20. Гос. Регулирование банковской деятельности
банковское регулирование - общее понятие, объединяющее не одно, а несколько направлений прямого и косвенного регулирующего воздействия со стороны государства и негосударственных организаций на банковскую систему и банковскую деятельность в РФ. Государственное регулирование банковской деятельности осуществляется федеральными государственными органами с использованием административно-правового и гражданско-правового методов регулирования. В основе обоих методов правового регулирования лежат экономические отношения.
ЦБ является федеральной собственностью. ЦБ и его учреждения освобождаются от уплаты налогов, сборов, пошлин и других платежей на территории РФ. ЦБ подотчётен Государственной Думе РФ. Высшим органом ЦБ является Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности и осуществляющий руководство и управление ЦБ. Председатель Банка назначается на должность Государственной Думой. Государственное регулирование предусматривает рад требований к лицензированию банков, ограничению сфер их деятельности, достаточности их капитала, ликвидности, формированию обязательных резервов. ЦБ РФ является органом государственного регулирования и надзора за деятельностью комерческих банков (КБ). Его главная цель заключается в защите интересов кредиторов и вкладчиков, а также обеспечение стабильности банковской системы при соблюдении условия невмешательства в определенную деятельность КБ. Надзорная деятельность ЦБ РФ осуществляется в ходе проверок КБ.1)ЦБ осуществляет государственную регистрацию и отзывает лицензии, определяет необходимые квалификационные требования к руководителям и специалистам; 2)устанавливает единые для всех КБ правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета и статистической отчетности, порядок и сроки ее предоставления; 3)устанавливает порядок формирования обязательных фондов КБ (это позволяет обеспечить ликвидность этим банкам, а также позволяет регулировать денежную массу) и экономических нормативов деятельности; кредитует КБ, определяя ликвидность КБ. 4)ЦБ регулирует размеры процентной ставки (дисконта) с целью расширения или ограничения доступа КБ к кредитам ЦБ, увеличение или снижение кредитной базы КБ. Если ЦБ поднимает ставку по кредитам, то КБ вынуждены сократить объем заимствований, что в свою очередь ведет к снижению резервов, повышению процентных ставок и сокращению кредитных операций. Повышение ставки укрепляет внешнеэкономические позиции страны, но ухудшает внутреннее состояние экономики и наоборот.Нормативная база:-ФЗ «О ЦБ» - банке России - инструменты регулирования-«О банках и банковской деятельности»,«О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»,«О несостоятельности, банкротстве кредитных организаций»
- 1 Задачи государственных органов по регулированию национальной экономики
- 2 Объекты, формы и средства государственного регулирования экономики. Инструменты государственного регулирования экономики. Инструментарий расчета системы экономических показателей на будущее.
- 3 Экономика страны как объект государственного регулирования: многоаспектное рассмотрение объекта.
- 50. Концепция социально-экономического. Целевые установки социально-экономического развития России.
- 4 Органы государственной власти, ответственные за экономическое развитие. Структура и функции федеральных органов власти по управлению экономикой.
- 5 Социальная политика государства и пути ее реализации. Система социальной защиты населения
- 12.Особенности народно-хозяйственного комплекса России, ее производственно-экономический потенциал.
- 13.Основные направления экономической политики государства в условиях рынка.
- 14.Цели бюджетно-финансовой политики и ее основные направления
- 17.Проблемы и последствия бюджетно-финансовой политики в современной России.
- 18.Сущность денежно-кредитной политики ее цели и инструменты.
- 19.Политика финансовой стабилизации в рф. Государственный долг рф.
- 20. Гос. Регулирование банковской деятельности
- 21.Объективные основы прогнозирования и планирования в условиях рынка. Границы и возможности государственного прогнозирования и планирования.
- 22.Принципы прогнозирования развития национальной, региональной и муниципальной экономики.
- 23.Органы гос управления прогнозированием и планированием: опыт сша, стран ес, Японии.
- 24.Структура государственного сектора. Государственная собственность, ее субъектно-объектная характеристика.
- 25.Приватизация как инструмент государственного регулирования в рыночной экономике.
- 26.Приватизация как элемент институциональной политики государства в период рыночных реформ.
- 27.Эволюция форм собственности в России. Особенности российской приватизации.
- 28. Роль государства в регулировании монопольных процессов и развитии конкуренции.
- 30.Основные методы работы органов государственного управления по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в рф.
- 31.Приоритетные направления государственной научно-технической политики России. Эффективность производства и ее показатели.
- 32.Промышленная политика: содержание и цели в условиях перехода к рынку. Приоритеты промышленной политики России на макроуровне.
- 39. Инвестиционная политика в рф. Особенности регулирования инвестиционных процессов на региональном уровне.
- 40. Гос рег доходов населения. Сохранение гос гарантий населению.
- 41. Гос рег рынка рабочей силы. Место и роль служб занятости населения.
- 42. Основные принципы и цели региональной экономической политики.
- 43.Обеспечение экон, социальных, правовых и организационных основ федерализма в рф.
- 44.Выравнивание условий социально-экономического развития регионов. Механизм реализации региональной политики государства.
- 45. Характеристика инфляционной ситуации. Механизм регулирования денежно-кредитных отношений.
- 47. Государственная валютная политика. Цели и инструменты валютного регулирования.
- 48. Роль государства в формировании эффективной рыночной среды и эффективного предпринимательства.
- 49. Порядок разработки и принятия государственного бюджета.