logo
Копинг-поведение / Профессиональное самосознание

Особенности формирования профессионального самосознания в про­цессе получения психологического образования

Маленов Александр Александрович, заведующий психологической лабо­раторией, заместитель декана по общим вопросам, факультет психологии, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского,malyonov@mail.ru

Профессионально важные качества личности, безусловно, предпола­гают формирование, развитие, углубление, расширение, как в процессе получения соответствующего образования, так и непосредственно в контек­сте самой трудовой деятельности. Вместе с тем, успешность выбора про­фессии во многом определяется исходными личностными предпосылками для ее осуществления. Другими словами благодаря взаимодействию имею­щихся ресурсов и приобретаемых в профессиональной среде мы можем получить квалифицированного и компетентного специалиста. В противном случае обнаруживается противоречие между личностью и деятельностью, не позволяющее качественно решать профессиональные задачи, с одной стороны, и получать удовольствие от самой деятельности в качестве ее субъекта, с другой.

Профессия психолога не является исключением. Надстройка профес­сионализма на изначальную психологичность, обусловленную особым ми­ровоззрением, «притягивающим» соответствующие личностные черты, формирует тип специалиста, отвечающий требованиям современного обще­ства и действительно способный к воплощению своей миссии - оказанию помощи людям. И напротив, освоение профессии формально при недоста­точной осознанности или игнорировании своих индивидуальных особенно­стей, как правило, приводит к невозможности осуществления деятельности, ориентированной на неповторимость личности, ее уникальность. Психологи­ческая непроработанность личности самого психолога, по мнению Е.Е. Са- поговой, способна привести к своеобразной деформации, которая находит отражение в отсутствии профессиональной ментальности, несформирован- ности личностных смыслов профессии, утрате внутренней мотивации к осу­ществлению профессиональной деятельности, в неспособности решить собственные внутренние проблемы (Сапогова Е.Е., 2007).

Важным в этом контексте выступает положение о том, что компетент­ный психолог должен, прежде всего, быть свободен от внутренних противо­речий, то есть как раз способен к разрешению собственных психологических проблем. При этом эта субъектная позиция не может быть сформирована извне, поскольку «главным инструментом ее создания» является сам психо­лог через осознание собственной индивидуальности (Доценко Е.Л., Андрее­ва О.С., Просекова В.М., Шевцова Т.С., 2007). Для оказания помощи в этом направлении психология обладает значительным потенциалом, который, прежде всего, должен быть использован самими психологами для формиро­вания определенного уровня компетентности в обнаружении и развитии ресурсов личности не только других людей, но и своей собственной.

То есть, формирование мировоззрения психолога, фундаментом кото­рого выступают гуманистические ценности, предполагает наравне с ярко выраженной ориентацией на другого человека, также ценность собственного «Я», его рефлексии и саморазвития (Краснощеченко И.П., 2007). В связи с этим, особые требования к будущему специалисту в области психологии, должны распространяться на сферу самосознания, функции которого на­правлены на формирование адекватного образа себя, в том числе как про­фессионала.

Повышенный интерес к проблеме профессионального самосознания психолога проявляют разные авторы, как с позиции психологов-практиков, так и исследователей. Обобщая описания этой сферы профессионально важных качеств, можно заключить, что компетентный специалист психологи­ческого профиля должен быть обладателем прирожденной способности проникать в подсознательные уровни собственной души (Фрейд З., 1990) и приобретенной - к самопознанию (Кочюнас Р., 1999), адекватной самооцен­ки (Захаров В.П., Хрящева Н.Ю., 1989) и позитивной Я-концепции, самоцен­ности (Дубровина И.В., 2004), способности к рефлексии, принятию себя, самоуважению и готовности к самоизменению (Роджерс К., 1994) при стрем­лении к осознанию и избавлению от собственных комплексов (Мэй Р., 1994), а также быть откровенным, терпимым и искренним по отношению к себе (Шнайдер К., 1992).

На этапе выбора личностью профессии «психолог», многие из указан­ных конструктов являются достаточно оформленными, и, как правило, осоз­наются оптантами как профессионально важные, требующие дальнейшего развития в процессе получения соответствующего образования. При этом обнаруживается заметная динамика приоритетности того или иного качества и уровень его развития в зависимости от этапа учебно-профессиональной подготовки будущих психологов.

Подтверждением этому выступают закономерности, выявленные нами в исследовании, проведенном совместно с Е.Г. Ларионовой, на выборке студентов факультета психологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского в количестве 146 человек, из них 42 студента первого курса, 28 - второкурсников, 30 сту­дентов третьего курса, 25 студентов четвертого и 21 - пятого курсов. Основ­ным методом исследования выступило психологическое тестирование, реа­лизуемое с помощью инструментария, позволяющего изучить профессио­нально важные качества самосознания, выделенные в качестве приоритет­ных самими студентами-психологами:

В качестве дополнительного критерия замерялась самооценка студен­тов по каждому изучаемому параметру самосознания с помощью методики Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн, модифицированной под задачи исследования. Для выявления статистических закономерностей применись непараметриче­ский критерий различий U-Манна-Уитни и метод ранговой корреляции Спир­мена.

Основная гипотеза исследования связана с предположением об адек­ватной оценке студентами факультета психологии профессиональных ка­честв самосознания (самооценка), сопоставимой с реальным уровнем раз­вития того или иного компонента (результаты психодиагностики). При этом последний должен иметь тенденцию к повышению в связи с углублением специализации и постепенным превращением студента в профессионально­го психолога.

Полученные в результате срезового исследования данные позволили составить портрет самосознания студентов-психологов разных курсов обу­чения, в том числе благодаря их сопоставлению между собой.

Центральными чертами самосознания первокурсников являются само­уважение и уверенность в себе, остальные компоненты имеют также доста­точный уровень развития, за исключением социальной зрелости, что вполне логично. Самооценка профессионально важных качеств самосознания вполне адекватна и соответствует их реальному уроню развития при неко­тором завышении лишь одного параметра - зрелости личности, что также легко объясняется возрастным стремлением к ее наличию. Тем более что диагностические показатели уровня развития этого конструкта все расста­вили по своим местам: показатели студентов первого курса в значительной степени уступают результатам студентов второго (U = 399 приp < 0,05), третьего(U = 407,5 приp < 0,05) и четвертого(U = 357,5, приp < 0,05) курсов (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Уровень развития профессионально важных качеств самосознания у сту­дентов факультета психологии первого курса обучения (средние показатели,

%)

ПВК самосознания

Параметры

Реальный уровень

Самооценка

1.

Рефлексивность

60,5

65

2.

Самопонимание

61,6

61,3

3.

Уверенность в себе

67,4

60

4.

Самоуважение

70,7

66,7

5.

Ответственность

61,8

59,4

6.

Социальная зре­лость личности

45

57,5

При этом корреляционный анализ показал прямую связь ответственно­сти первокурсников с уверенностью в себе (r=0,476 приp<0,001) и самоува­жением (=0,536 приp<0,001) при взаимосвязи последних между собой(r=0,691 приp<0,001) и с уровнем самопонимания(r=0,368 приp<0,05 иr=0,653 приp<0,001 соответственно). Данные закономерности, на наш взгляд, могут быть отражением ключевого для студентов первого курса со­бытия - поступления в высшее учебное заведение. С одной стороны, это является ответственным «взрослым» шагом, результативность которого, безусловно, повышает уверенность в своих силах, способностях, вызывая дополнительное уважение к себе - с другой. Что касается стремления к по­знанию и пониманию себя, особенно характерного для лиц начинающих психологическую подготовку, его активный и созидательный характер, в полной мере способен повысить самоуважение, формируя одновременно умение доверять самому себе, уважая собственную индивидуальность.

При сопоставлении данных первокурсников с результатами студентов старших курсов, было подтверждено изначальное предположение о том, что с этапом подготовки значения показателей самосознания должны увеличи­ваться. Студенты первого курса факультета психологии чаще всего уступа­ют по уровню развития качеств самосознания своим предшественникам (по всем показателям были обнаружены значимые различия при p<0,05). Ис­ключение составил лишь уровень рефлексивности: первокурсники превзош­ли студентов второго курса по уровню развития данного качества самосоз­нания(U = 527 приp < 0,05), что подтверждает актуальность мотива само­познания для современных абитуриентов, запускающего соответствующие механизмы личности.

При этом, студенты второго курса считают, что их способность к само­анализу развита достаточно высоко, уступая лишь ответственности. В це­лом, противоречия у учащихся этой группы в области самооценки и реаль­ного уровня развития качества были обнаружены по четырем из шести па­раметров, позволяя говорить о тенденции к формированию более позитив­ного образа самого себя. Интересно, что совпадение высоких объективных и субъективных оценок по параметрам уверенность в себе и самоуважение, своеобразным образом подтверждают возможность существования выяв­ленных противоречий (см. Таблицу 2).

Таблица 2

Уровень развития профессионально важных качеств самосознания у сту­дентов факультета психологии второго курса обучения (средние показатели,

%)

ПВК самосознания

Параметры

Реальный уровень

Самооценка

1.

Рефлексивность

55,5

74,1

2.

Самопонимание

59

70

3.

Уверенность в себе

72,6

68

4.

Самоуважение

76

72,3

5.

Ответственность

70,0

80,6

6.

Социальная зре­лость личности

51,4

64


При незначительном понижении уровня рефлексивности и самопони­мания по сравнению с данными первокурсников, к приоритетным качествам самосознания студентов второго курса, помимо самоуважения и уверенно­сти в себе, добавляется ответственность. Социальная зрелость второкурс­ников при этом, адекватно не очень высокого уровня развития, все же пре­восходит данные их последователей.

Интересно, что самоуважение второкурсников напрямую связано ис­ключительно с уровнем самопонимания (r=0,48 приp<0,001), тогда как для студентов первого курса были характерно большее количество связей у данных конструктов. Возможно, осознание необходимости и желания пони­мать свой внутренний мир и появления инструментария для решения дан­ной задачи, недоступного ранее, позволяет студентам погрузиться в процесс слияния позиций субъекта и объекта познания, что способно вызвать особое чувство самоуважения, в том числе, как к начинающему специалисту. Одно­временно с этим, зрелость личности в сознании студентов начинает приоб­ретать образ ответственности за свои поступки(r=0,325 приp<0,05), что, безусловно, можно рассматривать как серьезный ресурс для дальнейшего профессионального и личностного развития.

Закономерно, значительные отличия в процессе формирования само­сознания были обнаружены при анализе данных студентов-психологов третьего курса обучения. Кризис профессионального развития, прежде все­го, распространился на важную для студентов область самопонимания - крайне низкий показатель этого параметра заметно отличает третьекурсни­ков от первокурсников (U = 135, приp < 0,001), второкурсников(U = 89, приp < 0,001), студентов четвертого(U = 33, приp < 0,001) и пятого курсов(U = 68,5, приp < 0,001). Несмотря на то, что средний показатель уровня понимания себя у студентов третьего курса - 21,6 %, они, однако, не счита­ют эту способность недостаточно развитой (ср. уровень самооценки - 70,8 %). Данная тенденция - завышение оценки уровня развития собствен­ных характеристик личности третьекурсниками, распространяется и на дру­гие качества самосознания (см. Таблицу 3).

Таблица 3

Уровень развития профессионально важных качеств самосознания у сту­дентов факультета психологии третьего курса обучения (средние показате­ли, %)

№ ПВК самосознания Параметры

Реальный уровень

Самооценка

1.

Рефлексивность

64,2

72

2.

Самопонимание

21,6

70,8

3.

Уверенность в себе

72,7

67,8

4.

Самоуважение

78,9

80,7

5.

Ответственность

71,5

66,4

6.

Социальная зрелость личности

52

63,8


При этом показатели уровня рефлексивности третьекурсников наи­большие по всей выборке, они превосходят данные студентов первого (U = 351,5 приp < 0,05), второго(U = 257,5 приp < 0,001) и четвертого(U = 306,5 приp < 0,05) курсов. И, в целом, низкий уровень самопонимания, не отразился кардинально на самоуважении (при наличии тесной взаимо­связи:r=0,542 приp<0,001) и уверенности - их показатели выше нормы, а также имеют положительную корреляцию между собой(r=0,547 приp<0,001). Это подтверждают и самооценочные суждения: максимальное значение самоуважения достигается на третьем курсе обучения - 80,7 %, что значительно превышает самооценку первокурсников (ср. показатель СО = 66,7 %,U = 399,5 приp < 0,05) и студентов четвертого курса (ср. показа­тель СО = 69,7 %,U = 219 приp < 0,05).

Более того, общий уровень интернальности третьего курса превышает аналогичный показатель первого (U = 373 приp < 0,05) и второго(U = 265,5 приp < 0,05) курсов, что можно проинтерпретировать как тенденцию к по­вышению ответственности в процессе учебно-профессиональной подготовки психологов, достигающую оптимального уровня к четвертому году обучения (между оценками студентов третьего, четвертого и пятого курсов значимые различия не обнаружены). Однако при самооценке ответственности студен­ты третьего курса, имеющие наиболее высокие психодиагностические пока­затели, уступают учащимся второго(U = 228 приp < 0,05) и четвертого(U = 257, приp < 0,05) года обучения, недооценивая себя.

Одновременно с этим была установлена отрицательная связь между ответственностью и самоуверенностью студентов третьего курса (r=-0,569 приp<0,001). Вероятно, благополучное достижение студенческой идентич­ности, овладение эффективными способами организации учебной деятель­ности, способствует снижению уровня тревожности и напряжения при повы­шении уверенности в себе, следствием чего выступает более лояльное и менее ответственное отношение к учебе. Тогда как неэффективное решение этих задач заставляет студента по-прежнему обращаться к ответственности как основному ресурсу саморегуляции учебной деятельности. С другой сто­роны, подобная взаимосвязь может быть отражением «синдрома отлични­ка», свойственного, как правило, высоко ответственным учащимся: незави­симо от реальных успехов, студента преследует ожидание неблагополучно­го развития событий, понижая уверенность в собственных способностях. Как и напротив, низкий уровень интернальности актуализирует внешние ресур­сы, что способствует повышению уверенности в благополучном исходе си­туаций учебного взаимодействия.

Еще одна отрицательная корреляционная зависимость была обнаруже­на в отношении социальной зрелости и рефлексивности студентов- психологов третьего курса (r=-0,43 приp<0,05). То есть при невысоком уров­не развития самоанализа третьекурсники склонны считать себя достаточно зрелой личностью, что не является таковым для студентов, склонным к глу­бокой рефлексии. С другой стороны, обнаружение признаков социальной зрелости может повысить ориентацию на других людей при снижении инте­реса к собственному внутреннему миру, тогда как трудности социальной адаптированности могут заставить искать их причины в собственной лично­сти. И в том, и в другом случае, можно заключить, что уровень рефлексии в период кризиса третьего курса обучения может оказывать значительное влияние на отношения студента с его социальным окружением.

Таким образом, задача проверки точности профессионального самооп­ределения, направляющая сознание на более глубокий анализ собственных способностей и возможностей, с новой силой возникает перед студентами третьего курса, рост специализации которых обостряет проблему их соот­ветствия требованиям, предъявляемым к будущему психологу. Особенно сензитивным конструктом самосознания в связи с этим выступает самопо­нимание, в содержании которого содержатся основные противоречия, свя­занные с переходом от студенческой идентичности к профессиональной.

Что касается специфики профессионально важных качеств самосозна­ния студентов-психологов четвертого и пятого курсов, то они обладают зна­чительным сходством, одновременно отличающим старшекурсников от лиц, обучающихся на факультете первые три года. В частности студенты, завер­шающие учебно-профессиональную подготовку, считают себя более спо­собными к рефлексии, чем первокурсники факультета психологии (U = 350,5 приp < 0,05 иU = 288,5 приp < 0,05 соответственно) (см. Таблицы 4 и 5).

Таблица 4

Уровень развития профессионально важных качеств самосознания у сту­дентов факультета психологии четвертого курса обучения (средние показа-

тели, %)

ПВК самосозна­ния

Параметры

Реальный уровень

Самооценка

1.

Рефлексивность

59,4

76,6

2.

Самопонимание

70,9

69,5

3.

Уверенность в себе

72,1

66,2

4.

Самоуважение

80,9

69,7

5.

Ответственность

68

74,8

6.

Социальная зре­лость личности

51,4

65,6

Таблица 5

Уровень развития профессионально важных качеств самосознания у сту­дентов факультета психологии пятого курса обучения (средние показатели,

%)

ПВК самосознания

Параметры

Реальный уровень

Самооценка

1.

Рефлексивность

59,2

77,1

2.

Самопонимание

65,0

68,3

3.

Уверенность в себе

77,8

68,7

4.

Самоуважение

86,0

74,1

5.

Ответственность

66,8

71,4

6.

Социальная зре­лость личности

50,5

64

Центрация самосознания старшекурсников приходится на самоуваже­ние и уверенность в себе, достигающих к завершению обучения максималь­ных значений. В частности, при изучении уровня самоуважения наблюдает­ся отчетливая тенденция его возрастания от первого к пятому курсу (ср. показатели по курсам 70,7 %, 76 %, 78,9 %, 80,9 % и 86 % соответственно). Несмотря на то, что значимые различия были обнаружены только между студентами первого и пятого курсов (U = 311 приp = 0,056), учитывая обна­руженную закономерность увеличения показателей, полагаем, ее можно проецировать на полученные результаты, утверждая, что в процессе учеб­но-профессиональной подготовки психологов происходит рост уважения к себе. Подобная эмпирическая картина была получена и в отношении пока­зателей уровня уверенности в себе - их увеличение от первого курса к пя­тому (ср. показатели 67,4 % и 77,8 % соответственно,U = 325 приp = 0,081).

При этом, самоуважение обнаруживает устойчивую связь с уровнем самопонимания личности, как у студентов четвертого (r=0,691 приp<0,001), так и пятого курсов(r=0,36 приp<0,05). Разрешение кризиса середины обу­чения проявляется в формировании адекватного образа себя, в частности, как специалиста. В связи с чем, осознание своих особенностей, возможно­стей, достижений за годы подготовки, повышает авторитет студента в соб­ственных глазах, вызывая должное уважение. Важно также отметить, что корреляция самопонимания и самоуважения с различным уровнем значимо­сти характерна для студентов факультета психологии всех курсов обучения. Данная тенденция может быть объяснена тем, что изначально являясь це­лью учебного процесса, самопонимание постепенно становится инструмен­том профессиональной деятельности, и, следовательно, успехи в сфере понимания человека могут провоцировать уважительное отношение к себе как к профессиональному психологу.

Несмотря на высокую степень сходства портрета самосознания студен­тов четвертого и пятого курсов, нами все же были обнаружены и их отличи­тельные черты. Для четверокурсников характерна связь самоуважения и уверенности в себе (r=0,513 приp<0,001), тогда как уважение себя пятикурс­никами обнаруживает зависимость от уровня ответственности(r=0,45 приp<0,05).

Таким образом, чем более студент четвертого курса уверен в себе, в том числе с профессиональной точки зрения, тем сильнее у него основания относится с уважением к собственной личности. Как впрочем, и наоборот: доверие своим мыслям, чувствам, поступкам, принятие и уважение своей индивидуальности обусловливает адекватную самоуверенность. В свою очередь выпускники, ориентированные в большей степени на новую ситуа­цию развития, с одной стороны, осознают высокую ответственность перед окружающими и собой как молодые специалисты, с другой, испытывая при этом уважение к себе как к человеку, вопреки разнообразным препятствиям, достигшему поставленной цели - получение высшего профессионального образования. В определенной степени, взаимосвязи, выявленные на пятом курсе, частично повторяют связи качеств самосознания первокурсников, что можно расценивать как признак сходства этих групп учащихся на событий­ном уровне: достижение желаемых социальных ролей заставляет относить­ся к себе с уважением при осознании огромной ответственности за послед­ствия своих дальнейших действий.

Подводя общий итог исследования особенностей формирования про­фессионального самосознания в процессе получения психологического об­разования, можно кратко обозначить его основные черты, обусловленные этапом обучения студентов. Уровень развития самосознания студентов фа­культета психологии достаточно высокий при преобладании положительной динамики его компонентов в процессе обучения - наименьшие показатели свойственны студентам первого курса, наивысшие, по многим параметрам, - старшекурсникам. Особенно ярко эта тенденция проявляется на примерах уверенности в себе и самоуважения, показатели которых увеличиваются от курса к курсу, достигая пика к окончанию обучения. Одновременно с этим присутствует неоднородность психодиагностических показателей - по неко­торым параметрам самосознания оптимум может быть достигнут раньше, а по другим фиксируется смена динамических тенденций в процессе обуче­ния, отражаясь то в резком снижении, то возрастании показателей (см. Таб­лицу 6).

Таблица 6

Уровень развития профессионально важных качеств самосознания у сту­дентов факультета психологии разных курсов обучения (средние показате-

ли, %)

ПВК самосозна­ния

Курс обучения

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

5 курс

1.

Рефлексивность

60,5

55,5

64,2

59,4

59,2

2.

Самопонимание

61,6

59

21,6

70,9

65,0

3.

Уверенность в себе

67,4

72,6

72,7

72,1

77,8

4.

Самоуважение

70,7

76

78,9

80,9

86,0

5.

Ответственность

61,8

70,0

71,5

68

66,8

6.

Социальная зре­лость личности

45

51,4

52

51,4

50,5

В связи с этим, наиболее сензитивными периодами для оптимального уровня развития рефлексивности и ответственности является третий год обучения, самопонимания - четвертый, уверенности в себе и самоуважения - пятый год учебно-профессиональной подготовки психологов. Критичным для формирования самосознания будущих психологов (показателем высту­пает резкое снижение уровня самопонимания) является окончание третьего года обучения, что связано с переходом от учебно-академического к учебно­профессиональному периоду развития, требующему поиска новой, профес­сиональной идентичности, отличной от уже достигнутой студенческой.

В качестве положительной тенденции следует выделить особенности самооценки лиц, получающих психологическое образование. В большинстве случаев оценка уровня развития качеств самосознания самими студентами совпадает с реальным уровнем выраженности характеристики, что свиде­тельствует о реалистичности и адекватности самооценки студентов- психологов, с одной стороны, и действительно высоком уровне развития их самосознания, с другой (см. Таблицу 7).

Таблица 7

Уровень самооценки профессионально важных качеств самосознания у сту­дентов факультета психологии разных курсов обучения (средние показате­ли, %)

ПВК самосозна- Курс обучения

ния

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

5 курс

1.

Рефлексивность

65

74,1

72

76,6

77,1

2.

Самопонимание

61,3

70

70,8

69,5

68,3

3.

Уверенность в себе

60

68

67,8

66,2

68,7

4.

Самоуважение

66,7

72,3

80,7

69,7

74,1

5.

Ответственность

59,4

80,6

66,4

74,8

71,4

6.

Социальная зре­лость личности

57,5

64

63,8

65,6

64


В целом следует констатировать следующую закономерность: первона­чально самосознание студентов психологического факультета направлено на себя, достижение своих личных, субъективно значимых целей, затем под воздействием обучения начинает служить целям деятельности будущего специалиста за счет формирования его профессионально важных компо­нентов. Таким образом, самосознание студентов факультета психологии выступает мощным профессиональным ресурсом, реализация и совершен­ствование которого происходит уже в процессе обучения, при этом данный процесс осознается и отслеживается самими студентами, в конечном счете, приводя к формированию их профессионального самосознания.

Круг научно-практических перспектив исследовательской деятельности в рамках проблематики профессионального самосознания психологов на этапе учебной подготовки могут составить следующие направления:

Библиография

  1. Доценко Е.Л., Андреева О.С., Просекова В.М., Шевцова Т.С.Модель профессионального становления психолога // Психология в вузе. - 2007. - № 3. - С. 49-76.

  2. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю.Социально-психологический тренинг : учебное пособие. - Л., 1989. - 55 с.

  3. Кочюнас Р.Основы психологического консультирования. - М.: Академи­ческий проспект, 1999. - 240 с.

  4. Краснощеченко И.П.Ценностные основания психологического образо­вания // Психология в вузе. - 2007. - № 3. - С. 37-48.

  5. Мэй Р.Искусство психологического консультирования. - М. : Независи­мая фирма «Класс», 1994. - 144 с.

  6. Практическая психология образования: учебное пособие 4-е изд. / под ред. И.В. Дубровиной. - СПб. : Питер, 2004. - 592 с.

  7. Роджерс К.Взгляд на психотерапию, становление человека. - М.: Про- гресс-Универс, 1994. - 480 с.

  8. Сапогова Е.Е.Возможности психологического сопровождения профес­сиональной карьеры провинциальных психологов // Психология в вузе, №3, 2007. - С. 5-18

  9. Фрейд З.Психология бессознательного: сб. произведений / сост. М.Г. Ярошевский. - М.: Просвещение, 1990. - 448 с.

  10. Schneider K. Therapist's personal maturity and therapeutic success: how strongis the ink //The Psychotherapy Parient. - 1992. - Vol. 8. - № 3--4. - P. 71-91.