Особенности формирования профессионального самосознания в процессе получения психологического образования
Маленов Александр Александрович, заведующий психологической лабораторией, заместитель декана по общим вопросам, факультет психологии, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского,malyonov@mail.ru
Профессионально важные качества личности, безусловно, предполагают формирование, развитие, углубление, расширение, как в процессе получения соответствующего образования, так и непосредственно в контексте самой трудовой деятельности. Вместе с тем, успешность выбора профессии во многом определяется исходными личностными предпосылками для ее осуществления. Другими словами благодаря взаимодействию имеющихся ресурсов и приобретаемых в профессиональной среде мы можем получить квалифицированного и компетентного специалиста. В противном случае обнаруживается противоречие между личностью и деятельностью, не позволяющее качественно решать профессиональные задачи, с одной стороны, и получать удовольствие от самой деятельности в качестве ее субъекта, с другой.
Профессия психолога не является исключением. Надстройка профессионализма на изначальную психологичность, обусловленную особым мировоззрением, «притягивающим» соответствующие личностные черты, формирует тип специалиста, отвечающий требованиям современного общества и действительно способный к воплощению своей миссии - оказанию помощи людям. И напротив, освоение профессии формально при недостаточной осознанности или игнорировании своих индивидуальных особенностей, как правило, приводит к невозможности осуществления деятельности, ориентированной на неповторимость личности, ее уникальность. Психологическая непроработанность личности самого психолога, по мнению Е.Е. Са- поговой, способна привести к своеобразной деформации, которая находит отражение в отсутствии профессиональной ментальности, несформирован- ности личностных смыслов профессии, утрате внутренней мотивации к осуществлению профессиональной деятельности, в неспособности решить собственные внутренние проблемы (Сапогова Е.Е., 2007).
Важным в этом контексте выступает положение о том, что компетентный психолог должен, прежде всего, быть свободен от внутренних противоречий, то есть как раз способен к разрешению собственных психологических проблем. При этом эта субъектная позиция не может быть сформирована извне, поскольку «главным инструментом ее создания» является сам психолог через осознание собственной индивидуальности (Доценко Е.Л., Андреева О.С., Просекова В.М., Шевцова Т.С., 2007). Для оказания помощи в этом направлении психология обладает значительным потенциалом, который, прежде всего, должен быть использован самими психологами для формирования определенного уровня компетентности в обнаружении и развитии ресурсов личности не только других людей, но и своей собственной.
То есть, формирование мировоззрения психолога, фундаментом которого выступают гуманистические ценности, предполагает наравне с ярко выраженной ориентацией на другого человека, также ценность собственного «Я», его рефлексии и саморазвития (Краснощеченко И.П., 2007). В связи с этим, особые требования к будущему специалисту в области психологии, должны распространяться на сферу самосознания, функции которого направлены на формирование адекватного образа себя, в том числе как профессионала.
Повышенный интерес к проблеме профессионального самосознания психолога проявляют разные авторы, как с позиции психологов-практиков, так и исследователей. Обобщая описания этой сферы профессионально важных качеств, можно заключить, что компетентный специалист психологического профиля должен быть обладателем прирожденной способности проникать в подсознательные уровни собственной души (Фрейд З., 1990) и приобретенной - к самопознанию (Кочюнас Р., 1999), адекватной самооценки (Захаров В.П., Хрящева Н.Ю., 1989) и позитивной Я-концепции, самоценности (Дубровина И.В., 2004), способности к рефлексии, принятию себя, самоуважению и готовности к самоизменению (Роджерс К., 1994) при стремлении к осознанию и избавлению от собственных комплексов (Мэй Р., 1994), а также быть откровенным, терпимым и искренним по отношению к себе (Шнайдер К., 1992).
На этапе выбора личностью профессии «психолог», многие из указанных конструктов являются достаточно оформленными, и, как правило, осознаются оптантами как профессионально важные, требующие дальнейшего развития в процессе получения соответствующего образования. При этом обнаруживается заметная динамика приоритетности того или иного качества и уровень его развития в зависимости от этапа учебно-профессиональной подготовки будущих психологов.
Подтверждением этому выступают закономерности, выявленные нами в исследовании, проведенном совместно с Е.Г. Ларионовой, на выборке студентов факультета психологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского в количестве 146 человек, из них 42 студента первого курса, 28 - второкурсников, 30 студентов третьего курса, 25 студентов четвертого и 21 - пятого курсов. Основным методом исследования выступило психологическое тестирование, реализуемое с помощью инструментария, позволяющего изучить профессионально важные качества самосознания, выделенные в качестве приоритетных самими студентами-психологами:
самоуважение, уверенность в себе и самопонимание (опросник само- отношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева);
способность к рефлексии (методика диагностики рефлексивности А.В. Карпова);
ответственность (диагностика локуса-контроля Е.Г. Ксенофонтовой);
уровень социальной зрелости личности (шкала социальнопсихологической адаптированности К. Роджерса, Р. Даймонда в адаптации Т.В. Снегиревой).
В качестве дополнительного критерия замерялась самооценка студентов по каждому изучаемому параметру самосознания с помощью методики Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн, модифицированной под задачи исследования. Для выявления статистических закономерностей применись непараметрический критерий различий U-Манна-Уитни и метод ранговой корреляции Спирмена.
Основная гипотеза исследования связана с предположением об адекватной оценке студентами факультета психологии профессиональных качеств самосознания (самооценка), сопоставимой с реальным уровнем развития того или иного компонента (результаты психодиагностики). При этом последний должен иметь тенденцию к повышению в связи с углублением специализации и постепенным превращением студента в профессионального психолога.
Полученные в результате срезового исследования данные позволили составить портрет самосознания студентов-психологов разных курсов обучения, в том числе благодаря их сопоставлению между собой.
Центральными чертами самосознания первокурсников являются самоуважение и уверенность в себе, остальные компоненты имеют также достаточный уровень развития, за исключением социальной зрелости, что вполне логично. Самооценка профессионально важных качеств самосознания вполне адекватна и соответствует их реальному уроню развития при некотором завышении лишь одного параметра - зрелости личности, что также легко объясняется возрастным стремлением к ее наличию. Тем более что диагностические показатели уровня развития этого конструкта все расставили по своим местам: показатели студентов первого курса в значительной степени уступают результатам студентов второго (U = 399 приp < 0,05), третьего(U = 407,5 приp < 0,05) и четвертого(U = 357,5, приp < 0,05) курсов (см. Таблицу 1).
Таблица 1
Уровень развития профессионально важных качеств самосознания у студентов факультета психологии первого курса обучения (средние показатели,
%) № ПВК самосознания Параметры Реальный уровень Самооценка 1. Рефлексивность 60,5 65 2. Самопонимание 61,6 61,3 3. Уверенность в себе 67,4 60 4. Самоуважение 70,7 66,7 5. Ответственность 61,8 59,4 6. Социальная зрелость личности 45 57,5
При этом корреляционный анализ показал прямую связь ответственности первокурсников с уверенностью в себе (r=0,476 приp<0,001) и самоуважением (=0,536 приp<0,001) при взаимосвязи последних между собой(r=0,691 приp<0,001) и с уровнем самопонимания(r=0,368 приp<0,05 иr=0,653 приp<0,001 соответственно). Данные закономерности, на наш взгляд, могут быть отражением ключевого для студентов первого курса события - поступления в высшее учебное заведение. С одной стороны, это является ответственным «взрослым» шагом, результативность которого, безусловно, повышает уверенность в своих силах, способностях, вызывая дополнительное уважение к себе - с другой. Что касается стремления к познанию и пониманию себя, особенно характерного для лиц начинающих психологическую подготовку, его активный и созидательный характер, в полной мере способен повысить самоуважение, формируя одновременно умение доверять самому себе, уважая собственную индивидуальность.
При сопоставлении данных первокурсников с результатами студентов старших курсов, было подтверждено изначальное предположение о том, что с этапом подготовки значения показателей самосознания должны увеличиваться. Студенты первого курса факультета психологии чаще всего уступают по уровню развития качеств самосознания своим предшественникам (по всем показателям были обнаружены значимые различия при p<0,05). Исключение составил лишь уровень рефлексивности: первокурсники превзошли студентов второго курса по уровню развития данного качества самосознания(U = 527 приp < 0,05), что подтверждает актуальность мотива самопознания для современных абитуриентов, запускающего соответствующие механизмы личности.
При этом, студенты второго курса считают, что их способность к самоанализу развита достаточно высоко, уступая лишь ответственности. В целом, противоречия у учащихся этой группы в области самооценки и реального уровня развития качества были обнаружены по четырем из шести параметров, позволяя говорить о тенденции к формированию более позитивного образа самого себя. Интересно, что совпадение высоких объективных и субъективных оценок по параметрам уверенность в себе и самоуважение, своеобразным образом подтверждают возможность существования выявленных противоречий (см. Таблицу 2).
Таблица 2
Уровень развития профессионально важных качеств самосознания у студентов факультета психологии второго курса обучения (средние показатели,
%) № ПВК самосознания Параметры Реальный уровень Самооценка 1. Рефлексивность 55,5 74,1 2. Самопонимание 59 70 3. Уверенность в себе 72,6 68
4. | Самоуважение | 76 | 72,3 |
5. | Ответственность | 70,0 | 80,6 |
6. | Социальная зрелость личности | 51,4 | 64 |
При незначительном понижении уровня рефлексивности и самопонимания по сравнению с данными первокурсников, к приоритетным качествам самосознания студентов второго курса, помимо самоуважения и уверенности в себе, добавляется ответственность. Социальная зрелость второкурсников при этом, адекватно не очень высокого уровня развития, все же превосходит данные их последователей.
Интересно, что самоуважение второкурсников напрямую связано исключительно с уровнем самопонимания (r=0,48 приp<0,001), тогда как для студентов первого курса были характерно большее количество связей у данных конструктов. Возможно, осознание необходимости и желания понимать свой внутренний мир и появления инструментария для решения данной задачи, недоступного ранее, позволяет студентам погрузиться в процесс слияния позиций субъекта и объекта познания, что способно вызвать особое чувство самоуважения, в том числе, как к начинающему специалисту. Одновременно с этим, зрелость личности в сознании студентов начинает приобретать образ ответственности за свои поступки(r=0,325 приp<0,05), что, безусловно, можно рассматривать как серьезный ресурс для дальнейшего профессионального и личностного развития.
Закономерно, значительные отличия в процессе формирования самосознания были обнаружены при анализе данных студентов-психологов третьего курса обучения. Кризис профессионального развития, прежде всего, распространился на важную для студентов область самопонимания - крайне низкий показатель этого параметра заметно отличает третьекурсников от первокурсников (U = 135, приp < 0,001), второкурсников(U = 89, приp < 0,001), студентов четвертого(U = 33, приp < 0,001) и пятого курсов(U = 68,5, приp < 0,001). Несмотря на то, что средний показатель уровня понимания себя у студентов третьего курса - 21,6 %, они, однако, не считают эту способность недостаточно развитой (ср. уровень самооценки - 70,8 %). Данная тенденция - завышение оценки уровня развития собственных характеристик личности третьекурсниками, распространяется и на другие качества самосознания (см. Таблицу 3).
Таблица 3
Уровень развития профессионально важных качеств самосознания у студентов факультета психологии третьего курса обучения (средние показатели, %)
№ ПВК самосознания Параметры
|
| Реальный уровень | Самооценка |
1. | Рефлексивность | 64,2 | 72 |
2. | Самопонимание | 21,6 | 70,8 |
3. | Уверенность в себе | 72,7 | 67,8 |
4. | Самоуважение | 78,9 | 80,7 |
5. | Ответственность | 71,5 | 66,4 |
6. | Социальная зрелость личности | 52 | 63,8 |
При этом показатели уровня рефлексивности третьекурсников наибольшие по всей выборке, они превосходят данные студентов первого (U = 351,5 приp < 0,05), второго(U = 257,5 приp < 0,001) и четвертого(U = 306,5 приp < 0,05) курсов. И, в целом, низкий уровень самопонимания, не отразился кардинально на самоуважении (при наличии тесной взаимосвязи:r=0,542 приp<0,001) и уверенности - их показатели выше нормы, а также имеют положительную корреляцию между собой(r=0,547 приp<0,001). Это подтверждают и самооценочные суждения: максимальное значение самоуважения достигается на третьем курсе обучения - 80,7 %, что значительно превышает самооценку первокурсников (ср. показатель СО = 66,7 %,U = 399,5 приp < 0,05) и студентов четвертого курса (ср. показатель СО = 69,7 %,U = 219 приp < 0,05).
Более того, общий уровень интернальности третьего курса превышает аналогичный показатель первого (U = 373 приp < 0,05) и второго(U = 265,5 приp < 0,05) курсов, что можно проинтерпретировать как тенденцию к повышению ответственности в процессе учебно-профессиональной подготовки психологов, достигающую оптимального уровня к четвертому году обучения (между оценками студентов третьего, четвертого и пятого курсов значимые различия не обнаружены). Однако при самооценке ответственности студенты третьего курса, имеющие наиболее высокие психодиагностические показатели, уступают учащимся второго(U = 228 приp < 0,05) и четвертого(U = 257, приp < 0,05) года обучения, недооценивая себя.
Одновременно с этим была установлена отрицательная связь между ответственностью и самоуверенностью студентов третьего курса (r=-0,569 приp<0,001). Вероятно, благополучное достижение студенческой идентичности, овладение эффективными способами организации учебной деятельности, способствует снижению уровня тревожности и напряжения при повышении уверенности в себе, следствием чего выступает более лояльное и менее ответственное отношение к учебе. Тогда как неэффективное решение этих задач заставляет студента по-прежнему обращаться к ответственности как основному ресурсу саморегуляции учебной деятельности. С другой стороны, подобная взаимосвязь может быть отражением «синдрома отличника», свойственного, как правило, высоко ответственным учащимся: независимо от реальных успехов, студента преследует ожидание неблагополучного развития событий, понижая уверенность в собственных способностях. Как и напротив, низкий уровень интернальности актуализирует внешние ресурсы, что способствует повышению уверенности в благополучном исходе ситуаций учебного взаимодействия.
Еще одна отрицательная корреляционная зависимость была обнаружена в отношении социальной зрелости и рефлексивности студентов- психологов третьего курса (r=-0,43 приp<0,05). То есть при невысоком уровне развития самоанализа третьекурсники склонны считать себя достаточно зрелой личностью, что не является таковым для студентов, склонным к глубокой рефлексии. С другой стороны, обнаружение признаков социальной зрелости может повысить ориентацию на других людей при снижении интереса к собственному внутреннему миру, тогда как трудности социальной адаптированности могут заставить искать их причины в собственной личности. И в том, и в другом случае, можно заключить, что уровень рефлексии в период кризиса третьего курса обучения может оказывать значительное влияние на отношения студента с его социальным окружением.
Таким образом, задача проверки точности профессионального самоопределения, направляющая сознание на более глубокий анализ собственных способностей и возможностей, с новой силой возникает перед студентами третьего курса, рост специализации которых обостряет проблему их соответствия требованиям, предъявляемым к будущему психологу. Особенно сензитивным конструктом самосознания в связи с этим выступает самопонимание, в содержании которого содержатся основные противоречия, связанные с переходом от студенческой идентичности к профессиональной.
Что касается специфики профессионально важных качеств самосознания студентов-психологов четвертого и пятого курсов, то они обладают значительным сходством, одновременно отличающим старшекурсников от лиц, обучающихся на факультете первые три года. В частности студенты, завершающие учебно-профессиональную подготовку, считают себя более способными к рефлексии, чем первокурсники факультета психологии (U = 350,5 приp < 0,05 иU = 288,5 приp < 0,05 соответственно) (см. Таблицы 4 и 5).
Таблица 4
Уровень развития профессионально важных качеств самосознания у студентов факультета психологии четвертого курса обучения (средние показа-
тели, %) № ПВК самосознания Параметры Реальный уровень Самооценка 1. Рефлексивность 59,4 76,6 2. Самопонимание 70,9 69,5
3. Уверенность в себе 72,1 66,2 4. Самоуважение 80,9 69,7 5. Ответственность 68 74,8 6. Социальная зрелость личности 51,4 65,6 Таблица 5 Уровень развития профессионально важных качеств самосознания у студентов факультета психологии пятого курса обучения (средние показатели,
%) № ПВК самосознания Параметры Реальный уровень Самооценка 1. Рефлексивность 59,2 77,1 2. Самопонимание 65,0 68,3 3. Уверенность в себе 77,8 68,7 4. Самоуважение 86,0 74,1 5. Ответственность 66,8 71,4 6. Социальная зрелость личности 50,5 64
Центрация самосознания старшекурсников приходится на самоуважение и уверенность в себе, достигающих к завершению обучения максимальных значений. В частности, при изучении уровня самоуважения наблюдается отчетливая тенденция его возрастания от первого к пятому курсу (ср. показатели по курсам 70,7 %, 76 %, 78,9 %, 80,9 % и 86 % соответственно). Несмотря на то, что значимые различия были обнаружены только между студентами первого и пятого курсов (U = 311 приp = 0,056), учитывая обнаруженную закономерность увеличения показателей, полагаем, ее можно проецировать на полученные результаты, утверждая, что в процессе учебно-профессиональной подготовки психологов происходит рост уважения к себе. Подобная эмпирическая картина была получена и в отношении показателей уровня уверенности в себе - их увеличение от первого курса к пятому (ср. показатели 67,4 % и 77,8 % соответственно,U = 325 приp = 0,081).
При этом, самоуважение обнаруживает устойчивую связь с уровнем самопонимания личности, как у студентов четвертого (r=0,691 приp<0,001), так и пятого курсов(r=0,36 приp<0,05). Разрешение кризиса середины обучения проявляется в формировании адекватного образа себя, в частности, как специалиста. В связи с чем, осознание своих особенностей, возможностей, достижений за годы подготовки, повышает авторитет студента в собственных глазах, вызывая должное уважение. Важно также отметить, что корреляция самопонимания и самоуважения с различным уровнем значимости характерна для студентов факультета психологии всех курсов обучения. Данная тенденция может быть объяснена тем, что изначально являясь целью учебного процесса, самопонимание постепенно становится инструментом профессиональной деятельности, и, следовательно, успехи в сфере понимания человека могут провоцировать уважительное отношение к себе как к профессиональному психологу.
Несмотря на высокую степень сходства портрета самосознания студентов четвертого и пятого курсов, нами все же были обнаружены и их отличительные черты. Для четверокурсников характерна связь самоуважения и уверенности в себе (r=0,513 приp<0,001), тогда как уважение себя пятикурсниками обнаруживает зависимость от уровня ответственности(r=0,45 приp<0,05).
Таким образом, чем более студент четвертого курса уверен в себе, в том числе с профессиональной точки зрения, тем сильнее у него основания относится с уважением к собственной личности. Как впрочем, и наоборот: доверие своим мыслям, чувствам, поступкам, принятие и уважение своей индивидуальности обусловливает адекватную самоуверенность. В свою очередь выпускники, ориентированные в большей степени на новую ситуацию развития, с одной стороны, осознают высокую ответственность перед окружающими и собой как молодые специалисты, с другой, испытывая при этом уважение к себе как к человеку, вопреки разнообразным препятствиям, достигшему поставленной цели - получение высшего профессионального образования. В определенной степени, взаимосвязи, выявленные на пятом курсе, частично повторяют связи качеств самосознания первокурсников, что можно расценивать как признак сходства этих групп учащихся на событийном уровне: достижение желаемых социальных ролей заставляет относиться к себе с уважением при осознании огромной ответственности за последствия своих дальнейших действий.
Подводя общий итог исследования особенностей формирования профессионального самосознания в процессе получения психологического образования, можно кратко обозначить его основные черты, обусловленные этапом обучения студентов. Уровень развития самосознания студентов факультета психологии достаточно высокий при преобладании положительной динамики его компонентов в процессе обучения - наименьшие показатели свойственны студентам первого курса, наивысшие, по многим параметрам, - старшекурсникам. Особенно ярко эта тенденция проявляется на примерах уверенности в себе и самоуважения, показатели которых увеличиваются от курса к курсу, достигая пика к окончанию обучения. Одновременно с этим присутствует неоднородность психодиагностических показателей - по некоторым параметрам самосознания оптимум может быть достигнут раньше, а по другим фиксируется смена динамических тенденций в процессе обучения, отражаясь то в резком снижении, то возрастании показателей (см. Таблицу 6).
Таблица 6
Уровень развития профессионально важных качеств самосознания у студентов факультета психологии разных курсов обучения (средние показате-
ли, %) № ПВК самосознания Курс обучения 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс 1. Рефлексивность 60,5 55,5 64,2 59,4 59,2 2. Самопонимание 61,6 59 21,6 70,9 65,0 3. Уверенность в себе 67,4 72,6 72,7 72,1 77,8 4. Самоуважение 70,7 76 78,9 80,9 86,0 5. Ответственность 61,8 70,0 71,5 68 66,8 6. Социальная зрелость личности 45 51,4 52 51,4 50,5
В связи с этим, наиболее сензитивными периодами для оптимального уровня развития рефлексивности и ответственности является третий год обучения, самопонимания - четвертый, уверенности в себе и самоуважения - пятый год учебно-профессиональной подготовки психологов. Критичным для формирования самосознания будущих психологов (показателем выступает резкое снижение уровня самопонимания) является окончание третьего года обучения, что связано с переходом от учебно-академического к учебнопрофессиональному периоду развития, требующему поиска новой, профессиональной идентичности, отличной от уже достигнутой студенческой.
В качестве положительной тенденции следует выделить особенности самооценки лиц, получающих психологическое образование. В большинстве случаев оценка уровня развития качеств самосознания самими студентами совпадает с реальным уровнем выраженности характеристики, что свидетельствует о реалистичности и адекватности самооценки студентов- психологов, с одной стороны, и действительно высоком уровне развития их самосознания, с другой (см. Таблицу 7).
Таблица 7
Уровень самооценки профессионально важных качеств самосознания у студентов факультета психологии разных курсов обучения (средние показатели, %)
№ ПВК самосозна- Курс обучения
| ния | 1 курс | 2 курс | 3 курс | 4 курс | 5 курс |
1. | Рефлексивность | 65 | 74,1 | 72 | 76,6 | 77,1 |
2. | Самопонимание | 61,3 | 70 | 70,8 | 69,5 | 68,3 |
3. | Уверенность в себе | 60 | 68 | 67,8 | 66,2 | 68,7 |
4. | Самоуважение | 66,7 | 72,3 | 80,7 | 69,7 | 74,1 |
5. | Ответственность | 59,4 | 80,6 | 66,4 | 74,8 | 71,4 |
6. | Социальная зрелость личности | 57,5 | 64 | 63,8 | 65,6 | 64 |
В целом следует констатировать следующую закономерность: первоначально самосознание студентов психологического факультета направлено на себя, достижение своих личных, субъективно значимых целей, затем под воздействием обучения начинает служить целям деятельности будущего специалиста за счет формирования его профессионально важных компонентов. Таким образом, самосознание студентов факультета психологии выступает мощным профессиональным ресурсом, реализация и совершенствование которого происходит уже в процессе обучения, при этом данный процесс осознается и отслеживается самими студентами, в конечном счете, приводя к формированию их профессионального самосознания.
Круг научно-практических перспектив исследовательской деятельности в рамках проблематики профессионального самосознания психологов на этапе учебной подготовки могут составить следующие направления:
проведение сравнительных исследований студентов факультета психологии с их ровесниками, обучающимися на других специальностях;
внедрение лонгитюдной формы изучения самосознания, с целью выявления его динамических закономерностей развития;
расширение списка профессионально важных качеств самосознания психолога и проведение соответствующих исследовательских срезов;
выявление возрастных особенностей самосознания лиц, получающих психологическое образование, за счет привлечения студентов разных форм обучения;
разработка программ психологического сопровождения профессионального становления студентов факультета психологии с учетом обнаруженных закономерностей.
Библиография
Доценко Е.Л., Андреева О.С., Просекова В.М., Шевцова Т.С.Модель профессионального становления психолога // Психология в вузе. - 2007. - № 3. - С. 49-76.
Захаров В.П., Хрящева Н.Ю.Социально-психологический тренинг : учебное пособие. - Л., 1989. - 55 с.
Кочюнас Р.Основы психологического консультирования. - М.: Академический проспект, 1999. - 240 с.
Краснощеченко И.П.Ценностные основания психологического образования // Психология в вузе. - 2007. - № 3. - С. 37-48.
Мэй Р.Искусство психологического консультирования. - М. : Независимая фирма «Класс», 1994. - 144 с.
Практическая психология образования: учебное пособие 4-е изд. / под ред. И.В. Дубровиной. - СПб. : Питер, 2004. - 592 с.
Роджерс К.Взгляд на психотерапию, становление человека. - М.: Про- гресс-Универс, 1994. - 480 с.
Сапогова Е.Е.Возможности психологического сопровождения профессиональной карьеры провинциальных психологов // Психология в вузе, №3, 2007. - С. 5-18
Фрейд З.Психология бессознательного: сб. произведений / сост. М.Г. Ярошевский. - М.: Просвещение, 1990. - 448 с.
Schneider K. Therapist's personal maturity and therapeutic success: how strongis the ink //The Psychotherapy Parient. - 1992. - Vol. 8. - № 3--4. - P. 71-91.
- Гоу впо «Омский государственный технический университет» Факультет гуманитарного образования Кафедра «Психология труда и организационная психология» Лаборатория экономической психологии
- Оглавление
- Экономическая и организационная психология
- Секция 1. Психологические аспекты освоения социальноэкономического пространства Факторы экономического поведения в ситуациях психологической игры
- Условия игры
- I 50,0 н 40,0
- 100 Т.Р. 1 т.Р. 10 т.Р. Исходная сумма
- Идентификационные показатели сфер жизни
- Рациональность и экономическое поведение: междисциплинарный подход
- Психосемантический анализ товарного фетишизма у подростков
- Личностные факторы эмоционального выгорания операционнокассовых работников
- Эмоциональное содержание феномена акме
- Особенности формирования профессионального самосознания в процессе получения психологического образования
- Самосознание как детерминант копинг-поведения в ситуации трудоустройства
- Формирование учебного пространства в условиях совершенствования системы профессионального самоопределения