической психологии
- Оглавление
- Экономическая и организационная психология
- Секция 1. Психологические аспекты освоения социальноэкономического пространства Факторы экономического поведения в ситуациях психологической игры
- Условия игры
- I 50,0 н 40,0
- 100 Т.Р. 1 т.Р. 10 т.Р. Исходная сумма
- Идентификационные показатели сфер жизни
- Рациональность и экономическое поведение: междисциплинарный подход
- Психосемантический анализ товарного фетишизма у подростков
- Личностные факторы эмоционального выгорания операционнокассовых работников
- Эмоциональное содержание феномена акме
- Особенности формирования профессионального самосознания в процессе получения психологического образования
- Самосознание как детерминант копинг-поведения в ситуации трудоустройства
- Формирование учебного пространства в условиях совершенствования системы профессионального самоопределения