Самосознание как детерминант копинг-поведения в ситуации трудоустройства
Маленова Арина Юрьевна, доцент кафедры социальной психологии, факультет психологии, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Омск,malyonova@mail.ru
Жизнь современного человека в полной мере можно обозначить стрессогенной в силу значительного увеличения числа ситуаций, предъявляющих повышенные требования, зачастую превосходящие возможности самого человека. При этом стресс порой достаточно гармонично вписывается в жизнедеятельность, становясь ее неотъемлемой частью. Каждый этап развития сопровождается нормативными стрессорами, включенными в деятельность и, по сути, выступающими условиями ее осуществления. Другими словами осваиваю ту или иную деятельность человек автоматически принимает ее особенности, в том числе, вызывающие у него состояние стресса. В связи с этим одной из самостоятельных задач эффективного существования в деятельности выступает обнаружение способов совладания со стресс- факторами с учетом особенностей ситуации и своей личности.
Одной из важных социальных задач в юности (молодости) является начало собственной профессиональной деятельности, сопряженной с прохождением процедуры аттестации при трудоустройстве. Считается, что первичная оценка кандидата в ситуации трудоустройства (оценка при отборе) является неотъемлемой частью и первым этапом сквозной комплексной оценки работника в процессе его трудовой деятельности. При этом под первичной оценкой кандидата в ситуации трудоустройства понимается сопоставление его компетенций с требованиями вакантной должности (Кибанов А.Я., 1997). Поскольку эта задача не всегда решается положительно с первого раза, число ситуаций оценивания на профессиональную пригодность имеет тенденцию к увеличению. С одной стороны, у человека появляется возможность отработки и закрепления определенных навыков самопрезентации, с другой - создаются условия для роста психологического напряжения в силу специфики ситуации аттестации, в частности, ее стрессогенности для потенциального работника. Особенно стрессовой ситуация собеседования является для выпускников вузов в силу противоречия между активным стремлением к трудоустройству и явным ограничением опыта профессиональной деятельности. По мнению А.Н. Дёмина, ситуация устройства на работу - первый объективно заданный нормативный кризис профессионального становления личности. В целом, трудоустройство попадает в область «индивидуального кризиса занятости», определяемого автором через кардинальную перестройку значимых связей личности с институтом трудовой занятости, инициируемую извне или самой личностью. Данный кризис характеризуется изменениями в социальном, материальном и профессиональном статусе человека, а также проявляется в ухудшении психологического благополучия в силу предъявления повышенных требований к адаптационным возможностям личности (Дёмин А.Н., 1997).
В связи с этим, молодым специалистам необходимы особые личностные ресурсы, позволяющие справляться с трудностями, закономерно возникающими в начале их трудового пути. В качестве одного из таких ресурсов, на наш взгляд, выступает самосознание, оформление которого преимущественно завершается в студенческом возрасте, приобретая устойчивость и определенную профессиональную окрашенность. Доказанным фактом является положение о том, что самосознание определяет поведение человека и его отношения с окружающей действительностью, при этом особое значение имеет уровень развития компонентов самосознания и степень их адекватности. Гипотетически, чем выше уровень развития самооценки, притязаний, самоуважения, уверенности в себе и других качеств самосознания, в основе которого лежит соотнесение со своими реальными характеристиками, тем выше ценность личности в собственном представлении. В свою очередь, осознание собственной ценности, имеющей соответствующие основания, может оказать значительное влияние на других людей, заставляя их проявить свое отношение к личности, в частности при ее профессиональной оценке. Кроме этого, самосознание относится многими авторами к числу ресурсов особого типа поведения - совладающего, направленного на преодоление трудных ситуаций, в том числе аттестационных.
Таким образом, опираясь на изложенные научны факты, идея нашего исследования заключается в установлении связи компонентов самосознания выпускников вуза и копинг-стратегий в ситуации трудоустройства, выступающей нормативным кризисом профессионального становления молодого специалиста. Собственно ресурсная составляющая личности в данном случае раскрывается через определение параметров самосознания, выступающих индикаторами выбора эффективных стратегий копинга в конкретной ситуации аттестации.
В исследовании, проведенном совместно с Е.И. Макаровой, приняли участие студенты выпускных курсов (далее выпускники, молодые специалисты) разных факультетов ОмГУ им. Ф.М. Достоевского в количестве 200 человек, имеющие опыт трудоустройства и сдавшие государственный экзамен. Основным методом исследования выступило психологическое тестирование, реализуемое с помощью следующего методического инструментария:
«Шкала реактивной и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера (в адаптации Ю.Л. Ханина);
«Анкета оценки копинг-стратегий» C.S. Carver (в адаптации Л.И. Дементий);
«Опросник самоотношения» (ОСО) В.В. Столина, С.Р. Пантилеева;
«Методика определения самооценки и уровня притязаний» Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн (в адаптации А.М. Прихожан, стандартизации на взрослой выборке Л.В. Бороздиной).
В качестве дополнительного метода сбора данных использовался анкетный опрос. Для математической обработки результатов были использованы метод нахождения средних; частотный анализ; одномерный дисперсионный анализ ANOVA - для определения влияния фактора на зависимую переменную; критерий оценки достоверности различий - угловое преобразование Фишера (ф).
Общая схема исследования заключалась в первоначальном замере уровня стрессогенности ситуации трудоустройства для студентов выпускных курсов, эмпирическим референтом которого выступал уровень ситуативной тревожности. Доказательство последнего, в свою очередь, позволяет изучать особенности совладающего поведения личности, через выявление приоритетных и отвергаемых копинг-стратегий студентов в ситуации собеседования. Следующая задача направлена на определение специфики самосознания студентов для установления в дальнейшем связи отдельных компонентов самосознания с копинг-реакциями выпускников в ситуации устройства на работу, в том числе с учетом их эффективности.
Предваряя определение уровня тревоги с помощью соответствующего методического инструментария, мы обратились к студентам с предложением закончить фразу: «ситуация собеседования при устройстве на работу для меня - это...». В целом, ответы молодых специалистов преимущественно концентрировались вокруг сильных эмоциональных переживаний, связанных с началом нового этапа жизни. Студенты указывали на состояние волнения (97% опрошенных), стресса (85% опрошенных), страха (39% опрошенных), настороженности (8% опрошенных) перед и во время ситуации собеседования, осознавая, что происходит оценка (проверка) их знаний, качеств, способностей (70% опрошенных), результат которой дает шанс (29% опрошенных) для изменения своей жизни (81% опрошенных). Другими словами, трудоустройство - объективно заданная ситуация, имеющая высокую субъективную и социальную значимость.
Результаты замера уровня тревожности в ситуации трудоустройства, подтвердили обнаруженную закономерность, позволяя определять данную ситуацию как значимую для всех ее участников (см. Таблицу 1).
Таблица 1.
Количество студентов с разным уровнем ситуативной и личностной
тревожности (частота встречаемости, % № Уровень тревожности Вид тревожности Эмпирические значения ф - критерия Фишера Ситуативная (при трудоустройстве) Лично стная 1. Низкий уровень 0 8 5,74*** 2. Умеренный уровень 3 40 10,24*** 3. Высокий уровень 97 52 11 82*** Примечание: *** уровень значимости при p<0,001.
В свою очередь, стрессовый характер ситуации собеседования при трудоустройстве и значимость ее результата для претендента, заставляет обращаться к способам, потенциально обеспечивающим ее более или менее успешное преодоление. Под совладающим (копинг) поведением в психологии понимается «индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями» (Нартова-Бочавер С.К., 1997. С. 21). Таким образом, оценка эффективности той или иной стратегии весьма индивидуальна и зависит, как от ситуации, по отношению к которой она используется, так и от самого субъекта, который к ней обращается. Вместе с тем, для ситуаций, требующих активных действий по их разрешению, существуют эмпирически обоснованные попытки выделения гипотетически продуктивных и непродуктивных копинг-стратегий, что позволяет выходить на уровень оценки эффективности совладающего поведения личности. К числу таких идей относится концепция (и методика) Ч. Карвера и его сотрудников, в рамках которой анализируются пятнадцать способов совладания, имеющие разный адаптационный потенциал. Так стратегии планирования, поиска активной общественной поддержки, принятия, положительного истолкования и собственно активный копинг, как стремление нивелировать источник стресса, в значительное мере адаптивны для ситуаций, в которых активность ассоциируется с благоприятным результатом. Поиск эмоциональной общественной поддержки, подавление конкурирующей деятельности и сдерживание не так явно связаны с активным копингом, но авторы предсказывают, что они тоже должны быть адаптивными. Тогда как стратегии «фокус на эмоциях и их выражение», «поведенческое отстранение» и «отрицание», не являясь в принципе дезадаптивными, все же скорее не эффективны в ситуациях, требующих от субъекта активного преодоления (Carver C.S., Scheier M.F., Weintrab J.K., 1989). К числу последних также, на наш взгляд, следует относить и стратегии саморазрушающего типа, в частности - использование различных средств для изменения состояния сознания.
Поскольку ситуация трудоустройства относится к числу нормативных стрессогенных воздействий, объективно заданных и планируемых, преодоление которых пассивными способами невозможно, мы полагаем, целесообразным применение модели Ч.. Карвера для оценки эффективности ко- пинг-реакий студентов при столкновении с данной ситуацией.
Результаты, полученные с помощью анкеты оценки копинг-стратегий, в полной мере позволяют определить как предпочитаемые, так и отвергаемые студентами способы поведения в ситуации трудоустройства как стрессовой. Наиболее часто используемыми кандидатами формами копинга в ситуации собеседования (средний показатель от 12 до 16 баллов) являются: «активный копинг», «планирование», «подавление конкурирующей деятельности», «положительное истолкование и рост», а также «поиск активной общественной поддержки». Скорее отвергаемыми копинг-реакциями в ситуации устройства на работу (средний показатель ниже 8 баллов) для студентов являются «обращение к религии», «отрицание», «использование алкоголя/наркотиков», «поведенческое отстранение» и «юмор». Нейтральную позицию занимают стратегии, не приводящие однозначно к успеху в ситуации
трудоустройства, но способные снизить эмоциональное напряжение кандидата, такие как «поиск общественной поддержки», «принятие», «сдерживание», «фокус на эмоциях» и «ментальное отстранение» (см. Таблицу 2).
Таблица 2.
Копинг-стратегии студентов в ситуации трудоустройства (средние
значения, баллы). № Копинг-стратегии Показатели Среднее значение Стандартное отклонение. 1. Активный копинг 14,66 2,02 2. Планирование 14,21 2,05 3. Поиск активной общественной поддержки 12,02 2,05 4. Поиск общественной эмоциональной поддержки 11,25 2,13 5. Подавление конкурирующей деятельности 13,65 2,06 6. Обращение к религии 5,83 1,66 7. Положительное истолкование и рост 12,66 2,09 8. Сдерживание 9,29 2,41 9. Принятие 10,66 2,07 10. Фокус на эмоциях 9,18 2,01 11. Отрицание 6,32 1,82 12. Ментальное отстранение 8,06 1,68 13. Поведенческое отстранение 7,42 2,25 14. Использование алкоголя (наркотиков) 5,52 1,76 15. Юмор 7,44 2,23
Преобладание адаптивных стратегий совладания при отказе от избегающих свидетельствует о том, что молодые специалисты осознают, что их эффективность при трудоустройстве определяется исключительно активными когнитивными и поведенческими усилиями, которые они и стремятся реализовать при столкновении с данной ситуацией. Последнее позволяет утверждать, что в целом поведение студентов в ситуации собеседования является достаточно адаптивным. Остается выяснить, какие конструкты самосознания детерминируют выбор этих стратегий совладания, выступая своеобразным ресурсом личности в ситуациях аттестации, а какие определяют менее продуктивные формы совладания со стрессом.
Изучение самосознания в рамках данной работы мы ограничили такими его компонентами, как самооценка, уровень притязаний и самоотношение. Определение уровня развитие первых двух компонентов, показало, что к концу обучения в вузе большинство студентов (71% опрошенных) характеризуются адекватной самооценкой (умеют в соответствии с заданными критериями, объективно оценить свою деятельность и принимают к сведению критику) и реалистичным, оптимальным уровнем притязаний (61% опрошенных студентов выбирают посильные для себя цели на максимальном уровне сложности). Одновременно с этим, для 37% студентов характерна рассогласованность самооценки и уровня притязаний: 8% опрошенных ставят перед собой цели, чрезмерно легко достижимые, что не служит стимулом для личностного развития (слабая степень дифференциации), тогда как 29% студентов стремятся к тому, что заведомо для них невозможно (сильная дифференциация показателей). Вместе с тем, 63% студентов характеризуются умеренной дифференциацией показателей, что означает, что данные лица ставят перед собой цели при возможности, стремлении и способности их достигнуть, притязания таких студентов основаны на реальной оценке «хочу» и «могу» и являются стимулом для личностного развития (см. Таблицу 3).
Таблица 3.
Количество студентов с разным уровнем самооценки (СО) и притяза-
ний (УП) личности (частота встречаемости, %)* № Уровень развития Само оцен ка ф эмп. Уро вень при- тяза- ний ф эмп Уровень расхождения СО и УП ф эмп. 1. Заниженный 6 - 1 - 8 - 2. Адекватный 71 10,04* ** 61 4,65 63 6,97*** 3. Завышенный 23 38 29 Примечание: *** уровень значимости при p<0,001.
В целом, полученные результаты могут быть объяснены тем фактом, что в период ранней взрослости (средний возраст студентов - 21 год) происходит общая стабилизация личности и ее самосознания, формируется идентичность и тождественность личности самой себе, формируется обобщенная система самосознания личности и всех его составляющих.
Данные закономерности представляют особое значение в контексте обсуждения проблемы трудоустройства студентов, демонстрируя, что современные выпускники в большинстве случаев уверены в себе, реалистично относятся к своим возможностям, способны правильно оценивать выполняемую деятельность и ее результат, сравнить себя с другими на основе объективно заданных критериев, замечают собственные ошибки, толерант- ны к критике, адекватно реагируют на оценку со стороны окружающих, сличая ее с имеющимися представлениями о себе, ставят перед собой сложные, но достижимые цели, поэтому относительно часто достигают успеха.
Применение дисперсионного анализа позволило обнаружить связь самооценки, уровня притязаний и уровня их дифференциации (вероятность достижения целей), как с более адаптивными копинг-реакциями - «активный копинг», «планирование», «поиск общественной поддержки», «положительное истолкование и рост», так и менее адаптивными - «подавление конкурирующей деятельности», «обращение к религии» и «сдерживание» (см. Таблицу 4).
Таблица 4
Влияние самооценки и уровня притязаний на выбор студентами копинг-
стратегий в ситуации трудоустройства. Копинг-стратегии Показатель дисперсии Самооценка Уровень притязаний Вероятность достижения целей F Р F Р F Р Активный копинг 5,35*** 0,008 0,333 0,717 0,471 0,703 Планирование 0,572 0,566 0,402 0,670 4,097*** 0,009 Поиск активной общественной поддержки 4,776*** 0,011 1,727 0,183 2,059 0,111 Поиск общественной эмоциональной поддержки 1,301 0,277 3,016* * 0,050 1,328 0,270 Подавление конкурирующей деятельности 4,181*** 0,018 0,843 0,434 1,702 0,172 Обращение к религии 0,168 0,846 3,187* * 0,046 1,683 0,176 Положительное истолкование и рост 2,319* 0,080 3,640* * 0,031 0,074 0,974 Сдерживание 1,452 0,239 3,967* 0,022 0,763 0,618
Примечание: *** - p<0,01; ** -p<0,05, * - p<0,1.
Общие закономерности выглядят следующим образом: чем выше уровень самооценки, тем чаще молодые специалисты в ситуации трудоустройства прибегают к активным способам преодоления трудностей, но если даже они не приносят желаемого результата, участие в процедуре собеседования расценивается студентами как источник для саморазвития. При этом, чем ниже самооценка, тем больше усилий для подготовки требуется кандидату, в связи с чем концентрация происходит преимущественно на предстоящем собеседовании при контроле других деятельностей и ситуаций, потенциально способных отвлечь от основной задачи. Неадекватная самооценка, как высокая, так и низкая, также способствует обращению за помощью к окружающим, использованию социальных ресурсов личности, тогда как лица с адекватной самооценкой ориентируются преимущественно на внутренние ресурсы - знания, умения, качества личности.
Чем выше уровень притязаний, тем в меньшей степени присутствует обращение к высшим силам как стратегии совладания со стрессом, более адекватным в ситуации трудоустройства, по мнению таких студентов, является осторожность, сдерживание действий и реакций, способных оказать негативное влияние на результат собеседования с работодателем. Неравномерным оказалось влияние уровня притязаний опрошенных на выбор стратегии «положительное истолкование и рост» в ситуации трудоустройства. Студенты с оптимальным уровнем притязаний - ставящие перед собой сложные, но достижимые цели, извлекают из данной ситуации опыт для себя, которым активно пользуются в дальнейшем. Студенты же с неадекватным уровнем притязаний, оценивая свои усилия как недостаточные или, напротив, чрезмерные, не считают ситуацию собеседования связанной с саморазвитием, при этом данные лица легко обращаются к окружающим за эмоциональной поддержкой, сочувствием, пониманием, как к способу снятия напряжения и облегчения собственного состояния.
Еще одна закономерность, имеющая логичное объяснение, связана с установлением прямой зависимости между планированием собственной деятельности и вероятностью достижения поставленных целей. Чем больше расхождение между самооценкой личности и ее притязаниями, тем острее чувствуется необходимость четкого планирования своих действий, особенно в ситуациях, содержащих определенный риск, в частности при прохождении процедуры собеседования.
Еще одним компонентом самосознания, способным детерминировать преодоление трудностей ситуации трудоустройства, является самоотноше- ние личности. Применение тест-опросника самоотношения (ОСО) В. В. Сто-
лина, С. Р. Пантилеева, как и в случае использования предыдущего инструментария, показало высокий уровень сформированности позитивного отношение студентов к себе: у подавляющего большинства студентов (96% опрошенных) сформировано глобальное самоотношение в его положительном ключе (как недифференцированное чувство «за» самого себя). Конкретным проявлением такого отношения выступает уважение к себе, свойственное 87% студентов. Данные лица верят в свои силы, в достижимость поставленных целей, при наличии определенных способностей и их адекватной оценки. Такие студенты энергичны, активны, самостоятельны, последовательны в своих действиях и поступках, имеют представление о том, чего они хотят и последовательно реализуют свои цели и желания.
Практически все студенты выпускных курсов относятся к себе с симпатией (91% опрошенных), одобряют собственные мысли, чувства и поступки, доверяют себе, имеют позитивную самооценку, что позволяет им адекватно воспринимать критику в свой адрес, соотнося с имеющимися знаниями о себе. Особый интерес собственная личность представляет для 71% студентов, при этом учащиеся уверены в том, что представляют интерес и для других людей, выступая ценными партнерами по общению. Возможно в связи с этим, 72% студентов ожидают положительного отношения к себе со стороны окружающих, рассчитывая на признание их достоинств, симпатию к своей внешности, одобрение поступков, то есть принятие собственной личности в целом, со всеми достоинствами и недостатками.
Таким образом, при демонстрации адекватной самооценки и оптимального для дальнейшего личностного развития уровня притязаний, абсолютное большинство студентов имеют сформированное самоотношение, в целом оценивая себя позитивно, с одобрением, проявляя уверенность в своих силах и возможностях, имея четкое представление о своих способностях.
Установление зависимости копинг-поведения в ситуации трудоустройства от показателей самоотношения, в полной мере позволило определить ресурсное значение данного конструкта личности. В результате дисперсионного анализа были обнаружены прямые связи между самоотношением как интегральным чувством и планированием, самоинтересом и активным ко- пингом, аутосимпатией и подавлением конкурирующей деятельности, а также принятием. То есть выбор в ситуации трудоустройства адаптивных ко- пинг-стратегий обусловлен разными компонентами самоотношения личности. Обратная связь была установлена между отрицанием, обращением к религии и самоуважением, поведенческим отстранением и ожиданием положительного отношения со стороны других, сдерживанием и аутосимпатией (см. Таблицу 5).
Таблица 5
Влияние самоотношения на выбор студентами копинг-стратегий в ситуации
устройства.*
* Примечание: в связи с большим размером таблицы редакция исключила ее из печатного сборника. Оригинальный вариант таблицы представлен на сайте конференции.
Таким образом, проявление претендентом интереса к собственной личности, определяет выбор активных действий, направленных на устранение источника стресса, возможно проверка себя на готовность к совладающей активности в ситуации турдоустройства, также выступает предметом их са- моинтереса. Симпатия в отношении самого себя, самоодобрение и позитивная самооценка, придают уверенности в ситуации собеседования, которая осознается и принимается как реальная и значимая, помогая расставить приоритеты и сосредоточиться на решении поставленных задач, порой, при игнорировании выжидательной позиции как способа контроля нежелательных поспешных действий. Уважительной отношение молодого специалиста к себе не допускает возможности игнорирования ситуаций трудоустройства, какие бы стрессовые они не были, оптимизируя внутренние ресурсы совла- дания при недоверии к тем, что находятся вне личности. В частности, такие студенты, возможно и не отвергая веру в высшие силы, все же считают обращение к ним в ситуации собеседования мало эффективной формой сов- ладания. При преобладании положительного отношения к окружающим и веры в их расположение, студенты активно включаются в процесс поиска работы, рассылают резюме, посещают собеседования, встречаются с потенциальными работодателями. Если же, напротив, для молодого специалиста характерно недоверие, ожидание негативной оценки со стороны окружающих, это замедляет процесс трудоустройства, за счет временных отсрочек данной процедуры вплоть до ее избегания.
В целом, самоотношение как интегральное чувство «за» самого себя, определяет выбор стратегии планирования собственной активности по трудоустройству как одной из приоритетных. Таким образом, студенты, имеющие сформированное и положительное отношение к себе, четко осознают свои возможности и способности, используя данные знания для проектирования дальнейшего этапа своей жизни, основной задачей которого выступает начало трудовой деятельности.
Таким образом, результаты нашего исследования позволяют сформулировать следующие выводы:
• Большинство студентов выпускных курсов имеют опыт прохождения процедуры собеседования при трудоустройстве, рассматривая его как необходимый этап собственного становления в качестве специалиста;
Ситуация трудоустройства, выступающая нормативным кризисом профессионального становления молодого специалиста, имеет высокий уровень стрессогенности и значимости для выпускников вузов;
Типичными способами преодоления стрессового воздействия собеседования являются концентрация на предстоящей ситуации, обращение к окружающим за информацией с целью создания более адекватной модели взаимодействия с источником стресса, планирование собственных действий и их осуществление при непосредственном столкновении с ситуацией трудоустройства, положительная оценка результата собственной активности. В целом, совладающее поведение студентов в ситуации трудоустройства является адаптивным, в значительной мере обеспечивая благоприятный результат.
Детерминантами выбора адаптивных копинг-стратегий в ситуации трудоустройства, являются адекватно высокая самооценка и уровень притязаний, позитивное отношение к себе, самоинтерес и аутосимпатия, самоуважение и ожидание положительного отношения со стороны других.
При завершении образования большинство студентов характеризуются адекватной самооценкой (умеют в соответствии с заданными критериями, объективно оценить свою деятельность и принимают к сведению критику) и реалистичным, оптимальным уровнем притязаний (выбирают посильные для себя цели на максимальном уровне сложности), а также высоким уровнем сформированности позитивного отношения к себе (проявляют самоуважение, относятся к себе с симпатией и интересом, ожидая положительной оценки собственной личности и поведения окружающими).
Самосознание выступает детерминантом и ресурсом эффективного совладающего поведения молодых специалистов в ситуациях аттестации, в частности в ситуации трудоустройства, знаменующей новый этап их жизни.
Библиография
Дёмин А.Н.Адаптация молодежи к социальным изменениям // Социальные изменения в России и молодежь. М., 1997.
Нартова-Бочавер С.К.«Coping behavior» в системе понятий психологии
личности // Психологический журнал, Том 18,. №5, 1997. С. 20-30
Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибано- ва. М.: ИНФРА-М, 1997. 512 с.
Carver C.S., Scheier M.F., Weintrab J.K. Assessing coping strategies: A
theoretically based approach //Journal of Personality and Social Psychol
ogy. 1989. vol. 56. №2. P. 267 - 283.
Особенности профессионального самосознания современных руководителей
Мельник Юрий Иванович, канд. псхл наук, доцент, зав. кафедрой социальной психологии, Карельская государственная педагогическая академия, г. Петрозаводскmelnikuo@onego.ru
В современном обществе все большее значение в развитии экономики приобретают, и будут иметь внеэкономические факторы такого развития. В основном такие факторы определяются личностью участников экономических отношений и в первую очередь, по мнению П. Друкера это связано с производительностью умственного труда современных управленцев. Одной из задач современного менеджмента он и определяет как повышение эффективности управленческого труда (2).
Решение проблемы повышения эффективности начинается с осознания своей недостаточной эффективности в текущей деятельности. В управленческой деятельности это связано с оценкой качественного состояния профессионального сознания и самосознания управленцев. В нашем случае, «профессиональное самосознание руководителя», как понятие психологии менеджмента, охватывает различные аспекты осознания себя в управленческой деятельности. В практическом ракурсе, это отражает осознание своей профессиональной управленческой роли конкретным руководителем в общей структуре управления организацией и в системе управления вообще, а также готовность к выполнению соответствующей роли менеджера. Зрелое профессиональное самосознание руководителя подразумевает видение перспектив своего профессионального роста, адекватную оценку своего управленческого потенциала. Содержание профессионального самосознания менеджера строго индивидуально, а уровень его адекватности, полнота и содержание отражают определенное состояние его управленческого потенциала. Качество профессионального самосознания руководителя и выступает индикатором состояния управленческого потенциала и способствует формированию конструктивного управленческого опыта. В своих работах мы показали, что конструктивный управленческий опыт, как структурный элемент управленческого потенциала формируется с учетом развитой рефлексии (6).
Конструктивный управленческий опыт опирается на развитую рефлексию и профессиональное самосознание руководителя и находит свое последующее отражение в индивидуальном стиле деятельности и управления. Само же развитие рефлексивного мышления, как психологической основы самосознания, способствует становлению профессионального сознания руководителя вообще и выступает предпосылкой его профессионального и личностного роста. На такой психологический механизм становления и развития профессионального сознания специалиста указывает и З.Ф. Ниязова, выделяя в структуре профессионального сознания профессиональные установки, профессиональную рефлексию, целеполагание, профессиональную самооценку и профессиональную адаптацию (7).
Наиболее остро проблема профессионального роста стоит для наших российских менеджеров, поскольку наряду с серьезной менеджерской подготовкой, часто наблюдается наличие низкого личностного потенциала, который не способствует истинному профессиональному успеху в управлении. Об этом говорит и российское экспертное сообщество, отмечая о нехватке профессионалов в управлении, которые бы стремились к профессиональному самосовершенствованию и смогли бы адекватно оценивать себя.
В данной статье мы коснемся некоторых особенностей профессионального самосознания современных руководителей, которое могут свидетельствовать об определенной готовности и возможности качественно выполнять управленческие функции. В качестве метода исследования мы использовали анкетный опрос слушателей Президентской программы подготовки управленческих кадров, которые обучались в Институте управления, экономии и права Петрозаводского государственного университета в 2009-2010 гг. В исследовании приняло участие 22 человека, из них 12 мужчин и 10 женщин, руководители предприятий, индивидуальные предприниматели, начальники служб и управленцы среднего звена. Сфера деятельности опрошенных - строительство, транспорт, туризм, розничная и оптовая торговля, промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство, сфера услуг, образование и культура. Средний возраст - 34 года.
Содержание вопросов анкеты было направлено на выяснение тех трудностей, с которыми сталкиваются современные управленцы в своей работе, оценки удовлетворенности своим трудом, представление о своих профессиональных ролях и возможностях развития своего управленческого потенциала.
На вопрос, «Какие позитивнее изменения Вы наблюдаете в современной российской экономике?», половина опрошенных вообще не ответила, а остальные указали, что не видят никаких позитивных изменений в российской экономике, а наоборот наблюдают «усиление давления государства и налоговых органов». Лишь один респондент увидел «государственную поддержку малого бизнеса». Таким образом, современные управленцы достаточно скептично относятся к перспективе развития российской экономики, не видя никаких существенных позитивных сдвигов в ее функционировании. Остается открытым вопрос насколько данная субъективная картина действительно отражает реалии современной российской экономики, поскольку в ответах наблюдается общая негативная эмоциональная реакция. А в некоторых перечисленных факторах, акцент в трудностях развития экономики ставится только на социально-экономические факторы. По своей психологической направленности, выделенные факторы являются «внешнеобвинительными», а сами опрошенные (и те, кто не ответил на данный вопрос) тем самым демонстрируют определенную отстраненность от экономических проблем. Хотя понятно, что ответственность за состояние дел в экономике лежит не только на уровне «мифического государства», но и на всем управленческом сообществе, а конкретно кроется в непрофессионализме руководителей. Такая отстраненность опрошенных руководителей, возможно, обусловлена, соответствующей профессиональной и управленческой позицией в системе социально-экономического управления, что и провоцирует снятие с себя ответственности за процессы, происходящие в российской экономике.
Неблагополучие в российской экономике находит свое продолжение на предприятиях, где работают опрошенные управленцы. Все опрошенные отметили наличие трудностей на своих предприятиях. К основным трудностям респонденты отнесли - низкая эффективность менеджмента, отношения с властью, отношения с поставщиками, отсутствие четкой стратегии деятельности предприятия, неэффективный маркетинг, устаревшее оборудование, финансовые проблемы, плохая организация бизнес-процессов. А по частоте встречаемости на первые два места вышли соответственно - «дефицит качественного персонала» и «низкая мотивация персонала». Таким образом, в ответах прослеживается акцент собственно на управленческих трудностях, а также атрибуция социально-психологических причин затрудненного положения организаций, связанных с качеством персонала. Ключевыми проблемами на уровне предприятий, по мнению управленцев, является проблема с персоналом - его низкая мотивация и низкая подготовленность. Но, как и в первом случае - «экономическая ситуация», атрибуция организационных причин и их содержание носит «внешнеобвинительный» характер. Данные трудности, действительно для многих предприятий, являются объективными, но с другой стороны акцентирование данных причин может говорить об уровне профессиональной компетенции руководителей. Ибо кто, как не руководитель, должен заниматься проблемами работников организации, в рамках технологии управления персонала. Соответствующее подтверждение нашему предположению мы получили в ответах на следующий вопрос: «Как Вы считаете, Ваша деятельность как руководителя отвечает современным требованиям к управленческой деятельности?». Из ответов следует, что большинство наших руководителей считает, что их профессиональная деятельность лишь «в некоторых аспектах» соответствует современным требованиям - 66% ответивших. Остальные 28% респондентов, считают, что их деятельность как руководителя отвечает современным требованиям к управленческой деятельности, и только два человека признались что «не отвечает».
Можно предположить, что в профессиональном сознании и самосознании современных руководителей складывается противоречивая картина. Причины трудностей на предприятии, по сути, приписываются управленческим факторам, но при этом, сами того, не ведая, руководители признаются в своей профессиональной некомпетентности, тем самым, снимая с себя ответственность за сложившееся положение дел на предприятии. Особенно странно это смотрится для тех руководителей, которые считают, что их деятельность отвечает современным требованиям к управленческой деятельности. Полученные данные, скорее всего, отражают, то положение, которое занимают наши руководители в управленческом процессе и иерархии управления в целом. Можно только предположить, насколько опрошенные руководители участвуют в реальном управлении, либо занимаются имитацией управленческой деятельности. С другой стороны, данное противоречие можно объяснить следствием процесса профессионального становления их как управленцев, что и демонстрируется участием в программе подготовки управленческих кадров.
Следующее противоречие было обнаружено в том, что, несмотря на отмечаемые организационные трудности 68% опрошенных считают, что деятельность их предприятия в основном отвечает современным требованиям. Средняя оценка по 10 - бальной шкале - 6 баллов, мода - 8 баллов. И все опрошенные отметили, что на их предприятиях используются или применялись соответствующие управленческие технологии, такие как (по мере возрастания % ответов): управление изменениями, управление качеством, управление по целям, управление компетенциями, управление по ключевым показателям эффективности, мотивационный менеджмент. Как видим, на предприятиях используются известные управленческие технологии, но проблемы в организациях остаются. Особенно это примечательно в случае мотивационного менеджмента как самого часто применяемого на предприятии - 31% отметивших, и «низкой мотивации персонала» как одной из ключевых организационных трудностей. Таким образом, наблюдается своеобразный управленческий парадокс - предприятие использует, по сути, передовые управленческие технологи, но теме не менее испытывает определенные трудности именно в управлении. Встает закономерный вопрос, а как эта ситуация отражается на самочувствии опрошенных руководителей? Можно предположить о наличии возможной субъективной неспособности эффективно справляться с трудностями и поставленными управленческими задачами. А с другой стороны, нельзя исключить давление неблагоприятных объективных обстоятельств в деятельности предприятия и менеджмента в целом. Все это неизбежно должно сказываться на моральном состоянии наших руководителей и скорее влияет на степень их удовлетворенности своей работой. Подтверждение нашим предположениям мы нашли в ответах руководителей на вопрос: «Получаете ли Вы удовлетворение от своей работы?». Полностью получают удовлетворение от своей работы лишь 4 опрошенных - 19%. В основном удовлетворены своей работой - 47%, «не полностью» - 29%, и один ответивший не получает удовлетворение от своей работы. Таким образом, можно говорить о частичном удовлетворении от своей управленческой деятельности, что естественно, может сказываться на эффективности управления.
Удовлетворенность работой комплексное понятие и отражает не только эмоциональное отношение, но и возможность профессиональной реализации, как личной, так и на организационном уровне. Профессиональная удовлетворенность отражает, насколько человек грамотно владеет и распоряжается своими профессиональными компетенциями, и насколько сама организация способствует такой профессиональной реализации. В контексте профессионального самосознания руководителя это означает представление о своей профессиональной и управленческой роли в системе управленческой деятельности на конкретном предприятии. Правильное осознание и склонность к тем или иным менеджерским ролям является необходимым условием грамотной управленческой социализации и атрибутом дальнейшего профессионального роста. Для изучения склонностей наших руководителей к тем или иным менеджерским ролям мы использовали модель управленческих ролей Т. Ю. Базарова ( 1 ). Опираясь на модель управленческой деятельности Г.П. Щедровицкого ( 8 ), Базаров Т. Ю. выделил четыре типа управленческих задач, которые объедены общей логикой по принципу «от частного к общему». Каждой управленческой задаче соответствует управленческая роль со своими компетенциями.
Самый обобщенный тип задач - управленческие - определение стратегических направлений развития организации и условий, при которых выбранные направления должны быть изменены. Управленческая роль - «управленец» - способность работать в ситуации неопределенности и гибко предопределять свои цели и подходы. Следующий, уже более конкретный уровень - организаторские задачи - деятельность по проектированию бизнес-процессов и построение организационной структуры, распределение работ и функций. Управленческая роль - «организатор» - способность четко видеть итоговый результат и проектировать этапы его достижения. Следующий конкретный уровень управления - административные задачи - оперативное управление, планирование и распределение ресурсов в режиме реального функционирования. Управленческая роль - «администратор» - ориентация на стабильную деятельность, умение и оценивать затраты, распределять ресурсы и прогнозировать «административно-ресурсные конфликты». Самый конкретный уровень управления - «задачи руководства» - управление человеческими ресурсами - развитее потенциала сотрудников. Управленческая роль - «руководитель» - обладает влиянием и авторитетом, способен вдохновить и пробудить трудовой энтузиазм.
Согласно методике самооценки «Управленческие роли», разработанной Базаровым Т.Ю. ( 3 ) наши управленцы определяли, какая из четырех ролей - «управленец», «организатор», «администратор» и «руководитель» им наиболее близка, в какой степени они больше склонны к выполнению той или иной роли. Респондентам необходимо было расставить процентное соотношение по данным четырем ролям, чтобы в сумме было 100%. Результаты самооценки показали, что опрошенные руководители более склонны к решению общих задач в управлении и реализации роли «управленца» - 27% - средняя степень выраженности по всей выборке. Роли «организатора», «администратора» и «руководителя» в среднем получили по 24% выраженности. В целом по выборке нельзя говорить о преобладании какой- либо ролевой позиции у опрошенных руководителей. Но это не свидетельствует о размытой управленческой ролевой идентификации. Более интересным представляется индивидуальное распределение менеджерских ролей, но в соотношении с другими факторами, что не входит в предмет нашего анализа. Теме не менее, можно предположить, что решение традиционных, конкретных, а в некоторых случаях рутинных управленческих задач не является приоритетным для опрошенных руководителей. Притом, что выделенные организационные трудности, в первую очередь, связанны с управлением человеческими ресурсами - проблемы конкретные и реальные (34% случаев). А отсутствие четкой стратегии деятельности предприятия - более общая проблема оценена в 11,4% случаев.
Полученные результаты исследования позволяют показать определенные особенности профессионального самосознания современных российских управленцев. В целом, опрошенные руководители не испытывают полного удовлетворения от своей работы и деятельности, что скорее связано с невозможностью полно и реально повлиять на существующие организационные процессы. Отсюда и более актуальна роль «управленца», как своеобразный уход в более абстрактные стратегические задачи, которые естественно являются важными и актуальными в управлении любой организации.
Актуализация руководителями организационных трудностей показало, что в психологическом плане они носят «внешнеобвинительный» характер, что указывает на снятие с себя управленческой ответственности. Хотя признание в своей ответственности прозвучало в скрытой, косвенной форме - только 28% опрошенных считают себя профессионалами в управлении. В нашем случае, наблюдается определенное рассогласование в профессиональном самосознании руководителей. С одной стороны есть более или менее четкое и осознанное отражение управленческих трудностей на предприятии, а с другой отсутствует осознание причастности к этим трудностям и принятие профессиональной ответственности. Скорее это рассогласование является источником психологического дискомфорта и определенной неудовлетворенности своей работой.
Все это влияет на актуализацию управленческого потенциала руководителей, как в плане мотивации к управлению, так и в наиболее полном проявлении своих возможностей и управленческих способностей. Данная проблема касается не только каждого руководителя, но и затрагивает интересы подготовки и развития управленческих кадров в плане их дальнейшего профессионального роста. На индивидуальном уровне это четко осознают наши руководители. На вопрос: «Что, по Вашему мнению, является необходимым для развития и актуализации Вашего управленческого потенциала?» наибольшее значение получили ответы «личное стремление к самосовершенствованию» - 28,5%, «повышение квалификации по передовым технологиям управления» - 23.8%, «получение дополнительного управленческого образования» - 16,6%. Но при этом, были отмечены и следующие ответы «помощь организации (содействие в карьере и обучении)» - 14,3% и «заинтересованность в этом государства» - 12%.
Мы увидели, что внутреннее содержание деятельности руководителя имеет далеко не «розовый» характер, а сопровождается наличием как объективных, так и субъективных трудностей, что неизбежно сказывается на психологическом самочувствии и влияет на профессиональный рост.
Противоречивость профессионального самосознания, не четкая управленческая ролевая идентичность, определенная степень профессиональной неудовлетворенности, может привести к личностному разочарованию и последующей смене деятельности или снижению своей профессионализации. Еще в 1994 году мы указывали на это проблему, предупреждая, что ели эта проблема, будет актуализирована в общероссийском масштабе, то страна может потерять корпус менеджеров, еще не обретя его на то время ( 5 ). Произошедший количественный рост корпуса менеджеров, к сожалению, не привел к качественному росту и своеобразию. Одна из причин этого, что в управленческую деятельность попадают люди, которые не обладают склонностью к этой деятельности и руководствуются факторами иллюзорной престижности профессии менеджера. В другом случае, на руководящие должности попадают отличные специалисты, которые согласно принципу Л.Питера пополняют ряды непрофессиональных руководителей.
Рассматривая проблему непрофессионализма руководителей Е. Комаров ( 4 ) берет за основу подход Л.Питера, который показывает соотношение между компетентностью и некомпетентностью в развитии специалиста. Развитие профессионала это диалектика профессионализма и непрофессионализма. На одних стадиях специалист может быть профессионалом, на другом уровне, более высоком он уже не профессионал.
Одна из причин непрофессионализма руководителя, по мнению Е. Комарова, отсутствие необходимых способностей к данному виду деятельности, непредрасположенность конкретного человека к руководящей деятельности. Наиболее часто это проявляется у специалистов, которых вытягивают на уровень управленческой деятельности. Но, профессия руководителя, как и любая, требует от человека определенных способностей и не всякий специалист может стать руководителем - можно потерять хорошего специалиста и получить плохого руководителя. Хотя неспособный руководитель тоже работает, но эта работа обеспечивает «неспособные результаты». При этом, если организационная система оставляет «неспособного руководителя» на должностях, то она провоцирует дальнейшее превращение специалиста в непрофессионального руководителя, поддержание непрофессионализма и развитие непрофессионализма в организации. Одна из существенных причин непрофессионализма руководителей - это психологическая сложность преодоления конверсионного барьера. Переход из специалистов в руководители считается признаком прогресса, а обратный ход из руководителей в специалисты рассматривается как регресс или своеобразное психологическое и профессиональное банкротство. В развитии профессионализма руководителей важное значение имеет отношения «организация - профессионал». Отношениями, способствующие сохранению и развитию профессионализма руководителей по Е. Комарову являются:
«Сохраняющие отношения» - когда организация демонстрирует позитивное отношение к профессионалам - оказывает различные формы поддержки и высоко оценивает труд профессионалов;
«Развивающиеся системы» - создание всех возможных условий для становления и развития профессионалов. Обычно это происходит через «ключевого руководителя», который сумел создать стиль и среду, направленную на формирование профессионала.
Наше исследование показало, что молодые руководители готовы учиться и совершенствоваться, но при этом нуждаются в поддержке и своеобразном сохраняющем и развивающем руководстве. Выделенные противоречия профессионального управленческого самосознания являются хорошей основой для последующего развития и становления профессионального корпуса управленцев, а на персональном уровне актуализации своего управленческого потенциала.
Библиография
Базаров Т.Ю. Управление персоналом. М., 2005.
Друкер П. Задачи менеджмента в ХХ1 веке. М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. - 272 с.
Жуков Ю.М., Журавлев А.В., Павлова Е.Н. Технологии командообразования: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2008.
Комаров Е. Откуда берутся непрофессиональные руководители. // Управление персоналом. № 9, 2001 с.58 - 61.
Мельник Ю.И. О некоторых особенностях профессионального сознания менеджеров. / Проблемы становления и развития рыночных отношений в Северо-Западном регионе России. Межвузовский сборник научных статей. - Петрозаводск, 1994. С.71-76.
Мельник Ю.И. Управленческий потенциал и профессионализм руководителя. //Вестник карельского филиала СЗАГС в г. Петрозаводске - 2010: Сборник научных статей. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2010. с.56-66
Ниязова З.Ф. Проблема профессионального сознания как ключевой вопрос подготовки специалистов. // психология управления в современной России: теория, эмпирические исследования, практика: Материалы Международной научно-практической конференции. - Тверь: Твер.гос.ун-т, 2010. с. 90 - 94.
Щедровицкий Г.П. Организация, руководство. Управление. Т.5. Методология и философия организационно-управленческой деятельности: основные понятия и принципы. М., 2003.
- Гоу впо «Омский государственный технический университет» Факультет гуманитарного образования Кафедра «Психология труда и организационная психология» Лаборатория экономической психологии
- Оглавление
- Экономическая и организационная психология
- Секция 1. Психологические аспекты освоения социальноэкономического пространства Факторы экономического поведения в ситуациях психологической игры
- Условия игры
- I 50,0 н 40,0
- 100 Т.Р. 1 т.Р. 10 т.Р. Исходная сумма
- Идентификационные показатели сфер жизни
- Рациональность и экономическое поведение: междисциплинарный подход
- Психосемантический анализ товарного фетишизма у подростков
- Личностные факторы эмоционального выгорания операционнокассовых работников
- Эмоциональное содержание феномена акме
- Особенности формирования профессионального самосознания в процессе получения психологического образования
- Самосознание как детерминант копинг-поведения в ситуации трудоустройства
- Формирование учебного пространства в условиях совершенствования системы профессионального самоопределения