Товар и его важнейшие характеристики
Долгое время в экономической жизни людей господствовало натуральное производство, при котором каждая хозяйственная единица (например, семья) вела изолированное от других хозяйство, производя для себя весь набор необходимых продуктов. По мере развития производительных сил и общественного разделения труда это неэффективное производство вытеснялось все более производительным товарным хозяйством. Товарное производство – это производство продукции не для собственного потребления, а для обмена, на продажу. В условиях товарного производства продукты труда принимают экономическую форму товаров.
Товар – это экономические блага, которые созданы трудом, предназначены для обмена и обладают общественной ценностью.
Существуют различные классификации товаров по следующим признакам:
по характеру спроса на товар:
а) повседневного спроса;
б) предварительного спроса;
в) особого спроса;
г) пассивного спроса;
по характеру потребления товара:
а) товары индивидуального потребления;
б) товары производственного потребления;
3) по длительности использования:
а) товары кратковременного пользования;
б) товары длительного пользования.
Существуют две теории, анализирующие свойства товара.
1. Марксистская теория трудовой стоимости. Согласно данной теории у товара имеются четыре свойства:
потребительная стоимость – это способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека. Т.е. быть нужным и полезным человеку (набор полезных свойств товара);
стоимость – это то, во что обходятся производство товара и его реализация (т. е. овеществленный в товаре общественный труд);
меновая стоимость – это количественное соотношение, в котором один товар обменивается на другой;
цена – это денежное выражение меновой (рыночной) стоимости товара.
Свойства товара определены двойственным характером труда:
1) конкретный труд – это труд, затрачиваемый в определенной форме;
2) абстрактный труд – это труд вообще независимо от конкретной формы.
2. Маржиналистская теория предельной полезности. Согласно данной теории товар имеет два свойства:
полезность – выгода, получаемая или ожидаемая от товара;
ценность – индивидуальная или массовая оценка степени полезности товара для удовлетворения различных типов потребностей человека, фирмы или страны в целом. Ценность товара определяется:
а) универсальностью, т. е. тем, насколько широк круг потребностей, удовлетворяемых товаром;
б) значимостью для потребителей этих потребностей;
в) редкостью товара или сложностью его получения. Чем больше запасы товара, тем ниже полезность и, следовательно, ценность каждой следующей единицы товара.
Предельная полезность – это полезность последней из купленных единиц товара.
Общая полезность – это сумма полезностей отдельных единиц.
Закон убывающей предельной полезности заключается в снижении предельной полезности по мере приобретения каждой последующей единицы товара. Товар является основной категорией рынка.
- Лекция 1. Предмет и метод экономической теории. Экономические законы и категории. Основные направления современной экономической мысли.
- Предмет экономической теории. Экономические законы. Система экономических наук.
- 2. Методы экономической теории
- Лекция 2. Субъекты и объекты экономического развития.
- Экономические потребности и блага
- Экономические ресурсы: понятие и виды
- Производственные возможности.
- Экономические агенты.
- Экономический кругооборот
- Собственность как экономическая категория
- Лекция 3. Экономические системы и их сущность. Основные элементы. Модели экономических систем.
- Основные элементы экономической системы
- Типы экономических систем
- Модели в рамках экономических систем
- Российская модель переходной экономики
- Лекция 4. Рыночная организация хозяйства. Рынки и их разновидности.
- 1. Сущность и условия возникновения рынка
- Функции рынка
- Виды рынков и их структура
- Конкуренция в механизме рыночной экономики
- Модели рынков по формам конкуренции
- Антимонопольная политика государства
- Преимущества и недостатки рыночной экономики
- Товар и его важнейшие характеристики
- Раздел II. Микроэкономика Лекция 5. Основные элементы рыночного механизма. Рыночное равновесие.
- Спрос на товар и его характеристика: закон спроса.
- Предложение товара и его характеристика: закон предложения.
- Рыночное равновесие
- Рыночный механизм спроса и предложения.
- Регулирование цены. Цены «пола» и «потолка»
- Лекция 6. Эластичность спроса и предложения на рынке товаров. Потребительское поведение.
- Эластичность спроса.
- Эластичность предложения
- Применение теории эластичности
- Потребительское поведение.
- Лекция 7. Издержки производства и прибыль предприятия.
- Издержки производства, их виды и структура
- Предельные издержки производства и предельный доход
- Прибыль, её виды
- Принципы максимизации прибыли
- Лекция 8. Анализ безубыточности
- Основные показатели теории безубыточности.
- Точка безубыточности
- Эффект производственного рычага
- Лекция 9. Теория производства и предельной производительности факторов.
- Теория производства.