4.1. Основы теории потребительского выбора
Главным фактором, определяющим потребительский выбор, является полезность того или иного товара. Потребитель стремится к максимизации полезности. Однако если товар и обладает полезностью для потребителя, то существуют факторы, ограничивающие возможность приобретения этого товара: это цена товара и доход потребителя (бюджетное ограничение). Поскольку величина дохода и цены заданы, то потребитель не может купить все те товары, которые ему хотелось бы купить. Бюджетное ограничение, и следовательно, невозможность удовлетворения всех потребностей заставляет потребителя распределять свои доходы в соответствии с его представлениями о полезности и выгодности (предпочтительности) выбираемых товаров.
Таким образом теория рационального потребительского поведения предполагает анализ трех проблем: полезности, дохода и цены, при этом теория исходит из того, что потребитель ведет себя рационально, т.е. он стремится получить максимум результатов при минимуме затрат (достичь наибольшей совокупной полезности, затратив минимум средств).
Существуют две версии теории потребительского поведения – кардиналистическая и ординалистическая (от математических понятий: кардинальное (количественное) число – один, два, три и т.д. и ординальное (порядковое) число – первый, второй, третий и т.д.).
Кардиналистическая теория потребительского поведения опирается напосредственно на понятие полезности и исходит из того, что полезность измерима. Для теоретических измерений полезности была введена даже единица полезности – «утиль» (от англ. утилити – полезность). Согласно этой теории рациональный потребитель максимизирует совокупную полезность в том случае, если отношения предельной полезности товара к его цене для всех товаров, приобретаемых потребителем, равны. В этом случае потребитель достигает состояния равновесия. Потребительское равновесие – это ситуация, при которой потребитель не может увеличить совокупную полезность, получаемую при данном бюджетном ограничении, увеличивая или уменьшая покупку одного или другого товара.
Алгебраически правило максимизации полезности или условие потребительского равновесия может быть выражено следующими образом:
pa = pb = pc = … = pn
где
MU – предельная полезность товаров а, b, с, п;
р – цена товаров а, b, с, п.
Рассмотрим следующий пример (табл. 4.1): предположим, что потребитель приобретает три товара А, В и С, цены и предельная полезность каждого из которых приведена в левой части табл. 4.1.
Таблица 4.1
Первоначально | После перераспределения | ||||
Товар | Цена, ден. ед. (р) | Предельная полезность, утил. (MU) | Отношение предельной полезности к цене(MU/р) | Отношение предельной полезности к цене (МU/р) | Предельная полезность, утил. (MU) |
А | 10 | 100 | 10 | 15 | 150 |
В | 4 | 80 | 20 | 15 | 60 |
С | 3 | 45 | 15 | 15 | 45 |
Из приведенных данных следует, что первоначально доход распределен нерационально, так как в расчете на денежную единицу наибольшую предельную полезность приносит товар В (20), а наименьшую товар А (10). Совокупная полезность приобретения трех товаров равна 225 утилям (100+80+45). Если потребитель откажется от единицы товара А, он сэкономит 10 денежных единиц, на которые можно приобрести 2,5 единицы товара В. Тогда, по мере уменьшения количества товара А, его предельная полезность будет расти, а увеличение количества товара В приведет к снижению его предельной полезности (закон убывающей предельной полезности). Перераспределяя доход таким образом, потребитель постепенно достигнет состояния, при котором предельная полезность всех товаров по отношению к их ценам будет равна. Допустим, это соотношение составит 15. При таком распределении дохода совокупная полезность достигнет 255 утилей (150+60+45), т.е. возрастет.
Возможность количественного измерения полезности, оценка которой носит субъективный характер, подвергалась многочисленной критике. В противовес кардиналистической теории ряд экономистов выдвинули ординалистическую (порядковую) теорию полезности.
Согласно этой теории субъективная полезность измеряется с помощью относительной шкалы, показывающей предпочтительность того или иного набора товаров для потребителя.
Допустим, что потребитель ежемесячно потребляет определенное количество товара X (одежда) и товара Y (продукты питания) (табл. 4.2). Удовлетворить свои потребности потребитель может за счет разных наборов, состоящих из разного количества товаров X и Y.
Таблица 4.2
Набор товаров | Количество X, ед. | Количество Y, ед. |
А | 16 | 10 |
В | 10 | 20 |
С | 6 | 30 |
D | 4 | 40 |
E | 3 | 50 |
F | 10 | 40 |
G | 6 | 10 |
Отложив на вертикальной оси товар Y, а на горизонтальной оси – товар X и найдя координаты различных наборов этих двух товаров, приведенных выше, можем построить кривую, которая называется кривой безразличия (рис 4.1). Кривая безразличия (U) представляет собой совокупность потребительских наборов, каждый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя.
Кривая безразличия (U) показывает, что потребитель безразличен к первым пяти наборам (А, В, С, D и Е). Набор F предпочтительнее пяти первых наборов, так как содержит больше и товара X, и товара Y.
Набор G менее предпочтителен, так как содержит меньше, чем любой из первых пяти наборов товаров Х и Y.
Описать предпочтения по всем наборам разных товаров (Х и Y) можно с помощью карты кривых безразличия (см. рис. 4.2). Карта кривых безразличия – это множество кривых безразличия, каждая из которых представляет собой различный уровень полезности.
Каждая кривая безразличия, входящая в карту кривых безразличия, характеризует набор товаров, к которому потребитель относится одинаково, но сами кривые безразличия ранжируются по уровню удовлетворения потребностей. Чем дальше кривая безразличия удалена от начала координат, тем выше степень удовлетворения потребностей и, следовательно, полезность набора товаров. Кривая безразличия U3 характеризует наибольшую степень удовлетворения потребностей, кривые U1 и U2 соответствуют более низкому уровню удовлетворения потребностей и, следовательно, наборы безразличия, описываемые этими кривыми, обладают для потребителя меньшей полезностью.
Таким образом, карта безразличия позволяет выявить потребительские предпочтения, однако она не отвечает на вопрос, какой именно набор выберет потребитель. Чтобы ответить на этот вопрос, надо проанализировать покупательную способность потребителя, т.е. учесть доход потребителя и цены товаров.
Предположим, что доход потребителя составляет 4000 руб. и он нуждается в двух товарах Х и Y. Цена товара Х = 100 руб., цена товара Y = 200 руб. В этих условиях потребитель может приобрести следующие наборы товаров (табл. 4.3).
Таблица 4.3
Наборы товаров | Товар X, ед. | Товар Y, ед. | Общие расходы, руб. |
А | 0 | 20 | 4000 |
В | 10 | 15 | 4000 |
С | 20 | 10 | 4000 |
D | 30 | 5 | 4000 |
Е | 40 | 0 | 4000 |
Алгебраически бюджетное ограничение может быть представлено следующим образом:
pX X + pY Y = I ,
где
pX и pY – цена товара Х и товара Y;
Х и Y – количество товаров Х и Y, которое может быть куплено на доход потребителя;
I – доход потребителя.
Совокупность вариантов выбора, открывающегося перед потребителем, исходя из его бюджетного ограничения, может быть представлена в виде графика бюджетной линии. Отложив на вертикальной оси товар Y, а на горизонтальной – товар Х и найдя координаты каждого из наборов, построим бюджетную линию (рис. 4.3). Бюджетная линия (BL) – это линия, графически отображающая набор товаров, приобретение которых требует одинаковых затрат.
Любая точка, лежащая на бюджетной линии, доступна потребителю, т.е. его доход позволяет ему приобрести любой набор товаров Х и Y. Покупатель не может себе позволить набор товаров, соответствующий точке F, т.е. лежащий выше и правее бюджетной линии, так как такой набор, содержащий 35 единиц товара Х и 9 единиц товара X, потребовал бы 5300 руб. Точка, находящаяся внутри бюджетной линии (G), доступна потребителю, но приобретая такой набор (25 единиц Х и 4 единицы Y), который требует 3300 руб., он не полностью использует свой доход, т.е. ему доступны наборы, содержащие больше и товара X, и товара Y.
Изучив потребительские, предпочтения и бюджетные ограничения, можно показать, как потребитель делает конкретный выбор, т.е. решает, сколько товаров каждого вида приобрести. Осуществляя свой выбор, напомним, что потребитель стремится достичь максимального удовлетворения своих потребностей при заданном бюджетном ограничении.
Оптимальный набор, выбираемый потребителем, должен отвечать двум требованиям: он должен находиться на бюджетной линии и должен быть предпочтителен по сравнению с другими наборами.
Этим условиям соответствует точка касания кривой безразличия бюджетной линии. На рис. 4.4 – это точка е.
0 Количество товара X, ед.
Рис. 4.4. График максимального удовлетворения потребностей.
- Библиотека экономиста
- Введение экономика как наука
- 1. Предмет и метод экономики
- 2. Основные этапы развития экономической науки
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел I общие основы экономики
- Г л а в а 1 потребности и ресурсы
- 1.1. Потребности. Производство и его факторы
- 1.2. Производственные возможности
- Альтернативные возможности производства масла и пушек
- 1.3. Проблема выбора и экономические системы
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 2 собственность: экономическое содержание и формы
- 2.1. Собственность: экономическое содержание
- 2.2. Формы собственности
- 2.3. Приватизация в России: необходимость, методы и итоги
- Приложение
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 3 современное рыночное хозяйство
- 3.1. Товарное производство. Товар и его свойства
- 3.2. Деньги: сущность, функции и количество
- Динамика денежных агрегатов на 1 января соответствующего года (в трлн. Руб.)
- 3.3. Сущность и основные черты рыночного хозяйства
- 3.4. Место и роль государства в рыночной экономике
- Модели рыночных экономик
- 3.5. Переходная экономика России
- Основные социально-экономические показатели развития России (в % к предыдущему году)
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел II микроэкономика
- Г л а в а 4 рыночный механизм
- 4.1. Основы теории потребительского выбора
- Положение равновесия потребителя
- 4.2. Спрос: понятие, факторы, эластичность
- На товар низшей категории
- 4.3. Предложение: понятие, факторы, эластичность
- 4.4. Рыночное равновесие и его нарушения
- Шкала спроса и предложения и рыночное равновесие
- Равновесный объем
- На равновесную цену и равновесный объем
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 5 конкуренция и монополия
- 5.1. Конкуренция: сущность, методы, последствия. Рынок совершенной конкуренции
- 5.2. Несовершенная конкуренция: сущность, типы, методы
- Основные характеристики трех типов несовершенной конкуренции
- 5.2.1. Чистая монополия
- 5.2.2. Олигополия
- 5.2.3. Монополистическая конкуренция
- 5.3. Экономические последствия монополизации рынка и антимонопольная деятельность государства
- Приложение
- 5.2. Федеральный закон «о естественных монополиях» от 17 августа 1995 г. (сз, 1995, № 34, ст. 3426) [ извлечение]
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 6 предприятие – основное звено рыночной экономики
- 6.1. Предприятие: сущность и основные характеристики
- 6.2. Организационно-правовые формы предприятий
- Преимущества и недостатки основных форм предприятий
- Приложение
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 7 процесс производства и результаты деятельности предприятия
- 7.1. Объем производства: совокупный, средний и предельный продукт
- Возможные комбинации труда и капитала для производства 100 ед. Продукции
- Совокупный, средний и предельный продукт труда
- 7.2. Издержки производства
- 7.3. Доходы предприятия
- Конкурентной фирмы
- Неконкурентной фирмы
- 6.4. Максимизация прибыли
- Конкурентной фирмы
- Результаты деятельности фирмы в зависимости от объема производства
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- 8.1. Спрос на экономические ресурсы
- 8.2. Пофакторное распределение доходов
- 8.2.1. Рынок труда и заработная плата
- 0 Предложение труда, чел.-час.
- Среднемесячная заработная плата (в тыс. Руб.)
- 8.2.2. Рынок земли и рента
- 8.2.3. Рынок капитала и процент
- 8.3. Пофакторное распределение доходов и социальная справедливость
- Распределение общего объема денежных доходов населения
- Приложение
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел III макроэкономика
- Г л а в а 9 макроэкономические показатели
- 9.1. Национальный объем производства
- Состав валового внутреннего продукта России в 1998 г. (в млрд. Руб.)
- 9.2. Безработица: понятие, типы, последствия
- 9.3. Инфляция: сущность, методы исчисления, причины и последствия
- Доля безработных, %
- Приложение
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 10 макроэкономическое равновесие
- 10.1. Совокупный спрос, совокупное предложение и их равновесие
- Валовой национальный продукт
- 10.2. Соответствие совокупных расходов валовому национальному продукту
- 10.2.1. Потребление и сбережения
- Структура денежных расходов населения России (в трлн руб.)
- 10.2.2. Инвестиционный спрос
- 10.2.3. Равновесие совокупных расходов и внп
- Валовой национальный продукт
- «Совокупные расходы–внп»
- «Инвестиции–сбережения»
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 11 государственный бюджет, бюджетный дефицит и государственный долг
- 11.1. Налоги, их функции, принципы налогообложения
- 11.2. Налоговая система России
- 11.3. Государственный бюджет
- Структура доходов и расходов государственного бюджета ссср
- Структура доходов и расходов федерального бюджета России 1997 г. (в %)
- 11.4. Бюджетный дефицит и государственный долг
- Бюджетный дефицит (в % к внп)
- Приложение
- 11.1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. От 31 июля 1998 г. (сз, 1998, № 31, ст. 3824) [ извлечение]
- 11.2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. (сз, 1998, № 31, ст. 3823) [извлечение]
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 12 фискальная политика государства
- 12.1. Фискальная политика: сущность, механизм, мультипликаторы
- Объем производства (внп)
- На объем национального производства
- 12.2. Виды и эффективность фискальной политики
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 13 банковская система и предложение денег
- 13.1. Кредит: сущность, функции и виды
- 13.2. Коммерческие банки и их операции
- Баланс банка на начало года
- 13.3. Центральный банк и его функции
- Баланс центрального банка (цифры условные)
- 13.4. Современная банковская система России
- Приложение
- 13.1. Федеральный закон «о банках и банковской деятельности» в ред. От 3 февраля 1996 г. (сз, 1996, № 6, ст. 492) [извлечение]
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 14 денежно-кредитная (монетарная) политика государства
- 14.1. Спрос на деньги. Денежный рынок
- 14.2. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 15 динамика экономического развития
- 15.1. Экономический рост
- 0 Потребительские товары
- Экономический рост
- Структура ввп стран «большой семерки» и России (в %)
- 15.2. Содержание и общие черты экономического цикла
- «Длинные волны» н. Кондратьева
- Основные мероприятия антициклической политики
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел IV экономика мирового хозяйства
- Г л а в а 16 международная торговля
- 16.1. Мировая торговля и ее экономическая основа
- 16.2. Внешнеторговая политика страны
- Внешняя торговля России (в млрд. Долл. Сша)
- Структура внешней торговли России в 1997 г. (в %)
- Приложение
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 17 международное движение капитала
- 17.1. Международная миграция капитала: сущность, причины и формы
- 17.2. Современный международный рынок капиталов
- 17.3. Россия на мировом рынке капиталов
- Приложение
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 18 международное перемещение рабочей силы
- 18.1. Мировой рынок труда
- 18.2. Регулирование международной миграции рабочей силы
- 18.3. Россия на международном рынке труда
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 19 международные валютные отношения
- 19.1. Основные этапы развития мировой валютной системы
- 19.2. Валютный рынок и валютные курсы
- При гибких валютных курсах
- 19.3. Платежный баланс страны
- Платежный баланс: стандартные компоненты
- Платежный баланс Российской Федерации за 1997 г. (в млн. Долл.)
- 19.4. Современная валютная система России
- Динамика курса рубля (деноминированных рублей за 1 доллар; декабрь соответствующего года)
- Приложение
- 19.1. Закон Российской Федерации «о валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. (ввс, 1992, № 45, ст. 2542) [извлечение]
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Программа курса «экономика»
- Раздел 1
- Тема 1
- Тема 2 Типы и формы собственности. Приватизация.
- Тема 3 Современная рыночная экономика
- Раздел 2 микроэкономика
- Тема 4 Теория спроса и предложения
- Тема 5 Конкуренция и монополия
- Тема 6 Предпринимательство и предприятие
- Тема 7 Теория производства. Издержки производства, доходы и прибыль фирмы
- Тема 8 Рынки ресурсов и формирование факторных доходов
- Раздел 3 макроэкономика
- Тема 9
- Основные макроэкономические показатели.
- Тема 10 Макроэкономическое равновесие
- Тема 11 Государственный бюджет и фискальная политика государства
- Тема 12 Денежно-кредитная система и монетарная политика государства
- Тема 13 Экономический рост и цикличность экономического развития
- Раздел 4 мировая экономика
- Тема 14
- Международная торговля
- Тема 15 Международное перемещение факторов производства
- Тема 16 Международная валютная система
- Список дополнительной литературы
- 1. Учебники и учебные пособия
- 2. Монографии
- Содержание
- Раздел I общие основы экономики 10
- Раздел II микроэкономика 50
- Раздел III макроэкономика 121
- Раздел IV экономика мирового хозяйства 214
- Е.Г. Ефимова
- Экономика
- Для юристов
- Учебник
- 432601, Г, Ульяновск, ул. Гончарова, 14