logo
экономика для юристов

Структура внешней торговли России в 1997 г. (в %)

Экспорт

Импорт

Всего

100

100

В том числе

Продовольствие, сельскохозяйственное сырье

1,5

26,4

Минеральная продукция

47,4

2,7

Машины, оборудование

8,1

38,1

Металлы и драгоценные камни

27,9

4,5

Продукция химической промышленности

8,3

15,7

Сегодня на долю России приходится менее 3% внешнеторгового оборота мира, что, конечно, не соответствует ее экономическому потенциалу.

Как свидетельствуют приведенные данные, в России в последние годы наблюдается рост внешнеторгового оборота, 79% которого приходится на страны дальнего зарубежья и 21 % на страны СНГ. Географическая структура внешнеторгового оборота характеризуется увеличением торговли со странами Западной Европы и относительным сокращением доли азиатских стран. Усиление ориентации российской внешней торговли на страны Запада связано с возможностью получения кредитов, высоких технологий, новых машин и оборудования.

В товарной структуре экспорта России сохраняется сырьевая ориентация. Доля экспорта в производстве важнейших сырьевых товаров составляла в 1997 г.: нефть сырая – 42,7%, газ – 36%. минеральные удобрения – 72%, круглый лес – 23% и т.д. Отсюда очевидна основная задача развития внешней торговли России – повышение конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности и увеличение ее экспорта. Вывоз за рубеж готовой продукции дает в 10 раз больше экспортного дохода, чем продажа на мировом рынке сырья и энергоносителей.

В российском импорте преобладают машины, оборудование и продовольствие. Однако следует отметить некоторое снижение в последний год доли продовольствия и сельскохозяйственного сырья в импорте.

Организация внешней торговли в России базируется на двух основных законах: Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (Приложение 16.1), который «определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности» и Федеральном законе «О таможенном тарифе» (Приложение 16.2), который устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации – инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации.

Основными целями таможенного тарифа являются:

• рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию;

• поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;

• создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;

• защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

• обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.

Выводы

1. Мировая торговля – исторически первая форма международных экономических связей. Именно развитие торговли привело к формированию мирового рынка и мирового хозяйства. Мировая торговля позволяет расширить производственные возможности общества, более эффективно использовать ограниченные ресурсы. Внешняя торговля любой страны характеризуется такими показателями как: внешнеторговый оборот, экспорт, импорт, внешнеторговое сальдо, экспортная, импортная доля в ВНП, экспортный потенциал, структура внешней торговли и др.

2. Теория сравнительных преимуществ объясняет, какие товары странам выгодно вывозить, а какие ввозить. Согласно этой теории, если страна специализируется на производстве и вывозе тех товаров, издержки производства которых относительно ниже издержек производства других товаров, то от такой специализации выигрывает и сама страна и мировая торговля в целом.

3. В отношении внешней торговли государство может проводить либо протекционистскую политику, направленную на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов, либо полностью отказаться от каких-либо внешнеторговых ограничений (политика «свободной торговли»). Протекционистская политика может осуществляться тарифными методами, предполагающим введение разного рода пошлин на ввозимый и/или вывозимый товар, а также путем установления разного рода барьеров нетарифного характера (квотирование, лицензирование, введение технических и санитарных стандартов и т.п.)

4. Внешнеторговый оборот России характеризуется высокими темпами роста: за. 1993–1997 гг. он увеличился более чем в 1,5 раза, при этом экспорт почти на четверть превышает импорт. В структуре экспорта абсолютно преобладают энергоносители (нефть, газ) и металлы, в импорте же превалируют машины, оборудование и продовольственные товары. Необходимым условием развития внешней торговли в России является повышение конкурентоспособности продукции обрабатывающих отраслей и сокращение торговли товарами первичной переработки.