5.1. Конкуренция: сущность, методы, последствия. Рынок совершенной конкуренции
Как уже отмечалось, важнейшими чертами рыночной системы являются самостоятельность, независимость, экономическая свобода субъектов рынка, предполагающая, в частности, свободу производителя в выборе вида, объема, цены выпускаемой продукции. Но если каждый вправе свободно производить и продавать свой продукт, то на рынке оказывается множество производителей (продавцов) и между ними объективно возникает состязание, соревнование – конкуренция.
Конкуренция (от лат. конкурере – бежать вместе, столкновение) – это борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» дает следующее определение конкуренции: «конкуренция – состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке» (ст. 4. Приложение 5.1).
Значение конкуренции нельзя переоценить. Именно в ходе конкурентной борьбы в рыночной экономике решаются вопросы: что, как и для кого следует производить.
Конкуренция – способ эффективного распределения ограниченных ресурсов общества. Если предложение больше спроса, то неизбежно возникает борьба между продавцами, они вынуждены снижать цену, что, как правило, ведет к сокращению объемов производства данного товара и к уменьшению ресурсов, вкладываемых в данное производство. Если спрос больше предложения, то возникает конкуренция между покупателями, каждый из них стремится предложить более высокую цену за дефицитный товар – цена повышается, увеличивается предложение, т.е. больше ресурсов привлекается в производство данного товара.
Чтобы устоять в конкурентной борьбе, предприниматель должен производить именно то, что предпочитает потребитель. Это значит, что и ресурсы (факторы производства) направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
Конкуренция выполняет стимулирующую функцию. Стремление удержаться на рынке, максимизировать свою выгоду заставляет предпринимателя совершенствовать свое производство, улучшать качество продукции, снижать издержки производства. В конкурентной борьбе каждый продавец, думая прежде всего о собственной выгоде, предлагает лучшие или более дешевые товары, тем самым принося пользу своим покупателям и экономическому благосостоянию общества в целом.
Посредством конкуренции происходит распределение доходов в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка.
Существуют разные типы конкурентного поведения:
• креативное (созидательное) – поведение, направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками;
• приспособленческое – учитывающее инновационные изменения в производстве (копирование) и упреждающее действия соперников;
• обеспечивающее (гарантирующее) – поведение, направленное на сохранение достигнутых позиций.
С точки зрения активности участия в конкурентной борьбе на конкретном рынке различают: лидеров; претендентов на лидерство; ведомых; новичков.
Очевидно, что «ведомые» менее активны в конкурентной борьбе, большей остроты она достигает между «лидерами» и «претендентами на лидерство», а наиболее активными, атакующими конкурентами выступают «новички».
В целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции продавцами используются разные методы конкурентной борьбы:
• ценовая конкуренция, когда производитель в целях создания на рынке для своей продукции более благоприятных условий и подрыва позиций конкурента снижает цену посредством уменьшения издержек производства. Если продавец занимает на конкретном рынке доминирующее положение, то он может устанавливать монопольно низкую цену на продукцию и без изменения издержек производства.
• неценовая конкуренция: повышение технического уровня, качества продукции, выпуск новой продукции, создание товаров-заменителей, послепродажное обслуживание, реклама. В современном мире наиболее распространена неценовая конкуренция.
Все это – методы честной, добросовестной конкурентной борьбы, они носят «законный» характер. Добросовестная конкуренция ведет к выигрышу потребителя (он получает более разнообразную продукцию, лучшего качества, по более низким ценам).
Конкуренция может быть и недобросовестной, нечестной. Под такой конкуренцией понимаются способы укрепления рыночного положения фирмы, связанные не с повышением качества продукции и снижением издержек ее производства, а с использованием таких методов как:
• продажа по цене ниже себестоимости;
• установление дискриминационных (разных для разных покупателей) цен или коммерческих условий;
• установление зависимости поставок конкретных товаров от принятия ограничений в отношении производства конкурирующих товаров;
• ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение;
• недобросовестное копирование товаров конкурентов;
• нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров;
• промышленный шпионаж;
• переманивание ведущих специалистов из соперничающих фирм и т.п.
Недобросовестная конкуренция запрещается законодательством большинства стран с рыночной экономикой, гражданскими и уголовными кодексами. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» определяет недобросовестную конкуренцию как «любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации» (ст. 4). Закон не допускает недобросовестную конкуренцию, в том числе:
• распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
• введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
• некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
• продажу товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности...
• получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца (ст. 4).
Итак, конкуренция является необходимым инструментом рыночного механизма, способом достижения рыночного равновесия. Однако характер конкуренции может быть различным. В зависимости от соотношения конкуренции и монополии различают два типа рынка: совершенной и несовершенной конкуренции.
Совершенная конкуренция – это тип рыночной структуры, которая в наибольшей степени соответствует основным принципам организации рыночной экономики, «чистому», немодифицированному рынку. Основные черты рынка совершенной конкуренции:
• значительное число продавцов и покупателей на конкретном рынке;
• объемы производства и предложения отдельного производителя составляют столь незначительную долю в общем объеме предложения, что отдельная фирма не может повлиять на цену;
• всеми продавцами предлагается однородная, стандартная, унифицированная продукция;
• все участники рынка (продавцы и покупатели) обладают одинаковой информацией о положении дел на рынке;
• мобильность всех ресурсов, предполагающая свободу вступления в отрасль и выхода из нее: любая фирма может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.
При соблюдении этих условий возникает действительно равноправное положение всех участников рынка. Такой рынок позволяет перераспределять ограниченные ресурсы общества в пользу наиболее эффективно работающих предприятий. На рынке свободной конкуренции производитель может увеличить свои прибыли, лишь снизив издержки производства.
Рынок, характеризующийся такими чертами, называют «идеальным» или «свободным». В реальной жизни каждый из этих признаков рынка может нарушаться (и нарушается): государство может влиять на цены, между продавцами заключаются соглашения в целях давления на покупателей, наличие коммерческой тайны препятствует получению полной информации и т.д. Известный шведский экономист К.Эклунд писал: «...Мы никогда не сможем на практике увидеть совершенно чистую рыночную экономику. Рынок всегда в той или иной мере дополняется и ограничивается вмешательством (регулированием) со стороны действующих заодно предприятий и монополий, политической власти и различных организаций».
Совершенная конкуренция была характерна для экономики развитых стран ХIХв. В XX в. совершенная конкуренция – явление редкое. В наибольшей степени к такому типу рынка можно отнести рынки сельскохозяйственных продуктов, некоторых видов услуг, биржи, валютные, фондовые рынки.
Конкуренция является благом для общества в целом, ибо именно конкуренция заставляет производителей учитывать потребности общества, повышать качество продукции, снижать издержки ее производства, внедрять достижения научно-технического прогресса и т.п.
В то же время для производителей конкуренция – зло, и предприниматели всячески стараются избежать ее, осуществляя слияния фирм, заключая тайные соглашения в целях монополизации рынка. Свыше 200 лет назад Адам Смит писал: «Представители одной и той же отрасли редко встречаются друг с другом, но когда такая встреча происходит, беседа между ними завершается сговором против публики или каким-то маневром с целью повысить цены».
- Библиотека экономиста
- Введение экономика как наука
- 1. Предмет и метод экономики
- 2. Основные этапы развития экономической науки
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел I общие основы экономики
- Г л а в а 1 потребности и ресурсы
- 1.1. Потребности. Производство и его факторы
- 1.2. Производственные возможности
- Альтернативные возможности производства масла и пушек
- 1.3. Проблема выбора и экономические системы
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 2 собственность: экономическое содержание и формы
- 2.1. Собственность: экономическое содержание
- 2.2. Формы собственности
- 2.3. Приватизация в России: необходимость, методы и итоги
- Приложение
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 3 современное рыночное хозяйство
- 3.1. Товарное производство. Товар и его свойства
- 3.2. Деньги: сущность, функции и количество
- Динамика денежных агрегатов на 1 января соответствующего года (в трлн. Руб.)
- 3.3. Сущность и основные черты рыночного хозяйства
- 3.4. Место и роль государства в рыночной экономике
- Модели рыночных экономик
- 3.5. Переходная экономика России
- Основные социально-экономические показатели развития России (в % к предыдущему году)
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел II микроэкономика
- Г л а в а 4 рыночный механизм
- 4.1. Основы теории потребительского выбора
- Положение равновесия потребителя
- 4.2. Спрос: понятие, факторы, эластичность
- На товар низшей категории
- 4.3. Предложение: понятие, факторы, эластичность
- 4.4. Рыночное равновесие и его нарушения
- Шкала спроса и предложения и рыночное равновесие
- Равновесный объем
- На равновесную цену и равновесный объем
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 5 конкуренция и монополия
- 5.1. Конкуренция: сущность, методы, последствия. Рынок совершенной конкуренции
- 5.2. Несовершенная конкуренция: сущность, типы, методы
- Основные характеристики трех типов несовершенной конкуренции
- 5.2.1. Чистая монополия
- 5.2.2. Олигополия
- 5.2.3. Монополистическая конкуренция
- 5.3. Экономические последствия монополизации рынка и антимонопольная деятельность государства
- Приложение
- 5.2. Федеральный закон «о естественных монополиях» от 17 августа 1995 г. (сз, 1995, № 34, ст. 3426) [ извлечение]
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 6 предприятие – основное звено рыночной экономики
- 6.1. Предприятие: сущность и основные характеристики
- 6.2. Организационно-правовые формы предприятий
- Преимущества и недостатки основных форм предприятий
- Приложение
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 7 процесс производства и результаты деятельности предприятия
- 7.1. Объем производства: совокупный, средний и предельный продукт
- Возможные комбинации труда и капитала для производства 100 ед. Продукции
- Совокупный, средний и предельный продукт труда
- 7.2. Издержки производства
- 7.3. Доходы предприятия
- Конкурентной фирмы
- Неконкурентной фирмы
- 6.4. Максимизация прибыли
- Конкурентной фирмы
- Результаты деятельности фирмы в зависимости от объема производства
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- 8.1. Спрос на экономические ресурсы
- 8.2. Пофакторное распределение доходов
- 8.2.1. Рынок труда и заработная плата
- 0 Предложение труда, чел.-час.
- Среднемесячная заработная плата (в тыс. Руб.)
- 8.2.2. Рынок земли и рента
- 8.2.3. Рынок капитала и процент
- 8.3. Пофакторное распределение доходов и социальная справедливость
- Распределение общего объема денежных доходов населения
- Приложение
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел III макроэкономика
- Г л а в а 9 макроэкономические показатели
- 9.1. Национальный объем производства
- Состав валового внутреннего продукта России в 1998 г. (в млрд. Руб.)
- 9.2. Безработица: понятие, типы, последствия
- 9.3. Инфляция: сущность, методы исчисления, причины и последствия
- Доля безработных, %
- Приложение
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 10 макроэкономическое равновесие
- 10.1. Совокупный спрос, совокупное предложение и их равновесие
- Валовой национальный продукт
- 10.2. Соответствие совокупных расходов валовому национальному продукту
- 10.2.1. Потребление и сбережения
- Структура денежных расходов населения России (в трлн руб.)
- 10.2.2. Инвестиционный спрос
- 10.2.3. Равновесие совокупных расходов и внп
- Валовой национальный продукт
- «Совокупные расходы–внп»
- «Инвестиции–сбережения»
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 11 государственный бюджет, бюджетный дефицит и государственный долг
- 11.1. Налоги, их функции, принципы налогообложения
- 11.2. Налоговая система России
- 11.3. Государственный бюджет
- Структура доходов и расходов государственного бюджета ссср
- Структура доходов и расходов федерального бюджета России 1997 г. (в %)
- 11.4. Бюджетный дефицит и государственный долг
- Бюджетный дефицит (в % к внп)
- Приложение
- 11.1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. От 31 июля 1998 г. (сз, 1998, № 31, ст. 3824) [ извлечение]
- 11.2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. (сз, 1998, № 31, ст. 3823) [извлечение]
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 12 фискальная политика государства
- 12.1. Фискальная политика: сущность, механизм, мультипликаторы
- Объем производства (внп)
- На объем национального производства
- 12.2. Виды и эффективность фискальной политики
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 13 банковская система и предложение денег
- 13.1. Кредит: сущность, функции и виды
- 13.2. Коммерческие банки и их операции
- Баланс банка на начало года
- 13.3. Центральный банк и его функции
- Баланс центрального банка (цифры условные)
- 13.4. Современная банковская система России
- Приложение
- 13.1. Федеральный закон «о банках и банковской деятельности» в ред. От 3 февраля 1996 г. (сз, 1996, № 6, ст. 492) [извлечение]
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 14 денежно-кредитная (монетарная) политика государства
- 14.1. Спрос на деньги. Денежный рынок
- 14.2. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 15 динамика экономического развития
- 15.1. Экономический рост
- 0 Потребительские товары
- Экономический рост
- Структура ввп стран «большой семерки» и России (в %)
- 15.2. Содержание и общие черты экономического цикла
- «Длинные волны» н. Кондратьева
- Основные мероприятия антициклической политики
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел IV экономика мирового хозяйства
- Г л а в а 16 международная торговля
- 16.1. Мировая торговля и ее экономическая основа
- 16.2. Внешнеторговая политика страны
- Внешняя торговля России (в млрд. Долл. Сша)
- Структура внешней торговли России в 1997 г. (в %)
- Приложение
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 17 международное движение капитала
- 17.1. Международная миграция капитала: сущность, причины и формы
- 17.2. Современный международный рынок капиталов
- 17.3. Россия на мировом рынке капиталов
- Приложение
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 18 международное перемещение рабочей силы
- 18.1. Мировой рынок труда
- 18.2. Регулирование международной миграции рабочей силы
- 18.3. Россия на международном рынке труда
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Г л а в а 19 международные валютные отношения
- 19.1. Основные этапы развития мировой валютной системы
- 19.2. Валютный рынок и валютные курсы
- При гибких валютных курсах
- 19.3. Платежный баланс страны
- Платежный баланс: стандартные компоненты
- Платежный баланс Российской Федерации за 1997 г. (в млн. Долл.)
- 19.4. Современная валютная система России
- Динамика курса рубля (деноминированных рублей за 1 доллар; декабрь соответствующего года)
- Приложение
- 19.1. Закон Российской Федерации «о валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. (ввс, 1992, № 45, ст. 2542) [извлечение]
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Программа курса «экономика»
- Раздел 1
- Тема 1
- Тема 2 Типы и формы собственности. Приватизация.
- Тема 3 Современная рыночная экономика
- Раздел 2 микроэкономика
- Тема 4 Теория спроса и предложения
- Тема 5 Конкуренция и монополия
- Тема 6 Предпринимательство и предприятие
- Тема 7 Теория производства. Издержки производства, доходы и прибыль фирмы
- Тема 8 Рынки ресурсов и формирование факторных доходов
- Раздел 3 макроэкономика
- Тема 9
- Основные макроэкономические показатели.
- Тема 10 Макроэкономическое равновесие
- Тема 11 Государственный бюджет и фискальная политика государства
- Тема 12 Денежно-кредитная система и монетарная политика государства
- Тема 13 Экономический рост и цикличность экономического развития
- Раздел 4 мировая экономика
- Тема 14
- Международная торговля
- Тема 15 Международное перемещение факторов производства
- Тема 16 Международная валютная система
- Список дополнительной литературы
- 1. Учебники и учебные пособия
- 2. Монографии
- Содержание
- Раздел I общие основы экономики 10
- Раздел II микроэкономика 50
- Раздел III макроэкономика 121
- Раздел IV экономика мирового хозяйства 214
- Е.Г. Ефимова
- Экономика
- Для юристов
- Учебник
- 432601, Г, Ульяновск, ул. Гончарова, 14