1. Сущность и условия возникновения рынка
В экономической теории термин «рынок» имеет несколько значений, но основное его значение таково: рынок — это механизм взаимодействия производителей и потребителей экономических благ, через рыночный механизм ценообразования.
Отношения между покупателями и продавцами, т.е. рыночные отношения, начали складываться еще в глубокой древности, до возникновения денег, которые и появились затем во многом для того, чтобы обслуживать эти отношения.
По мере разложения натурального хозяйства и развития производства товаров на продажу менялось само представление о рынке. Современный рынок, оставаясь механизмом взаимодействия покупателей и продавцов, превратился в систему регулирования хозяйственной жизни (экономики).
Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок — это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ.
Наконец, рынок — это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.
Первое условие возникновения рынка – разделение труда, которое ведет к специализации и обмену.
Общественное разделение труда – экономическое сотрудничество людей, при котором они выполняют строго определенные виды работ, т. е. специализируются. Никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности, что и означает специализацию в производстве товаров и услуг. Разделение труда ведет к росту его производительности, что позволяет не только удовлетворять потребности производителя в собственном продукте, но и создавать излишки товаров, которые можно обменивать.
Истории известны три периода общественного разделения труда:
1) отделение скотоводства от земледелия;
2) выделение ремесла в отдельную отрасль;
3) формирование купечества.
После этого произошло разделение производства на различные подотрасли.
Первоначально обмен имел примитивные формы. «Продавцы», положив свои продукты для обмена, удалялись, дабы дать возможность «покупателям» подойти и рассмотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои. Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи.
Второе условие – самостоятельность экономических агентов, или, как часто говорят экономисты, обособленность хозяйствующих субъектов. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности. Никто не хочет проиграть, т.е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограниченности, обособленности интересов.
Третье условие – свободный обмен ресурсам. Данное условие позволяет сформироваться свободным ценам, которые и будут подсказывать хозяйственным агентам наиболее эффективные направления их деятельности.
Институциональная система дополняет рынок. Институты – это законы, нормы, традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему сдержек и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений.
Основными принципами эффективного функционирования рыночной экономики являются:
Свобода предпринимательской деятельности. Это главный принцип рыночной экономики. Он декларирует право любого хозяйствующего субъекта выбирать желаемый, целесообразный, выгодный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Запрещены только те виды деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, противоречат нормам морали.
Свободное ценообразование. Цена не скована внешними ограничениями, она никем не назначается, а формируется на основе взаимного соглашения между продавцом и покупателем, в результате взаимодействия спроса и предложения.
Конкуренция – соревнование экономических агентов на рынке за предпочтения потребителей в целях получения большей прибыли.
Самообеспечение. Любая хозяйственная единица, обретая экономическую самостоятельность и независимость, расплачивается за неё необходимостью покрывать все финансовые расходы на свое существование и развитие из собственного кармана. И обеспечивать себя всеми необходимыми ресурсами. Принцип приучает жить на собственные средства, порождает экономическую ответственность, обучает умению добывать деньги, вести учет и контроль финансов.
Государственное регулирование рыночных отношений.
- Лекция 1. Предмет и метод экономической теории. Экономические законы и категории. Основные направления современной экономической мысли.
- Предмет экономической теории. Экономические законы. Система экономических наук.
- 2. Методы экономической теории
- Лекция 2. Субъекты и объекты экономического развития.
- Экономические потребности и блага
- Экономические ресурсы: понятие и виды
- Производственные возможности.
- Экономические агенты.
- Экономический кругооборот
- Собственность как экономическая категория
- Лекция 3. Экономические системы и их сущность. Основные элементы. Модели экономических систем.
- Основные элементы экономической системы
- Типы экономических систем
- Модели в рамках экономических систем
- Российская модель переходной экономики
- Лекция 4. Рыночная организация хозяйства. Рынки и их разновидности.
- 1. Сущность и условия возникновения рынка
- Функции рынка
- Виды рынков и их структура
- Конкуренция в механизме рыночной экономики
- Модели рынков по формам конкуренции
- Антимонопольная политика государства
- Преимущества и недостатки рыночной экономики
- Товар и его важнейшие характеристики
- Раздел II. Микроэкономика Лекция 5. Основные элементы рыночного механизма. Рыночное равновесие.
- Спрос на товар и его характеристика: закон спроса.
- Предложение товара и его характеристика: закон предложения.
- Рыночное равновесие
- Рыночный механизм спроса и предложения.
- Регулирование цены. Цены «пола» и «потолка»
- Лекция 6. Эластичность спроса и предложения на рынке товаров. Потребительское поведение.
- Эластичность спроса.
- Эластичность предложения
- Применение теории эластичности
- Потребительское поведение.
- Лекция 7. Издержки производства и прибыль предприятия.
- Издержки производства, их виды и структура
- Предельные издержки производства и предельный доход
- Прибыль, её виды
- Принципы максимизации прибыли
- Лекция 8. Анализ безубыточности
- Основные показатели теории безубыточности.
- Точка безубыточности
- Эффект производственного рычага
- Лекция 9. Теория производства и предельной производительности факторов.
- Теория производства.