12.2. Виды и эффективность фискальной политики
Изменения в налогах и правительственных расходах, следовательно и состояние бюджета, могут происходить либо автоматически (без специальных законодательных решений) на основе изменения экономической ситуации в стране, либо в результате целенаправленных мероприятий законодательной или исполнительной власти. В зависимости от режима функционирования инструментов фискальной политики ее подразделяют на недискреционную (политику встроенных стабилизаторов) и дискреционную политику.
Недискреционная политика основана на том, что налоговые поступления и значительная часть правительственных расходов связаны с активностью частного сектора и изменения экономической конъюнктуры автоматически вызывают изменения в относительных уровнях налогов и госбюджетных расходов. Подоходный налог, пособия по безработице изменяются автоматически в зависимости от расширения или сокращения производства и доходов.
Если в экономике наблюдается спад, т.е. личные доходы и доходы фирм снижаются, то при прогрессивном налогообложении налоговые изъятия автоматически уменьшаются, что при прочих равных условиях смягчает последствия падения доходов и сокращения совокупного спроса, помогает стабилизировать, расширить объем производства. При этом переход к более низкой налоговой ставке (в связи с падением дохода) повышает значение налогового мультипликатора. Однако в результате снижения налоговых изъятий возникает или возрастает бюджетный дефицит. Таким образом, бюджетный дефицит становится спутником падения производства.
Во время бума и инфляции доходы повышаются, налоговые ставки возрастают, что способствует сокращению совокупного спроса и объема выпуска, препятствует «перегреву» конъюнктуры. Способность налоговой системы сокращать налоговые изъятия во время спада и повышать их в период инфляции являются мощным автоматически действующим фактором, стабилизирующим экономику.
Аналогичное воздействие на экономику оказывают пособия по безработице. Когда занятость высока, фонд занятости (отчисления в фонд занятости осуществляются постоянно, независимо от состояния экономики) не расходуется и оказывает сдерживающее влияние на совокупные расходы, в период низкой занятости средства фонда интенсивно расходуются (выплаты безработным увеличиваются), поддерживая потребление и смягчая падение производства. Таким образом, стабилизаторы работают в обоих направлениях – ив сторону повышения, и в сторону понижения.
Однако встроенные стабилизаторы не могут полностью разрешить макроэкономические проблемы. Они смягчают колебания цикла, но не могут устранить их причину, поэтому автоматическая фискальная политика дополняется дискреционной политикой. Дискреционная политика – это сознательное изменение налогов и правительственных расходов законодательной властью для обеспечения макроэкономической стабильности, достижения макроэкономических целей. Основными инструментами дискреционный фискальной политики являются:
• изменение объема налоговых изъятий путем введения или отмены налогов или изменения налоговой ставки. Меняя налоговую ставку, правительство может удержать доходы от сокращения в период спада или наоборот, снизить располагаемый доход в период бума. Изменение налоговой ставки может быть использовано также в целях воздействия на инфляцию;
• осуществление за счет средств государственного бюджета программ занятости, ставящих своей целью обеспечение безработных работой;
• реализация социальных программ, которые включают в себя выплату пособий по старости, инвалидности, пособий малоимущим семьям, расходы на образование и т.п. Эти программы позволяют поддерживать совокупный спрос и стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы и обостряется нужда.
В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей фискальная политика может носить стимулирующий или сдерживающий характер. Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада. Она предполагает снижение налогов и увеличение государственных расходов, что ведет к возникновению или увеличению бюджетного дефицита. Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции и предполагает увеличение налогов и сокращение правительственных расходов. Следствием проведения сдерживающей фискальной политики становится появление бюджетного излишка. Бюджетный излишек, как правило, направляется на погашение государственного долга или изымается из обращения.
При проведении фискальной политики упор может делаться либо на изменение расходов, либо на изменение налогов. Выбор основного инструмента фискальной политики зависит от общего курса, проводимого правительством. Если это «либеральный» курс, предполагающий широкое участие государства в регулировании смешанной экономики, то предпочтение отдается правительственным расходам, если это «консервативный» курс, ориентированный на сужение роли государства и делающий упор на чисто рыночный механизм, то в целях стабилизации экономики более широко используются налоги.
В заключение, оценивая действенность, эффективность фискальной политики, необходимо отметить ограниченность ее возможностей, обусловленную следующими обстоятельствами:
• изменение (рост или сокращение) государственных расходов, необходимое для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, может приходить в противоречие с другими целями расходования государственных средств, например, такими как необходимость укрепления обороноспособности страны, охрана окружающей среды, финансирование научных исследований и т.п.;
• положительные результаты фискальной политики дает в краткосрочном периоде, в долгосрочном плане фискальная политика может приводить к отрицательным результатам;
• фискальной политике характерен так называемый эффект запаздывания. Требуется определенное время, прежде чем фискальная политика окажет ожидаемое воздействие на экономику. Часть времени уходит на принятие решения о проведении тех или иных мер бюджетно- налогового характера (время прохождения соответствующего закона через властные структуры), затем пройдет еще время, прежде чем эти меры начнут давать результат. К этому моменту экономическая ситуация может измениться и меры по расширению экономики начнут давать эффект в период подъема, а сдерживающие меры придутся на период спада. В таком случае фискальная политика будет играть дестабилизирующую роль.
Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с проведением соответствующей денежно-кредитной политики.
Выводы
1. Фискальная политика, проводимая государством, основывается на положении о том, что изменение налоговых изъятий и объема государственных расходов влияет на совокупный спрос, и следовательно, на величину ВНП, занятость и цены. В краткосрочном периоде снижение налогов и увеличение правительственных расходов оказывает повышательное воздействие на совокупный спрос, наоборот, увеличение налогов и сокращение государственных расходов уменьшает совокупный спрос. В долгосрочном периоде фискальная политика может оказывать негативное воздействие на экономический рост.
2. Особенность фискальной политики состоит в том, что все изменения величины налогов и государственных расходов отражаются на объеме ВНП с мультипликативным эффектом. При этом, если мультипликатор государственных закупок равен мультипликатору инвестиций и представляет coбой величину, обратную предельной склонности к сбережению, то налоговый мультипликатор зависит от соотношения, в котором располагаемый доход делится между потреблением и сбережениями. Если налоги и правительственные расходы изменяются на одинаковую величину, то ВНП изменяется на ту же величину. Мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.
3. По характеру действия инструментов фискального регулирования различают недискреционную и дискреционную политику. Первая основана на автоматизме действия прогрессивных налогов и пособий по безработице. Их автоматическое изменение при изменении экономической конъюнктуры оказывает стабилизирующее воздействие на ВНП и занятость. Дискреционная политика предполагает принятие государством специальных мер, направленных на решение проблем занятости, цен, национального объема производства и отражающихся на доходной или /и расходной частях государственного бюджета. К дискреционной политике относят: решения о принятии или отмене определенных видов налогов, изменения налоговых ставок, осуществление программ занятости и других социальных программ, индексацию доходов и т п.
4. В зависимости от преследуемых целей фискальная политика может носить стимулирующий или сдерживающий характер. Стимулирующая фискальная политика направлена на расширение совокупного спроса, предполагает снижение налогов и увеличение правительственных расходов. Следствием проведения такой политики становится бюджетный дефицит. Сдерживающая фискальная политика направлена на сужение совокупного спроса, предполагает увеличение налогов и уменьшение правительственных расходов и сопровождается уменьшением бюджетного дефицита или появлением бюджетного излишка.
5. Хотя фискальная политика является действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, для нее характерны следующие негативные моменты: фискальная политика эффективна лишь в краткосрочном периоде; возможно возникновение противоречий между направлениями изменений налогов и правительственных расходов, осуществляемых в целях достижения макроэкономической стабильности и другими целями, стоящими перед обществом (оборона, экология, социальные проблемы); наличие «эффекта запаздывания».
- Библиотека экономиста
- Введение экономика как наука
- 1. Предмет и метод экономики
- 2. Основные этапы развития экономической науки
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел I общие основы экономики
- Г л а в а 1 потребности и ресурсы
- 1.1. Потребности. Производство и его факторы
- 1.2. Производственные возможности
- Альтернативные возможности производства масла и пушек
- 1.3. Проблема выбора и экономические системы
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 2 собственность: экономическое содержание и формы
- 2.1. Собственность: экономическое содержание
- 2.2. Формы собственности
- 2.3. Приватизация в России: необходимость, методы и итоги
- Приложение
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 3 современное рыночное хозяйство
- 3.1. Товарное производство. Товар и его свойства
- 3.2. Деньги: сущность, функции и количество
- Динамика денежных агрегатов на 1 января соответствующего года (в трлн. Руб.)
- 3.3. Сущность и основные черты рыночного хозяйства
- 3.4. Место и роль государства в рыночной экономике
- Модели рыночных экономик
- 3.5. Переходная экономика России
- Основные социально-экономические показатели развития России (в % к предыдущему году)
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел II микроэкономика
- Г л а в а 4 рыночный механизм
- 4.1. Основы теории потребительского выбора
- Положение равновесия потребителя
- 4.2. Спрос: понятие, факторы, эластичность
- На товар низшей категории
- 4.3. Предложение: понятие, факторы, эластичность
- 4.4. Рыночное равновесие и его нарушения
- Шкала спроса и предложения и рыночное равновесие
- Равновесный объем
- На равновесную цену и равновесный объем
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 5 конкуренция и монополия
- 5.1. Конкуренция: сущность, методы, последствия. Рынок совершенной конкуренции
- 5.2. Несовершенная конкуренция: сущность, типы, методы
- Основные характеристики трех типов несовершенной конкуренции
- 5.2.1. Чистая монополия
- 5.2.2. Олигополия
- 5.2.3. Монополистическая конкуренция
- 5.3. Экономические последствия монополизации рынка и антимонопольная деятельность государства
- Приложение
- 5.2. Федеральный закон «о естественных монополиях» от 17 августа 1995 г. (сз, 1995, № 34, ст. 3426) [ извлечение]
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 6 предприятие – основное звено рыночной экономики
- 6.1. Предприятие: сущность и основные характеристики
- 6.2. Организационно-правовые формы предприятий
- Преимущества и недостатки основных форм предприятий
- Приложение
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 7 процесс производства и результаты деятельности предприятия
- 7.1. Объем производства: совокупный, средний и предельный продукт
- Возможные комбинации труда и капитала для производства 100 ед. Продукции
- Совокупный, средний и предельный продукт труда
- 7.2. Издержки производства
- 7.3. Доходы предприятия
- Конкурентной фирмы
- Неконкурентной фирмы
- 6.4. Максимизация прибыли
- Конкурентной фирмы
- Результаты деятельности фирмы в зависимости от объема производства
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- 8.1. Спрос на экономические ресурсы
- 8.2. Пофакторное распределение доходов
- 8.2.1. Рынок труда и заработная плата
- 0 Предложение труда, чел.-час.
- Среднемесячная заработная плата (в тыс. Руб.)
- 8.2.2. Рынок земли и рента
- 8.2.3. Рынок капитала и процент
- 8.3. Пофакторное распределение доходов и социальная справедливость
- Распределение общего объема денежных доходов населения
- Приложение
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел III макроэкономика
- Г л а в а 9 макроэкономические показатели
- 9.1. Национальный объем производства
- Состав валового внутреннего продукта России в 1998 г. (в млрд. Руб.)
- 9.2. Безработица: понятие, типы, последствия
- 9.3. Инфляция: сущность, методы исчисления, причины и последствия
- Доля безработных, %
- Приложение
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 10 макроэкономическое равновесие
- 10.1. Совокупный спрос, совокупное предложение и их равновесие
- Валовой национальный продукт
- 10.2. Соответствие совокупных расходов валовому национальному продукту
- 10.2.1. Потребление и сбережения
- Структура денежных расходов населения России (в трлн руб.)
- 10.2.2. Инвестиционный спрос
- 10.2.3. Равновесие совокупных расходов и внп
- Валовой национальный продукт
- «Совокупные расходы–внп»
- «Инвестиции–сбережения»
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 11 государственный бюджет, бюджетный дефицит и государственный долг
- 11.1. Налоги, их функции, принципы налогообложения
- 11.2. Налоговая система России
- 11.3. Государственный бюджет
- Структура доходов и расходов государственного бюджета ссср
- Структура доходов и расходов федерального бюджета России 1997 г. (в %)
- 11.4. Бюджетный дефицит и государственный долг
- Бюджетный дефицит (в % к внп)
- Приложение
- 11.1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. От 31 июля 1998 г. (сз, 1998, № 31, ст. 3824) [ извлечение]
- 11.2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. (сз, 1998, № 31, ст. 3823) [извлечение]
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 12 фискальная политика государства
- 12.1. Фискальная политика: сущность, механизм, мультипликаторы
- Объем производства (внп)
- На объем национального производства
- 12.2. Виды и эффективность фискальной политики
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 13 банковская система и предложение денег
- 13.1. Кредит: сущность, функции и виды
- 13.2. Коммерческие банки и их операции
- Баланс банка на начало года
- 13.3. Центральный банк и его функции
- Баланс центрального банка (цифры условные)
- 13.4. Современная банковская система России
- Приложение
- 13.1. Федеральный закон «о банках и банковской деятельности» в ред. От 3 февраля 1996 г. (сз, 1996, № 6, ст. 492) [извлечение]
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 14 денежно-кредитная (монетарная) политика государства
- 14.1. Спрос на деньги. Денежный рынок
- 14.2. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 15 динамика экономического развития
- 15.1. Экономический рост
- 0 Потребительские товары
- Экономический рост
- Структура ввп стран «большой семерки» и России (в %)
- 15.2. Содержание и общие черты экономического цикла
- «Длинные волны» н. Кондратьева
- Основные мероприятия антициклической политики
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел IV экономика мирового хозяйства
- Г л а в а 16 международная торговля
- 16.1. Мировая торговля и ее экономическая основа
- 16.2. Внешнеторговая политика страны
- Внешняя торговля России (в млрд. Долл. Сша)
- Структура внешней торговли России в 1997 г. (в %)
- Приложение
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 17 международное движение капитала
- 17.1. Международная миграция капитала: сущность, причины и формы
- 17.2. Современный международный рынок капиталов
- 17.3. Россия на мировом рынке капиталов
- Приложение
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 18 международное перемещение рабочей силы
- 18.1. Мировой рынок труда
- 18.2. Регулирование международной миграции рабочей силы
- 18.3. Россия на международном рынке труда
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 19 международные валютные отношения
- 19.1. Основные этапы развития мировой валютной системы
- 19.2. Валютный рынок и валютные курсы
- При гибких валютных курсах
- 19.3. Платежный баланс страны
- Платежный баланс: стандартные компоненты
- Платежный баланс Российской Федерации за 1997 г. (в млн. Долл.)
- 19.4. Современная валютная система России
- Динамика курса рубля (деноминированных рублей за 1 доллар; декабрь соответствующего года)
- Приложение
- 19.1. Закон Российской Федерации «о валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. (ввс, 1992, № 45, ст. 2542) [извлечение]
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Программа курса «экономика»
- Раздел 1
- Тема 1
- Тема 2 Типы и формы собственности. Приватизация.
- Тема 3 Современная рыночная экономика
- Раздел 2 микроэкономика
- Тема 4 Теория спроса и предложения
- Тема 5 Конкуренция и монополия
- Тема 6 Предпринимательство и предприятие
- Тема 7 Теория производства. Издержки производства, доходы и прибыль фирмы
- Тема 8 Рынки ресурсов и формирование факторных доходов
- Раздел 3 макроэкономика
- Тема 9
- Основные макроэкономические показатели.
- Тема 10 Макроэкономическое равновесие
- Тема 11 Государственный бюджет и фискальная политика государства
- Тема 12 Денежно-кредитная система и монетарная политика государства
- Тема 13 Экономический рост и цикличность экономического развития
- Раздел 4 мировая экономика
- Тема 14
- Международная торговля
- Тема 15 Международное перемещение факторов производства
- Тема 16 Международная валютная система
- Список дополнительной литературы
- 1. Учебники и учебные пособия
- 2. Монографии
- Содержание
- Раздел I общие основы экономики 10
- Раздел II микроэкономика 50
- Раздел III макроэкономика 121
- Раздел IV экономика мирового хозяйства 214
- Е.Г. Ефимова
- Экономика
- Для юристов
- Учебник
- 432601, Г, Ульяновск, ул. Гончарова, 14