logo
лекции по экономике

Антимонопольная политика государства

Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует о необхо­димости защиты конкурентной среды государственными средства­ми. Основная цель применения этих средств состоит в том, чтобы добиться оптимального сочетания различных видов конкуренции, не допустить, чтобы одни из них подавили другие и тем самым ослабили совокупные позитивные результаты конкуренции.

Для формирования конкурентных рынков необходимы: соответ­ствующая институциональная среда, эффективная работа финан­сово-кредитной системы, защита национальных производителей и др.

Первый закон, запрещающий монопольные соглашения, был принят в Канаде в 1889 году, затем в США – закон Шермана, широко известный как «хартия экономической свободы». В соответствие с этим законом создание монополии – преступление, которое влечет за собой уголовное наказание: штраф до 5 000$ (впоследствии он был увеличен до 50 000$) и тюремное заключение на срок до одного года.. Вскоре по этому образцу были приняты законы в Австралии и Новой Зеландии. Закон Шермана дополнялся в 1914, 1936 и 1959 гг. Антимонопольные законы стран Европы были приняты в 30-х годах 20 века.

Монополизацией местного или общенационального рынка США считается доля, равная либо превышающая 60%. Рыночная доля в 90-100% считается в США полной монополией. Корпорация-монополист с такой долей рынка подлежит либо безусловной ликвидации, либо ставится под жесткий контроль государства.

Проблема преодоления монополизма, доставшегося по наслед­ству от Советского Союза, является чрезвычайно острой для современного российского рынка. Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия. Российские монополисты сразу строились как единый завод или технологический комплекс, который принципиально не может быть разделен на отдельные части без полного разрушения. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», принятый 22 марта 1991 г., явился первым в истории России нормативным актом, направленным на развитие конкуренции. 25 мая 1995 г. вступили в силу изменения и дополнения к этому Закону. В этих документах определены понятия монопольно вы­сокой и монопольно низкой цены, понятие «доминирующее по­ложение» хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке опре­деленного товара составляет 65% и более, а в ряде случаев — 35% и более.

Хотя само по себе обладание доминирующим положением не является антизаконным, Закон запрещает таким субъектам зло­употреблять своим положением на рынке. Статья 10 Закона ори­ентирована на пресечение недобросовестной конкуренции; ст. 17 направлена на предупреждение монопольных и олигопольных слияний; ст. 19 предусматривает крайнюю меру по отношению к субъектам предпринимательства, злоупотребляющим своим доми­нирующим положением, — принудительное разделение хозяйст­вующих субъектов.

Высокая экономическая эффективность естественных монополий делает нецелесообразным их дробление. Это, однако, не означает, что государство может воздержаться от регулирования естественных монополий. Ведь их бесконтрольная деятельность способна принести значительный вред.

Как монополисты, данные структуры пытаются решать свои проблемы, прежде всего за счет повышения тарифов и цен. Последствия этого для экономики страны - разрушающие: увеличиваются издержки производства в других отраслях, растут цены на другие товары и услуги.

Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле ценообразования на естественно-монопольные товары и услуги и объема их производства. Определенную пользу может принести и реформирование структуры естественных монополий. В России в рамках единой корпорации часто объединяются производство естественно-монопольных благ и благ, которые эффективнее изготовлять в конкурентных условиях. Это объединение носит характер вертикальной интеграции. В результате образуется монополист гигант, представляющий целую сферу национальной экономики.

РАО «Газпром», РАО «ЕС России», РАО «Российские железные дороги» - это три кита «монополизма по-русски». В состав РАО «Газпром» наряду с Единой системой газоснабжения России (т.е. естественно монопольным элементом) входят геологоразведочные, добывающие, приборостроительные предприятия, проектно-технологические структуры, объекты социальной сферы (т.е. потенциально конкурентные элементы).

Суть интенсивно обсуждаемых в нашей стране реформ заключается в развитии конкуренции в тех видах деятельности естественных монополий, где она может быть достигнута. Главной целью антимонопольной политики в отношении естественных монополий в России является пресечение злоупотреблений в их деятельности путем прямого вмешательства государства посредством принудительного установления цен.

В отличие от естественной, искусственная монополия складывается в тех отраслях, где единственный производитель не обладает повышенной эффективностью по сравнению с несколькими конкурирующими фирмами. Основным направлением государственного регулирования является противодействие формированию таких монополий и разрушение уже сложившихся. Для этого государство использует широкий набор санкций: это и предупредительные меры (запрет слияния фирм), очень крупные штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (попытка сговора) и прямая демонополизация – принудительное дробление на несколько фирм.

Основанием для приведения в действие антимонопольного закона является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка:

Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в России жесткой антимонопольной политики. Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени монополизации:

Возможности первого пути в российской реальности сильно ограничены. Единый завод на части не разделишь, а случаи когда производитель-монополист состоит из нескольких заводов одного профиля, почти не встречается.

Второй путь – иностранная конкуренция – явился, вероятно, самым действенным и эффективным ударом по отечественному монополизму. Тем не менее, импортные товары, бесспорно, должны присутствовать на российском рынке, являясь реальной угрозой отечественным монополистам, но не должны превращаться в причину массовой ликвидации российских предприятий.

Третий путь – создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами, - предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как производителя благ. Новые предприятия – это всегда рост производства и новые рабочие места.

В реальности система антимонопольного регулирования в России находится пока в стадии становления и требует радикального совершенствования. Государственная регулирующая деятельность в области антимонопольной политики сосредоточена в основном на регулировании монопольных цен.