14.Цели бюджетно-финансовой политики и ее основные направления
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости и производство неинфляционного ВНП.
Стимулирующая бюджетно-налоговая политика в краткосрочной перспективе преодоление спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Сдерживающая политика целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса
ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции. Дискреционная фискальная политика - изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства и темпов инфляции. При ней в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов или снижения налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек. Недискреционная - автоматическое изменение величин в результате циклических колебаний совокупного дохода, предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек
возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.
15.Налоговая политика как метод формирования бюджетных доходов и метод стимулирующего воздействия на экономику Налоговая политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Задачи налоговой политики сводятся к: обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения. Типы налоговой политики:1) политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. 2) политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат.3) налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.
16. Государственный долг и его влияние на экономические процессы. Задолженность правительственных органов владельцам государственных ценных бумаг накапливается и превращается в государственный долг. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают все к новым займам; покрывая старые долги, они делают еще большие новые. Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а также краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лет) и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничившись ежегодной выплатой процентов. Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Внутренний долг государства – долг своему населению – приводит к перераспределению доходов внутри страны. Предметом особого внимания является внешний долг. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны, например 20-30%, то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно. Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадёжных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько путей: Выплата долгов за счёт золотовалютных резервов; Консолидация внешнего долга, которая означает превращение краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочную, т.е. перенос предстоящих в скором времени платежей на отдалённое будущее; Сокращение внешнего долга путём конверсии – превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции; Обращение страны должника, попавшей в тяжёлое положение, к международным банкам – региональным, Всемирному банку.
- 1 Задачи государственных органов по регулированию национальной экономики
- 2 Объекты, формы и средства государственного регулирования экономики. Инструменты государственного регулирования экономики. Инструментарий расчета системы экономических показателей на будущее.
- 3 Экономика страны как объект государственного регулирования: многоаспектное рассмотрение объекта.
- 50. Концепция социально-экономического. Целевые установки социально-экономического развития России.
- 4 Органы государственной власти, ответственные за экономическое развитие. Структура и функции федеральных органов власти по управлению экономикой.
- 5 Социальная политика государства и пути ее реализации. Система социальной защиты населения
- 12.Особенности народно-хозяйственного комплекса России, ее производственно-экономический потенциал.
- 13.Основные направления экономической политики государства в условиях рынка.
- 14.Цели бюджетно-финансовой политики и ее основные направления
- 17.Проблемы и последствия бюджетно-финансовой политики в современной России.
- 18.Сущность денежно-кредитной политики ее цели и инструменты.
- 19.Политика финансовой стабилизации в рф. Государственный долг рф.
- 20. Гос. Регулирование банковской деятельности
- 21.Объективные основы прогнозирования и планирования в условиях рынка. Границы и возможности государственного прогнозирования и планирования.
- 22.Принципы прогнозирования развития национальной, региональной и муниципальной экономики.
- 23.Органы гос управления прогнозированием и планированием: опыт сша, стран ес, Японии.
- 24.Структура государственного сектора. Государственная собственность, ее субъектно-объектная характеристика.
- 25.Приватизация как инструмент государственного регулирования в рыночной экономике.
- 26.Приватизация как элемент институциональной политики государства в период рыночных реформ.
- 27.Эволюция форм собственности в России. Особенности российской приватизации.
- 28. Роль государства в регулировании монопольных процессов и развитии конкуренции.
- 30.Основные методы работы органов государственного управления по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в рф.
- 31.Приоритетные направления государственной научно-технической политики России. Эффективность производства и ее показатели.
- 32.Промышленная политика: содержание и цели в условиях перехода к рынку. Приоритеты промышленной политики России на макроуровне.
- 39. Инвестиционная политика в рф. Особенности регулирования инвестиционных процессов на региональном уровне.
- 40. Гос рег доходов населения. Сохранение гос гарантий населению.
- 41. Гос рег рынка рабочей силы. Место и роль служб занятости населения.
- 42. Основные принципы и цели региональной экономической политики.
- 43.Обеспечение экон, социальных, правовых и организационных основ федерализма в рф.
- 44.Выравнивание условий социально-экономического развития регионов. Механизм реализации региональной политики государства.
- 45. Характеристика инфляционной ситуации. Механизм регулирования денежно-кредитных отношений.
- 47. Государственная валютная политика. Цели и инструменты валютного регулирования.
- 48. Роль государства в формировании эффективной рыночной среды и эффективного предпринимательства.
- 49. Порядок разработки и принятия государственного бюджета.