logo search
Копинг-поведение / Профессиональное самосознание

Личностные факторы эмоционального выгорания операционно­кассовых работников

Галецкая Инна Ивановна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии, Львовский национальный университет имени Ивана Франка, г. Львов, Украина;innahaletska@ukr.net

Прядко Светлана Владимировна, психолог, старший контролер-кассир, «Ощадбанк», г. Львов, Украина

Феномен "эмоционального выгорания" - многокомпонентный синдром, который проявляется состоянием физического и психического истощения, деперсонализацией и редукцией профессиональных достижений, вызван­ный интенсивным межличностным взаимодействием при работе с людьми, которая сопровождается эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. Принято считать, что эмоциональное выгорание наиболее ха­рактерно для представителей профессий, которые вынуждены постоянно общаться с людьми, прежде всего медицинской и образовательной сфер, рабочих служб социальной помощи, работникам правоохранительных орга­нов (профессии типа "человек - человек"). В последнее время появляются исследования эмоционального выгорания у работников, относящихся к кате­гории профессий типа "человек - машина" - программистов, пилотов, а также профессий «человек - человек - машина», к которым можно отнести опера­ционно-кассовых работников банковских учреждений.

Анализ предметной области. Первые исследования выгорания пер­сонала появились в работах американских психологов и касались предста­вителей "помогающих" профессий (врачи, психологи, психиатры и т.п.) На первой фазе исследований феномен "выгорания" изучался в двух направ­лениях - клиническом (психиатрическом) и социально-психологическом. Именно представитель клинического направления Х. Дж. Фройденбергер (Н.Freudenberger) в 1974 году ввел понятие"burnout" для обозначения психоло­гического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально напряженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Предметом исследований клини­ческого направления были симптомы "выгорания" и особенности психиче­ского здоровья. В рамках социально-психологического подхода, представ­ленного работами социального психолога Кристины Маслач(C. Maslach) и коллег (начиная с 1978 г.), были выделены три категории симптомов выго­рания: физические, поведенческие и психологические, причем предпочтение отдавалось ситуативным факторам над личностными.

В 80-е годы ХХ века Б. Пельман и Э. Хартман (B. Pelman, E. Hartman), проанализировав различные определения "выгорания", выделили три глав­ных компонента синдрома: эмоциональное и/или физическое истощение, деперсонализация и снижение производительности (Орел В.Е. , 2001). В 1983 году Э. Махер (Э.Maher) обобщает перечень симптомов "эмоциональ­ного выгорания": усталость, истощение, психосоматические расстройства, бессонница, негативное отношение к клиентам, негативное отношение к самой работы, злоупотребления химическими, отсутствие аппетита или, наоборот, переедание, негативная "Я-концепция", агрессивные чувства (раздражение, напряженность, тревожность, волнение, возбуждение, гнев), подавленное настроение и связанные с ним эмоции (цинизм, пессимизм , чувство безнадежности, апатия, депрессия), переживание чувства вины. При этом сам феномен "эмоционального выгорания" Е. Махер понимает как раз­новидность профессионального стресса, которому подлежат в первую оче­редь люди с низким уровнем эмпатии и склонные к авторитаризму. С сере­дины 90-х годов ХХ в. исследования выгорания вышло на качественно но­вый уровень. Появляются исследования широкого круга социальных про­фессий, у работников офиса, военнослужащих, руководителей, а также профессий "несоциальной сферы" (программисты, пилоты и т.д.).

Д. Дирендонк, В. Шауфели, Х. Сиксма (D. Dierendonck, W. Schaufeli, H. Sixma) считают, что "синдром эмоционального выгорания" целесообразно свести к двухмерной конструкции, состоящей из эмоционального истощения и деперсонализации. Первый компонент "аффективный" относится к сфере жалоб на свое здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение, второй - деперсонализация - проявляется в изменении отношения или к пациентам, или к себе. Трехфакторная модель К. Маслач и С. Джексон как составляющие выгорания определяет эмоцио­нальное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений(S§k H., 2006). Авторы четырехфакторной модели Р. Шваб, Э. Иваник, А. Мимзи(R. Schwab, E. Iwanicki, А.Mims) считают, что один из элементов "эмоционального выгорания" (эмоциональное истощение, деперсонализа­ция или редукция персональных достижений) делится на два отдельных фактора (Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С., 2009).

В СНГ исследования выгорания появляются в конце ХХ в. в работах

В.В. Бойко, Н.Е. Водопьяновой и О.С. Старченково, В.Е. Орла, Т.В. Форма- нюк, Л. Китаева-Смык, Н.Н. Скугаревськой, Л.М. Карамушки и Т.В. Зайчико­ва, Н.Ю. Максименко и С.Д.Максименко и др. Классификация симптомов выгорания В.В. Бойко и «Методика диагностики уровня эмоционального вы­горания», позволяющая оценить проявления синдрома по двенадцати ос­новными симптомами, которые обычно сопровождают три компонента «профессионального выгорания»: напряжение, резистенции, истощение (Бойко В.В., 1996) используется во многих исследованиях выгорания в СНД. Исследование Л.А. Китаев-Смык, Н.Н. Скугаревской направлены на уточне­ние симптомов и фаз выгорания. Н.Е. Водопьянова и О.С. Старченкова рас­сматривают выгорание как следствие рабочих долговременных стрессов межличностных коммуникаций в профессиональной сфере (Водопьянова

Н.Е., Старченкова Е.С., 2009). Украинские исследователи Л.М. Карамушка и Т.В. Зайчикова, Н.Ю. Максимова и С.Д. Максименко, К.О. Малышева иссле­довали особенности проявлений "выгорания" у педагогов, психологов и вра­чей. Н.Ю.Максимова и С.Д. Максименко обращают внимание, что основным компонентом выгорания является несоответствие между личностью и тре­бованиями, которые к ней предъявляются. На основании анализа связи вы­горания и психологического здоровья (Галецкая И.И., 2007) И.И.Галецкая и М.М.Мельник (Галецкая И.И., Мельник М.В., 2007) указывают на отсутствие зависимости выгорания от степени самодетерминации, развитие выгорания у менеджеров с низким уровнем ориентации во времени, а также обращают внимание на меньшую вероятность и интенсивность выгорания у менедже­ров с положительным отношением к миру и более высоким уровнем само­уважения.

Поскольку эмоциональное выгорание является следствием действия различных стрессов, с которыми человеку приходится сталкиваться в про­фессиональной деятельности, то к факторам, которые способствуют его появлению, следует отнести, как внешние условия профессиональной дея­тельности (условия материальной среды, содержание работы и социально­психологические условия деятельности), так и особенности личности, вы­ступающей субъектом этой деятельности. Б. Перлман и Е. Хартман выдели­ли три группы переменных, оказывающих влияние на развитие синдрома выгорания в профессиях типа «человек - человек»: 1) личностные (экстра­версия / интроверсия; реактивность, пол, возраст, семейное положение; стаж работы, уровень образования; выносливость; локус контроля; само­уважение, уровень эмпатии; поведенческий тип А, степень удовлетворенно­сти работой; мотивация), 2) ролевые (ролевые конфликты; ролевая неопре­деленность) и 3) организационные (условия работы; рабочие перегрузки; дефицит времени, продолжительность рабочего дня; неопределенный со­держание труда; работа, требующая исключительной производительности и повышенного профессионализма, количество клиентов, острота их проблем, глубина контакта с клиентом, степень самостоятельности и возможность принимать решения; характер руководства).

Постановка проблемы. Цель настоящего исследования - определить психологические особенности развития «эмоционального выгорания» у опе­рационно-кассовых работников. Профессиональная деятельность операци­онно-кассовых работников отличаются когнитивной сложностью межлично­стного общения. Специфика профессиональной деятельности операцион­но-кассовых работников предполагает множество ситуаций с высокой эмо­циональной напряженностью и когнитивной сложностью межличностного общения, что требует от специалиста значительного личного вклада в уста­новление позитивных отношений и умения управлять эмоциональным на­пряжением делового общения. Потенциально высокая стрессогенность обу­словлена высокими требованиями к квалификации работника, его ответст­венности, трудоспособности, способности переключения внимания, комму­никативным свойствам, поскольку эти психологические аспекты существен­но влияют на качество обслуживания клиентов, а таким образом и на ус­пешность развития банковского бизнеса. По данным Н. В. Самоукиной, большинство банковских сотрудников, к которым относятся и операционно­кассовые работники, жалуются на недомогание стрессогенного характера: головные боли, резкое повышение или понижение кровяного давления, му­чительные ощущения в области сердца. Нередки проявления немотивиро­ванной раздражительности: люди становятся агрессивными по отношению друг к другу, срываются на крик, или очень молчаливы и погружены в себя. Относительно высокое финансовое обеспечение сотрудника банковской сферы не компенсирует негативного влияния хронического стресса на его жизнь и работу (Самоукина Н.В., 1997).

От операционно-кассового работника, который непосредственно рабо­тает с клиентом, требуется соблюдение Кодекса корпоративной этики ", цель которого - обеспечить осознание сотрудниками банка ответственности перед клиентами и деловыми партнерами за выполнение своих должностных обя­занностей. Кроме непосредственной работы с клиентами необходимо вы­полнять определенное количество бумажной работы (это формирование текущей и отчетной документации), работа с наличными (прием, пересчет, сортировка), что требует высокой концентрации внимания и быстроты реа­гирования, распределения и переключения внимания. Обычно все эти виды деятельности приходится выполнять одновременно, поскольку создание очереди посетителей является одним из показателей некачественного об­служивания и не одобряется руководством. Быстрое и качественное обслу­живание клиентов является одним из основных требований, предъявляемых к операционно-кассового работника. Длительная сидячая работа за компью­тером вызывает негативное влияние на самочувствие человека (боли в спи­не, ухудшение зрения), а определенные технические перерывы каждый час на десять-пятнадцать минут из-за количества клиентов и их недовольства через перерыв в работе часто просто не невозможны. Работа компьютеров и принтеров создает постоянный шумовой фон, что затрудняет возможность концентрации внимания. Дополнительными организационными стрессовыми факторами, являются постоянные изменения правил проведения операций, изменение инструкций, проведение тестирований и собеседований с целью повышения квалификации. Кроме того необходимым профессиональным качеством является умение эффективно общаться (в том числе необходимо поддерживать зрительный контакт, поздороваться, при совершении опера­ции сказать «пожалуйста», сделать так, чтобы клиент поблагодарил за каче­ственное обслуживание) и регулировать конфликтные ситуации.

Согласно исследованиям Н. Водопьяновой и Е.С. Старченковой служа­щие коммерческих банков с небольшим стажем работы переживают выгора­ние не реже, чем их коллеги, работающие с клиентами более шести лет; среди служащих с большим стажем работы эмоциональное истощение об­наружено у 60%, деперсонализация - в 40%, а редукция личных достижений - в 60% случаев. Выгорание ухудшает эффективность работы операционно­кассового работника с клиентами, снижает качество обслуживания и в част­ности оказания необходимой клиенту информации, что приводит к потере клиентов и, как следствие, падению доходов банка. Несмотря на актуаль­ность данной проблематики, исследований, посвященных "эмоционального выгорания" операционно-кассовых работников на сегодня очень мало. Они, в основном отмечают, что представителям данной профессии с большим стажем работы наиболее характерные эмоциональное истощение и редук­ция личных достижений, деперсонализация же характерна им в меньшей степени.

Методики исследования. Согласно гипотезе нашего исследования существенными факторами развития выгорания у операционно-кассовых работников являются личностные качества, прежде всего когнитивные стили и особенности темперамента, которые формируют определенные предиспо- зиции для эффективности профессиональной деятельности. Для исследо­вания уровня эмоционального выгорания в операционно-кассовых работни­ков банковских учреждений была использована «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. Бойко»; для исследования психологи­ческих особенностей были использованы: «Опросник структуры темпера­мента В. Русалова», методика "Определение когнитивно-деятельностного стиля" Л. Ребекка, «Ценностный опросник» С. Шварца и шкала «Удовлетво­ренность жизнью» Э. Динера. В исследовании приняло участие 53 операци­онно-кассовые работники, возраст от 24 до 56 лет. Обработка результатов исследования произведена при помощи дескриптивного, корреляционного, кластерного анализа методом К-средних и однофакторного дисперсионного анализа .

Результаты исследования. Для определение личностных факторов эмоционального выгорания был проведен анализ корреляционных связей показателей эмоционального выгорания (фаз и компонентов) и характери­стик темперамента и индивидуальных ценностей. Корреляционный анализ показал наличие связи между возрастом и уровнем развития фазы «рези- стенции», а также выраженностью симптомов выгорания тревога и депрес­сия. Тревога и депрессия больше выражены у лиц со средним техническим образованием. Увеличение стажа работы сопровождается возрастанием выраженности депрессии и тревоги, экономии эмоций и редукцией профес­сиональных обязанностей. Условия труда являются важным внешним фак­тором, влияющим на развитие выгорания: чем меньше работник банка до­волен своей профессиональной деятельностью в целом, тем отчетливее у него проявляются недовольство собой, выборочное (неадекватное) эмоцио­нальное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, редук­ция профессиональных обязанностей и эмоциональная отстраненность. Уровень развития всех трех фаз выгорания также связан с неудовлетво­ренностью различными аспектами профессиональной деятельности: разно­образием выполняемой работы, престижностью работы, отношениями в коллективе, организацией работы. Интеллектуальная или физическая уста­лость после работы сопровождается усилением выгорания, хотя выявлен­ные связи нельзя интерпретировать однозначно, поскольку неудовлетво­ренность может быть как причиной, так и следствием выгорания.

На основании анализа корреляций показателей выгорания и компонен­тов структуры темперамента выявлено следующие зависимости. Более низ­кий уровень «социальной эргичности» (незначительная потребность в соци­альных контактах, избегание социально активных форм поведения, замкну­тость, социальная пассивность) сопровождается усилением таких симпто­мов выгорания как тревога и депрессия, экономия эмоций и психосоматиче­ские нарушения. При увеличении уровня «социальной эргичности» (потреб­ность в социальном контакте, стремление к социальным формам деятель­ности, желание быть лидером, желание занимать высокий статус, познание мира через коммуникацию) возрастает выборочное эмоциональное реаги­рование, эмоциональный дефицит и эмоциональная отстраненность и на­блюдается развитие фазы «истощение». При более низком уровне «пла­стичности» (пластичность отражает легкость переключения внимания с од­ной формы деятельности на другую, что важно в работе операционно­кассового работника банка) наблюдается увеличение неудовлетворенности собой, тревога и депрессия, эмоционально-нравственная дезориентация и редукция профессиональных достижений. Трудности переключения внима­ния с одной формы деятельности на другую, что вызывает медлительность в работе и недовольство клиентов, коррелируют с выраженностью фаз «на­пряжения» и «резистенция». Чем ниже темп деятельности операционно­кассового работника, тем больше выявляются симптомы тревога и депрес­сия, а также экономия эмоций. При увеличении темпа деятельности и соци­ального темпа возрастает вероятность развития выборочного эмоциональ­ного реагирования, эмоционального дефицита и эмоциональной отстранен­ности. Возрастание уровня «эмоциональности» (высокая чувствительность к различию между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатом реальных действий, чувство неуверенности, тревоги, неполноценности, вол­нение относительно работы, чувствительность к неудачам) и «социальной эмоциональности» (высокая эмоциональность в коммуникативной сфере, высокая чувствительность к неудачам в общении) сопровождается увеличе­нием уровня тревоги и депрессии, экономией эмоций, психосоматическими нарушениями.

Дальнейший анализ был направлен на выяснение связей когнитивных стилей и синдрома выгорания. Преобладание слуховой репрезентативной системы коррелирует с большинством симптомов выгорания (недовольство собой, тревога и депрессия, эмоционально-нравственная дезориентация редукция профессиональных достижений, (р<0,05), деперсонализация (р<0,01), выборочное эмоциональное реагирование, экономия эмоций (р<0,001)) и фазами синдрома выгорания (напряжение (р<0,05), резистени- ции и истощения (р<0,001). Выраженность кинестетической репрезентатив­ной системы наоборот снижает интенсивность психотравмирующих ситуа­ций, деперсонализации и истощения (р<0,01). При более высоком уровне интроверсии наблюдается увеличение выраженности фазы «резистенция» (р<0,01), а также симптомов фазы «напряжения» тревога и депрессия (р<0,01) и неудовлетворенность собой (р<0,05). Преобладание регламенти­рованного подхода сопровождается редукцией профессиональных обязан­ностей (р<0,05), нерегламентированного - эмоционально-моральной дез­ориентацией. При аналитическом мышлении наблюдается увеличение уровня тревоги и депрессии (р<0,05), но одновременно уменьшение эмоцио­нальной отстраненности (р<0,01), деперсонализации и истощения (р<0,05). При более высоких показателях по шкале синтез возрастает вероятность развития эмоциональной отчужденности и «загнанности в клетку» (р<0,05), хотя уменьшается выраженность экономии эмоций (р<0,05).

Одной из гипотез исследования было предположение, что возможными предпосылками развития эмоционального выгорания являются индивиду­альные ценности. Поскольку индивидуальные ценности определяют наибо­лее значимые для человека цели, то в случае несоответствия обусловлен­ной ценностями мотивационной ориентации, вследствие специфики работы кассовых операторов, вероятность и интенсивность развития эмоционально­го выгорания возрастает. Выявленные при помощи корреляционного анали­за связи в целом подтвердили предположения. Более высокая значимость ценности самостоятельности сопровождается увеличением тревоги и де­прессии (р<0,001), эмоционально-моральной дезориентации (р<0,05), психо­соматическими нарушениями (р<0,01) и фазой резистенции (р<0,01). В то же время значимость ценностей духовности, благожелательности и универса­лизма выявляют благоприятствующее влияние сочетаются с уменьшением второй фазы синдрома выгорания (р<0,01). Более высокая значимость цен­ности власти сопровождается редукцией профессиональных обязанностей и избирательным эмоциональным реагированием (р<0,01), ценность достиже­ний коррелирует с увеличением избирательного эмоционального реагиро­вания и эмоциональным дефицитом (р<0,01), увеличение ценности конфор­мизма сопровождается деперсонализацией и экономией эмоций (р<0,01).

Поскольку эмоциональное выгорание априорно рассматривается как негативный для физического, психического, профессионального и социаль­ного благополучия человека процесс, то очевидно предположение негатив­ного влияния выгорания на удовлетворенность жизнью. Анализ корреляци­онных связей уровня удовлетворенности жизнью и симптомов и фаз выго­рания должен учитывать их реципрокность, поскольку неудовлетворенность жизнью выступает дополнительным фактором риска развития выгорания, в то же время - развитие синдрома выгорание препятствует получению удо­вольствия от жизни. Поэтому вполне ожидаемым результатом является снижение уровня удовлетворенности жизнью при увеличении выраженности фаз напряжения и резистенции, возрастании неудовлетворенности собой, тревоги, депрессии и экономии эмоций (р<0,01). Неожиданным результатом было отсутствие каких-либо связей фазы истощения с уровнем удовлетво­ренностью жизнью. Объяснить это можно тем, что только у 4% исследуемых эта фаза была развита, то есть в большинстве случаев она была вообще не значима. Отсутствует связь удовлетворенности условиями жизни с каким- либо симптомом выгорания, что можно трактовать как подтверждение большой значимости для развития выгорания личностных факторов.

Сравнительный анализ социально-психологических характеристик муж­чин и женщин обнаружил различия между ними по отдельным показателям. Что касается психологических характеристик, не обнаружено статистически достоверных различий между показателями темперамента и когнитивных стилей мужчин и женщин, отличие ценностей состоит в более высокой зна­чимости ценностей самостоятельности (р<0,05), достижений и власти (р<0,001) у мужчин. Особенности выгорания выявляются в том, что у мужчин выше уровень развития симптома «загнанности в клетку» (р<0,05), у женщин выше уровни экономии эмоций, тревоги и депрессии (р<0,01), а также психо­соматических и психофизиологических нарушений (р<0,001) (см.табл.1).

Таблица 1.

Достоверные различия выраженности выгорания у мужчин и женщин*

Муж.

Жен

t-

критерий

Р

средн.

Стд.

откл.

средн.

Стд.

откл.

Самостоятельность

34,33

2,90

29,67

6,14

2,53

0,015

Достижения

32,75

3,65

26,85

5,14

3,69

0,001

Власть

17,17

5,08

12,05

3,82

3,74

0,000

«Загнанность в клетку»

7,25

6,82

3,67

3,40

2,46

0,017

Тревога та депрес­сия

1,67

2,15

5,59

4,39

-2,97

0,005

Экономия эмоций

3,50

4,17

10,56

8,39

-2,80

0,007

Психосомат. нару­шения

1,75

2,93

5,85

3,84

-3,40

0,001

* Примечание: в связи с большим объемом таблицы редакция сократила ее объем. В оригинальном варианте таблица представлена на сайте конфе­ренции.

Сравнения результатов корреляционного анализа, проведенного от­дельно в группе женщин и группе мужчин, позволяет рассмотреть отличия функциональных связей. Связь выгорания и социально-демографических показателей: а) у мужчин имеется лишь связь уровня образования и выра­женности психосоматических нарушений; б) у женщин этих связей больше: с возрастом и семейным положением увеличивается редукция профессио­нальных обязанностей и выраженность фазы «резистенции», наличие выс­шего образования сопровождается снижением интенсивности выгорания. Связь выгорания и индивидуальных ценностей: а) более высокая значи­мость ценностей стимуляции, гедонизма и достижений связана с возраста­нием ощущения «загнанности в клетку» и фазы «напряжения» (р<0,05), зна­чимость ценности достижений сопровождается увеличением психосомати­ческой симптоматикой (р<0,01); б) у женщин при меньшей значимости цен­ностей духовности (р<0,01), универсализма, доброты и более высокой зна­чимости ценности власти (р<0,001) наблюдается увеличение редукции про­фессиональных обязанностей и фазы «резистенции» в целом. Связь выго­рания и удовлетворенности жизнью: а) у мужчин неудовлетворенность жиз­нью сопровождается ощущением загнанности в клетку и психосоматической симптоматикой (р<0,05), б) у женщин -- увеличением выраженности фазы напряжения (р<0,05). Связь выгорания с темпераментом и когнитивными стилями: а) у мужчин увеличение редукции профессиональных обязанно­стей наблюдается при увеличении социальной эргичности, более высокая пластичность сопровождается уменьшением выраженности фазы резистен­ции (р<0,05); б) у женщин редукция профессиональных обязанностей повя­зана с более низким уровнем пластичности (р<0,05), психосоматические нарушения интенсивней при меньшем уровне эргичности (общей и социаль­ной (р<0,01), более высокий уровень социальной эргичности, темпа и соци­ального темпа сопровождается увеличением уровня фазы истощения

(р<0,01).

Для выяснения психологических особенностей лиц с разным уровнем развития выгорания при помощи кластерного анализа методом К-средних, учитывая уровень развития фаз синдрома, было выделено три группы - с высоким, среднем и низким уровнем выгорания (см. рис.1).

ео

' . ' высокий СВ

.-д-средний СВ

10 . , . "■ ■ низкий СВ

Напряжение Резистенция Истощение

Рис. 1. Кластеры с разным уровнем выраженности выгорания.

Однофакторный дисперсионный анализ позволил определить ста­тистически достоверные отличия психологических характеристик лиц с раз­ным уровнем выгорания (см.табл.2).

Таблица 2.

Характеристики когнитивных стилей и индивидуальные ценности кассовых

работников с низким, средним и высоким уровнем выгорания*

низк СВ

ср СВ

выс СВ

F

Р

Самостоятельность

33,86

27,67

30,00

6,78

0,00

Стимуляция

6,62

8,22

4,75

3,30

0,05

Удовлетворенность

жизнью

22,95

19,78

20,17

4,43

0,02

Пластичность

9,76

8,56

7,58

3,65

0,03

Эмоциональность

3,19

5,33

4,67

3,79

0,03

Соц. эмоциональ­ность

5,29

7,11

7,08

4,42

0,02

Слуховая репрезен- тационная система

14,05

16,50

20,33

12,54

0,00

Интроверсия

11,76

11,89

15,33

3,43

0,04

Нерегламентиро- ванный подход

12,52

10,94

8,92

3,51

0,04

Примечание: в связи с большим размером таблицы редакция сократила ее объем. В оригинальном варианте таблица представлена на сайте конфе­ренции.

Для лиц с низким уровнем синдрома выгорания характерны высокая значимость ценности самостоятельности и средний уровень ценности сти­муляции, высокий уровень пластичности и нерегламентированного подхода, низкий уровень эмоциональности и социальной эмоциональности, средний уровень интроверсии и не-преобладание слуховой репрезентативной систе­мы. Для лиц с высоким уровнем выгорания характерны низкий уровень не- регламентированного подхода, преобладание слуховой репрезентативной системы, высокий уровень интроверсии и достаточно высокая значимость ценности самостоятельности и низкая значимость ценности стимуляции.

Заключение. В ходе проведенного нами исследования выявлено, что наиболее часто у операционно-кассовых работников наблюдается фаза резистенции которая сформировалась у 33,3% лиц, а у 47% находится на стадии формирования. Хотя сформированная фаза истощения диагности­рована только у 2% исследуемых, но настораживает, что 33,3% респонден­тов она находится на стадии формирования. Наиболее выраженными сим­птомами выгорания являются редукция профессиональных обязанностей, выборочное эмоциональное реагирование и эмоциональная отстранен­ность. С возрастом и стажем профессиональной деятельности увеличива­ются уровни тревоги и депрессии, экономия эмоций, редукция профессио­нальных обязанностей, неудовлетворенностью профессией (с ней коррели­руют все три фазы «выгорания»). Для мужчин более характерно ощущение «загнанности в клетку», у женщин этот симптом выражен меньше, но на­блюдаются более высокие уровни выраженности тревоги и депрессии, эко­номии эмоций, а также психосоматические и психофизиологические нару­шения.

Для лиц с высоким уровнем выгорания характерны меньшая пластич­ность, большая эмоциональность, преобладание слухового восприятия и высокие показатели интроверсии, что вероятно связано с приведенными выше особенностями профессиональной деятельности операционно­кассовых работников. Развитию всех фаз выгорания благоприятствуют низ­кие показатели ергичности (выгорание интенсивнее у тех работников, кото­рые более пассивны, имеют низкий уровень тонуса и отсутствие желания умственной деятельности), низкие пластичность, темп и эмоциональность, преобладание интроверсии, а также слухового восприятия. Связь индивиду­альных ценностей и синдрома выгорания не столь существенна, в сравне­нии со связью выгорания и индивыдуально-типологических свойств. Это свидетельствует о предопределящем значении соотвествия способностей человека исполняемой им профессиональной деятельности.

Полученные результаты позволяют определить желаемые для опера­ционно-кассовых работников личностные качества, которые целесообразно учитывать при профотборах. В то же время при профессиональной подго­товке целесообразно уделять внимание развитию благоприятствующих профессиональной стрессостойкости качеств, прежде всего пластичности и эмоциональной саморегуляции. Для уменьшения развития выгорания и его негативных для здоровья работников и профессиональной деятельности последствий, необходима оптимизация шумового режима и создание на рабочем месте условий, позволяющих уменьшить влияние различных шу­мов.

Библиография

  1. Алавердов А.Р. Социально-психологическое обеспечение процесса управления персоналом в коммерческом банке // Банковское дело. 1997. № 2. С. 34-37.

  2. Баробанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания»// Вестник МГУ.-сер.14, Психология.-

  1. - №1.- стр.54-58.

  1. Березовская Л.Г., Слабинский В.Ю., Подсадный С.А. К вопросу крите­риев риска развития синдрома «эмоционального выгорания». Санкт- Петербургская государственная медицинская академия им. И.И. Мечни­кова. Интернет-сборник, 2008. - http://www.kursk-uni.ru/pdf/sbornik.pdf

  2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.,

  1. - 470 с.

  1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.

  2. Галецька I. Критерп психолопчного здоров'я. //Вюник ЛНУ. Сер.

Фтософ. 2007. - Вип. 10. - С. 317-328.

  1. Галецька I., Мельник М. Особливост емоцмного вигорання менеджерiв

з рiзним рiвнем самоактуал1зацп. //Актуальн проблеми психологи.

Том V: Психофiзiологiя. Психолопя працк Експериментальна психолопя.

Випуск 6. - К.: 1В1 Держкомстату УкраТни, 2007. - С. 89-95.

  1. Демина А.Д., Кайгородова Н.З., Супрун А.П. Психологическая адаптация к умственному труду в условиях нервно-эмоционального напряжения.- Барнаул,1993.-236с.

  2. Донал С.Л., Ренауд С. Индивидуальные, организационные и социаль­

ные детерминанты выгорания. - Будапешт, 1992. - 210 с.

  1. Дорфман Л. Я. Индивидуальный эмоциональный стиль // Вопросы пси­хологии, 1989. - № 5. - С. 88-95.

  2. Калшюна Л.М.. Соцально-психолопчы детермiнанти синдрому „професмного вигорання” у рiзних сферах дiяльностi // http://conference.mdpu.org.ua/viewtopic.php?t=265&start=0&postdays=0&p

о.

  1. Китаев Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Академия, 1999. - 615с.

  2. Куваева И.О. История изученя „синдрома выгорания” в американской психологи. Уральский Государственный Университет, Екатеринбург. Интернет-сборник, 2008. - http://www.kursk-uni.ru/pdf/sbornik.pdf

  3. Максимова Н.Ю., Максименко С.Д. Синдром емоцмного та професмного вигорання у лiкарiв //Здоров'я УкраТни. - 2007.-№23.-С.68- 69.

  4. Малишева К.О. Синдром емоцмного вигорання психолога-консультанта: психолопчы чинники, профтактика та корек^я: Автореф. ... канд. пси­хол. наук. 19.00.04 - медична психолопя. - К.: КиТвський нацюнальний уыверситет iменi Тараса Шевченка, 2003. - 16 с.

  5. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпириче­ские исследования // Психологический журнал.- 2001.- Т.22, №1.- С.90- 101.

  6. Самоукина Н.В. Работа социального психолога в банковской системе // Вопросы психологиии.-1997.-№4.

  7. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости.—2002.— №7.— С. 3-9.

  8. Форманюк Т.В. Синдром “эмоционального сгорания” как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопр. психол. 1994. №6.

С. 57- 64.

  1. Шкуратова И. П. Когнитивный стиль и общение. — Ростов-н/Д: Изд-во РПУ, 1994.

  2. S§k H. Wypalenie zawodowe :przyczyny i zapobieganie - Warszawa, 2006

Формирование и развитие компетенций будущих специалистов по свя­зям с общественностью с учетом индивидуальных стилей обучения

Емельянова Наталия Викторовна, аспирант, Санкт-Петербургская акаде­мия управления и экономики (социология управления), ассистент кафедры связей с общественностью и массовых коммуникаций, Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет,

nataly.emelyanova@gmail. com

Введение. Думаю, не требует особого доказательства утверждение, что мы учимся на протяжении всей жизни, что учебный процесс не ограни­чивается школой или высшими учебным заведением. На работе, в межлич­ностном общении мы продолжаем получать информацию, сталкиваться с новыми жизненными и профессиональными ситуациями, требующих от нас новых знаний и навыков. Таким образом, достижение каждодневного успеха на работе и дома подталкивает человека к поиску эффективных моделей и подходов в обучении, продолжающемся всю жизнь.

При этом, как мы можем обучать студентов, если не знаем, каким обра­зом они учатся? Как мы можем повышать производительность наших со­трудников, если сами не осознаем свои стили обучения и методы их совер­шенствования? Мы уже давно живем в обществе знания, но так и не нашли полного и удовлетворительного ответа на вопросы: какова наша индивиду­альная модель обучения, и как мы её совершенствуем и используем на практике? Каковы модели обучения наших студентов, коллег, целых органи­заций?

Давно отмечено, что разные люди одну и ту же информацию усваива­ют, а затем воспроизводят разными способами. То есть индивидуальным способам мышления соответствуют различные стили и модели обучения, предполагающие разные подходы в выборе методов образования. В иде­альной ситуации каждому ученику соответствует свой индивидуальный стиль обучения, учитывающий ментальные способности, возможности окру­жающей среды, культурные особенности и другие параметры.

Анализ предметной области. В общем виде,стиль обучения - это совокупность своеобразных приемов, способов, методов обучения и обу­чаемости, подход к организации механизмов усвоения, приобретения, запо­минания и вызывание из памяти информации.

Логика пожизненного образования для каждого из нас, как непосредст­венных участников образовательного процесса, подразумевает, во-первых, диагностику индивидуального стиля обучения, во-вторых, разработку персо­нализированной образовательной стратегии и плана обучения, учебной программы в целом и, в-третьих, развитие мотивации и освоение новых моделей и стилей мышления и поведения для повышения личной эффек­тивности.

В 2004 году командой ученых университета Ньюкастл (University of Newcastle), Лондон, под руководством Коффилда было проведено исследо­вание существующих теорий стилей обучения. Ими было выделено 71 тео­рия стилей обучения, разработанных с начала 20 века и по настоящее вре­мя. В каждой из них выделяют от 3 до 20 различных типов обучения, кото­рым соответствуют определенный набор наиболее эффективных методик обучения(Coffield, 2004).

По итогам этого масштабного теоретического и практического исследо­вания авторами было выделено 13 наиболее влиятельных моделей, дока­завших свою эффективность на практике. Среди них можно перечислить:

Как правило, для диагностики индивидуального стиля обучения исполь­зуются специально разработанные анкеты, которые основаны на самоиден­тификации респондентом своих предпочтений в получении, обработке и воспроизведении информации. Следует отметить, что субъективные оценки могут меняться с течением времени. Индивид со временем развивает или, наоборот, приуменьшает свои когнитивные способности, следовательно, предпочтительный стиль обучения тоже меняется со временем. Кроме того, несмотря на многообразие теорий и концепций стилей обучения, каждому человеку присуща индивидуальная модель обучения, которая представляет собой комбинацию различных стилей. Однако осознание своих сильных и слабых сторон позволяет выбирать более эффективные методы обучения.

Из вышеизложенного можно сделать несколько промежуточных выво­дов:

  1. Рекомендуется использовать несколько теорий, которые или до­полняют друг друга или освещают разные аспекты обучения. Нужно подби­рать теории обучения, учитывающие общий уровень знаний, возраст, статус, национальную культуру и другие особенности, чтобы основные положения были понятны обучающимся.

  2. При определении стиля обучения желательно, во-первых, исполь­зовать соответствующий выбранной теории инструмент диагностики; во- вторых, анкеты должны быть простыми и понятными для самостоятельного заполнения; в-третьих, желательно периодически проводить диагностику (каждый год, семестр, после программы обучения, курса и так далее), чтобы своевременно вносить коррективы в программу обучения.

  3. Методы обучения должны учитывать не только выявленный стиль, но и возраст, уровень образования, социальный статус, культурные особен­ности и ряд других показателей.

Другими словами, для эффективного обучения нужны: понятная теория, простые в использовании способы диагностики индивидуального стиля, пе­риодичность тестирования, соответствующие методы обучения.

Почему важно определять индивидуальный стиль обучения в учебном заведении и компании?Во-первых, современные социально-экономические реалии требуют от человека для достижения успеха в профессиональной и личной сферах непрерывного обучения. Это позволяет развивать и поддер­живать личностные и профессиональные компетенции на должном уровне. Во-вторых, половина знаний устаревает в течение примерно трех лет, по­этому необходимо постоянно восполнять их. Прошло то время, когда полу­чив образование в колледже или университете, можно было работать до пенсии.

Таким образом, знание своего предпочтительного стиля обучения по­зволит для студента:

Для сотрудников компании знание индивидуальных стилей обучения несет следующие преимущества:

  1. Знание стиля обучения сотрудника помогает выстроить индивиду­альный план его развития. Например, образовательный профиль команды можно учитывать при разработке корпоративного тренинга, при анализе результатов по итогам участия сотрудников в обучающих программах.

  2. Знание собственного стиля обучения дает основу для личностного развития сотрудника, а также усвоения и использования новых моделей поведения.

  3. Управление эффективным и результативным составом команды или рабочей группы предполагает наличие сбалансированного (спроектиро­ванного) набора стилей обучения участников.

Методика. В основу исследования, проведенного автором данной ста­тьи, была положена циклическая четырехступенчатая эмпирическая модель процесса обучения и усвоения человеком новой информации(Experiential Learning Model), предложенная Дэвидом А. Колбом.

Почему из множества популярных теорий мы взяли за основу именно эту? Во-первых, это комплексная модель, описывающая образовательный цикл, стили и предпочтительные методы обучения. Во-вторых, она включа­ет простые и релевантные методы диагностики и интерпретации индивиду­альных стилей обучения. В-третьих, модель Колба можно применять как в

образовательных учреждениях, так и в компаниях для профессионального обучения. В-четвертых, эта модель коррелируется с другими научными тео­риями, например, культурными изменениями, ситуационным лидерством и др. И, в-пятых, данная модель стилей обучения широко известна и практи­чески апробирована в сотнях исследований.

Ниже приведем основные положения данной теории.

Модель обучения Д. Колба включает четыре последовательные стадии. Стадия 1:получение непосредственного опыта (конкретный опыт, КО).Стадия2: наблюдение, в ходе которого обучающийся обдумывает то, что он узнал (рефлективное наблюдение, РН).Стадия 3:осмысление новых знаний, их теоретическое обобщение (абстрактная концептуализация, АК).Стадия 4:экспериментальная проверка новых знаний и самостоятельное применение их на практике (активное экспериментирование, АЭ). Возни­кающая при этом новая учебная ситуация становится новым конкретным опытом (стадия 1) и цикл начинается снова (Базарова Г., 2007. С. 43).

Для определения предпочтительного стиля обучения был разработан опросник Learning Style Inventory (далееLSI), состоящий из 12 предложений, описывающих ситуации обучения того или иного стиля. С помощьюLSI мож­но оценить 6 параметров. Четыре из них - указывают персональную ориен­тацию на конкретный опыт (КО), рефлективное наблюдение (РН), абстракт­ную концептуализацию (АК) или активное экспериментирование (АЭ). Ком­бинация этих значений характеризует индивидуальную модель обучения испытуемого. Соответствующие величины двух комбинированных парамет­ров, АЭ-РН и АК-КО указывают на аккомодационный, дивергентный, асси­милирующий и конвергентный стили обучения(Kolb D., 2005).

Конкретный опыт (КО)

Экспвримвмтиробанив

Активное экспериментирование (АЭ)

наблюдение (PH) Размышление

Рис. 1. Модель и стили обучения по Д. Колбу 147

На рисунке 1 схематично представлена циклическая модель обучения Д. Колба и стили обучения. Кратко охарактеризуем основные показатели и стили и выделим приоритетные методы обучения.

  1. Высокий показатель по КО (конкретный опыт) указывает на воспри­имчивый, ориентированный на получение опыта стиль обучения, где сужде­ния и решения принимаются на основе конкретных ощущений. Люди с высо­ким показателем КО как правило, очень чуткие и ориентированные на по­строение отношений с людьми. Вместо теоретических подходов они предпо­читают рассматривать каждую ситуацию как уникальный случай для получе­ния знания. Они лучше обучаются на основе примеров и ситуаций, в кото­рые они могут быть вовлечены. Они больше учатся у своих сверстников или равных по должности, чем от авторитетов (экспертов, начальников). Больше новой информации они получают из обратной связи и во время дискуссий (общения) с другими.Приоритетные методы обучения:семинары, на­ставничество, межличностное общение (диалог)(Kolb D., 2005).

  2. Высокий показатель РН (рефлексивное наблюдение) указывает на подход в обучении, учитывающий предварительное, беспристрастное и рефлексивное осмысление информации. Люди с высоким РН опираются на тщательную предварительную подготовку при принятии решений, и предпо­читают такие учебных ситуаций, как лекции, которые позволяют им высту­пать в роли беспристрастных наблюдателей и слушателей. Эти люди, как правило, интроверты.Приоритетные методы обучения:лекция, высту­пления с докладом, наблюдение, мастер-классы экспертов(Kolb D., 2005).

  3. Высокий показатель AК (абстрактная концептуализация) указывает на аналитический, концептуализированный подход к обучению, который в значительной мере опирается на логическое мышление и рациональные оценки. Люди с высоким показателем АК, как правило, больше ориентирова­ны на предметы и символы, меньше на взаимодействие с другими людьми. Они лучше обучаются в ориентированных на статус, а также обезличенных учебных ситуациях, которые включают теорию и системный анализ. Меньше всего им подходят следующие методы обучения: эксперименты, практиче­ские упражнения-симуляции.Приоритетные методы обучения:анали­тика, сравнительный анализ, кабинетные методы сбора и обработки инфор­мации(Kolb D., 2005).

  4. Высокий показатель (АЭ - активное экспериментирование) указы­вает на активный, деятельный подход в обучении, который опирается на эксперименты. Люди с высоким АЭ учатся лучше, когда они могут участво­вать в проектах, готовить домашние задания, принимать участие в дискус­сиях в малых группах. Они не любят пассивное обучение и такие методы, как лекции. Эти люди, как правило, экстраверты.Приоритетные методы обучения:проекты, презентации, групповые дискуссии, командные ролевые и деловые игры.(Kolb D., 2005).

Как правило, индивидуальный стиль обучения - это комбинация четы­рех описанных выше предпочтений. Поэтому наибольший интерес пред­ставляют комбинации показателей КО-АК и АЭ-РН, что показывает преоб­ладание абстрактного над конкретным (экспериментальным) опытом, дейст­вия над рефлексивным мышлением.

Исследования, проводившиеся в течение 30 последних лет, показали, что всех студентов в зависимости от свойственного им стиля познания мож­но разделить на четыре основные группы: с дивергентным, ассимилирую­щим, конвергентным и аккомодационным стилем познания.

  1. Аккомодационный стиль (преобладание АЭ и КО). Оптимальная сфера для этих людей - сфера практического жизненного опыта. Они четко планируют свою деятельность и любят экспериментировать с чем-то новым и содержащим вызов. Они больше полагаются не на логический анализ, а на интуицию и имеют склонность при разрешении проблем прибегать не столь­ко к систематизированной критике, сколько к взаимодействию с другими людьми. Они выделяются в видах деятельности, где требуется риск и адап­тивность (Уэттен Д.А., 2005).

Таким образом, можно выделить следующие методы обучениядля аккомодаторов:

  1. Дивергентный стиль (преобладание КО и РН). Лица с подобным стилем познания уверенно чувствуют себя в ситуациях, требующих генера­ции новых идей и выработки альтернативных перспектив. Им нравится творческая активность, связанная со всесторонним рассмотрением про­блем. Они, как правило, используют методы индукции и отличаются необы­чайной широтой интересов. Согласно данным исследований, для этих лю­дей характерно развитое воображение, эмоциональность, тяга к искусству и стремление к работе в группах, участники которых могут придерживаться самых разных мнений (Уэттен Д.А., 2005).

Методы обучениядля дивергентного стиля:

  1. Ассимилирующий стиль (преобладание РН и АК). Люди с таким стилем познания лучше всего подходят для обработки больших объемов информации и изложения ее в точной, компактной и логичной форме. Они не склонны к получению информации при взаимодействии с другими людь­ми, предпочитая работать с абстрактными идеями и концепциями. Они ши­роко используют методы индукции и стремятся к осмыслению всей налич­ной информации. Логическую безукоризненность теории они ставят выше ее практической, или прикладной, ценности (Уэттен Д.А., 2005).

Предпочтительные методы обучениядля ассимиляторов:

  1. Конвергентный стиль (преобладание АК и АЭ). Лица, которым при­сущ такой стиль, умело используют на практике разного рода идеи и теории. При решении проблем и принятии решений они предпочитают иметь дело скорее с техническими задачами и сформулированными проблемами, чем с вопросами социальных и межличностных отношений. Они умеют воплощать идеи на практике и разрешать понятные им проблемы (Уэттен Д.А., 2005).

К методам обучения,соответствующим данному стилю можно отне­сти:

Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что в настоящее время в высших учебных заведениях делается слишком большой упор на теорети­ческие методы обучения, которые соответствуют рефлективному наблюде­нию (РН) и абстрактной концептуализации (АК), которым обычно посвящает­ся едва ли не все время аудиторных занятий. Данное утверждение относит­ся и к преподаванию дисциплин для студентов специальности «связи с об­щественностью».

При этом будущим специалистам по связям с общественностью очень важна практическая деятельность и получение конкретного опыта. То есть в рамках программы не хватает методов конкретных ситуаций (case study) или экспериментальных упражнений, призванных способствовать развитию у студентов эффективных навыков менеджмента и лидерства.

Можно отметить, что наилучшие программы обучения для будущих специалистов по связям с общественностью должны включать методы, как активного обучения и экспериментирования, так и аудиторные обсуждения и сдачу экзаменов.

Экспериментальная часть. В феврале 2011 года автором данной ста­тьи было проведено исследование стилей обучения по модели Д. Колба с использованием переведенного на русский язык и адаптированного опрос­ника Learning Styles Inventory (далееLSI), содержащего 12 высказываний о предпочтительных моделях получения и обработки информации. В иссле­довании приняли участие 73 студента 4 курса, дневной формы обучения специальности «связи с общественностью» Санкт-Петербургского государ­ственного инженерно-экономического университета (далее Инжэкон) и 13 студентов 4 курса, дневной формы обучения специальности «связи с обще­ственностью» Санкт-Петербургской академии управления и экономики (да­лее СПбАУЭ) в качестве контрольной группы. Средний возраст респонден­тов составил 20,5 лет. Так как количество девушек (74 человека - 86%) зна­чительно превысило количество юношей (12 человек - 14%), что в целом, связано со спецификой специальности «связи с общественностью», то не целесообразно в рамках данной статьи, разделять результаты исследова­ния по гендерному признаку для их сравнения и интерпретации.

В рамках данного исследования автор хотел получить ответы на сле­дующие вопросы: Существуют ли сходства или различия между студентами одной специальности, обучающихся в разных вузах? Присуща ли студентам, будущим специалистам по связям с общественностью, ориентация на ак­тивное действие и получение конкретного опыта? А также, какие методы обучения наиболее эффективно позволят обучить необходимым компетен­циям будущих менеджеров в области коммуникационного менеджмента?

Результаты и выводы. Распределение средних значений по стилям обучения выглядит следующим образом:

  1. Конкретный опыт(КО, чувства): Инжэкон - 26,44; СПбАУЭ - 31.

  2. Рефлективное наблюдение(РН, наблюдение): Инжэкон - 28,56; СПбАУЭ - 29,08.

  3. Абстрактная концептуализация(АК, размышление): Инжэкон - 32,13; СПбАУЭ - 29,15.

  4. Активное экспериментирование(АЭ, действие): Инжэкон - 32,81; СПбАУЭ - 30,77.

Результаты показывают, что студенты специальности «связи с общест­венностью» обоих вузов предпочитают обучение действием. При этом сту­денты СПбАУЭ больше ориентированы на получение конкретного опыта и эксперимента, а студентам Инжэкона среди прочего важно обучение путем осмысления и логического анализа.

Эти выводы подтверждают соотношения комбинированных параметров АЭ-РН и АК-КО. Студенты Инжэкона предпочитают конвергентный стиль обучения, который характеризуется высокими показателями абстрактной концептуализации (АК) и активного экспериментирования (АЭ). Таким обра­зом, наиболее эффективными методам обучения для студентов Инжэкона являются: решение теоретических и практических кейсов, моделирование реальных ситуаций в формате деловых игр, постановка эксперимента и участие в творческих проектах, где есть заданные условия, а также участие в групповых дискуссиях. Среди важных компетенций будущих менеджеров по связям с общественностью, присущих данному стилю обучения можно отнести: составление планов и стратегий и их практическое осуществление, ориентация на командное взаимодействие, использование логического ана­лиза, проведение мониторингов и составление отчетов.

Студенты СПбАУЭ предпочитают аккомодационный стиль обучения, который характеризуется высокими показателями активного эксперименти­рования (АЭ) и конкретного опыта (КО). Таким образом, предпочтительными методами обучения для этих студентов являются: наставничество и команд­ная работа, участие в тренингах и деловых играх, участие в практических проектах и мастер-классах. Среди важных навыков менеджеров с аккомода­ционным стилем обучения можно выделить: ориентацию на практическую реализацию поставленных задач, умение управлять людьми и делегировать полномочия, ориентацию на межличностное взаимодействие.

Проведенное исследование подтверждает предположение, что на спе­циальности «связи с общественностью» обучаются студенты, ориентиро­ванные на межличностную коммуникацию и командное взаимодействие, проектную и практическую деятельность и развивающие лидерские и управ­ленческие навыки.

Резюмируя, можно отметить, что результаты диагностики стилей обу­чения по опросникам LSI можно эффективно использовать при формирова­нии персональных или групповых моделей обучения в высших учебных за­ведениях; а также использовать в компаниях для составления персональных планов развития сотрудников и более эффективного распределения трудо­вых задач в соответствии с персональными способностями.

Библиография

  1. Базарова Г. Особенности обучения взрослых. Менеджер по персоналу. 2007, № 2, стр. 42-49.

  2. Определение своего стиля познания [Электронный ресурс] / пер. с англ. Уэттен Д.А. (David A. Whetten) - Электрон. дан. - М.: Элитариум: Центр дистанционного образования «Элитариум.ру», 7 декабря 2005. - Режим доступа:http://www.elitarium.ru/2005/12/07/opredelenie_svoego_stilja_poznanija.html , свободный - Загл. с экрана.

  3. Coffield, F., Moseley, D., Hall, E., Ecclestone, K. Learning styles and peda­gogy in post-16 learning. A systematic and critical review. London: Learning and Skills Research Centre, 2004. 182 p.

  4. Kolb D.A., Kolb A.Y. The Kolb Learning Style Inventory - Version 3.1. Tech­nical Specifications. Boston: Experience Based Learning Systems, Inc. & Case Western Reserve University. 2005., 72 p.