23.Органы гос управления прогнозированием и планированием: опыт сша, стран ес, Японии.
Американская модель (адаптивная) - планирование на различных уровнях:
Макроуровень - основные индикаторы в докладе президента Конгрессу. Конгресс утверждает специальные бюджетные законы и выделяет средства для реализации программ.Мезоуровень - уровень регионов и муниципалитетов. Микроуровень - на уровне крупных фирм (корпораций).
В США выделяются три уровня организации прогнозных исследований:
прогнозирование и системе государственного регулирования; внутрифирменное прогнозирование;
коммерческое прогнозирование. На уровне государственного регулирования выделяют два основных вида государственных подразделений: федеральные и штатов; местные органы власти.
Американские исследователи все прогнозы подразделяют на три большие группы:В основу разработки прогнозов первой группы положены экстраполяционные методы, т.е. перенос сложившейся тенденции на будущее. Такой прогноз (проекция) предполагает, что в будущем развитие будет происходить по тем же закономерностям, что и в настоящем. Основой разработки прогнозов второй группы является максимальная точность наступления событий в будущем. При разработке прогнозов третьей группы возникает необходимость в формировании модели идеального будущего. Это своеобразная системная цель, которая может быть ориентиром для общества, предприятия в будущем его развитии.Франция.Французская система планирования - своеобразный продукт рыночной экономики. Вместе с развитием нац. рынка она прошла через три крупных этапа планирования. Первый этап относится к послевоенному периоду. С 1945 до 1960 г. для Франции было характерно директивное планирование, перенятое в бывшем СССР. В конце 60-х годов был осуществлен переход к индикативному планированию, позволяющему координировать позиции государства и частного бизнеса. В начале 90-х годов во Франции стало развиваться стратегическое планирование в связи со сближением рынка Франции с национальными рынками западных стран. Направления стратегического развития разрабатываются в виде целевых государственных программ и сопровождаются комплексом различных финансовых льгот, стимулирующих их реализацию.Япония. Общепризнано, что основой японского бизнеса является планомерность, т.е. все действия любого предприятия (организации) обязательно осуществляются по строгому плану. Всякое действие включает три операции: планирование, само действие и контроль. Страна буквально укутана сетью планов, и план в Японии не противоречит рынку. Процесс планирования в большинстве случаев включает четыре стадии: формулировку предпосылок, уточнение проблем, долгосрочную стратегию, среднесрочные и краткосрочные планы.Особо следует подчеркнуть, что в Японии, как и во Франции, существует системаобщенационального прогнозирования, иногда ее называют индикативным планированием.
Индикативное планирование - процесс определения целей соц-эконом.развития в виде конкретных параметров (индикаторов) и разработка преимущественно косвенных мер гос воздействия для достижения намеченных целей.Франция, Япония, Корея - 5-летний план. Индикативный план включает формулировку целей развития, показатели и тенденции, алгоритмы преобразования.
Индикаторы:- Экономический рост- Инвестиции- Инфляция- Финансовые потоки
- 1 Задачи государственных органов по регулированию национальной экономики
- 2 Объекты, формы и средства государственного регулирования экономики. Инструменты государственного регулирования экономики. Инструментарий расчета системы экономических показателей на будущее.
- 3 Экономика страны как объект государственного регулирования: многоаспектное рассмотрение объекта.
- 50. Концепция социально-экономического. Целевые установки социально-экономического развития России.
- 4 Органы государственной власти, ответственные за экономическое развитие. Структура и функции федеральных органов власти по управлению экономикой.
- 5 Социальная политика государства и пути ее реализации. Система социальной защиты населения
- 12.Особенности народно-хозяйственного комплекса России, ее производственно-экономический потенциал.
- 13.Основные направления экономической политики государства в условиях рынка.
- 14.Цели бюджетно-финансовой политики и ее основные направления
- 17.Проблемы и последствия бюджетно-финансовой политики в современной России.
- 18.Сущность денежно-кредитной политики ее цели и инструменты.
- 19.Политика финансовой стабилизации в рф. Государственный долг рф.
- 20. Гос. Регулирование банковской деятельности
- 21.Объективные основы прогнозирования и планирования в условиях рынка. Границы и возможности государственного прогнозирования и планирования.
- 22.Принципы прогнозирования развития национальной, региональной и муниципальной экономики.
- 23.Органы гос управления прогнозированием и планированием: опыт сша, стран ес, Японии.
- 24.Структура государственного сектора. Государственная собственность, ее субъектно-объектная характеристика.
- 25.Приватизация как инструмент государственного регулирования в рыночной экономике.
- 26.Приватизация как элемент институциональной политики государства в период рыночных реформ.
- 27.Эволюция форм собственности в России. Особенности российской приватизации.
- 28. Роль государства в регулировании монопольных процессов и развитии конкуренции.
- 30.Основные методы работы органов государственного управления по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в рф.
- 31.Приоритетные направления государственной научно-технической политики России. Эффективность производства и ее показатели.
- 32.Промышленная политика: содержание и цели в условиях перехода к рынку. Приоритеты промышленной политики России на макроуровне.
- 39. Инвестиционная политика в рф. Особенности регулирования инвестиционных процессов на региональном уровне.
- 40. Гос рег доходов населения. Сохранение гос гарантий населению.
- 41. Гос рег рынка рабочей силы. Место и роль служб занятости населения.
- 42. Основные принципы и цели региональной экономической политики.
- 43.Обеспечение экон, социальных, правовых и организационных основ федерализма в рф.
- 44.Выравнивание условий социально-экономического развития регионов. Механизм реализации региональной политики государства.
- 45. Характеристика инфляционной ситуации. Механизм регулирования денежно-кредитных отношений.
- 47. Государственная валютная политика. Цели и инструменты валютного регулирования.
- 48. Роль государства в формировании эффективной рыночной среды и эффективного предпринимательства.
- 49. Порядок разработки и принятия государственного бюджета.