logo
лекции по экономике

Виды рынков и их структура

Рынок как механизм («большой» рынок) состоит из отдельных («малых») рынков – капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д. «Малые» рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции (товаров и услуг).

Рынок имеет сложную структуру. В зависимости от объекта рыночных отношений рынок подразделяется на четыре вида:

  1. Рынок товаров и услуг:

  1. Рынок факторов производства:

  1. Финансовый рынок:

  1. Информационный рынок интеллектуального продукта.

По уровню насыщения рынка можно разделить:

По пространственному признаку рынки делятся на местный, региональный, национальный, международный и мировой.

По степени развития хозяйственной свобод:

Свободный рынок – обладает максимумом экономических свобод в их классическом понимании. Рынок является свободным для его субъектов. Им принадлежит так называемый экономический суверенитет. Так продавцы сами решают, что, кому и по какой цене продавать. Подобным суверенитетом обладают и покупатели. Экономические связи на таком рынке строятся на основе хозяйственного договора, соглашения. Рынок свободен от вмешательства государства и строгого правового регулирования, и поэтому получил названия «дикий», «блошиный».

Нелегальный рынок – близок по характеру поведения его субъектов к свободному рынку. Этот рынок включает в себя теневую экономику, которая ведется с нарушением законов и правил производства и купли-продажи (отсутствие лицензий, патентов, неуплата таможенных пошлин, налогов и т.п.). Нелегальным является и черный рынок, на котором торгуют запрещенным законом товаром (оружие, наркотики, черная икра).

Свободному и нелегальному рынкам присущи общие черты: стихийность, непредсказуемость развития и неуправляемость.

Регулируемый рынок – подчинен определенному порядку, который закреплен в правовых нормах и поддерживается государством.

По степени развития конкуренции выделяют: