I 50,0 н 40,0
0
30,0 а =г
а 20,0
С
10,0 0,0
Рисунок 2 - Величина суммы денег, оставленной себе, в разных условиях игры
Статистическая проверка показала, что между группами есть значимые различия (U= 45,5,p=0,04). Следовательно, на экономическое поведение в значительной степени влияет стремление к выгоде, что в ситуации психологической игры приводит к увеличению суммы денег, оставляемой себе, и уменьшению суммы, предлагаемой другому, когда нет риска того, что партнер может отказаться от «несправедливого» дележа, лишив выигрыша обоих.
Изучение величины разыгрываемой исходной суммы денег как фактора экономического поведения
Опыт проводился в соответствии с экспериментами «Игра в ультиматум» и «Игра в диктат» (с условными деньгами), все испытуемые являлись «ведущими игроками» и были разделены на три группы, условия игры для которых отличались величиной исходной суммы: 1 т.р., 10 т.р. и 100 т.р. Таким образом, всего было создано 6 экспериментальных групп, воздействие в которых осуществлялось по факторному плану 3*2 в соответствии со следующей схемой: «Игра в ультиматум - 1 т.р.», «Игра в ультиматум - 10 т.р.», «Игра в ультиматум - 100 т.р.», «Игра в диктат - 1 т.р.», «Игра в диктат - 10 т.р.», «Игра в диктат - 100 т.р.». Такая организация исследования по
зволяет проверить гипотезы относительно влияния каждой из независимых переменных отдельно (условий игры и величины исходной суммы денег) и о взаимодействии переменных (как величина исходной суммы влияет на экономическое поведение в разных условиях игры).
Полученные результаты изобразим на графике (рисунок 3).
Величина исходной суммы | Ультиматум— — Диктат | Рисунок 3 - Величина суммы денег, оставленной себе, в разных условиях игры и при разной исходной сумме
Судя по графику, можно отметить тенденцию увеличения суммы денег, оставляемых себе, в ситуации «Игры в диктат» и уменьшения суммы денег, оставляемых себе, в ситуации «Игры в ультиматум» по мере увеличения исходной суммы от 10 т.р. до 100 т.р. По мере роста возможного выигрыша в ситуации риска экономическое решение становится более осторожным, чем в ситуации отсутствия риска.
Статистическая проверка с помощью дисперсионного двухфакторного анализа дала следующие результаты (таблица 1).
Таблица 1. Результаты статистической обработки данных о влиянии условий и исходной суммы Квадрат суммы Число степеней свободы Средний квадрат Значение критерия F Уровень значи мости Гипотеза Условия 260,4 1 260,4 3,980 0,050000 Н1 Сумма 205,8 2 102.9 1,570 0,220000 НО Условия*Сумма 305,8 2 152.9 2,340 0,110000 но
Таким образом, статистически значимым является только влияние разных условий игры (как уже было показано в п. 2). Действительно, на графике
кривая, описывающая результаты «Игры в диктат» почти везде выше кривой, описывающей результаты «Игры в ультиматум». Это значит, что доля, оставляемая себе, в ситуации отсутствия риска «отвержения» больше.
Изучение «ведущей» / «ведомой» роли участника экономической игры как фактора экономического поведения
Эксперимент проводился по стандартной процедуре «Игры в ультиматум» (с условными деньгами). Участники были разделены на две группы: «ведущие» игроки и «ведомые» игроки. Задача ведущего игрока - решить, как распределить исходную сумму денег между собой и ведомым игроком, зная, что если ведомый игрок откажется, то никто денег не получит. Задача ведомого игрока - решить, на какую минимальную сумму он будет согласен. Также условия игры отличались величиной исходной суммы: 1 т.р., 10 т.р. и 100 т.р. Всего было создано 6 экспериментальных групп, воздействие в которых осуществлялось по факторному плану 3*2 в соответствии со следующей схемой: «Ведущий игрок - 1 т.р.», «Ведущий игрок - 10 т.р.», «Ведущий игрок - 100 т.р.», «Ведомый игрок - 1 т.р.», «Ведомый игрок - 10 т.р.», «Ведомый игрок - 100 т.р.». Такая организация исследования позволила проверить гипотезы относительно влияния каждой из независимых переменных отдельно (роли участника и величины исходной суммы денег) и о взаимодействии переменных (как величина исходной суммы влияет на экономическое поведение при выполнении разных ролей).
Полученные результаты изобразим на графике (рисунок 4).
55 52.5 48,8 47,5 56 3 54 I 52 >. и н 50 о £ 48 ф о 46
- Гоу впо «Омский государственный технический университет» Факультет гуманитарного образования Кафедра «Психология труда и организационная психология» Лаборатория экономической психологии
- Оглавление
- Экономическая и организационная психология
- Секция 1. Психологические аспекты освоения социальноэкономического пространства Факторы экономического поведения в ситуациях психологической игры
- Условия игры
- I 50,0 н 40,0
- 100 Т.Р. 1 т.Р. 10 т.Р. Исходная сумма
- Идентификационные показатели сфер жизни
- Рациональность и экономическое поведение: междисциплинарный подход
- Психосемантический анализ товарного фетишизма у подростков
- Личностные факторы эмоционального выгорания операционнокассовых работников
- Эмоциональное содержание феномена акме
- Особенности формирования профессионального самосознания в процессе получения психологического образования
- Самосознание как детерминант копинг-поведения в ситуации трудоустройства
- Формирование учебного пространства в условиях совершенствования системы профессионального самоопределения