logo
Копинг-поведение / Профессиональное самосознание

Эмоциональное содержание феномена акме

Каменева Людмила Владимировна, аспирантка Луганского национального университет имени Тараса Шевченко, Украина,lyu-ka@yandex.ru

Введение. Вопросом смысла жизни озадачивались многие поколения людей. Это один из наиболее распространенных запросов у клиентов пси­хологических консультаций. Возникает он, когда мы задумываемся о той вершине, которую можем достигнуть, о том личном предназначении, которое можем реализовать в своей жизни. По определению в психологическом сло­варе, акме — это достижение человеком наивысших вершин в жизнедея­тельности и самореализация творческого потенциала, который является основной общечеловеческих общих возможностей [9]. Акме в жизни челове­ка - это та важная цель, которая направляет деятельность личности на ее достижение. Профессиональное акме - это причина осознанного выбора личностью профессиональной деятельности, которая мотивирует на успехи в профессиональном обучении. Из сказанного, очевидна ценность изучения акме и механизмов его достижения. Эмоциональное содержание феномена акме может быть раскрыто через составляющие его переживания - пережи­вание счастья, включающее в себя чувство полноты жизни, удовлетворен­ности ею, оптимизм, интерес, удовлетворенность деятельностью, эмоцио­нальный тонус.

Анализ предметной области. Принимая во внимание новизну изуче­ния феномена акме с позиций его эмоционального содержания, мы понима­ем возникающие в этой связи методологические сложности теоретического обоснования нашего исследования. Поэтому междисциплинарность его яви­лась необходимым и оправданным средством обоснования.

Под акме в нашем исследовании мы будем понимать процесс интен­сивного роста и качественного прыжка в развитии (по И.Н. Семенову).

Именно данная модель акме позволяет человеку управлять индивидуально­профессиональным развитием, делая его постоянным процессом творческо­го саморазвития. Данный процесс по мнению И.Н. Семенова постоянен и имеет восходящее направление.

Центральной категорией акмеологии, обозначающей область ее иссле­дований, является «профессионализм деятельности», раскрываемый через понятия результативности, продуктивности, эффективности деятельности [5].

Продуктивность по сути своей есть достижение результата, то есть продуктивность равна результативности. В то же время всегда является ценным не только результат, но и путь к нему. В данном ключе важным яв­ляется такой фактор как умение оптимально распоряжаться ресурсами для достижения цели. Данное умение в литературе упоминается как эффектив­ность. Таким образом, для оценки достижения или недостижения личностью своего акме, мы будем использовать критерий эффективности личности. Под эффективностью мы будем понимать способность личности достигать высоких результатов в своей деятельности при использовании оптимально­го количества ресурсов: личных (способностей и времени), материальных (средства), информационных (технологии).

Опираясь на системный подход, акмеологи предлагают дополнять его еще двумя позициями: результат субъекта деятельности и обратная связь как входящая информация для самокоррекции и самореорганизации дея­тельности, рассчитанной на достижение более высокого результата [11].

Г оворя об обратной связи, получаемой личностью от результатов своей деятельности, мы фактически говорим о социальном признании. Именно критерий социального признания показателен для личности как индикатор успеха ее деятельности, как результат целенаправленных усилий на социа­лизацию и максимальное использований своих умений и навыков.

В связи с выше изложенным перед нами встал вопрос: а как мы пой­мем, что человек достиг своего акме. Как оценим его достижения в настоя­щий момент, насколько они максимальны?

Признание, по Акселю Хоннету, - это многоуровневое измерение, кото­рое характерно для любых взаимоотношений между субъектами и регла­ментирует их нормативно[16]. Для этого А. Хоннет вводит понятие взаимного признания. Следуя типологии Акселя Хоннета, мы выделяем три сферы взаимного признания: эмоциональное признание, правовое признание и социальное признание.

В контексте нашего исследования мы будем использовать категорию «социальное признание», так как для системного подхода традиционно важ­ным является рассмотрение личности в социальном аспекте. Таким обра­зом, сфера взаимного социального признания базируется на принципе дос­тижений и заслуг перед обществом. Социальное признание является также показателем достижения высоких результатов в разных сферах жизни чело­века: это и признание в профессиональной сфере, в сфере социальных кон­тактов (признание и высокий статус личности, достигающей своего акме в группе).

Человек, который имеет социальное признание общества, обладает также позитивным образом себя как субъекта деятельности, что формирует в нем самопринятие и самопризнание. Именно самопризнание позволяет человеку черпать силы для движения к своему акме, являясь важным ре­сурсом личности. А самопризнание и самодоверие, по Зелигману, результат оптимистического стиля мышления [15].

Детерминируют саморазвитие многие факторы, значительную часть ко­торых сосредоточена в эмоционально-волевой сфере личности. Через эмо­ции человек развивается изначально, в основе познавательной активности лежит интерес.

К. Анохин указывает на важную роль, которую играют положительные эмоции в обучении. Удовлетворение потребностей, если оно сопровождает­ся положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей дея­тельности, а негативные эмоции, получаемые при неудаче в получении пла­нируемого результата, вызывают демотивацию на выполнение неэффек­тивной деятельности и поиски новых, более успешных способов достижения цели, то есть иной деятельности.

Позитивные переживания дают большую ценность деятельности, поло­жительные эмоциональные состояния существенно влияют на физическое и психическое здоровье, работоспособность и креативность личности [1].

Основатель гуманистической психологии А. Маслоу в своей работе о пиковых переживаниях указывал на то, что в момент пикового переживания человек посещает свой «персональный рай» и обладает признаками само- актуализирующейся личности. При этом посещение «персонального рая» характеризуется переживанием человеком счастья. Понятие о самоактуали­зации легло в основу многих трудов известных акмеологов, которые связы­вают самоактуализацию с реализацией смысла жизни человека. Абрахам Маслоу считает, что человек изначально по своей природе стремится к са­моактуализации, и это путь к удовлетворению своих бытийных потребностей [10]. К бытийным потребностями мы будем относить потребность в разви­тии, достижении своего акме.

Исследованиями счастья, его природы, его детерминации занимались такие ученые как, в первую очередь, М. Аргайл, К. Изард, а также отечест­венные ученые П. Ильин, Н.Л. Карпова, антропологи М.В. Бахтин и И.В Си­доренко [1, 4, 7, 8 , 13].

Поскольку рассматриваемые нами в исследовании основные понятия акме и счастье малоизученны и субъективны, велика важность в определе­нии данных понятий.

Счастье — это эмоциональное состояние, при котором человек испы­тывает внутреннюю удовлетворенность условиями своего существования, полноту и осмысленность жизни, применение своих способностей и талан­тов, осуществление своего назначения (М. Бахтин).

По А. Маслоу, базовым элементом счастья является чувство полноты и насыщенности жизни. Действительно, человек, переживающий счастье, расширяет границы своего восприятия действительности и это дает ему способность видеть в реальности больше граней, что делает эту реальность более полной, насыщенной. Данная особенность дает дополнительную спо­собность человеку покорить свою профессиональную вершину.

Настоящий профессионализм как результат достижения акме всегда сильно мотивационно-эмоционально заряжен и направлен на осуществле­ние именно данной деятельности, и будущий результат этой деятельности обладает высокой ценностью [4]. Именно эта заряженность объясняет те способности преодолевать все возникающие на пути у человека препятст­вия, чтобы реализоваться в своей профессии. Именно эта заряженность заставляет человека ставить высокие цели, являет ему в фантазиях его «каменный цветок», то есть ту вершину мастерства, которую еще не дости­гал никто, но в достижении которой человек уверен.

Мы предполагаем, что человек испытывает счастье, идя к своему акме.

К. Изард указывал на то, что счастье - это очень высокий уровень ра­дости. Он называет основные причины счастья: успех и социальное одобре­ние; применение умений; музыка, другие виды искусства и религия; погода и окружающая природа; отдых и релаксация.

Таким образом, мы видим, что стремление к реализации своих умений и способностей, дают человеку понимание его предназначения как профес­сионала, как личности. Применяя максимально свои способности, человек испытывает радость, счастье и чувство полноты жизни. Эти эмоции являют­ся мотивацией к достижению своего акме.

Как мы уже говорили ранее, что удовлетворенность жизнью складыва­ется из многих факторов, значимыми из них являются удовлетворенность работой, социальные контакты, которые дарят счастье как эмоциональное переживание, успех в профессиональной деятельности и, соответственно, признание в среде профессионалов.

Учитывая эмоциональную и когнитивную составляющие счастья, можно говорить о том, что саморефлексируя о своей жизни, человек понимает при­чины своего счастья, управляет своей жизнью так, что события его жизни приводили его к переживанию счастья. При этом мы помним, что и само­движение - Бытийная ненасыщаемая потребность и переживание счастья - также Бытийная ненасыщаемая потребность, которые, объединяясь, дают мощную мотивационную поддержку человеку на пути к своему акме.

Так как счастье обладает не только эмоциональной, но и когнитивной составляющей, значимым для его переживания является стиль мышления. М. Зеллигман описывает специальный стиль мышления, который он назы­вает «оптимистическим». Для данного стиля характерно перераспределение ответственности за успехи и неудачи на себя и других. В частности, оптими­стичные люди склонны приписывать успехи себе, а неудачи - обстоятельст­вам. Напротив, пессимисты, видят во всех неудачах собственные промахи, а во всех успехах всего лишь волю случая, тем самым, занижая свою само­оценку. Для оптимистичных людей так же характерна более высокая актив­ность, так как у них нет страха неудачи. Данный фактор помогает оптими­стам совершать более частые и серьезные экспансии в окружающий мир с верой в удачный исход экспансии. Пессимисты же, напротив, из-за страха неудачи, занижая самооценку, предпочитают не предпринимать активных действий по достижению цели [6].

Про активного человека часто говорят, что он «в тонусе». Активность имеет прямую связь с субъектностью и является ее составляющей. В психо­логии существует понятие «эмоциональный тонус», которое означает о во­влечение в деятельность, интерес, направленность внимания на предмет деятельности[1, 7 ]. И здесь просматривается связь между успехом в дея­тельности и эмоциональным тонусом через мотивацию на осуществление конкретной деятельности.

Таким образом, эмоциональное содержание феномена акме - это эмо­ции, которые переживаются личностью в процессе достижения своего акме.

Методика. Для оценки уровня эффективности нашей выборки были ис­пользованы следующие методы:

Таким образом, выводился интегральный показатель «уровень эффек­тивности».

Для исследования эмоционального содержания феномена акме было использовано:

Для обработки использовалась программа Statistika 5.0.

Экспериментальная часть. Нашу выборку составили 74 человека и структура выборки такова: руководство среднего и высшего звена 4 трудо­вых коллективов, отдельные частные предприниматели-собственники ус­пешного и стабильного бизнеса, профессионалы, фрилансеры, признанные социумом как высококомпетентные специалисты. Таким образом, распреде­ление выборки по социальному статусу выглядит следующим образом: ру­ководителей - 25 человек (34%),профессионалов - 36 человек (48%), пред­принимателей - 13 человек (18%)

Возрастной интервал нашей выборки 24-48 лет. 24-30 лет - 11 человек (15%); 31-40 лет - 51 человек (69%), 41-48 лет - 12 человек (16%).

Под эффективностью мы будем понимать достижение стабильно высо­ких и социально признаваемых результатов в профессиональной деятель­ности, профессиональном общении и в личностных достижениях профес­сионала с оптимальными затратами времени и сил.

При этом эффективность можно разделить по 3 вида: недостаточную, достаточную и высокую. По мнению экспертов, к недостаточной может быть отнесена нестабильная эффективность, сочетающая в себе периоды подъ­ема и спада результатов профессионала, к достаточной - отсутствие спадов в течение длительного времени и постоянным небольшим ростом, высокой - стабильно высокие результаты с постоянным ростом от 10% в год в пе­риоде от 2 лет.

Экспертам было предложено оценить эффективность испытуемых по принципу: высокая, достаточная и недостаточная. Таким образом, по дан­ному критерию выборка была разделена на 3 подвыборки с различием по уровню эффективности. Разделение получилось следующим:

Недостаточная эффективность - 24 человека (32%);

Достаточная эффективность - 25 человек (35%);

Высокая эффективность - 25 человека (33%).

Следующей важной для анализа характеристикой нашей выборки было признание наличия или отсутствия достижений. В анкете был задан вопрос о самом большом достижении в жизни испытуемых. Полученный результат можно структурировать следующим образом:

  1. Достижение есть и названо - 56 человек (76%),

  2. Достижение не названо или не диффиренцировано - 18 человек (24%)

Для мониторинга основных ценностей и мотивов достижений при бесе­де с испытуемыми, используя метод «3 важных события», мы просили на­звать 3 основных события их жизни. Наиболее частые ответы были такими: выбор образования, рождение детей, свадьба, строительство дома (покупка квартиры), построение своего бизнеса.

Если проанализировать данные ответы, то их можно условно разделить на 4 класса: 1 класс: события, относящиеся к личности респондента (работа над своей личностью, тренинги, образование). 2 класс: события, относящие­ся к карьере респондента (построение бизнеса, получение должности, по­чести и награды за заслуги в работе). 3 класс: события, относящиеся к де­лам семьи респондента (рождение детей, свадьба, строительство дома). 4 класс составили нулевые значения, которые мы присваивали недифферен­цированным событиям и их отсутствию. Примерами ответа на данный во­прос, получившими 4-й класс, были «ничего интересного», «главное событие - моя жизнь», «затрудняюсь ответить», «не знаю», «они еще впереди».

Таким образом, выборка по данному критерию была разделена на 4 группы, где группирующим критерием была сфера жизни человека, в кото­рой названы главные события жизни.

  1. й класс (личность) - 15 человек, что составило 20% выборки

  2. й класс (семья) - 30 человек, что составило 41 % нашей выборки.

3 класс (работа, карьера) - 11 человек, что составило 15 % выборки.

4-й класс (событие не названо или недиффиренцировано) - 18 человек

или 24% выборки.

Используя метод дисперсионного анализа, нами выявлена значимые различия по группам по критерию «Достижения дифференцированные», куда входят такие ценности как «семья» и «работа, карьера» и «Эффектив­ность». Это позволяет нам сделать вывод о том, что достижение акме суп­руга, родителя и профессиональное акме взаимно детерменируют друг дру­га. Принятие социальных ролей супруга и родителя мотивируют личность на достижение профессионального акме и успехи в профессиональной дея­тельности, высокая эффективность мотивируют личность на достижение акме супруга и родителя. Иными словами, достигая акме супруга, родителя личность как бы «подтягивает» достижение профессионального акме.

Важным для анализа оказалось семейное положение испытуемых, так как с ним выявлены некоторые, описываемые ниже, значимые различия у подвыборок.

По семейному положению выборка разделилась таким образом: женат (замужем) - 45 человек, холост (незамужем) - 19 человек, разведен(а) - 10 человек.

Исходя из приведенных данных, можно сделать вывод о том, что боль­шая часть выборки находится в зоне акме супруга(и) - 60%, так как семей­ный стаж у них, как правило, более 10, что стало известно из материалов биографического интервью. Принятие данной социальной роли - еще одно свидетельство достижения личностью своего акме. Принятие роли супру- га(и) также часто связано по времени небольшим промежутком с принятием роли родителя. Этому свидетельство - признание самым большим достиже­нием в своей жизни наличие детей у 28% опрашиваемых. Это наиболее часто встречающееся из называемых респондентами достижение.

Для определения людей, оказавших наибольшее влияние на обследуе­мого мы использовали в интервью вопрос: «С кем у Вас ассоциируются главные события в жизни?». Полученные ответы можно условно разделить на три категории: «Я», «Другие», «Недиффиренцировано».

Таким образом, мы получаем следующее распределение: Я - 63%, Дру­гие - 15%, недиффиренцировано - 22%.

Наибольшая доля респондентов ответили, что причиной самых главных событий в их жизни являются они сами, из чего мы можем сделать вывод о сильной субъектной позиции наших респондентов.

Таблица 1. Уровень различия по подвыборкам (группирующий критерий - уровень эффективности)

F

p-level

Достижения (наличие или отсутствие)

2,90

0,06**

Пол

6,30

0,00*

Семейное положение

4,73

0,01*

Достижения дифференцированные

4,94

0,01*

К-во хобби

0,12

0,89

Оптимизм

1,14

0,33

счастье

11,31

0,00*

Удовлетворенность работой

3,52

0,04*

Удовлетворенность жизнью

4,51

0,01*

интерес

3,76

0,03*

Эмоциональный тонус

3,49

0,04*

* различия значимы на уровне р<0,05; ** существуют различия на уров­

не тенденций р<0,10

Различия между группами по переменным «эффективность» и «уровень оптимизма» оказался незначимым, о чем свидетельствуют данные диспер­сионного анализа. Обнаружены различия на уровне тенденций между груп­пами с недостаточной и высокой эффективностью. Между группами с недос­таточной и достаточной, достаточной и высокой значимых различий не вы­явлено.

Наиболее значимые различия в подгруппах нами были получены между «эффективностью» и «уровнем счастья». F=11,3 при р < 0,00.

Данный результат указывает на взаимодетерминацию счастья и акме, что позволяет нам сделать вывод о том, что в процессе достижения своего акме личность переживает счастье, и счастье, переживаемое личностью во время достижения акме, является одним из критериев акме.

По данным М. Зелигмана и М. Аргайла, счастье включает в себя такие переживания как удовлетворенность работой и удовлетворенность жизнью. В частности, М. Аргайл говорит о том, что человек большую часть времени бодрствования проводит на работе и соответственно удовлетворенность работой может быть принята за удовлетворенность жизнью. В нашем ис­следовании мы разделили эти переменные и отдельно исследовали удов­летворенность работой и удовлетворенность жизнью. Данное разделение исходит из знания исторических процессов. Кризис 90-х сильно повлиял на представителей нашей выборки, выпав на пору их активного профессио­нального становления. Данный факт повлек за собой изменение сферы дея­тельности по отношению к полученному образованию. Многие специалисты оказались невостребованными или уровень зарплат по их специальностям был очень низким, что не позволяло удовлетворять основные жизненные потребности. Выбирая востребованные специальности, люди не испытыва­ли удовлетворения, так как их работа не была источником радости и само­реализации, она служила источником обеспечения основных потребностей. В среднем, после 2000 года части (37%) наших респондентов удалось вер­нуться в профессию. Другая часть респондентов совершила карьеру в тех областях, в которые они попали во время кризиса (54%). Часто этой обла­стью профессиональной деятельности была торговля.

Итак, рассмотрим удовлетворенность работой. Данный показатель зна­чимо отличается по нашим подвыборкам .

Данный факт свидетельствует о том, что респонденты, обладающие высокой эффективностью, чаще других респондентов переживают удовле­творенность работой. В профессиональной деятельности они находят еще одну область самореализации, приложения творческого потенциала.

Удовлетворенность жизнью, которую респонденты понимают как «со­стояние удовлетворения, комфорта», «чувство полноты жизни» также зна­чимо отличается по повыборкам. Еще Гегель обратил внимание на то, что личность более устойчива, здорова и продуктивна, если она многогранна. Кроме того, если обратиться к этимологии слова «счастье», то это согласие со своей участью, и здесь удовлетворенность жизнью как согласие со своей участью является критерием счастья.

Данный факт свидетельствует о том, что респонденты, обладающие высокой эффективностью, чаще других респондентов испытывают удовле­творенность жизнью и удовлетворенность работой. Удовлетворенность ра­ботой видна (по М. Аргайлу) через интерес к деятельности. В нашем иссле­довании обнаружены значимые различия по подвыборкам по переменным «интерес» и «эффективность». То есть респонденты, испытывающие мак­симальный интерес к деятельности, достигали более высокого результата в ней, совершая восхождение к своему профессиональному акме.

Интерес к профессиональной деятельности перекликается с основными признаками самоактуализации. Понимание своей профессиональной цели, возможности самореализации в профессии, достижения больших высот и признания в профессии дает дополнительный мотив к высокоэффективному труду. Интерес способствует более высокой концентрации внимания к предмету деятельности, мотивирует на творческую самореализацию. Что является еще одним критерием акме (по А.А. Бодалеву).

Близкое интересу понятие - эмоциональный тонус. Здесь также отме­чены значимые различия по подвыборкам . Видимая нами зависимость го­ворит о том, что при достижении своего акме у человека преобладают пози­тивные эмоции, он пребывает в состоянии бодрости. Как показатель, проти­воположный стрессу, эмоциональный тонус говорит о том, что деятельность приводит человека в состояние легкости, вовлеченности. Это состояние легкости и вовлеченности позволяет не зацикливаться на неудачах, а искать разнообразные способы выхода из фрустирующих ситуаций. В этом человек проявляет творческую инициативу, так как восприятие реальности согласно теории самоактуализации, расширено и вследствие этого становится види­мым большее количество комбинаций для решения проблемных вопросов.

Результат данного исследования и направление для практического применения полученных нами результатов - это корреляция между общем уровнем счастья (по М.Аргайлу) и эффективностью личности как индикато­ром достижения ею профессионального акме. Зная о том, что счастье имеет две основные составляющие: эмоциональную и когнитивную, человек может работать над повышением общего уровня счастья, что, исходя из результа­тов исследования, позволит достигать большей профессиональной эффек­тивности и высшего ее проявления, профессионального акме.

Несомненно, важным является выявленный факт корреляции между семейным положением и акме. Очевидная акмеологическая направленность данной зависимости позволит изменить отношение молодых людей к идее создания семьи, так как в последнее время намечается тенденция позднего вступления в брак и позднего рождения детей, что, исходя из биологических законов, не способствует оздоровлению нации. Желание сначала «сделать карьеру», а затем создавать семью является причиной того, что брачный возраст украинцев имеет тенденцию к увеличению. Понимание человеком того, что создание семьи и рождение детей - не препятствие к достижению своего профессионального акме, а, наоборот, мотивирующая сила, как мы считаем, позволит большему количеству людей достигнуть в пору своей зрелости многовершинное акме (профессиональное, супруга и родителя).

В экспериментальном раскрытии зависимости удовлетворенности ра­ботой от интереса и эмоционального тонуса лежат условия успешной нема­териальной мотивации, что является значительной проблемой многих руко­водителей, а выраженное акмеологическое значение данной зависимости позволяет управлять самомотивацией личности на рабочий процесс.

Библиография

  1. Аргайл М. Психология счастья. - СПб: Питер, 2004.

  2. Бахтин М. В. Вечные ориентиры счастья. Полное собрание сочинений.

Том 1. М., 2001 - 2003.

  1. Бодалев А.А. О феномене акме и некоторых закономерностях его форми­рования и развития // Мир психологии - М., 1995, №3.

  2. Деркач А.А. Теоретические проблемы акмеологии // Психология личности: новые исследования (под ред. К.А.Абульхановой, А.В.Брушлинского, М.И.Воловикокой). - М., 1998.

  3. Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Акмеологические проблемы профессиона­лизма. - М., 1993.

  4. Зелигман М. Как научиться оптимизму. - М.: Вече, Перстей, АСТ, 1997.

  5. Изард К. Психология эмоций. -СПб: Питер, 2007.

  6. Краткий акмеологический словарь / Автор - составитель проф.

В.Г.Зазыкин // http://akmeolog.narod.ru/termin.html

  1. Маслоу А. На подступах к психологии бытия. // http://psylib.org.ua

  2. Пальчевський С.С. Акмеолопя. - КиТв: Кондор, 2008.

  3. Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: В 2 ч. /под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Вайзер, Н.А. Карповой, В.Э. Чудновского. -М, 2004.-4.1.-С. 72-81.

  4. Семенов И.Н. Акмеология - новое направление междисциплинарных исследований человека // Общественные науки / Современность, 1998. - №3. С.85-87.

  5. Сидоренко И.В. Философско-антрополо гическое исследование счастья // http://www.max-scheler.spb.ru/content/view/58/54/

  6. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М., 1981.

Социально-психологические и педагогические проблемы профессио­нализации личности: синергетический подход

Ковалевич Мария Степановна, заведующий кафедрой, канд. пед. наук, доцент Брестский госуниверситет имени А.С. Пушкина, кафедра педагогики детства, г. Брест, Республика Беларусь,maria_brest@tut.by

Введение. Развивающемуся обществу нужны высококультурные, обра­зованные, предприимчивые специалисты-профессионалы, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотруд­ничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, об­ладают чувством ответственности за свою судьбу и судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. На решение поставленных задач направлены реформы, которые переживает современная высшая школа. Она постепенно переходит к новой образовательной парадигме, приорите­тами которой являются интересы личности, адекватные тенденциям интен­сивного развития общества.

Смена традиционной парадигмы образования на гуманистическую, личностно-ориентированную (Е.В. Бондаревская, 1997; В.В. Сериков, 1994; И.С. Якиманская, 1996 и др.) требует пересмотра ряда представлений отно­сительно образовательных целей. Задача традиционной системы образова­ния, состоящая в выработке у студента знаний, умений, и навыков, не соот­ветствует той реальности, с которой имеет дело современный человек. Се­годня применение общеобразовательных и профессиональных знаний яв­ляется творческой задачей, решаемой каждый раз в неповторимой ситуа­ции.

Переход к демократическому и гуманистическому образованию, напол­нение содержания образования общечеловеческими ценностями и личност­ными смыслами актуализирует необходимость перевода образовательного процесса в режим развития и саморазвития,при котором задействуется синергетический самоорганизационный потенциал личности.

Сегодня одним из самых популярных понятий менеджмента является «неопределенность»не в смысле незнания, а как постоянная изменчивость условий, поведения (в частности, возникновения новых связей). В условиях динамизма современного мира профессий и профессионалов полный учет и просчет заранее, до мелочей всех деталей жизненного пути личности стано­вится маловероятным. Хорошо отлаженные механизмы «плановой проф­ориентации» вошли в противоречие со стихийностью, неопределенностью, непредсказуемостью внешней по отношению к самоопределяющейся лично­сти социальной среды. Традиционные принципы организации профориента­ционной работы не являются достаточными для обеспечения эффективного профессионального самоопределения поскольку произошли фундаменталь­ные изменения в культурно-ценностной ориентации человека. В итоге изме­нилась модель личности: замкнутая статичная личность человека индустри­ального общества стала динамичной. Поэтому новая образовательная па­радигма рассматривает самоопределяющуюся личность как открытую само­организующуюся систему, обладающую эмерджентными (внезапно возни­кающими) свойствами, для социально-психологической и педагогической поддержки которой необходимо знание и правильное применение принципов синергетики с целью продуктивного использования потенциала личностной самоорганизации.

Синергетическая парадигмальная установки на социогуманитар- ном методологическом горизонте

Анализ новейших философских, социологических, психологических и педагогических источников позволяет утверждать: появление синергетиче­ской парадигмальной установки на социогуманитарном методологическом горизонте является свершившимся фактом, имеющим определенные по­следствия и для психолого-педагогических наук.

Как показали выполненные исследования, синергетическая концепция может способствовать глубокому познанию таких сложных, нелинейных, открытых систем, как общество, человек и его деятельность, в том числе и профессиональная. В настоящее время итогом продвижения синергетики в сферу образования стали идеи, отправной точкой которых является синер- гетичность процесса образования.

Отдельные аспекты теории самоорганизации с педагогической точки зрения нашли отражение в работах В.А. Аршинова,1993; М.В. Богуславского, 1995; Л.Я. Зориной, 1996; Е.Н. Князевой, С.П. Курдюмова, 1994; Г.Г. Мали- нецкого, 1996; Н.М. Таланчука,1993 и др.

Авторами вскрываются синергетические закономерности образова­тельной деятельности, показано, что синергетический подход основывается на доминировании в образовательной деятельности самообразования, са­моорганизации, самоуправления и заключается в стимулирующем или по­буждающем воздействии на субъекта с целью его самораскрытия и самосо­вершенствования, самоактуализации в процессе сотрудничества с другими людьми и с самим собой.

Возникла новая область педагогического знания «педагогическая си­нергетика»(Н.М. Таланчук, 1993), которая основывается на законах и за­кономерностях самоорганизации и саморазвития образовательных систем. Педагогическая синергетика дает возможность по-новому подойти к разра­ботке проблем самоопределения и развития личности, рассматривая преж­де всего их с позиции открытости, сотворчества и ориентации на саморазви­тие.

Синергетика позволяет методологически усилить значимость процесса самоопределения и развития личности как субъекта деятельности, придав законченный вид следующим педагогическим принципам :

Таким образом, синергетика является «партнером» новой педагогики, или неопедагогики,так как синергетика переводится с латинского как со- энергетичность, со-дружество, соработничество. Следовательно, и синерге­тика, и новая педагогика действуют в рамках открытого диалога, прямой и обратной связи, солидаристического образовательного приключения, игры. Синергетическое образование, также как и новая педагогика, - это самооб­разование, самоопределение, стимулирующее человека на собственные, может быть еще не проявленные, скрытые, возможности.

В процессе обучения новая педагогика, во-первых, действует по прин­ципам механизма самоорганизации, самодостраивания, автопоезиса, то есть по принципам креативного мышления. Во-вторых, на базе увеличения разнообразия, переоценки ценностей происходит отбор, отсечение всего «ненужного» для успешного личностного и профессионального развития. В- третьих, в процессе самоорганизации и самоопределения происходит вос­полнение недостающих «звеньев», самодостраивание, самосборка личност­ных характеристик, необходимых для будущей успешной профессиональной деятельности. В-четвертых, предоставляется возможность выйти «за», от- рефлексировать то, что ты создаешь с более высокой позиции. И, в-пятых, самоопределяющаяся личность получает возможность выйти на новый уро­вень развития, а также получить готовый «продукт» в виде реально осуще­ствимого плана профессионального будущего, затрачивая на его составле­ние минимум усилий.

В синергетическом контексте процедура профессиональной ориентации - это не вещание, просвещение и преподнесение готовых профессиографи- ческих знаний учащемуся, это ситуация поиска, приращения собственных знаний, поиска собственных способов построения жизненной и профессио­нальной перспективы развития. Такой способ профессиональной ориента­ции является наиболее действенным не только в плане удовлетворения общественных потребностей в специалистах необходимой квалификации, но и в плане самоопределения, самореализации, саморазвития личности, развития креативных способностей, что является важнейшим элементом новой педагогики. Таким образом, педагогическая синергетика видит в лич­ности равноправного партнера, способного к самоопределению и самореа­лизации и требующего бережного и внимательного отношения к себе.

В аспекте синергетической теории развития представляется оправдан­ным сделать акцент на рассмотрении понятия «самоопределение» как «ста­новление». Так, главная мысль известных философов постмодерна Ж. Дер­рида и Ж. Дилеза заключается в том, что становление рассматривается как основное событие и метафизическая суть мира. Становление - это всегда беспокойство, смыслоскольжение по поверхности - поверхности/границе между хаосом и порядком. Фиксация хаоса и порядка - сугубо логоцентрист­ская оппозиция, которая, как и остальные бинарные оппозиции, деформиру­ет наше представление о мире. Исконный мир (мысль о мире) - это мир, различение, всегда среднее между хаосом и порядком. В мире есть смысло­вые структуры, но их бытийствование есть чистое становление, взаимопе- ретекание неопределенности и определенности. Совмещение становления, синтезирующего начала (хаоса) и различения, диверсифицирующего начала (порядка) как новых установок мировосприятия - основной приоритет по­стмодернистского мировидения.

Проецируя такого рода рассмотрения на область педагогики, отметим, что понятия «хаос» и «случайность» если и рассматривались педагогами, то только в связи с описанием нежелательных ситуаций и носили существенно негативный оттенок. Что же касается термина «становление», то ему педа­гоги почти всегда предпочитали такие термины, как «формирование» и реже «развитие».

Таким образом, можно предположить, что термин «становление» будет играть важную роль в неопедагогике - педагогике, основывающейся на принципах синергетического взаимодействия. Оппозиция «формирование личности учащегося» - «совершенствование мастерства учителя», видимо, должна уступить место сочетанию «становление личностей в процессе цен­ностно-информационного взаимодействия».

Далее отметим следующее:

  1. сформулированные на общеметодологическом уровне возможности применения синергетических идей в образовании пока еще не нашли отра­жения в теоретических и практических исследованиях по профессиональной подготовеке и профессиональной самореализации;

  2. к исследованию процесса профессионализации все еще слабо при­влекаются методологические основы нового поколения, в том числе синер­гетики;

  3. технологии организации профориентационной работы в школе и ВУ­Зе в большинстве случаев остаются традиционными, не реализующими на практике механизмы и принципы самоорганизации.

Цельнашего исследования: разработать теоретико-методологические основы организации профессионального самоопределения и самореализа­ции, создать на этой основе модель такой организации и выявить механиз­мы ее практической реализации в целях повышения эффективности про­фессионального становления студенческой молодежи.

При этом мы исходили из того, что проблема профессионального ста­новления специалиста не является неизменной, раз навсегда данной, она имеет динамический характер. А динамические модели не могут игнориро­вать факт системных кризисов.

Теоретическое моделирование процесса профессионального ста­новления личности

Смыслообразующий потенциал самоорганизационной парадигмы для построения синергетической модели профессионализации достаточно вы­сок. И синергетические наработки оказываются здесь мощным смыслообра­зующим основанием: появляется возможность посмотреть на проблему профессионального становления под углом “нелинейного взгляда”, форму­лируя ее на основании “нелинейного мышления”. Принимая самоорганиза- ционную модель в качестве образца для характеристики процессов профес­сионального становления личности, мы делаем акцент на принципиальной нелинейностиэтих процессов. Самоопределение и самореализация лично­сти идет нелинейно, с ответвлениями, тупиковыми вариантами, причем вы­ход на эти траектории - дело случая, малой флуктуации в период личност­ного кризиса. Это меняет наше представление о жестком детерминизме и не позволяет строить долгосрочные профессиональные планы и проекты.

Прогностическая сила линейных моделей профориентационной работы была тем основным базисом, на котором покоилась уверенность модерни­стских проектов. Поливариантностьвозможных перспектив профессио­нального становления личности - главный критерий новых самоорганизаци- онных моделей. В области личностного и профессионального самоопреде­ления и самореализации, где действуют нелинейные законы, планирование возможно только в очень приблизительном, вариативном смысле. Чем оно детальнее, тем ненадежнее.

Потребность в таком взгляде - следствие тех реальных фактов жизнен­ного и профессионального становления, которые не вписываются в тради­ционно линейную точку зрения. Эти факты сейчас непрерывно возникают с той или иной интенсивностью, разрушая основанные на линейных моделях прогнозы и поражая нас своей непредсказуемостью: за полчаса до оконча­тельного срока подачи документов для поступления в ВУЗ абитуриент ре­шает свою профессиональную судьбу, выбирая факультет, где меньше кон­курс и соответственно более низкий проходной балл.

Проблема профессионализации личности относится к категории про­блем, требующих для своего осмысления нового методологического осна­щения, а также к ряду тех социальных и психолого-педагогических явлений, которые в рамках предшествующего, во многом линейного взгляда на зако­номерности личностного и профессионального роста просто выводились из поля зрения, не замечались психолого-педагогической теорией и практикой, определялись как случайные, ненаучные.

Первая проблема - это проблема кризиса.Если вопросам профессио­нальной ориентации как линейному процессу накопления профессиографи- ческой и психологической информации традиционно уделялось достаточно внимания в теории профориентации, то проблема кризиса как бы выводи­лась из рассмотрения классической педагогической теорией. Если же углу­биться в недра отечественной психологической науки, то можно сказать, что самоорганизационный подход к внутреннему миру личности, ее кризисам и драме предвосхитил Л.С. Выготский, предполагая описать внутренние про­цессы личностной динамики в модели драмы, акцентируя на изначальной напряженности сознания. Правда, этот проект так и не был реализован (Ярошевский М.Г., 1993. С. 37).

Педагоги, столкнувшись с ситуацией кризиса в процессе профессио­нального самоопределения и самореализации в условиях социокультурной неопределенности на практике, обнаруживают свою методологическую не­обеспеченность перед лицом вставших проблем. Среди них: факторы, при­водящие к кризисам профессионального становления; причины, ведущие к неосознанному, случайному выбору; несовпадение результатов профессио­нализации с надеждами самой самоопределяющейся личности; непредска­зуемость последствий необдуманного профессионального выбора.

Многие из этих загадок могут найти логичную интерпретацию в рамках самоорганизационной теории, для которой кризис в процессе профессио­нального становления является наиболее значимым моментом в плане ак­тивизации процесса самоопределения и самореализации личности. Рано или поздно в существовании неравновесной системы наступает фаза опас­ного снижения устойчивости, когда, в силу изменившихся внешних или внут­ренних условий, наработанные ранее шаблоны жизнедеятельности способ­ны привести к ее разрушению. Такую фазу и выделяют при помощи термина кризис. Кризис здесь понимается как разрядка экстремального состояния и момент самоорганизации. С синергетической точки зрения идея антикризис- ности парадоксальна по своей сути, так как антикризисное управление пред­полагает погашение самоорганизации и самоопределения.

В плане моделирования процессов самоопределения и самореализа­ции, механизмов развития профессионального самосознания интересны, на наш взгляд, работы С.П. Курдюмова и Е.Н. Князевой. Наиболее важным синергетическим понятием для реализации своей задачи авторы считают понятие аттрактора.“Здесь [в механизмах человеческого творчества] представляется важным развернуть представление о выпадении на структу­ру-аттрактор как процесс, ответственный за самодостраивание структуры в открытой нелинейной среде” (С.П. Курдюмов, Е.Н. Князев, 1994. С.111). Поскольку процесс профессионального становления каждый раз происходит в новых условиях и является процессом сугубо индивидуальным и творче­ским, то к нему могут быть применены закономерности и механизмы творче­ского мышления. Если происходит выход на структуру-аттрактор, то процесс попадания элементов системы в область притяжения этой структуры так же естественен, как и процесс попадания тел в гравитационное поле, вблизи которого они оказываются. И как только в ходе блуждания между возмож­ными путями эволюции происходит попадание в область притяжения одного из аттракторов, судьба системы оказывается решенной и происходит само- достраивание структуры.

Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы содействовать самооп­ределяющейся личности, переживающей кризис, в ее выходе из кризисного состояния, попадании на оптимальный аттрактор, аттрактор личностного роста, креативного развития, самоактуализации. Педагог может предупреж­дать кризисы, связанные с ошибками профессионального выбора, способов самореализации, можно ослабить разрушительную силу кризиса, созна­тельно поддержав адаптационные возможности личности, можно помочь ей в сохранении и раскрытии генетического и социокультурного потенциала и на этой основе выйти из кризиса в направлении саморазвития, самосовер­шенствования, самосозидания, избежав самоотрицания, саморазрушения, деградации. С педагогических позиций смысл педагогической поддержки - выявить и организовать условия, при которых возможен спонтанный пере­ход личности - через точку бифуркации - на благоприятную траекторию развития.

Основным понятием, обслуживающим эти теоретические представле­ния и связанным с проблемами личностного кризиса, в нашем исследовании является понятие бифуркационной точкикак альтернативной развилки веера возможностей, критического момента неопределенности вариантов будущего самореализующейся личности. Картина прохождения нелинейной самоорганизующейся системы через бифуркационную точку позволяет дать самоорганизационную трактовку феноменов личностного и профессио­нального становления. В этой связи особо следует выделить такую пробле­му, какнепредсказуемость выборасамоопределяющейся личностью, нахо­дящейся в точке бифуркации направления и способов профессионализации. Ученые предполагают, что и в социальном процессе профессионализации присутствует сходная с природной способность к «самопорождению и само­сборке», по словам И. Пригожина, что и делает возможным обращение к теории самоорганизации в качестве методологии, позволяющей описывать процессы личностного и профессионального роста (И. Пригожин, 1991).

Самоорганизационная модель профессионализации в некотором смыс­ле может помочь если не предсказывать вариант профессионального ста­новления, то хотя бы прояснить причину сложности таких предсказаний и в определенном смысле их невозможность вообще. Сама попытка предсказа­ния, как правило, основывается на моделях, имеющих экстраполяционный, линейный характер. Наблюдаемые в данный момент тенденции в развитии личности линейным образом переносятся в футурологические построения ее профессионального будущего, и это приводит к ошибке в ожиданиях. Линейные процессы всегда демонстрируют постепенность в изменениях, а структурные трансформации в линейных системах должны назревать ли­нейно, пропорционально некоторому детерминирующему их фактору - на­растая, усиливаясь, накапливаясь. Но этого не происходит в случае нели­нейных системных процессов профессионального становления. Нелиней­ность становится отличительной чертой обновляющейся методологии , и здесь оказываются продуктивными такие категории, как “устойчивость и неустойчивость”, “бифуркация”, “аттрактор”. Поэтому динамические модели не могут обходить моменты системных кризисов.

В этих условиях профориентация, по сути дела, превращается в сред­ство профессионального самоопределение личности при «мягкой» педаго­гической поддержке учителей, психологов, врачей, родителей. Оптимальной моделью личностного и профессионального развития видится модель взаи- моразвития,которая наилучшим образом описывается понятием “синергия” и предполагает высокую согласованность, срезонированность действий педагога и самоопределяющейся личности на пути достижения жизненных и профессиональных целей. Поэтому в синергетическом контексте профори­ентацию можно рассматривать не как процесс руководства профессиональ­но самоопределяющейся личностью, а какспособ усиления роли личност­ной самоорганизации в процессе профессионального становления.

Синергетическая модель профессионализации обнаруживает и изучает процессы внутренней активности, самодвижения и саморазвития личност­ной системы, не всегда и не всецело контролируемые педагогом и часто противостоящие его целевым установкам. В связи с этим эффективность организации профессионального становления будущего специалиста за­висит не столько от силы и величины педагогического воздействия, сколько от его соответствия внутренним тенденциям развития лично­сти и своевременности применения.Решающую роль в этом процессе играет взаимопомощь, согласованность, сотрудничество, совместные уси­лия педагога и студента в построении и осуществлении профессиональной перспективы

Однако закономерен вопрос, а не противостоит ли понимание самооп­ределяющейся личности в качестве синергетической системы пониманию человека как духовно богатой личности, способной проявить настоящую силу воли и руководствоваться подлинными ценностями жизни?

На наш взгляд, нет, не противостоит.

Понятие “духовности” фиксирует возможность управления человеком самим собою, своим поведением с целью приобретения свободы, относи­тельной независимости от материального мира. При этом следует уточнить направленность деятельности и поведения - не приспособление к матери­альной действительности, а максимальная независимость и свобода по от­ношению к ней. Духовность характеризуется как “искусство жизни”, самоста- новления, самосовершенствования. Духовность характеризует не социаль­ность, не общественное, а индивидуальное личностное развитие. Поэтому духовность характеризует человека как самоорганизующуюся систему. По законам хаоса и порядка развиваются все системы от микрокосма до социо­генеза, законы мироупорядочения носят универсальный характер, они оди­наково присущи макро-, мезо-, микрокосму - Вселенной - Социуму - Чело­веку. Социальная синергетика исследует роль хаоса в социальном развитии, педагогическая - в развитии личности. Подчеркивается конструктивная роль хаоса в социальном и личностном развитии (В.В. Василькова, 1999; Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, 1994 и др.).

Любая социальная система обладает рефлексивным типом мышления и подчиняется специфическим законам социального взаимодействия, функ­ционирования и развития. Принципиальное отличие социальных систем от природных заключается прежде всего в том, что в них самоорганизация сочетается с организацией, поскольку в обществе действуют люди, одарен­ные сознанием, ставящие перед собой цели, руководствующиеся мотивами своего поведения и ценностными ориентациями (Г.И. Касперович, 2005). В качестве «божественной флуктуации» в социальных системах может высту­пать воля людей, человеческий рассудок. Кроме того, в синергетике сущест­вует понятие эвридитарности социальных систем как наличие у них памяти (наследственности). Наше настоящее, как и наше будущее, зависит от на­шего прошлого, но не детерминировано им. Таким образом, имеет место момент своеобразия социальных систем.

Отметим, что хотя первоначальным источником парадигмы самоорга­низации являются физико-химические и математические исследования, когда прилагают этот подход к гуманитарным и образовательным системам, в качестве модели ориентации берутся модели живых систем (Э. Янч, 1980) с их свойствами и спецификой. В нашем исследовании реализуется идея ориентации на модели высокоорганизованных систем, что не отменяет ори­ентации на модели процессов самоорганизации в физико-химических сис­темах. Правомочной для педагогической синергетики становится дополни­тельная ориентация на специфику человеческой природы. В качестве тако­вой в исследовании выступает концепция самоактуализации основателя гуманистической психологии (А. Маслоу, 1987), в свете которой становится очевидным «эффект самодетерминации», «личностного детерминизма».

Личностная самоорганизация - наиболее сильный механизм, развора­чивающий наши педагогические усилия в сторону, часто далекую от заранее спланированных педагогических целей. Без принятия во внимание как ее положительных, так и отрицательных воздействий на процесс профессио­нального становления вряд ли будет в дальнейшем возможна выработка адекватных решений по построению траектории профессионального и лич­ностного развития.

Принятие самоорганизационных моделей в качестве новой трактовки процессов профессионализации может во многом помочь в понимании, ос­мыслении этих процессов. Если процессы профессионального становления и самореализации рассматривать с точки зрения закономерностей развития открытых нелинейных систем, то в таком случае внезапность и неожидан­ность профессионального выбора становится объяснимой и понятной. Кри­зис, который, как правило, назревает в системе по мере изменения ее управляющих параметров и сказывается в росте внутренней дезорганизо­ванности, не проявляет себя, как того следовало бы ожидать согласно ли­нейным представлениям, синхронно с ростом разрушающего фактора, а наступает только после достижения определенного порогового барьера, определенного уровня дезорганизации.

Непредсказуемость и самих способов осуществления профессиональ­ных планов, и самих результатов профессионального выбора может быть связана с принципиальной непредсказуемостью поведения системы в точке бифуркации, открывающей возможность нескольких направлений транс­формационных изменений, когда выбор в пользу одного из них не связан с сознательными планами, а определяется исключительно вмешательством случайности на уровне малых флуктуаций.

Специфическое положение проблемы профессионального выбора и профессионализации в проблемном поле современного педагогического знания объясняется, на наш взгляд, теми изначальными, ориентированными на прогресс и рациональность установками многих теоретиков, которые и задают соответствующую топологию проблемного пространства.

Случай в процессе профессионального выбора и способов профессио­нализации -это результат действия социальной нелинейности. Согласно такому взгляду, эти моменты рано или поздно наступают в жизни любой социальной системы, и случайность и хаос - неизменные атрибуты бифур­кационных общественных и личностных состояний, яркое проявление само- организационной силы личности и социальной среды, в которой она произ­растает. Социальная среда, в которой появляются самоорганизационные феномены, - это среда, элементом которой является человек в его целост­ной - биологической, психической, культурной, социальной и духовной представленности.

В синергетическом аспекте самореализующаяся личность на разных этапах своего развития может быть соотнесена с разными фазами нелиней­ного процесса развития (добифуркационной, бифуркационной, послебифур- кационной) и представлена как акцентирующая внимание на одной из них. Значение имеет не только сам факт выбора, происшедшего в точке бифур­кации. Все остальные явления, соперничающие в точке бифуркации и ос­тавшиеся нереализованными, потенциальными, тоже существуют в качест­ве предпосылки будущих выборов на жизненном пути. Отсечение и “незаме- чание” существовавших альтернатив и делает классические подходы ли­нейными, не знающими ветвления в ситуации выбора.

В свою очередь, неклассическая наука сосредоточивается на процес­сах, непосредственно предшествующих точке бифуркации и идущих собст­венно в момент бифуркационных сломов. Здесь уже акцент делается на случае, его влиянии на последующий выбор, влиянии культурных опреде­ленностей на факт выбора. При этом наиболее работающим понятием ста­новится понятие аттрактора — той конфигурации будущего, на путь к кото­рому выходит социальная система. И теория профориентации превращает­ся в спор об аттракторах.

Закпючение. На наш взгляд, синергетическая модель, будучи дополни­тельной к равновесным моделям профессионализации, способна служить связующим звеном между ними и концепцией, ориентированной на развитие в состоянии неустойчивости, максимальным выражением которой является точка бифуркации.

Диалогическая сущность синергетики способствует продуктивному ис­пользованию ее аппарата при исследовании процессов самоопределения и самореализации, а педагогические концепции авторов личностно­ориентированного образования помогают реализации синергетического принципа самоактуализации, что означает способность человека «постоянно превосходить себя» (Поппер), «достигать предела человеческих возможно­стей» (Маслоу).

Таким образом, используя методологические возможности синергетики и психолого-педагогической науки, педагог может плодотворно решать зада­чи профессионализации современного специалиста в ситуации неопреде­ленности. Синергетический стиль мышления, в свою очередь, может быть платформой для открытого творческого диалога между педагогом и студен­тами, имеющими различные творческие установки и взгляды на мир (Е.Н. Князева).

Описанные положения делают возможным перенос акцента на собст­венную активность самоопределяющейся и самореализующейся личности. Именно активность позволяет рассматривать процесс профессионализации в рамках субъект-субъектных отношений. Таким способом может быть дока­зана целесообразность и эффективность действия закономерностей синер­гетического знания на эффективность процесса профессионализации лич­ности будущего специалиста.

Реализация потенциала личностной самоорганизации определяется по тому, насколько полно каждый студент раскрыл заложенные в нем задатки, творческие способности, интересы, потребности, и насколько все это спо­собствует процветанию общества.

Ориентация на человека и его потребности, создание условий, обеспе­чивающих оптимальное развитие личности каждого, мотивация на эффек­тивную самоуправляемую индивидуальную и коллективную деятельность, учитывающую непредсказуемый характер поведения личности в точке би­фуркации, передача полномочий, предоставление каждому права самостоя­тельно принимать, реализовывать решения о профессиональном выборе и способах профессионализации нести за них ответственность - такова суть самоорганизационного подхода к профессиональному становлению будуще­го специалиста.

Самоорганизационный потенциал личности представлен творческими возможностями и способностями к самоактуализации. Психолого­педагогическая проблема состоит в его раскрытии и реализации. В резуль­тате появляется возможность реального использования шансов личностной самоорганизации в осуществлении профессионального самоопределения и самореализации, создания благоприятных условий для постоянного синер­гетического эффекта на всех этапах профессионального становления. По­этому задача педагога заключается в поддержке и инициировании процес­сов личностной самоорганизации, активизации процессов личностного и профессионального роста.

У современных педагогов появилась возможность, проявляя лучшие личностные и профессиональные качества, вывести самоопределяющуюся личность из кризиса, который неизбежен в профессиональном самоопреде­лении в нынешних условиях нестабильности. Талантливый, творческий пе­дагог может играть роль своеобразного аттрактора, того неожиданного ком­понента системы, который, оказывается способным, придавая личности дополнительные импульсы неравновесности, способствующие возникнове­нию ситуации неопределенности, сомнений, раздумий, отсутствия единого решения относительно способов профессионального становления, перевес­ти ее в состояние развития и саморазвития. Из сочетания творческого по­тенциала с самоорганизационным складывается потенциал успеха в про­фессиональном становлении, который следует интерпретировать в качестве предпосылки успешной профессиональной деятельности в будущем.

Новый подход к организации процессов профессионализации будущих специалистов состоит в том, что высшая школа рассматривается как откры­тая социально-педагогическая система, действующая в рамках новых обра­зовательных ценностей и приоритетов: создание условий для развития лич­ности, способной к самоопределению, самоактуализации и самореализации. Саморазвитие, самоорганизация, самоопределение - условия успешной профессионализации будущего специалиста. А синергетический подход к организации процесса профессионализации является наиболее приемле­мым в современных условиях неопределенности и нестабильности.

Библиография

  1. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно­ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1997. - № 4. - с. 11-17.

  2. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепция и техноло­гии: монография / В.В. Сериков. - Волгоград: Перемена, 1994. - 150 с.

  3. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.

  4. Аршинов, В. Философия самоорганизации. Новые горизонты / В. Арши­нов, Я. Свирский // Общественные науки и современность. - 1993. - № 3. - С. 59-70.

  5. Богуславский, М.В. Синергетика и педагогика / М.В. Богуславский // Ма­гистр. - 1995. - № 2. - С. 89-95.

  6. Зорина, Л.Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образо­вания / Л.Я. Зорина // Педагогика. - 1996. -№ 4. - С. 105-109.

  7. Князева, Е.Н., Курдюмов С.П. Интуиция как самодостраивание / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов // Вопросы философии. - 1994. - № 2. - С. 110-122.

  8. Малинецкий, Г.Г. Нелинейная динамика - ключ к теоретической исто­рии? / Г.Г. Малинецкий // Общественные науки и современность. - 1996. - № 4. - С. 98-99.

  9. Ярошевский, М.Г. Переживание и драма развития личности (последнее слово Выготского) / М.Г. Ярошевский // Вопросы философии. - 1993. - № 3. - С. 82-92.

  10. Таланчук, Н.М. 100 новых идей в педагогике, связанных с открытием фундаментальных законов системного синергетизма : Эврист. тезаурус / Н.М. Таланчук. - Казань: ИССО РАО, 1993. - 105с.

  11. Пригожин, И. Философия нестабильности / И. Пригожин // Вопросы фи­лософии. - 1991. - № 6. - С.46-52.

  12. Василькова, В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Си­нергетика и теория социальной самоорганизации) / В.В. Васильков. - СПб.: Изд-во “Лань”, 1999. - 1999. 480 с.

  13. Yantsch, E. The Self-Organizing Universe. Scientific and Human Implications of the Emerging Paradigm of Evolution /E. Yantsch. - N. Y., 1980.

  14. Касперович, Г.И. Синергетические концепции управления. Курс лекций / Г.И. Касперович. - Минск: Академия управления при Президенте Рес­публики Беларусь, 2005. - 258 с.

  15. Maslow, A.H. Motivation and Personality /A.H. Maslow. - (3 rd. ed.). - New- York: Harper and Row, 1987.