logo
Копинг-поведение / Профессиональное самосознание

Самосознание как детерминант копинг-поведения в ситуации трудо­устройства

Маленова Арина Юрьевна, доцент кафедры социальной психологии, фа­культет психологии, Омский государственный университет им. Ф.М. Досто­евского, Омск,malyonova@mail.ru

Жизнь современного человека в полной мере можно обозначить стрес­согенной в силу значительного увеличения числа ситуаций, предъявляющих повышенные требования, зачастую превосходящие возможности самого человека. При этом стресс порой достаточно гармонично вписывается в жизнедеятельность, становясь ее неотъемлемой частью. Каждый этап раз­вития сопровождается нормативными стрессорами, включенными в дея­тельность и, по сути, выступающими условиями ее осуществления. Другими словами осваиваю ту или иную деятельность человек автоматически прини­мает ее особенности, в том числе, вызывающие у него состояние стресса. В связи с этим одной из самостоятельных задач эффективного существования в деятельности выступает обнаружение способов совладания со стресс- факторами с учетом особенностей ситуации и своей личности.

Одной из важных социальных задач в юности (молодости) является на­чало собственной профессиональной деятельности, сопряженной с прохож­дением процедуры аттестации при трудоустройстве. Считается, что первич­ная оценка кандидата в ситуации трудоустройства (оценка при отборе) яв­ляется неотъемлемой частью и первым этапом сквозной комплексной оцен­ки работника в процессе его трудовой деятельности. При этом под первич­ной оценкой кандидата в ситуации трудоустройства понимается сопоставле­ние его компетенций с требованиями вакантной должности (Кибанов А.Я., 1997). Поскольку эта задача не всегда решается положительно с первого раза, число ситуаций оценивания на профессиональную пригодность имеет тенденцию к увеличению. С одной стороны, у человека появляется возмож­ность отработки и закрепления определенных навыков самопрезентации, с другой - создаются условия для роста психологического напряжения в силу специфики ситуации аттестации, в частности, ее стрессогенности для по­тенциального работника. Особенно стрессовой ситуация собеседования является для выпускников вузов в силу противоречия между активным стремлением к трудоустройству и явным ограничением опыта профессио­нальной деятельности. По мнению А.Н. Дёмина, ситуация устройства на работу - первый объективно заданный нормативный кризис профессио­нального становления личности. В целом, трудоустройство попадает в об­ласть «индивидуального кризиса занятости», определяемого автором через кардинальную перестройку значимых связей личности с институтом трудо­вой занятости, инициируемую извне или самой личностью. Данный кризис характеризуется изменениями в социальном, материальном и профессио­нальном статусе человека, а также проявляется в ухудшении психологиче­ского благополучия в силу предъявления повышенных требований к адапта­ционным возможностям личности (Дёмин А.Н., 1997).

В связи с этим, молодым специалистам необходимы особые личност­ные ресурсы, позволяющие справляться с трудностями, закономерно возни­кающими в начале их трудового пути. В качестве одного из таких ресурсов, на наш взгляд, выступает самосознание, оформление которого преимуще­ственно завершается в студенческом возрасте, приобретая устойчивость и определенную профессиональную окрашенность. Доказанным фактом яв­ляется положение о том, что самосознание определяет поведение человека и его отношения с окружающей действительностью, при этом особое значе­ние имеет уровень развития компонентов самосознания и степень их адек­ватности. Гипотетически, чем выше уровень развития самооценки, притяза­ний, самоуважения, уверенности в себе и других качеств самосознания, в основе которого лежит соотнесение со своими реальными характеристика­ми, тем выше ценность личности в собственном представлении. В свою очередь, осознание собственной ценности, имеющей соответствующие ос­нования, может оказать значительное влияние на других людей, заставляя их проявить свое отношение к личности, в частности при ее профессиональ­ной оценке. Кроме этого, самосознание относится многими авторами к числу ресурсов особого типа поведения - совладающего, направленного на пре­одоление трудных ситуаций, в том числе аттестационных.

Таким образом, опираясь на изложенные научны факты, идея нашего исследования заключается в установлении связи компонентов самосозна­ния выпускников вуза и копинг-стратегий в ситуации трудоустройства, вы­ступающей нормативным кризисом профессионального становления моло­дого специалиста. Собственно ресурсная составляющая личности в данном случае раскрывается через определение параметров самосознания, высту­пающих индикаторами выбора эффективных стратегий копинга в конкретной ситуации аттестации.

В исследовании, проведенном совместно с Е.И. Макаровой, приняли участие студенты выпускных курсов (далее выпускники, молодые специали­сты) разных факультетов ОмГУ им. Ф.М. Достоевского в количестве 200 человек, имеющие опыт трудоустройства и сдавшие государственный экза­мен. Основным методом исследования выступило психологическое тести­рование, реализуемое с помощью следующего методического инструмента­рия:

В качестве дополнительного метода сбора данных использовался ан­кетный опрос. Для математической обработки результатов были использо­ваны метод нахождения средних; частотный анализ; одномерный диспер­сионный анализ ANOVA - для определения влияния фактора на зависимую переменную; критерий оценки достоверности различий - угловое преобра­зование Фишера (ф).

Общая схема исследования заключалась в первоначальном замере уровня стрессогенности ситуации трудоустройства для студентов выпускных курсов, эмпирическим референтом которого выступал уровень ситуативной тревожности. Доказательство последнего, в свою очередь, позволяет изу­чать особенности совладающего поведения личности, через выявление приоритетных и отвергаемых копинг-стратегий студентов в ситуации собе­седования. Следующая задача направлена на определение специфики са­мосознания студентов для установления в дальнейшем связи отдельных компонентов самосознания с копинг-реакциями выпускников в ситуации уст­ройства на работу, в том числе с учетом их эффективности.

Предваряя определение уровня тревоги с помощью соответствующего методического инструментария, мы обратились к студентам с предложени­ем закончить фразу: «ситуация собеседования при устройстве на работу для меня - это...». В целом, ответы молодых специалистов преимуществен­но концентрировались вокруг сильных эмоциональных переживаний, свя­занных с началом нового этапа жизни. Студенты указывали на состояние волнения (97% опрошенных), стресса (85% опрошенных), страха (39% оп­рошенных), настороженности (8% опрошенных) перед и во время ситуации собеседования, осознавая, что происходит оценка (проверка) их знаний, качеств, способностей (70% опрошенных), результат которой дает шанс (29% опрошенных) для изменения своей жизни (81% опрошенных). Другими словами, трудоустройство - объективно заданная ситуация, имеющая высо­кую субъективную и социальную значимость.

Результаты замера уровня тревожности в ситуации трудоустройства, подтвердили обнаруженную закономерность, позволяя определять данную ситуацию как значимую для всех ее участников (см. Таблицу 1).

Таблица 1.

Количество студентов с разным уровнем ситуативной и личностной

тревожности (частота встречаемости, %

Уровень тревож­ности

Вид тревожности

Эмпириче­ские значе­ния ф - критерия Фишера

Ситуативная (при трудоуст­ройстве)

Лично­

стная

1.

Низкий уровень

0

8

5,74***

2.

Умеренный уро­вень

3

40

10,24***

3.

Высокий уровень

97

52

11 82***

Примечание: *** уровень значимости при p<0,001.

В свою очередь, стрессовый характер ситуации собеседования при трудоустройстве и значимость ее результата для претендента, заставляет обращаться к способам, потенциально обеспечивающим ее более или ме­нее успешное преодоление. Под совладающим (копинг) поведением в пси­хологии понимается «индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями» (Нартова-Бочавер С.К., 1997. С. 21). Таким образом, оценка эффективности той или иной стратегии весьма ин­дивидуальна и зависит, как от ситуации, по отношению к которой она ис­пользуется, так и от самого субъекта, который к ней обращается. Вместе с тем, для ситуаций, требующих активных действий по их разрешению, суще­ствуют эмпирически обоснованные попытки выделения гипотетически про­дуктивных и непродуктивных копинг-стратегий, что позволяет выходить на уровень оценки эффективности совладающего поведения личности. К числу таких идей относится концепция (и методика) Ч. Карвера и его сотрудников, в рамках которой анализируются пятнадцать способов совладания, имею­щие разный адаптационный потенциал. Так стратегии планирования, поиска активной общественной поддержки, принятия, положительного истолкования и собственно активный копинг, как стремление нивелировать источник стресса, в значительное мере адаптивны для ситуаций, в которых актив­ность ассоциируется с благоприятным результатом. Поиск эмоциональной общественной поддержки, подавление конкурирующей деятельности и сдерживание не так явно связаны с активным копингом, но авторы предска­зывают, что они тоже должны быть адаптивными. Тогда как стратегии «фо­кус на эмоциях и их выражение», «поведенческое отстранение» и «отрица­ние», не являясь в принципе дезадаптивными, все же скорее не эффектив­ны в ситуациях, требующих от субъекта активного преодоления (Carver C.S., Scheier M.F., Weintrab J.K., 1989). К числу последних также, на наш взгляд, следует относить и стратегии саморазрушающего типа, в частности - ис­пользование различных средств для изменения состояния сознания.

Поскольку ситуация трудоустройства относится к числу нормативных стрессогенных воздействий, объективно заданных и планируемых, преодо­ление которых пассивными способами невозможно, мы полагаем, целесо­образным применение модели Ч.. Карвера для оценки эффективности ко- пинг-реакий студентов при столкновении с данной ситуацией.

Результаты, полученные с помощью анкеты оценки копинг-стратегий, в полной мере позволяют определить как предпочитаемые, так и отвергаемые студентами способы поведения в ситуации трудоустройства как стрессовой. Наиболее часто используемыми кандидатами формами копинга в ситуации собеседования (средний показатель от 12 до 16 баллов) являются: «актив­ный копинг», «планирование», «подавление конкурирующей деятельности», «положительное истолкование и рост», а также «поиск активной обществен­ной поддержки». Скорее отвергаемыми копинг-реакциями в ситуации уст­ройства на работу (средний показатель ниже 8 баллов) для студентов явля­ются «обращение к религии», «отрицание», «использование алкого­ля/наркотиков», «поведенческое отстранение» и «юмор». Нейтральную по­зицию занимают стратегии, не приводящие однозначно к успеху в ситуации

трудоустройства, но способные снизить эмоциональное напряжение канди­дата, такие как «поиск общественной поддержки», «принятие», «сдержива­ние», «фокус на эмоциях» и «ментальное отстранение» (см. Таблицу 2).

Таблица 2.

Копинг-стратегии студентов в ситуации трудоустройства (средние

значения, баллы).

Копинг-стратегии

Показатели

Среднее

значение

Стандартное

отклонение.

1.

Активный копинг

14,66

2,02

2.

Планирование

14,21

2,05

3.

Поиск активной общественной поддержки

12,02

2,05

4.

Поиск общественной эмоцио­нальной поддержки

11,25

2,13

5.

Подавление конкурирующей дея­тельности

13,65

2,06

6.

Обращение к религии

5,83

1,66

7.

Положительное истолкование и рост

12,66

2,09

8.

Сдерживание

9,29

2,41

9.

Принятие

10,66

2,07

10.

Фокус на эмоциях

9,18

2,01

11.

Отрицание

6,32

1,82

12.

Ментальное отстранение

8,06

1,68

13.

Поведенческое отстранение

7,42

2,25

14.

Использование алкоголя (нарко­тиков)

5,52

1,76

15.

Юмор

7,44

2,23

Преобладание адаптивных стратегий совладания при отказе от избе­гающих свидетельствует о том, что молодые специалисты осознают, что их эффективность при трудоустройстве определяется исключительно актив­ными когнитивными и поведенческими усилиями, которые они и стремятся реализовать при столкновении с данной ситуацией. Последнее позволяет утверждать, что в целом поведение студентов в ситуации собеседования является достаточно адаптивным. Остается выяснить, какие конструкты самосознания детерминируют выбор этих стратегий совладания, выступая своеобразным ресурсом личности в ситуациях аттестации, а какие опреде­ляют менее продуктивные формы совладания со стрессом.

Изучение самосознания в рамках данной работы мы ограничили такими его компонентами, как самооценка, уровень притязаний и самоотношение. Определение уровня развитие первых двух компонентов, показало, что к концу обучения в вузе большинство студентов (71% опрошенных) характе­ризуются адекватной самооценкой (умеют в соответствии с заданными кри­териями, объективно оценить свою деятельность и принимают к сведению критику) и реалистичным, оптимальным уровнем притязаний (61% опрошен­ных студентов выбирают посильные для себя цели на максимальном уровне сложности). Одновременно с этим, для 37% студентов характерна рассогла­сованность самооценки и уровня притязаний: 8% опрошенных ставят перед собой цели, чрезмерно легко достижимые, что не служит стимулом для лич­ностного развития (слабая степень дифференциации), тогда как 29% сту­дентов стремятся к тому, что заведомо для них невозможно (сильная диф­ференциация показателей). Вместе с тем, 63% студентов характеризуются умеренной дифференциацией показателей, что означает, что данные лица ставят перед собой цели при возможности, стремлении и способности их достигнуть, притязания таких студентов основаны на реальной оценке «хо­чу» и «могу» и являются стимулом для личностного развития (см. Таблицу 3).

Таблица 3.

Количество студентов с разным уровнем самооценки (СО) и притяза-

ний (УП) личности (частота встречаемости, %)*

Уровень раз­вития

Само

оцен

ка

ф эмп.

Уро­

вень

при-

тяза-

ний

ф

эмп

Уровень расхож­дения СО и УП

ф эмп.

1.

Заниженный

6

-

1

-

8

-

2.

Адекватный

71

10,04*

**

61

4,65

63

6,97***

3.

Завышенный

23

38

29

Примечание: *** уровень значимости при p<0,001.

В целом, полученные результаты могут быть объяснены тем фактом, что в период ранней взрослости (средний возраст студентов - 21 год) проис­ходит общая стабилизация личности и ее самосознания, формируется иден­тичность и тождественность личности самой себе, формируется обобщен­ная система самосознания личности и всех его составляющих.

Данные закономерности представляют особое значение в контексте об­суждения проблемы трудоустройства студентов, демонстрируя, что совре­менные выпускники в большинстве случаев уверены в себе, реалистично относятся к своим возможностям, способны правильно оценивать выпол­няемую деятельность и ее результат, сравнить себя с другими на основе объективно заданных критериев, замечают собственные ошибки, толерант- ны к критике, адекватно реагируют на оценку со стороны окружающих, сли­чая ее с имеющимися представлениями о себе, ставят перед собой слож­ные, но достижимые цели, поэтому относительно часто достигают успеха.

Применение дисперсионного анализа позволило обнаружить связь са­мооценки, уровня притязаний и уровня их дифференциации (вероятность достижения целей), как с более адаптивными копинг-реакциями - «активный копинг», «планирование», «поиск общественной поддержки», «положитель­ное истолкование и рост», так и менее адаптивными - «подавление конку­рирующей деятельности», «обращение к религии» и «сдерживание» (см. Таблицу 4).

Таблица 4

Влияние самооценки и уровня притязаний на выбор студентами копинг-

стратегий в ситуации трудоустройства.

Копинг-стратегии

Показатель дисперсии

Самооценка

Уровень притя­заний

Вероятность

достижения

целей

F

Р

F

Р

F

Р

Активный копинг

5,35***

0,008

0,333

0,717

0,471

0,703

Планирование

0,572

0,566

0,402

0,670

4,097***

0,009

Поиск активной

общественной

поддержки

4,776***

0,011

1,727

0,183

2,059

0,111

Поиск обществен­ной эмоциональ­ной поддержки

1,301

0,277

3,016*

*

0,050

1,328

0,270

Подавление конку­рирующей дея­тельности

4,181***

0,018

0,843

0,434

1,702

0,172

Обращение к рели­гии

0,168

0,846

3,187*

*

0,046

1,683

0,176

Положительное истолкование и рост

2,319*

0,080

3,640*

*

0,031

0,074

0,974

Сдерживание

1,452

0,239

3,967*

0,022

0,763

0,618

Примечание: *** - p<0,01; ** -p<0,05, * - p<0,1.

Общие закономерности выглядят следующим образом: чем выше уро­вень самооценки, тем чаще молодые специалисты в ситуации трудоустрой­ства прибегают к активным способам преодоления трудностей, но если даже они не приносят желаемого результата, участие в процедуре собеседования расценивается студентами как источник для саморазвития. При этом, чем ниже самооценка, тем больше усилий для подготовки требуется кандидату, в связи с чем концентрация происходит преимущественно на предстоящем собеседовании при контроле других деятельностей и ситуаций, потенциаль­но способных отвлечь от основной задачи. Неадекватная самооценка, как высокая, так и низкая, также способствует обращению за помощью к окру­жающим, использованию социальных ресурсов личности, тогда как лица с адекватной самооценкой ориентируются преимущественно на внутренние ресурсы - знания, умения, качества личности.

Чем выше уровень притязаний, тем в меньшей степени присутствует обращение к высшим силам как стратегии совладания со стрессом, более адекватным в ситуации трудоустройства, по мнению таких студентов, явля­ется осторожность, сдерживание действий и реакций, способных оказать негативное влияние на результат собеседования с работодателем. Нерав­номерным оказалось влияние уровня притязаний опрошенных на выбор стратегии «положительное истолкование и рост» в ситуации трудоустройст­ва. Студенты с оптимальным уровнем притязаний - ставящие перед собой сложные, но достижимые цели, извлекают из данной ситуации опыт для себя, которым активно пользуются в дальнейшем. Студенты же с неадек­ватным уровнем притязаний, оценивая свои усилия как недостаточные или, напротив, чрезмерные, не считают ситуацию собеседования связанной с саморазвитием, при этом данные лица легко обращаются к окружающим за эмоциональной поддержкой, сочувствием, пониманием, как к способу снятия напряжения и облегчения собственного состояния.

Еще одна закономерность, имеющая логичное объяснение, связана с установлением прямой зависимости между планированием собственной деятельности и вероятностью достижения поставленных целей. Чем больше расхождение между самооценкой личности и ее притязаниями, тем острее чувствуется необходимость четкого планирования своих действий, особенно в ситуациях, содержащих определенный риск, в частности при прохождении процедуры собеседования.

Еще одним компонентом самосознания, способным детерминировать преодоление трудностей ситуации трудоустройства, является самоотноше- ние личности. Применение тест-опросника самоотношения (ОСО) В. В. Сто-

лина, С. Р. Пантилеева, как и в случае использования предыдущего инстру­ментария, показало высокий уровень сформированности позитивного отно­шение студентов к себе: у подавляющего большинства студентов (96% оп­рошенных) сформировано глобальное самоотношение в его положительном ключе (как недифференцированное чувство «за» самого себя). Конкретным проявлением такого отношения выступает уважение к себе, свойственное 87% студентов. Данные лица верят в свои силы, в достижимость поставлен­ных целей, при наличии определенных способностей и их адекватной оцен­ки. Такие студенты энергичны, активны, самостоятельны, последовательны в своих действиях и поступках, имеют представление о том, чего они хотят и последовательно реализуют свои цели и желания.

Практически все студенты выпускных курсов относятся к себе с симпа­тией (91% опрошенных), одобряют собственные мысли, чувства и поступки, доверяют себе, имеют позитивную самооценку, что позволяет им адекватно воспринимать критику в свой адрес, соотнося с имеющимися знаниями о себе. Особый интерес собственная личность представляет для 71% студен­тов, при этом учащиеся уверены в том, что представляют интерес и для других людей, выступая ценными партнерами по общению. Возможно в свя­зи с этим, 72% студентов ожидают положительного отношения к себе со стороны окружающих, рассчитывая на признание их достоинств, симпатию к своей внешности, одобрение поступков, то есть принятие собственной лич­ности в целом, со всеми достоинствами и недостатками.

Таким образом, при демонстрации адекватной самооценки и оптималь­ного для дальнейшего личностного развития уровня притязаний, абсолют­ное большинство студентов имеют сформированное самоотношение, в це­лом оценивая себя позитивно, с одобрением, проявляя уверенность в своих силах и возможностях, имея четкое представление о своих способностях.

Установление зависимости копинг-поведения в ситуации трудоустрой­ства от показателей самоотношения, в полной мере позволило определить ресурсное значение данного конструкта личности. В результате дисперсион­ного анализа были обнаружены прямые связи между самоотношением как интегральным чувством и планированием, самоинтересом и активным ко- пингом, аутосимпатией и подавлением конкурирующей деятельности, а так­же принятием. То есть выбор в ситуации трудоустройства адаптивных ко- пинг-стратегий обусловлен разными компонентами самоотношения лично­сти. Обратная связь была установлена между отрицанием, обращением к религии и самоуважением, поведенческим отстранением и ожиданием по­ложительного отношения со стороны других, сдерживанием и аутосимпати­ей (см. Таблицу 5).

Таблица 5

Влияние самоотношения на выбор студентами копинг-стратегий в ситуации

устройства.*

* Примечание: в связи с большим размером таблицы редакция исключила ее из печатного сборника. Оригинальный вариант таблицы представлен на сайте конференции.

Таким образом, проявление претендентом интереса к собственной лич­ности, определяет выбор активных действий, направленных на устранение источника стресса, возможно проверка себя на готовность к совладающей активности в ситуации турдоустройства, также выступает предметом их са- моинтереса. Симпатия в отношении самого себя, самоодобрение и позитив­ная самооценка, придают уверенности в ситуации собеседования, которая осознается и принимается как реальная и значимая, помогая расставить приоритеты и сосредоточиться на решении поставленных задач, порой, при игнорировании выжидательной позиции как способа контроля нежелатель­ных поспешных действий. Уважительной отношение молодого специалиста к себе не допускает возможности игнорирования ситуаций трудоустройства, какие бы стрессовые они не были, оптимизируя внутренние ресурсы совла- дания при недоверии к тем, что находятся вне личности. В частности, такие студенты, возможно и не отвергая веру в высшие силы, все же считают об­ращение к ним в ситуации собеседования мало эффективной формой сов- ладания. При преобладании положительного отношения к окружающим и веры в их расположение, студенты активно включаются в процесс поиска работы, рассылают резюме, посещают собеседования, встречаются с по­тенциальными работодателями. Если же, напротив, для молодого специа­листа характерно недоверие, ожидание негативной оценки со стороны окру­жающих, это замедляет процесс трудоустройства, за счет временных отсро­чек данной процедуры вплоть до ее избегания.

В целом, самоотношение как интегральное чувство «за» самого себя, определяет выбор стратегии планирования собственной активности по тру­доустройству как одной из приоритетных. Таким образом, студенты, имею­щие сформированное и положительное отношение к себе, четко осознают свои возможности и способности, используя данные знания для проектиро­вания дальнейшего этапа своей жизни, основной задачей которого выступа­ет начало трудовой деятельности.

Таким образом, результаты нашего исследования позволяют сформу­лировать следующие выводы:

• Большинство студентов выпускных курсов имеют опыт прохожде­ния процедуры собеседования при трудоустройстве, рассматривая его как необходимый этап собственного становления в качестве специалиста;

Библиография

  1. Дёмин А.Н.Адаптация молодежи к социальным изменениям // Соци­альные изменения в России и молодежь. М., 1997.

  2. Нартова-Бочавер С.К.«Coping behavior» в системе понятий психологии

личности // Психологический журнал, Том 18,. №5, 1997. С. 20-30

  1. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибано- ва. М.: ИНФРА-М, 1997. 512 с.

  2. Carver C.S., Scheier M.F., Weintrab J.K. Assessing coping strategies: A

theoretically based approach //Journal of Personality and Social Psychol­

ogy. 1989. vol. 56. №2. P. 267 - 283.

Особенности профессионального самосознания современных руководителей

Мельник Юрий Иванович, канд. псхл наук, доцент, зав. кафедрой социаль­ной психологии, Карельская государственная педагогическая академия, г. Петрозаводскmelnikuo@onego.ru

В современном обществе все большее значение в развитии экономики приобретают, и будут иметь внеэкономические факторы такого развития. В основном такие факторы определяются личностью участников экономиче­ских отношений и в первую очередь, по мнению П. Друкера это связано с производительностью умственного труда современных управленцев. Одной из задач современного менеджмента он и определяет как повышение эф­фективности управленческого труда (2).

Решение проблемы повышения эффективности начинается с осозна­ния своей недостаточной эффективности в текущей деятельности. В управ­ленческой деятельности это связано с оценкой качественного состояния профессионального сознания и самосознания управленцев. В нашем слу­чае, «профессиональное самосознание руководителя», как понятие психо­логии менеджмента, охватывает различные аспекты осознания себя в управленческой деятельности. В практическом ракурсе, это отражает осоз­нание своей профессиональной управленческой роли конкретным руководи­телем в общей структуре управления организацией и в системе управления вообще, а также готовность к выполнению соответствующей роли менедже­ра. Зрелое профессиональное самосознание руководителя подразумевает видение перспектив своего профессионального роста, адекватную оценку своего управленческого потенциала. Содержание профессионального само­сознания менеджера строго индивидуально, а уровень его адекватности, полнота и содержание отражают определенное состояние его управленче­ского потенциала. Качество профессионального самосознания руководителя и выступает индикатором состояния управленческого потенциала и способ­ствует формированию конструктивного управленческого опыта. В своих ра­ботах мы показали, что конструктивный управленческий опыт, как структур­ный элемент управленческого потенциала формируется с учетом развитой рефлексии (6).

Конструктивный управленческий опыт опирается на развитую рефлек­сию и профессиональное самосознание руководителя и находит свое по­следующее отражение в индивидуальном стиле деятельности и управления. Само же развитие рефлексивного мышления, как психологической основы самосознания, способствует становлению профессионального сознания руководителя вообще и выступает предпосылкой его профессионального и личностного роста. На такой психологический механизм становления и раз­вития профессионального сознания специалиста указывает и З.Ф. Ниязова, выделяя в структуре профессионального сознания профессиональные уста­новки, профессиональную рефлексию, целеполагание, профессиональную самооценку и профессиональную адаптацию (7).

Наиболее остро проблема профессионального роста стоит для наших российских менеджеров, поскольку наряду с серьезной менеджерской под­готовкой, часто наблюдается наличие низкого личностного потенциала, ко­торый не способствует истинному профессиональному успеху в управлении. Об этом говорит и российское экспертное сообщество, отмечая о нехватке профессионалов в управлении, которые бы стремились к профессиональ­ному самосовершенствованию и смогли бы адекватно оценивать себя.

В данной статье мы коснемся некоторых особенностей профессиональ­ного самосознания современных руководителей, которое могут свидетель­ствовать об определенной готовности и возможности качественно выпол­нять управленческие функции. В качестве метода исследования мы исполь­зовали анкетный опрос слушателей Президентской программы подготовки управленческих кадров, которые обучались в Институте управления, эконо­мии и права Петрозаводского государственного университета в 2009-2010 гг. В исследовании приняло участие 22 человека, из них 12 мужчин и 10 жен­щин, руководители предприятий, индивидуальные предприниматели, на­чальники служб и управленцы среднего звена. Сфера деятельности опро­шенных - строительство, транспорт, туризм, розничная и оптовая торговля, промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство, сфера услуг, образо­вание и культура. Средний возраст - 34 года.

Содержание вопросов анкеты было направлено на выяснение тех труд­ностей, с которыми сталкиваются современные управленцы в своей работе, оценки удовлетворенности своим трудом, представление о своих профес­сиональных ролях и возможностях развития своего управленческого потен­циала.

На вопрос, «Какие позитивнее изменения Вы наблюдаете в современ­ной российской экономике?», половина опрошенных вообще не ответила, а остальные указали, что не видят никаких позитивных изменений в россий­ской экономике, а наоборот наблюдают «усиление давления государства и налоговых органов». Лишь один респондент увидел «государственную под­держку малого бизнеса». Таким образом, современные управленцы доста­точно скептично относятся к перспективе развития российской экономики, не видя никаких существенных позитивных сдвигов в ее функционировании. Остается открытым вопрос насколько данная субъективная картина дейст­вительно отражает реалии современной российской экономики, поскольку в ответах наблюдается общая негативная эмоциональная реакция. А в неко­торых перечисленных факторах, акцент в трудностях развития экономики ставится только на социально-экономические факторы. По своей психологи­ческой направленности, выделенные факторы являются «внешнеобвини­тельными», а сами опрошенные (и те, кто не ответил на данный вопрос) тем самым демонстрируют определенную отстраненность от экономических проблем. Хотя понятно, что ответственность за состояние дел в экономике лежит не только на уровне «мифического государства», но и на всем управ­ленческом сообществе, а конкретно кроется в непрофессионализме руково­дителей. Такая отстраненность опрошенных руководителей, возможно, обу­словлена, соответствующей профессиональной и управленческой позицией в системе социально-экономического управления, что и провоцирует снятие с себя ответственности за процессы, происходящие в российской экономике.

Неблагополучие в российской экономике находит свое продолжение на предприятиях, где работают опрошенные управленцы. Все опрошенные отметили наличие трудностей на своих предприятиях. К основным трудно­стям респонденты отнесли - низкая эффективность менеджмента, отноше­ния с властью, отношения с поставщиками, отсутствие четкой стратегии деятельности предприятия, неэффективный маркетинг, устаревшее обору­дование, финансовые проблемы, плохая организация бизнес-процессов. А по частоте встречаемости на первые два места вышли соответственно - «дефицит качественного персонала» и «низкая мотивация персонала». Та­ким образом, в ответах прослеживается акцент собственно на управленче­ских трудностях, а также атрибуция социально-психологических причин за­трудненного положения организаций, связанных с качеством персонала. Ключевыми проблемами на уровне предприятий, по мнению управленцев, является проблема с персоналом - его низкая мотивация и низкая подго­товленность. Но, как и в первом случае - «экономическая ситуация», атри­буция организационных причин и их содержание носит «внешнеобвинитель­ный» характер. Данные трудности, действительно для многих предприятий, являются объективными, но с другой стороны акцентирование данных при­чин может говорить об уровне профессиональной компетенции руководите­лей. Ибо кто, как не руководитель, должен заниматься проблемами работни­ков организации, в рамках технологии управления персонала. Соответст­вующее подтверждение нашему предположению мы получили в ответах на следующий вопрос: «Как Вы считаете, Ваша деятельность как руководителя отвечает современным требованиям к управленческой деятельности?». Из ответов следует, что большинство наших руководителей считает, что их профессиональная деятельность лишь «в некоторых аспектах» соответст­вует современным требованиям - 66% ответивших. Остальные 28% рес­пондентов, считают, что их деятельность как руководителя отвечает совре­менным требованиям к управленческой деятельности, и только два челове­ка признались что «не отвечает».

Можно предположить, что в профессиональном сознании и самосозна­нии современных руководителей складывается противоречивая картина. Причины трудностей на предприятии, по сути, приписываются управленче­ским факторам, но при этом, сами того, не ведая, руководители признаются в своей профессиональной некомпетентности, тем самым, снимая с себя ответственность за сложившееся положение дел на предприятии. Особенно странно это смотрится для тех руководителей, которые считают, что их дея­тельность отвечает современным требованиям к управленческой деятель­ности. Полученные данные, скорее всего, отражают, то положение, которое занимают наши руководители в управленческом процессе и иерархии управления в целом. Можно только предположить, насколько опрошенные руководители участвуют в реальном управлении, либо занимаются имита­цией управленческой деятельности. С другой стороны, данное противоречие можно объяснить следствием процесса профессионального становления их как управленцев, что и демонстрируется участием в программе подготовки управленческих кадров.

Следующее противоречие было обнаружено в том, что, несмотря на отмечаемые организационные трудности 68% опрошенных считают, что деятельность их предприятия в основном отвечает современным требова­ниям. Средняя оценка по 10 - бальной шкале - 6 баллов, мода - 8 баллов. И все опрошенные отметили, что на их предприятиях используются или применялись соответствующие управленческие технологии, такие как (по мере возрастания % ответов): управление изменениями, управление каче­ством, управление по целям, управление компетенциями, управление по ключевым показателям эффективности, мотивационный менеджмент. Как видим, на предприятиях используются известные управленческие техноло­гии, но проблемы в организациях остаются. Особенно это примечательно в случае мотивационного менеджмента как самого часто применяемого на предприятии - 31% отметивших, и «низкой мотивации персонала» как одной из ключевых организационных трудностей. Таким образом, наблюдается своеобразный управленческий парадокс - предприятие использует, по сути, передовые управленческие технологи, но теме не менее испытывает опре­деленные трудности именно в управлении. Встает закономерный вопрос, а как эта ситуация отражается на самочувствии опрошенных руководителей? Можно предположить о наличии возможной субъективной неспособности эффективно справляться с трудностями и поставленными управленческими задачами. А с другой стороны, нельзя исключить давление неблагоприятных объективных обстоятельств в деятельности предприятия и менеджмента в целом. Все это неизбежно должно сказываться на моральном состоянии наших руководителей и скорее влияет на степень их удовлетворенности своей работой. Подтверждение нашим предположениям мы нашли в ответах руководителей на вопрос: «Получаете ли Вы удовлетворение от своей рабо­ты?». Полностью получают удовлетворение от своей работы лишь 4 опро­шенных - 19%. В основном удовлетворены своей работой - 47%, «не пол­ностью» - 29%, и один ответивший не получает удовлетворение от своей работы. Таким образом, можно говорить о частичном удовлетворении от своей управленческой деятельности, что естественно, может сказываться на эффективности управления.

Удовлетворенность работой комплексное понятие и отражает не только эмоциональное отношение, но и возможность профессиональной реализа­ции, как личной, так и на организационном уровне. Профессиональная удов­летворенность отражает, насколько человек грамотно владеет и распоряжа­ется своими профессиональными компетенциями, и насколько сама органи­зация способствует такой профессиональной реализации. В контексте про­фессионального самосознания руководителя это означает представление о своей профессиональной и управленческой роли в системе управленческой деятельности на конкретном предприятии. Правильное осознание и склон­ность к тем или иным менеджерским ролям является необходимым услови­ем грамотной управленческой социализации и атрибутом дальнейшего про­фессионального роста. Для изучения склонностей наших руководителей к тем или иным менеджерским ролям мы использовали модель управленче­ских ролей Т. Ю. Базарова ( 1 ). Опираясь на модель управленческой дея­тельности Г.П. Щедровицкого ( 8 ), Базаров Т. Ю. выделил четыре типа управленческих задач, которые объедены общей логикой по принципу «от частного к общему». Каждой управленческой задаче соответствует управ­ленческая роль со своими компетенциями.

Самый обобщенный тип задач - управленческие - определение страте­гических направлений развития организации и условий, при которых вы­бранные направления должны быть изменены. Управленческая роль - «управленец» - способность работать в ситуации неопределенности и гибко предопределять свои цели и подходы. Следующий, уже более конкретный уровень - организаторские задачи - деятельность по проектированию биз­нес-процессов и построение организационной структуры, распределение работ и функций. Управленческая роль - «организатор» - способность четко видеть итоговый результат и проектировать этапы его достижения. Сле­дующий конкретный уровень управления - административные задачи - опе­ративное управление, планирование и распределение ресурсов в режиме реального функционирования. Управленческая роль - «администратор» - ориентация на стабильную деятельность, умение и оценивать затраты, рас­пределять ресурсы и прогнозировать «административно-ресурсные кон­фликты». Самый конкретный уровень управления - «задачи руководства» - управление человеческими ресурсами - развитее потенциала сотрудников. Управленческая роль - «руководитель» - обладает влиянием и авторитетом, способен вдохновить и пробудить трудовой энтузиазм.

Согласно методике самооценки «Управленческие роли», разработанной Базаровым Т.Ю. ( 3 ) наши управленцы определяли, какая из четырех ролей - «управленец», «организатор», «администратор» и «руководитель» им наиболее близка, в какой степени они больше склонны к выполнению той или иной роли. Респондентам необходимо было расставить процентное соотношение по данным четырем ролям, чтобы в сумме было 100%. Ре­зультаты самооценки показали, что опрошенные руководители более склон­ны к решению общих задач в управлении и реализации роли «управленца» - 27% - средняя степень выраженности по всей выборке. Роли «организато­ра», «администратора» и «руководителя» в среднем получили по 24% вы­раженности. В целом по выборке нельзя говорить о преобладании какой- либо ролевой позиции у опрошенных руководителей. Но это не свидетель­ствует о размытой управленческой ролевой идентификации. Более интерес­ным представляется индивидуальное распределение менеджерских ролей, но в соотношении с другими факторами, что не входит в предмет нашего анализа. Теме не менее, можно предположить, что решение традиционных, конкретных, а в некоторых случаях рутинных управленческих задач не явля­ется приоритетным для опрошенных руководителей. Притом, что выделен­ные организационные трудности, в первую очередь, связанны с управлени­ем человеческими ресурсами - проблемы конкретные и реальные (34% слу­чаев). А отсутствие четкой стратегии деятельности предприятия - более общая проблема оценена в 11,4% случаев.

Полученные результаты исследования позволяют показать определен­ные особенности профессионального самосознания современных россий­ских управленцев. В целом, опрошенные руководители не испытывают пол­ного удовлетворения от своей работы и деятельности, что скорее связано с невозможностью полно и реально повлиять на существующие организаци­онные процессы. Отсюда и более актуальна роль «управленца», как свое­образный уход в более абстрактные стратегические задачи, которые естест­венно являются важными и актуальными в управлении любой организации.

Актуализация руководителями организационных трудностей показало, что в психологическом плане они носят «внешнеобвинительный» характер, что указывает на снятие с себя управленческой ответственности. Хотя при­знание в своей ответственности прозвучало в скрытой, косвенной форме - только 28% опрошенных считают себя профессионалами в управлении. В нашем случае, наблюдается определенное рассогласование в профессио­нальном самосознании руководителей. С одной стороны есть более или менее четкое и осознанное отражение управленческих трудностей на пред­приятии, а с другой отсутствует осознание причастности к этим трудностям и принятие профессиональной ответственности. Скорее это рассогласование является источником психологического дискомфорта и определенной не­удовлетворенности своей работой.

Все это влияет на актуализацию управленческого потенциала руково­дителей, как в плане мотивации к управлению, так и в наиболее полном проявлении своих возможностей и управленческих способностей. Данная проблема касается не только каждого руководителя, но и затрагивает инте­ресы подготовки и развития управленческих кадров в плане их дальнейшего профессионального роста. На индивидуальном уровне это четко осознают наши руководители. На вопрос: «Что, по Вашему мнению, является необхо­димым для развития и актуализации Вашего управленческого потенциала?» наибольшее значение получили ответы «личное стремление к самосовер­шенствованию» - 28,5%, «повышение квалификации по передовым техноло­гиям управления» - 23.8%, «получение дополнительного управленческого образования» - 16,6%. Но при этом, были отмечены и следующие ответы «помощь организации (содействие в карьере и обучении)» - 14,3% и «заин­тересованность в этом государства» - 12%.

Мы увидели, что внутреннее содержание деятельности руководителя имеет далеко не «розовый» характер, а сопровождается наличием как объ­ективных, так и субъективных трудностей, что неизбежно сказывается на психологическом самочувствии и влияет на профессиональный рост.

Противоречивость профессионального самосознания, не четкая управ­ленческая ролевая идентичность, определенная степень профессиональной неудовлетворенности, может привести к личностному разочарованию и по­следующей смене деятельности или снижению своей профессионализации. Еще в 1994 году мы указывали на это проблему, предупреждая, что ели эта проблема, будет актуализирована в общероссийском масштабе, то страна может потерять корпус менеджеров, еще не обретя его на то время ( 5 ). Произошедший количественный рост корпуса менеджеров, к сожалению, не привел к качественному росту и своеобразию. Одна из причин этого, что в управленческую деятельность попадают люди, которые не обладают склон­ностью к этой деятельности и руководствуются факторами иллюзорной пре­стижности профессии менеджера. В другом случае, на руководящие долж­ности попадают отличные специалисты, которые согласно принципу Л.Питера пополняют ряды непрофессиональных руководителей.

Рассматривая проблему непрофессионализма руководителей Е. Кома­ров ( 4 ) берет за основу подход Л.Питера, который показывает соотношение между компетентностью и некомпетентностью в развитии специалиста. Раз­витие профессионала это диалектика профессионализма и непрофессиона­лизма. На одних стадиях специалист может быть профессионалом, на дру­гом уровне, более высоком он уже не профессионал.

Одна из причин непрофессионализма руководителя, по мнению Е. Ко­марова, отсутствие необходимых способностей к данному виду деятельно­сти, непредрасположенность конкретного человека к руководящей деятель­ности. Наиболее часто это проявляется у специалистов, которых вытягива­ют на уровень управленческой деятельности. Но, профессия руководителя, как и любая, требует от человека определенных способностей и не всякий специалист может стать руководителем - можно потерять хорошего специа­листа и получить плохого руководителя. Хотя неспособный руководитель тоже работает, но эта работа обеспечивает «неспособные результаты». При этом, если организационная система оставляет «неспособного руководите­ля» на должностях, то она провоцирует дальнейшее превращение специа­листа в непрофессионального руководителя, поддержание непрофессиона­лизма и развитие непрофессионализма в организации. Одна из существен­ных причин непрофессионализма руководителей - это психологическая сложность преодоления конверсионного барьера. Переход из специалистов в руководители считается признаком прогресса, а обратный ход из руково­дителей в специалисты рассматривается как регресс или своеобразное пси­хологическое и профессиональное банкротство. В развитии профессиона­лизма руководителей важное значение имеет отношения «организация - профессионал». Отношениями, способствующие сохранению и развитию профессионализма руководителей по Е. Комарову являются:

  1. «Сохраняющие отношения» - когда организация демонстрирует пози­тивное отношение к профессионалам - оказывает различные формы под­держки и высоко оценивает труд профессионалов;

  2. «Развивающиеся системы» - создание всех возможных условий для становления и развития профессионалов. Обычно это происходит через «ключевого руководителя», который сумел создать стиль и среду, направ­ленную на формирование профессионала.

Наше исследование показало, что молодые руководители готовы учиться и совершенствоваться, но при этом нуждаются в поддержке и свое­образном сохраняющем и развивающем руководстве. Выделенные проти­воречия профессионального управленческого самосознания являются хо­рошей основой для последующего развития и становления профессиональ­ного корпуса управленцев, а на персональном уровне актуализации своего управленческого потенциала.

Библиография

  1. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. М., 2005.

  2. Друкер П. Задачи менеджмента в ХХ1 веке. М.: Издательский дом «Виль­ямс», 2003. - 272 с.

  3. Жуков Ю.М., Журавлев А.В., Павлова Е.Н. Технологии командообразова­ния: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2008.

  4. Комаров Е. Откуда берутся непрофессиональные руководители. // Управление персоналом. № 9, 2001 с.58 - 61.

  5. Мельник Ю.И. О некоторых особенностях профессионального сознания менеджеров. / Проблемы становления и развития рыночных отношений в Северо-Западном регионе России. Межвузовский сборник научных статей. - Петрозаводск, 1994. С.71-76.

  6. Мельник Ю.И. Управленческий потенциал и профессионализм руководи­теля. //Вестник карельского филиала СЗАГС в г. Петрозаводске - 2010: Сборник научных статей. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2010. с.56-66

  7. Ниязова З.Ф. Проблема профессионального сознания как ключевой во­прос подготовки специалистов. // психология управления в современной России: теория, эмпирические исследования, практика: Материалы Между­народной научно-практической конференции. - Тверь: Твер.гос.ун-т, 2010. с. 90 - 94.

  8. Щедровицкий Г.П. Организация, руководство. Управление. Т.5. Методоло­гия и философия организационно-управленческой деятельности: основные понятия и принципы. М., 2003.