Экономические потребности и блага
Хозяйственная жизнь общества зиждется на необходимости удовлетворять потребности людей в различных экономических благах. В свою очередь эти блага производятся на базе экономических ресурсов, которые есть в распоряжении общества и его членов.
Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которые он стремится преодолеть. Именно состояние неудовлетворенности заставляет человека осуществлять производственную деятельность. Потребности людей делятся на первичные и вторичные.
Первичные (низшие) потребности – это материальные потребности, обеспечивающие жизненно важные, физиологические функции человека (питание, одежда, жилье и т.п.)
Вторичные (высшие) потребности – это потребности связанные с духовной, интеллектуальной деятельностью человека – в образовании, искусстве, развлечениях и т.п.
Материальные потребности можно назвать экономическими потребностями. Они выражаются в том, что мы хотим различных экономических благ. В свою очередь, экономические блага – это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические потребности. Экономические потребности – одна из основополагающих категорий в экономической теории.
Потребности меняются, развиваясь вместе с человеком, это касается, прежде всего, высших потребностей. Человечество устроено так, что его потребности обычно превышают возможности производства благ. Говорят даже о законе (принципе) возвышения потребностей, который означает, что потребности растут быстрее производства благ. Во многом это происходит потому, что по мере удовлетворения одних потребностей у нас тут же возникают другие. Так, в традиционном обществе большинство его членов испытывает потребности в продуктах первой необходимости. Это потребности преимущественно в пище, одежде, жилье, простейших услугах. Эрнест Энгель доказал, что существует прямая связь между типом покупаемых товаров и услуг и уровнем дохода потребителей. Согласно его утверждениям, подтвержденным практикой, с увеличением абсолютного размера дохода доля, расходуемая на товары и услуги первой необходимости, уменьшается, а доля расходов на менее необходимые продукты увеличивается. Самая первая потребность, притом ежедневная, это потребность в пище. Поэтому закон Энгеля находит выражение в том, что с ростом доходов уменьшается их доля, идущая на покупку продовольствия, и увеличивается та часть доходов, которая расходуется на приобретение других товаров (особенно услуг), являющихся продуктами не первой необходимости.
Благо – это средство для удовлетворения потребностей
Классификация благ отличается большим разнообразием:
Материальные и нематериальные блага. Любые предметы, окружающие человека – это материальные блага, а нематериальные блага – то, что удовлетворяет наши нематериальные потребности.
Экономические и неэкономические блага. С точки зрения ограниченности благ по отношению к нашим потребностям говорят об экономических благах. Люди вступают в экономические отношения только по поводу приобретения и использования именно редких благ.
Но есть блага, которые по сравнению с человеческими потребностями имеются в неограниченном количестве (воздух, мировой океан, солнечная энергия). Такие блага называются свободными, или неэкономическими.
Производственные и потребительские блага. Потребительские блага предназначены для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей. К ним относятся конечные товары и услуги, которые уже прошли все стадии обработки и предназначены для конечного потребления. Те блага, которые используются для производства конечных товаров и услуг, называются производственными благами.
Частные и общественные блага. Частные блага являются делимыми и приобретаются при непосредственном контакте продавца и покупателя. Общественные блага распространяются сразу на все общество и достаются всем без исключения. Им присуще неконкурентность в потреблении и неделимость. Классическим примером общественного блага является национальная оборона.
В конечном счете, мы приходим к выводу, что если рост экономических потребностей постоянно обгоняет производство экономических благ, то эти потребности до конца неутолимы, безграничны.
Другой вывод – экономические блага ограничены, т.е. меньше потребностей в них. Это ограничение связано с тем, что производство экономических благ сталкивается с ограниченностью запасов многих природных ресурсов, частой нехваткой рабочей силы, недостаточностью производственных мощностей и финансов. Говоря по другому, производство экономических благ отстает от экономических потребностей из-за ограниченности экономических ресурсов.
- Лекция 1. Предмет и метод экономической теории. Экономические законы и категории. Основные направления современной экономической мысли.
- Предмет экономической теории. Экономические законы. Система экономических наук.
- 2. Методы экономической теории
- Лекция 2. Субъекты и объекты экономического развития.
- Экономические потребности и блага
- Экономические ресурсы: понятие и виды
- Производственные возможности.
- Экономические агенты.
- Экономический кругооборот
- Собственность как экономическая категория
- Лекция 3. Экономические системы и их сущность. Основные элементы. Модели экономических систем.
- Основные элементы экономической системы
- Типы экономических систем
- Модели в рамках экономических систем
- Российская модель переходной экономики
- Лекция 4. Рыночная организация хозяйства. Рынки и их разновидности.
- 1. Сущность и условия возникновения рынка
- Функции рынка
- Виды рынков и их структура
- Конкуренция в механизме рыночной экономики
- Модели рынков по формам конкуренции
- Антимонопольная политика государства
- Преимущества и недостатки рыночной экономики
- Товар и его важнейшие характеристики
- Раздел II. Микроэкономика Лекция 5. Основные элементы рыночного механизма. Рыночное равновесие.
- Спрос на товар и его характеристика: закон спроса.
- Предложение товара и его характеристика: закон предложения.
- Рыночное равновесие
- Рыночный механизм спроса и предложения.
- Регулирование цены. Цены «пола» и «потолка»
- Лекция 6. Эластичность спроса и предложения на рынке товаров. Потребительское поведение.
- Эластичность спроса.
- Эластичность предложения
- Применение теории эластичности
- Потребительское поведение.
- Лекция 7. Издержки производства и прибыль предприятия.
- Издержки производства, их виды и структура
- Предельные издержки производства и предельный доход
- Прибыль, её виды
- Принципы максимизации прибыли
- Лекция 8. Анализ безубыточности
- Основные показатели теории безубыточности.
- Точка безубыточности
- Эффект производственного рычага
- Лекция 9. Теория производства и предельной производительности факторов.
- Теория производства.