logo
ШПОРА ПО ГРНЭ

28. Роль государства в регулировании монопольных процессов и развитии конкуренции.

МОНОПОЛИЯ - исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности (производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству. В ряде случаев монопольное право не предоставляется, а возникает естественно или устанавливается экономическими субъектами посредством занятия господствующего положения на рынке товаров и услуг. Роль Государства в регулировании монопольных процессов:В РФ регулирование мономольных процессов предусматривает комплексное воздействие на объемы производства, процессы ценообразования и качество продукции в заранее определенной области, либо функциональное воздействие на отдельные стороны хозяйственной деятельности.Органы регулирования монополий применяют следующие методы:-ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.-определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре производимом ( реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.Роль государства в развитии конкуренции -Конкуренция- один из основных принципов существования рыночной экономики. Без неё преимущества рыночной системы хозяйства не смогут полностью проявится

29. Зарубежный опыт антимонопольной деятельности. Формы стимулирования развития конкурентной среды.

Классич эк теория- опирается на колич теорию денег,считали необходимым для сокращ инфляции необходимо сократить количество бумажных денег в обращении. Кейнсианская теория-1)дефляционная политика-снижение уровня гос расходов,увелич налогов. 2) Политика доходов-параллельное замороживание цен и з/п. Субъектами соглашения явл-ся профсоюзы и предприиматели. Монетарная модель-меньшее вмешательство в экономику,поддержание темпов прироста ден массы. Теория «экономики предложения»-необходимость стимулировать производство и экономической деятельности для контроля инфляционных процессов. Модель антиинфляц регулир- основана на синтезе этих теорий.

Формы стимулирования развития конкурентной среды. 2 формы конкуренции: ценовую и неценовую

1)Ценовая конкуренция осуществляется вокруг цен товаров и их составляющих (издержек, прибыли). Уменьшение издержек при прежней цене означает увеличение прибыли. Снижение цены за счет уменьшения доли прибыли может привести к росту объема продаж, вытеснению конкурентов с рынка. Ценовая конкуренция в первую очередь связана с затратным подходом к ценообразованию.2)Неценовая конкуренция является преобладающей и осуществляется на основе изменения свойств, качества и ассортимента продукции. К приоритетам также относятся производство новых видов продукции, формирование новых потребностей и создание на этой основе новой структуры спроса, ускорение морального износа товаров, создание новых предпродажных и послепродажных услуг. Эту форму конкуренции следует связывать с ценностными формами ценообразования.