43.Обеспечение экон, социальных, правовых и организационных основ федерализма в рф.
Принципы федерализма реализуются в региональной политике РФ. Основными ее целями являются:
обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в РФ, создание единого экономического пространства; обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией РФ, независимо от экономических возможностей регионов; выравнивание условий социально-экономического развития регионов; приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение; становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.
развитие принципов федерализма, является укреплением принципов демократии”. В международной практике, однако, происходит наоборот.
Поскольку почти три четверти субъектов Федерации не обладают статусом государства в составе РФ, а 32 субъекта образованы по этническому признаку, Россия, провозгласившая федеративное устройство, оправданно сохраняет немало конструкций, присущих унитарному государству. При этом важно подчеркнуть, что в мире более типичны случаи, когда при формировании федерации субъекты объединяются, создают центр и передают ему часть своих полномочий. В России согласно Конституции полномочия передаются сверху вниз, от центра – субъектам, самостоятельность которых неравномерно увеличивается. Причем предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Федерации и ее субъектов разграничиваются Конституцией, Федеральным и иными договорами. “Иные договоры” так и остались бы гипотетической возможностью, не востребованной практикой, - как это и происходит в других федерациях, если бы в отношениях центра с отдельными субъектами Федерации не возникли серьезные проблемы.
Сепаратистские настроения в регионах во многом зависят от нестабильности центральной власти. Но эта стабильность, в свою очередь, обусловливается региональным сепаратизмом. Большей или меньшей самостоятельности хотят все. Каждый субъект РФ, исходя из своих возможностей давления на центр, выстраивает собственную модель взаимоотношений с ним, пытаясь закрепить ее двусторонним договором. Поэтому каждый субъект федерации имеет аргументы и примеры, опираясь на международный опыт. Используется, однако, не все, а только то, что подходит под политическую задачу.
- 1 Задачи государственных органов по регулированию национальной экономики
- 2 Объекты, формы и средства государственного регулирования экономики. Инструменты государственного регулирования экономики. Инструментарий расчета системы экономических показателей на будущее.
- 3 Экономика страны как объект государственного регулирования: многоаспектное рассмотрение объекта.
- 50. Концепция социально-экономического. Целевые установки социально-экономического развития России.
- 4 Органы государственной власти, ответственные за экономическое развитие. Структура и функции федеральных органов власти по управлению экономикой.
- 5 Социальная политика государства и пути ее реализации. Система социальной защиты населения
- 12.Особенности народно-хозяйственного комплекса России, ее производственно-экономический потенциал.
- 13.Основные направления экономической политики государства в условиях рынка.
- 14.Цели бюджетно-финансовой политики и ее основные направления
- 17.Проблемы и последствия бюджетно-финансовой политики в современной России.
- 18.Сущность денежно-кредитной политики ее цели и инструменты.
- 19.Политика финансовой стабилизации в рф. Государственный долг рф.
- 20. Гос. Регулирование банковской деятельности
- 21.Объективные основы прогнозирования и планирования в условиях рынка. Границы и возможности государственного прогнозирования и планирования.
- 22.Принципы прогнозирования развития национальной, региональной и муниципальной экономики.
- 23.Органы гос управления прогнозированием и планированием: опыт сша, стран ес, Японии.
- 24.Структура государственного сектора. Государственная собственность, ее субъектно-объектная характеристика.
- 25.Приватизация как инструмент государственного регулирования в рыночной экономике.
- 26.Приватизация как элемент институциональной политики государства в период рыночных реформ.
- 27.Эволюция форм собственности в России. Особенности российской приватизации.
- 28. Роль государства в регулировании монопольных процессов и развитии конкуренции.
- 30.Основные методы работы органов государственного управления по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в рф.
- 31.Приоритетные направления государственной научно-технической политики России. Эффективность производства и ее показатели.
- 32.Промышленная политика: содержание и цели в условиях перехода к рынку. Приоритеты промышленной политики России на макроуровне.
- 39. Инвестиционная политика в рф. Особенности регулирования инвестиционных процессов на региональном уровне.
- 40. Гос рег доходов населения. Сохранение гос гарантий населению.
- 41. Гос рег рынка рабочей силы. Место и роль служб занятости населения.
- 42. Основные принципы и цели региональной экономической политики.
- 43.Обеспечение экон, социальных, правовых и организационных основ федерализма в рф.
- 44.Выравнивание условий социально-экономического развития регионов. Механизм реализации региональной политики государства.
- 45. Характеристика инфляционной ситуации. Механизм регулирования денежно-кредитных отношений.
- 47. Государственная валютная политика. Цели и инструменты валютного регулирования.
- 48. Роль государства в формировании эффективной рыночной среды и эффективного предпринимательства.
- 49. Порядок разработки и принятия государственного бюджета.