Эмоциональное содержание феномена акме
Каменева Людмила Владимировна, аспирантка Луганского национального университет имени Тараса Шевченко, Украина,lyu-ka@yandex.ru
Введение. Вопросом смысла жизни озадачивались многие поколения людей. Это один из наиболее распространенных запросов у клиентов психологических консультаций. Возникает он, когда мы задумываемся о той вершине, которую можем достигнуть, о том личном предназначении, которое можем реализовать в своей жизни. По определению в психологическом словаре, акме — это достижение человеком наивысших вершин в жизнедеятельности и самореализация творческого потенциала, который является основной общечеловеческих общих возможностей [9]. Акме в жизни человека - это та важная цель, которая направляет деятельность личности на ее достижение. Профессиональное акме - это причина осознанного выбора личностью профессиональной деятельности, которая мотивирует на успехи в профессиональном обучении. Из сказанного, очевидна ценность изучения акме и механизмов его достижения. Эмоциональное содержание феномена акме может быть раскрыто через составляющие его переживания - переживание счастья, включающее в себя чувство полноты жизни, удовлетворенности ею, оптимизм, интерес, удовлетворенность деятельностью, эмоциональный тонус.
Анализ предметной области. Принимая во внимание новизну изучения феномена акме с позиций его эмоционального содержания, мы понимаем возникающие в этой связи методологические сложности теоретического обоснования нашего исследования. Поэтому междисциплинарность его явилась необходимым и оправданным средством обоснования.
Под акме в нашем исследовании мы будем понимать процесс интенсивного роста и качественного прыжка в развитии (по И.Н. Семенову).
Именно данная модель акме позволяет человеку управлять индивидуальнопрофессиональным развитием, делая его постоянным процессом творческого саморазвития. Данный процесс по мнению И.Н. Семенова постоянен и имеет восходящее направление.
Центральной категорией акмеологии, обозначающей область ее исследований, является «профессионализм деятельности», раскрываемый через понятия результативности, продуктивности, эффективности деятельности [5].
Продуктивность по сути своей есть достижение результата, то есть продуктивность равна результативности. В то же время всегда является ценным не только результат, но и путь к нему. В данном ключе важным является такой фактор как умение оптимально распоряжаться ресурсами для достижения цели. Данное умение в литературе упоминается как эффективность. Таким образом, для оценки достижения или недостижения личностью своего акме, мы будем использовать критерий эффективности личности. Под эффективностью мы будем понимать способность личности достигать высоких результатов в своей деятельности при использовании оптимального количества ресурсов: личных (способностей и времени), материальных (средства), информационных (технологии).
Опираясь на системный подход, акмеологи предлагают дополнять его еще двумя позициями: результат субъекта деятельности и обратная связь как входящая информация для самокоррекции и самореорганизации деятельности, рассчитанной на достижение более высокого результата [11].
Г оворя об обратной связи, получаемой личностью от результатов своей деятельности, мы фактически говорим о социальном признании. Именно критерий социального признания показателен для личности как индикатор успеха ее деятельности, как результат целенаправленных усилий на социализацию и максимальное использований своих умений и навыков.
В связи с выше изложенным перед нами встал вопрос: а как мы поймем, что человек достиг своего акме. Как оценим его достижения в настоящий момент, насколько они максимальны?
Признание, по Акселю Хоннету, - это многоуровневое измерение, которое характерно для любых взаимоотношений между субъектами и регламентирует их нормативно[16]. Для этого А. Хоннет вводит понятие взаимного признания. Следуя типологии Акселя Хоннета, мы выделяем три сферы взаимного признания: эмоциональное признание, правовое признание и социальное признание.
В контексте нашего исследования мы будем использовать категорию «социальное признание», так как для системного подхода традиционно важным является рассмотрение личности в социальном аспекте. Таким образом, сфера взаимного социального признания базируется на принципе достижений и заслуг перед обществом. Социальное признание является также показателем достижения высоких результатов в разных сферах жизни человека: это и признание в профессиональной сфере, в сфере социальных контактов (признание и высокий статус личности, достигающей своего акме в группе).
Человек, который имеет социальное признание общества, обладает также позитивным образом себя как субъекта деятельности, что формирует в нем самопринятие и самопризнание. Именно самопризнание позволяет человеку черпать силы для движения к своему акме, являясь важным ресурсом личности. А самопризнание и самодоверие, по Зелигману, результат оптимистического стиля мышления [15].
Детерминируют саморазвитие многие факторы, значительную часть которых сосредоточена в эмоционально-волевой сфере личности. Через эмоции человек развивается изначально, в основе познавательной активности лежит интерес.
К. Анохин указывает на важную роль, которую играют положительные эмоции в обучении. Удовлетворение потребностей, если оно сопровождается положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а негативные эмоции, получаемые при неудаче в получении планируемого результата, вызывают демотивацию на выполнение неэффективной деятельности и поиски новых, более успешных способов достижения цели, то есть иной деятельности.
Позитивные переживания дают большую ценность деятельности, положительные эмоциональные состояния существенно влияют на физическое и психическое здоровье, работоспособность и креативность личности [1].
Основатель гуманистической психологии А. Маслоу в своей работе о пиковых переживаниях указывал на то, что в момент пикового переживания человек посещает свой «персональный рай» и обладает признаками само- актуализирующейся личности. При этом посещение «персонального рая» характеризуется переживанием человеком счастья. Понятие о самоактуализации легло в основу многих трудов известных акмеологов, которые связывают самоактуализацию с реализацией смысла жизни человека. Абрахам Маслоу считает, что человек изначально по своей природе стремится к самоактуализации, и это путь к удовлетворению своих бытийных потребностей [10]. К бытийным потребностями мы будем относить потребность в развитии, достижении своего акме.
Исследованиями счастья, его природы, его детерминации занимались такие ученые как, в первую очередь, М. Аргайл, К. Изард, а также отечественные ученые П. Ильин, Н.Л. Карпова, антропологи М.В. Бахтин и И.В Сидоренко [1, 4, 7, 8 , 13].
Поскольку рассматриваемые нами в исследовании основные понятия акме и счастье малоизученны и субъективны, велика важность в определении данных понятий.
Счастье — это эмоциональное состояние, при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворенность условиями своего существования, полноту и осмысленность жизни, применение своих способностей и талантов, осуществление своего назначения (М. Бахтин).
По А. Маслоу, базовым элементом счастья является чувство полноты и насыщенности жизни. Действительно, человек, переживающий счастье, расширяет границы своего восприятия действительности и это дает ему способность видеть в реальности больше граней, что делает эту реальность более полной, насыщенной. Данная особенность дает дополнительную способность человеку покорить свою профессиональную вершину.
Настоящий профессионализм как результат достижения акме всегда сильно мотивационно-эмоционально заряжен и направлен на осуществление именно данной деятельности, и будущий результат этой деятельности обладает высокой ценностью [4]. Именно эта заряженность объясняет те способности преодолевать все возникающие на пути у человека препятствия, чтобы реализоваться в своей профессии. Именно эта заряженность заставляет человека ставить высокие цели, являет ему в фантазиях его «каменный цветок», то есть ту вершину мастерства, которую еще не достигал никто, но в достижении которой человек уверен.
Мы предполагаем, что человек испытывает счастье, идя к своему акме.
К. Изард указывал на то, что счастье - это очень высокий уровень радости. Он называет основные причины счастья: успех и социальное одобрение; применение умений; музыка, другие виды искусства и религия; погода и окружающая природа; отдых и релаксация.
Таким образом, мы видим, что стремление к реализации своих умений и способностей, дают человеку понимание его предназначения как профессионала, как личности. Применяя максимально свои способности, человек испытывает радость, счастье и чувство полноты жизни. Эти эмоции являются мотивацией к достижению своего акме.
Как мы уже говорили ранее, что удовлетворенность жизнью складывается из многих факторов, значимыми из них являются удовлетворенность работой, социальные контакты, которые дарят счастье как эмоциональное переживание, успех в профессиональной деятельности и, соответственно, признание в среде профессионалов.
Учитывая эмоциональную и когнитивную составляющие счастья, можно говорить о том, что саморефлексируя о своей жизни, человек понимает причины своего счастья, управляет своей жизнью так, что события его жизни приводили его к переживанию счастья. При этом мы помним, что и самодвижение - Бытийная ненасыщаемая потребность и переживание счастья - также Бытийная ненасыщаемая потребность, которые, объединяясь, дают мощную мотивационную поддержку человеку на пути к своему акме.
Так как счастье обладает не только эмоциональной, но и когнитивной составляющей, значимым для его переживания является стиль мышления. М. Зеллигман описывает специальный стиль мышления, который он называет «оптимистическим». Для данного стиля характерно перераспределение ответственности за успехи и неудачи на себя и других. В частности, оптимистичные люди склонны приписывать успехи себе, а неудачи - обстоятельствам. Напротив, пессимисты, видят во всех неудачах собственные промахи, а во всех успехах всего лишь волю случая, тем самым, занижая свою самооценку. Для оптимистичных людей так же характерна более высокая активность, так как у них нет страха неудачи. Данный фактор помогает оптимистам совершать более частые и серьезные экспансии в окружающий мир с верой в удачный исход экспансии. Пессимисты же, напротив, из-за страха неудачи, занижая самооценку, предпочитают не предпринимать активных действий по достижению цели [6].
Про активного человека часто говорят, что он «в тонусе». Активность имеет прямую связь с субъектностью и является ее составляющей. В психологии существует понятие «эмоциональный тонус», которое означает о вовлечение в деятельность, интерес, направленность внимания на предмет деятельности[1, 7 ]. И здесь просматривается связь между успехом в деятельности и эмоциональным тонусом через мотивацию на осуществление конкретной деятельности.
Таким образом, эмоциональное содержание феномена акме - это эмоции, которые переживаются личностью в процессе достижения своего акме.
Методика. Для оценки уровня эффективности нашей выборки были использованы следующие методы:
метод анализа результатов деятельности (исследование служебной документации респондентов по критерию «достижения»);
экспертная оценка процессиональной эффективности исследуемых. Экспертами выступали первые руководители, деловые партнеры наших респондентов, психологи, бизнес-тренеры компаний, которые участвовали в исследовании. Среди экспертов собирались мнения по поводу таких сфер деятельности респондентов как: деятельность профессионала, профессиональное общение и личность профессионала.
Таким образом, выводился интегральный показатель «уровень эффективности».
биографическое интервью с фрагментами методик «Самооценка жизненного пути», «Гордость», «Наиболее важные биографические события»;
авторская анкета, направленная на исследование самооценивания фактов жизни.
Для исследования эмоционального содержания феномена акме было использовано:
изучение уровня счастья (Оксфордский опросник счастья);
изучение уровня оптимизма (по методике М. Зеллигмана);
изучение уровня удовлетворенности работой (по Р. Кунину);
изучение индекса удовлетворенности жизнью (по Н.В. Паниной);
оценка уровня интереса и эмоционального тонуса (по Н.А. Курганскому и А. Немчину)
Для обработки использовалась программа Statistika 5.0.
Экспериментальная часть. Нашу выборку составили 74 человека и структура выборки такова: руководство среднего и высшего звена 4 трудовых коллективов, отдельные частные предприниматели-собственники успешного и стабильного бизнеса, профессионалы, фрилансеры, признанные социумом как высококомпетентные специалисты. Таким образом, распределение выборки по социальному статусу выглядит следующим образом: руководителей - 25 человек (34%),профессионалов - 36 человек (48%), предпринимателей - 13 человек (18%)
Возрастной интервал нашей выборки 24-48 лет. 24-30 лет - 11 человек (15%); 31-40 лет - 51 человек (69%), 41-48 лет - 12 человек (16%).
Под эффективностью мы будем понимать достижение стабильно высоких и социально признаваемых результатов в профессиональной деятельности, профессиональном общении и в личностных достижениях профессионала с оптимальными затратами времени и сил.
При этом эффективность можно разделить по 3 вида: недостаточную, достаточную и высокую. По мнению экспертов, к недостаточной может быть отнесена нестабильная эффективность, сочетающая в себе периоды подъема и спада результатов профессионала, к достаточной - отсутствие спадов в течение длительного времени и постоянным небольшим ростом, высокой - стабильно высокие результаты с постоянным ростом от 10% в год в периоде от 2 лет.
Экспертам было предложено оценить эффективность испытуемых по принципу: высокая, достаточная и недостаточная. Таким образом, по данному критерию выборка была разделена на 3 подвыборки с различием по уровню эффективности. Разделение получилось следующим:
Недостаточная эффективность - 24 человека (32%);
Достаточная эффективность - 25 человек (35%);
Высокая эффективность - 25 человека (33%).
Следующей важной для анализа характеристикой нашей выборки было признание наличия или отсутствия достижений. В анкете был задан вопрос о самом большом достижении в жизни испытуемых. Полученный результат можно структурировать следующим образом:
Достижение есть и названо - 56 человек (76%),
Достижение не названо или не диффиренцировано - 18 человек (24%)
Для мониторинга основных ценностей и мотивов достижений при беседе с испытуемыми, используя метод «3 важных события», мы просили назвать 3 основных события их жизни. Наиболее частые ответы были такими: выбор образования, рождение детей, свадьба, строительство дома (покупка квартиры), построение своего бизнеса.
Если проанализировать данные ответы, то их можно условно разделить на 4 класса: 1 класс: события, относящиеся к личности респондента (работа над своей личностью, тренинги, образование). 2 класс: события, относящиеся к карьере респондента (построение бизнеса, получение должности, почести и награды за заслуги в работе). 3 класс: события, относящиеся к делам семьи респондента (рождение детей, свадьба, строительство дома). 4 класс составили нулевые значения, которые мы присваивали недифференцированным событиям и их отсутствию. Примерами ответа на данный вопрос, получившими 4-й класс, были «ничего интересного», «главное событие - моя жизнь», «затрудняюсь ответить», «не знаю», «они еще впереди».
Таким образом, выборка по данному критерию была разделена на 4 группы, где группирующим критерием была сфера жизни человека, в которой названы главные события жизни.
й класс (личность) - 15 человек, что составило 20% выборки
й класс (семья) - 30 человек, что составило 41 % нашей выборки.
3 класс (работа, карьера) - 11 человек, что составило 15 % выборки.
4-й класс (событие не названо или недиффиренцировано) - 18 человек
или 24% выборки.
Используя метод дисперсионного анализа, нами выявлена значимые различия по группам по критерию «Достижения дифференцированные», куда входят такие ценности как «семья» и «работа, карьера» и «Эффективность». Это позволяет нам сделать вывод о том, что достижение акме супруга, родителя и профессиональное акме взаимно детерменируют друг друга. Принятие социальных ролей супруга и родителя мотивируют личность на достижение профессионального акме и успехи в профессиональной деятельности, высокая эффективность мотивируют личность на достижение акме супруга и родителя. Иными словами, достигая акме супруга, родителя личность как бы «подтягивает» достижение профессионального акме.
Важным для анализа оказалось семейное положение испытуемых, так как с ним выявлены некоторые, описываемые ниже, значимые различия у подвыборок.
По семейному положению выборка разделилась таким образом: женат (замужем) - 45 человек, холост (незамужем) - 19 человек, разведен(а) - 10 человек.
Исходя из приведенных данных, можно сделать вывод о том, что большая часть выборки находится в зоне акме супруга(и) - 60%, так как семейный стаж у них, как правило, более 10, что стало известно из материалов биографического интервью. Принятие данной социальной роли - еще одно свидетельство достижения личностью своего акме. Принятие роли супру- га(и) также часто связано по времени небольшим промежутком с принятием роли родителя. Этому свидетельство - признание самым большим достижением в своей жизни наличие детей у 28% опрашиваемых. Это наиболее часто встречающееся из называемых респондентами достижение.
Для определения людей, оказавших наибольшее влияние на обследуемого мы использовали в интервью вопрос: «С кем у Вас ассоциируются главные события в жизни?». Полученные ответы можно условно разделить на три категории: «Я», «Другие», «Недиффиренцировано».
Таким образом, мы получаем следующее распределение: Я - 63%, Другие - 15%, недиффиренцировано - 22%.
Наибольшая доля респондентов ответили, что причиной самых главных событий в их жизни являются они сами, из чего мы можем сделать вывод о сильной субъектной позиции наших респондентов.
Таблица 1. Уровень различия по подвыборкам (группирующий критерий - уровень эффективности) F p-level Достижения (наличие или отсутствие) 2,90 0,06** Пол 6,30 0,00* Семейное положение 4,73 0,01* Достижения дифференцированные 4,94 0,01* К-во хобби 0,12 0,89 Оптимизм 1,14 0,33 счастье 11,31 0,00* Удовлетворенность работой 3,52 0,04* Удовлетворенность жизнью 4,51 0,01* интерес 3,76 0,03* Эмоциональный тонус 3,49 0,04* * различия значимы на уровне р<0,05; ** существуют различия на уров не тенденций р<0,10
Различия между группами по переменным «эффективность» и «уровень оптимизма» оказался незначимым, о чем свидетельствуют данные дисперсионного анализа. Обнаружены различия на уровне тенденций между группами с недостаточной и высокой эффективностью. Между группами с недостаточной и достаточной, достаточной и высокой значимых различий не выявлено.
Наиболее значимые различия в подгруппах нами были получены между «эффективностью» и «уровнем счастья». F=11,3 при р < 0,00.
Данный результат указывает на взаимодетерминацию счастья и акме, что позволяет нам сделать вывод о том, что в процессе достижения своего акме личность переживает счастье, и счастье, переживаемое личностью во время достижения акме, является одним из критериев акме.
По данным М. Зелигмана и М. Аргайла, счастье включает в себя такие переживания как удовлетворенность работой и удовлетворенность жизнью. В частности, М. Аргайл говорит о том, что человек большую часть времени бодрствования проводит на работе и соответственно удовлетворенность работой может быть принята за удовлетворенность жизнью. В нашем исследовании мы разделили эти переменные и отдельно исследовали удовлетворенность работой и удовлетворенность жизнью. Данное разделение исходит из знания исторических процессов. Кризис 90-х сильно повлиял на представителей нашей выборки, выпав на пору их активного профессионального становления. Данный факт повлек за собой изменение сферы деятельности по отношению к полученному образованию. Многие специалисты оказались невостребованными или уровень зарплат по их специальностям был очень низким, что не позволяло удовлетворять основные жизненные потребности. Выбирая востребованные специальности, люди не испытывали удовлетворения, так как их работа не была источником радости и самореализации, она служила источником обеспечения основных потребностей. В среднем, после 2000 года части (37%) наших респондентов удалось вернуться в профессию. Другая часть респондентов совершила карьеру в тех областях, в которые они попали во время кризиса (54%). Часто этой областью профессиональной деятельности была торговля.
Итак, рассмотрим удовлетворенность работой. Данный показатель значимо отличается по нашим подвыборкам .
Данный факт свидетельствует о том, что респонденты, обладающие высокой эффективностью, чаще других респондентов переживают удовлетворенность работой. В профессиональной деятельности они находят еще одну область самореализации, приложения творческого потенциала.
Удовлетворенность жизнью, которую респонденты понимают как «состояние удовлетворения, комфорта», «чувство полноты жизни» также значимо отличается по повыборкам. Еще Гегель обратил внимание на то, что личность более устойчива, здорова и продуктивна, если она многогранна. Кроме того, если обратиться к этимологии слова «счастье», то это согласие со своей участью, и здесь удовлетворенность жизнью как согласие со своей участью является критерием счастья.
Данный факт свидетельствует о том, что респонденты, обладающие высокой эффективностью, чаще других респондентов испытывают удовлетворенность жизнью и удовлетворенность работой. Удовлетворенность работой видна (по М. Аргайлу) через интерес к деятельности. В нашем исследовании обнаружены значимые различия по подвыборкам по переменным «интерес» и «эффективность». То есть респонденты, испытывающие максимальный интерес к деятельности, достигали более высокого результата в ней, совершая восхождение к своему профессиональному акме.
Интерес к профессиональной деятельности перекликается с основными признаками самоактуализации. Понимание своей профессиональной цели, возможности самореализации в профессии, достижения больших высот и признания в профессии дает дополнительный мотив к высокоэффективному труду. Интерес способствует более высокой концентрации внимания к предмету деятельности, мотивирует на творческую самореализацию. Что является еще одним критерием акме (по А.А. Бодалеву).
Близкое интересу понятие - эмоциональный тонус. Здесь также отмечены значимые различия по подвыборкам . Видимая нами зависимость говорит о том, что при достижении своего акме у человека преобладают позитивные эмоции, он пребывает в состоянии бодрости. Как показатель, противоположный стрессу, эмоциональный тонус говорит о том, что деятельность приводит человека в состояние легкости, вовлеченности. Это состояние легкости и вовлеченности позволяет не зацикливаться на неудачах, а искать разнообразные способы выхода из фрустирующих ситуаций. В этом человек проявляет творческую инициативу, так как восприятие реальности согласно теории самоактуализации, расширено и вследствие этого становится видимым большее количество комбинаций для решения проблемных вопросов.
Результат данного исследования и направление для практического применения полученных нами результатов - это корреляция между общем уровнем счастья (по М.Аргайлу) и эффективностью личности как индикатором достижения ею профессионального акме. Зная о том, что счастье имеет две основные составляющие: эмоциональную и когнитивную, человек может работать над повышением общего уровня счастья, что, исходя из результатов исследования, позволит достигать большей профессиональной эффективности и высшего ее проявления, профессионального акме.
Несомненно, важным является выявленный факт корреляции между семейным положением и акме. Очевидная акмеологическая направленность данной зависимости позволит изменить отношение молодых людей к идее создания семьи, так как в последнее время намечается тенденция позднего вступления в брак и позднего рождения детей, что, исходя из биологических законов, не способствует оздоровлению нации. Желание сначала «сделать карьеру», а затем создавать семью является причиной того, что брачный возраст украинцев имеет тенденцию к увеличению. Понимание человеком того, что создание семьи и рождение детей - не препятствие к достижению своего профессионального акме, а, наоборот, мотивирующая сила, как мы считаем, позволит большему количеству людей достигнуть в пору своей зрелости многовершинное акме (профессиональное, супруга и родителя).
В экспериментальном раскрытии зависимости удовлетворенности работой от интереса и эмоционального тонуса лежат условия успешной нематериальной мотивации, что является значительной проблемой многих руководителей, а выраженное акмеологическое значение данной зависимости позволяет управлять самомотивацией личности на рабочий процесс.
Библиография
Аргайл М. Психология счастья. - СПб: Питер, 2004.
Бахтин М. В. Вечные ориентиры счастья. Полное собрание сочинений.
Том 1. М., 2001 - 2003.
Бодалев А.А. О феномене акме и некоторых закономерностях его формирования и развития // Мир психологии - М., 1995, №3.
Деркач А.А. Теоретические проблемы акмеологии // Психология личности: новые исследования (под ред. К.А.Абульхановой, А.В.Брушлинского, М.И.Воловикокой). - М., 1998.
Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Акмеологические проблемы профессионализма. - М., 1993.
Зелигман М. Как научиться оптимизму. - М.: Вече, Перстей, АСТ, 1997.
Изард К. Психология эмоций. -СПб: Питер, 2007.
Краткий акмеологический словарь / Автор - составитель проф.
В.Г.Зазыкин // http://akmeolog.narod.ru/termin.html
Маслоу А. На подступах к психологии бытия. // http://psylib.org.ua
Пальчевський С.С. Акмеолопя. - КиТв: Кондор, 2008.
Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: В 2 ч. /под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Вайзер, Н.А. Карповой, В.Э. Чудновского. -М, 2004.-4.1.-С. 72-81.
Семенов И.Н. Акмеология - новое направление междисциплинарных исследований человека // Общественные науки / Современность, 1998. - №3. С.85-87.
Сидоренко И.В. Философско-антрополо гическое исследование счастья // http://www.max-scheler.spb.ru/content/view/58/54/
Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М., 1981.
Социально-психологические и педагогические проблемы профессионализации личности: синергетический подход
Ковалевич Мария Степановна, заведующий кафедрой, канд. пед. наук, доцент Брестский госуниверситет имени А.С. Пушкина, кафедра педагогики детства, г. Брест, Республика Беларусь,maria_brest@tut.by
Введение. Развивающемуся обществу нужны высококультурные, образованные, предприимчивые специалисты-профессионалы, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за свою судьбу и судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. На решение поставленных задач направлены реформы, которые переживает современная высшая школа. Она постепенно переходит к новой образовательной парадигме, приоритетами которой являются интересы личности, адекватные тенденциям интенсивного развития общества.
Смена традиционной парадигмы образования на гуманистическую, личностно-ориентированную (Е.В. Бондаревская, 1997; В.В. Сериков, 1994; И.С. Якиманская, 1996 и др.) требует пересмотра ряда представлений относительно образовательных целей. Задача традиционной системы образования, состоящая в выработке у студента знаний, умений, и навыков, не соответствует той реальности, с которой имеет дело современный человек. Сегодня применение общеобразовательных и профессиональных знаний является творческой задачей, решаемой каждый раз в неповторимой ситуации.
Переход к демократическому и гуманистическому образованию, наполнение содержания образования общечеловеческими ценностями и личностными смыслами актуализирует необходимость перевода образовательного процесса в режим развития и саморазвития,при котором задействуется синергетический самоорганизационный потенциал личности.
Сегодня одним из самых популярных понятий менеджмента является «неопределенность»не в смысле незнания, а как постоянная изменчивость условий, поведения (в частности, возникновения новых связей). В условиях динамизма современного мира профессий и профессионалов полный учет и просчет заранее, до мелочей всех деталей жизненного пути личности становится маловероятным. Хорошо отлаженные механизмы «плановой профориентации» вошли в противоречие со стихийностью, неопределенностью, непредсказуемостью внешней по отношению к самоопределяющейся личности социальной среды. Традиционные принципы организации профориентационной работы не являются достаточными для обеспечения эффективного профессионального самоопределения поскольку произошли фундаментальные изменения в культурно-ценностной ориентации человека. В итоге изменилась модель личности: замкнутая статичная личность человека индустриального общества стала динамичной. Поэтому новая образовательная парадигма рассматривает самоопределяющуюся личность как открытую самоорганизующуюся систему, обладающую эмерджентными (внезапно возникающими) свойствами, для социально-психологической и педагогической поддержки которой необходимо знание и правильное применение принципов синергетики с целью продуктивного использования потенциала личностной самоорганизации.
Синергетическая парадигмальная установки на социогуманитар- ном методологическом горизонте
Анализ новейших философских, социологических, психологических и педагогических источников позволяет утверждать: появление синергетической парадигмальной установки на социогуманитарном методологическом горизонте является свершившимся фактом, имеющим определенные последствия и для психолого-педагогических наук.
Как показали выполненные исследования, синергетическая концепция может способствовать глубокому познанию таких сложных, нелинейных, открытых систем, как общество, человек и его деятельность, в том числе и профессиональная. В настоящее время итогом продвижения синергетики в сферу образования стали идеи, отправной точкой которых является синер- гетичность процесса образования.
Отдельные аспекты теории самоорганизации с педагогической точки зрения нашли отражение в работах В.А. Аршинова,1993; М.В. Богуславского, 1995; Л.Я. Зориной, 1996; Е.Н. Князевой, С.П. Курдюмова, 1994; Г.Г. Мали- нецкого, 1996; Н.М. Таланчука,1993 и др.
Авторами вскрываются синергетические закономерности образовательной деятельности, показано, что синергетический подход основывается на доминировании в образовательной деятельности самообразования, самоорганизации, самоуправления и заключается в стимулирующем или побуждающем воздействии на субъекта с целью его самораскрытия и самосовершенствования, самоактуализации в процессе сотрудничества с другими людьми и с самим собой.
Возникла новая область педагогического знания «педагогическая синергетика»(Н.М. Таланчук, 1993), которая основывается на законах и закономерностях самоорганизации и саморазвития образовательных систем. Педагогическая синергетика дает возможность по-новому подойти к разработке проблем самоопределения и развития личности, рассматривая прежде всего их с позиции открытости, сотворчества и ориентации на саморазвитие.
Синергетика позволяет методологически усилить значимость процесса самоопределения и развития личности как субъекта деятельности, придав законченный вид следующим педагогическим принципам :
центр образовательного процесса - самоопределяющаяся личность;
обучающийся - субъект обучения и воспитания, в образовательном процессе занимает активно-творческую позицию;
свобода самовыражения и самореализации личности в образовательной среде, поиск индивидуальной стратегии самоопределения в жизни и профессии;
актуализация принципов активности, диалогичности, самостоятельности, инициативы, творчества;
обучающий и обучающийся - открытые, саморегулирующиеся системы, стремящиеся к развитию субъектности и субъективности;
свобода выбора стратегии индивидуального жизненного пути, а значит, выбора образовательных программ, курсов, глубины их содержания и самого преподавателя.
Таким образом, синергетика является «партнером» новой педагогики, или неопедагогики,так как синергетика переводится с латинского как со- энергетичность, со-дружество, соработничество. Следовательно, и синергетика, и новая педагогика действуют в рамках открытого диалога, прямой и обратной связи, солидаристического образовательного приключения, игры. Синергетическое образование, также как и новая педагогика, - это самообразование, самоопределение, стимулирующее человека на собственные, может быть еще не проявленные, скрытые, возможности.
В процессе обучения новая педагогика, во-первых, действует по принципам механизма самоорганизации, самодостраивания, автопоезиса, то есть по принципам креативного мышления. Во-вторых, на базе увеличения разнообразия, переоценки ценностей происходит отбор, отсечение всего «ненужного» для успешного личностного и профессионального развития. В- третьих, в процессе самоорганизации и самоопределения происходит восполнение недостающих «звеньев», самодостраивание, самосборка личностных характеристик, необходимых для будущей успешной профессиональной деятельности. В-четвертых, предоставляется возможность выйти «за», от- рефлексировать то, что ты создаешь с более высокой позиции. И, в-пятых, самоопределяющаяся личность получает возможность выйти на новый уровень развития, а также получить готовый «продукт» в виде реально осуществимого плана профессионального будущего, затрачивая на его составление минимум усилий.
В синергетическом контексте процедура профессиональной ориентации - это не вещание, просвещение и преподнесение готовых профессиографи- ческих знаний учащемуся, это ситуация поиска, приращения собственных знаний, поиска собственных способов построения жизненной и профессиональной перспективы развития. Такой способ профессиональной ориентации является наиболее действенным не только в плане удовлетворения общественных потребностей в специалистах необходимой квалификации, но и в плане самоопределения, самореализации, саморазвития личности, развития креативных способностей, что является важнейшим элементом новой педагогики. Таким образом, педагогическая синергетика видит в личности равноправного партнера, способного к самоопределению и самореализации и требующего бережного и внимательного отношения к себе.
В аспекте синергетической теории развития представляется оправданным сделать акцент на рассмотрении понятия «самоопределение» как «становление». Так, главная мысль известных философов постмодерна Ж. Деррида и Ж. Дилеза заключается в том, что становление рассматривается как основное событие и метафизическая суть мира. Становление - это всегда беспокойство, смыслоскольжение по поверхности - поверхности/границе между хаосом и порядком. Фиксация хаоса и порядка - сугубо логоцентристская оппозиция, которая, как и остальные бинарные оппозиции, деформирует наше представление о мире. Исконный мир (мысль о мире) - это мир, различение, всегда среднее между хаосом и порядком. В мире есть смысловые структуры, но их бытийствование есть чистое становление, взаимопе- ретекание неопределенности и определенности. Совмещение становления, синтезирующего начала (хаоса) и различения, диверсифицирующего начала (порядка) как новых установок мировосприятия - основной приоритет постмодернистского мировидения.
Проецируя такого рода рассмотрения на область педагогики, отметим, что понятия «хаос» и «случайность» если и рассматривались педагогами, то только в связи с описанием нежелательных ситуаций и носили существенно негативный оттенок. Что же касается термина «становление», то ему педагоги почти всегда предпочитали такие термины, как «формирование» и реже «развитие».
Таким образом, можно предположить, что термин «становление» будет играть важную роль в неопедагогике - педагогике, основывающейся на принципах синергетического взаимодействия. Оппозиция «формирование личности учащегося» - «совершенствование мастерства учителя», видимо, должна уступить место сочетанию «становление личностей в процессе ценностно-информационного взаимодействия».
Далее отметим следующее:
сформулированные на общеметодологическом уровне возможности применения синергетических идей в образовании пока еще не нашли отражения в теоретических и практических исследованиях по профессиональной подготовеке и профессиональной самореализации;
к исследованию процесса профессионализации все еще слабо привлекаются методологические основы нового поколения, в том числе синергетики;
технологии организации профориентационной работы в школе и ВУЗе в большинстве случаев остаются традиционными, не реализующими на практике механизмы и принципы самоорганизации.
Цельнашего исследования: разработать теоретико-методологические основы организации профессионального самоопределения и самореализации, создать на этой основе модель такой организации и выявить механизмы ее практической реализации в целях повышения эффективности профессионального становления студенческой молодежи.
При этом мы исходили из того, что проблема профессионального становления специалиста не является неизменной, раз навсегда данной, она имеет динамический характер. А динамические модели не могут игнорировать факт системных кризисов.
Теоретическое моделирование процесса профессионального становления личности
Смыслообразующий потенциал самоорганизационной парадигмы для построения синергетической модели профессионализации достаточно высок. И синергетические наработки оказываются здесь мощным смыслообразующим основанием: появляется возможность посмотреть на проблему профессионального становления под углом “нелинейного взгляда”, формулируя ее на основании “нелинейного мышления”. Принимая самоорганиза- ционную модель в качестве образца для характеристики процессов профессионального становления личности, мы делаем акцент на принципиальной нелинейностиэтих процессов. Самоопределение и самореализация личности идет нелинейно, с ответвлениями, тупиковыми вариантами, причем выход на эти траектории - дело случая, малой флуктуации в период личностного кризиса. Это меняет наше представление о жестком детерминизме и не позволяет строить долгосрочные профессиональные планы и проекты.
Прогностическая сила линейных моделей профориентационной работы была тем основным базисом, на котором покоилась уверенность модернистских проектов. Поливариантностьвозможных перспектив профессионального становления личности - главный критерий новых самоорганизаци- онных моделей. В области личностного и профессионального самоопределения и самореализации, где действуют нелинейные законы, планирование возможно только в очень приблизительном, вариативном смысле. Чем оно детальнее, тем ненадежнее.
Потребность в таком взгляде - следствие тех реальных фактов жизненного и профессионального становления, которые не вписываются в традиционно линейную точку зрения. Эти факты сейчас непрерывно возникают с той или иной интенсивностью, разрушая основанные на линейных моделях прогнозы и поражая нас своей непредсказуемостью: за полчаса до окончательного срока подачи документов для поступления в ВУЗ абитуриент решает свою профессиональную судьбу, выбирая факультет, где меньше конкурс и соответственно более низкий проходной балл.
Проблема профессионализации личности относится к категории проблем, требующих для своего осмысления нового методологического оснащения, а также к ряду тех социальных и психолого-педагогических явлений, которые в рамках предшествующего, во многом линейного взгляда на закономерности личностного и профессионального роста просто выводились из поля зрения, не замечались психолого-педагогической теорией и практикой, определялись как случайные, ненаучные.
Первая проблема - это проблема кризиса.Если вопросам профессиональной ориентации как линейному процессу накопления профессиографи- ческой и психологической информации традиционно уделялось достаточно внимания в теории профориентации, то проблема кризиса как бы выводилась из рассмотрения классической педагогической теорией. Если же углубиться в недра отечественной психологической науки, то можно сказать, что самоорганизационный подход к внутреннему миру личности, ее кризисам и драме предвосхитил Л.С. Выготский, предполагая описать внутренние процессы личностной динамики в модели драмы, акцентируя на изначальной напряженности сознания. Правда, этот проект так и не был реализован (Ярошевский М.Г., 1993. С. 37).
Педагоги, столкнувшись с ситуацией кризиса в процессе профессионального самоопределения и самореализации в условиях социокультурной неопределенности на практике, обнаруживают свою методологическую необеспеченность перед лицом вставших проблем. Среди них: факторы, приводящие к кризисам профессионального становления; причины, ведущие к неосознанному, случайному выбору; несовпадение результатов профессионализации с надеждами самой самоопределяющейся личности; непредсказуемость последствий необдуманного профессионального выбора.
Многие из этих загадок могут найти логичную интерпретацию в рамках самоорганизационной теории, для которой кризис в процессе профессионального становления является наиболее значимым моментом в плане активизации процесса самоопределения и самореализации личности. Рано или поздно в существовании неравновесной системы наступает фаза опасного снижения устойчивости, когда, в силу изменившихся внешних или внутренних условий, наработанные ранее шаблоны жизнедеятельности способны привести к ее разрушению. Такую фазу и выделяют при помощи термина кризис. Кризис здесь понимается как разрядка экстремального состояния и момент самоорганизации. С синергетической точки зрения идея антикризис- ности парадоксальна по своей сути, так как антикризисное управление предполагает погашение самоорганизации и самоопределения.
В плане моделирования процессов самоопределения и самореализации, механизмов развития профессионального самосознания интересны, на наш взгляд, работы С.П. Курдюмова и Е.Н. Князевой. Наиболее важным синергетическим понятием для реализации своей задачи авторы считают понятие аттрактора.“Здесь [в механизмах человеческого творчества] представляется важным развернуть представление о выпадении на структуру-аттрактор как процесс, ответственный за самодостраивание структуры в открытой нелинейной среде” (С.П. Курдюмов, Е.Н. Князев, 1994. С.111). Поскольку процесс профессионального становления каждый раз происходит в новых условиях и является процессом сугубо индивидуальным и творческим, то к нему могут быть применены закономерности и механизмы творческого мышления. Если происходит выход на структуру-аттрактор, то процесс попадания элементов системы в область притяжения этой структуры так же естественен, как и процесс попадания тел в гравитационное поле, вблизи которого они оказываются. И как только в ходе блуждания между возможными путями эволюции происходит попадание в область притяжения одного из аттракторов, судьба системы оказывается решенной и происходит само- достраивание структуры.
Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы содействовать самоопределяющейся личности, переживающей кризис, в ее выходе из кризисного состояния, попадании на оптимальный аттрактор, аттрактор личностного роста, креативного развития, самоактуализации. Педагог может предупреждать кризисы, связанные с ошибками профессионального выбора, способов самореализации, можно ослабить разрушительную силу кризиса, сознательно поддержав адаптационные возможности личности, можно помочь ей в сохранении и раскрытии генетического и социокультурного потенциала и на этой основе выйти из кризиса в направлении саморазвития, самосовершенствования, самосозидания, избежав самоотрицания, саморазрушения, деградации. С педагогических позиций смысл педагогической поддержки - выявить и организовать условия, при которых возможен спонтанный переход личности - через точку бифуркации - на благоприятную траекторию развития.
Основным понятием, обслуживающим эти теоретические представления и связанным с проблемами личностного кризиса, в нашем исследовании является понятие бифуркационной точкикак альтернативной развилки веера возможностей, критического момента неопределенности вариантов будущего самореализующейся личности. Картина прохождения нелинейной самоорганизующейся системы через бифуркационную точку позволяет дать самоорганизационную трактовку феноменов личностного и профессионального становления. В этой связи особо следует выделить такую проблему, какнепредсказуемость выборасамоопределяющейся личностью, находящейся в точке бифуркации направления и способов профессионализации. Ученые предполагают, что и в социальном процессе профессионализации присутствует сходная с природной способность к «самопорождению и самосборке», по словам И. Пригожина, что и делает возможным обращение к теории самоорганизации в качестве методологии, позволяющей описывать процессы личностного и профессионального роста (И. Пригожин, 1991).
Самоорганизационная модель профессионализации в некотором смысле может помочь если не предсказывать вариант профессионального становления, то хотя бы прояснить причину сложности таких предсказаний и в определенном смысле их невозможность вообще. Сама попытка предсказания, как правило, основывается на моделях, имеющих экстраполяционный, линейный характер. Наблюдаемые в данный момент тенденции в развитии личности линейным образом переносятся в футурологические построения ее профессионального будущего, и это приводит к ошибке в ожиданиях. Линейные процессы всегда демонстрируют постепенность в изменениях, а структурные трансформации в линейных системах должны назревать линейно, пропорционально некоторому детерминирующему их фактору - нарастая, усиливаясь, накапливаясь. Но этого не происходит в случае нелинейных системных процессов профессионального становления. Нелинейность становится отличительной чертой обновляющейся методологии , и здесь оказываются продуктивными такие категории, как “устойчивость и неустойчивость”, “бифуркация”, “аттрактор”. Поэтому динамические модели не могут обходить моменты системных кризисов.
В этих условиях профориентация, по сути дела, превращается в средство профессионального самоопределение личности при «мягкой» педагогической поддержке учителей, психологов, врачей, родителей. Оптимальной моделью личностного и профессионального развития видится модель взаи- моразвития,которая наилучшим образом описывается понятием “синергия” и предполагает высокую согласованность, срезонированность действий педагога и самоопределяющейся личности на пути достижения жизненных и профессиональных целей. Поэтому в синергетическом контексте профориентацию можно рассматривать не как процесс руководства профессионально самоопределяющейся личностью, а какспособ усиления роли личностной самоорганизации в процессе профессионального становления.
Синергетическая модель профессионализации обнаруживает и изучает процессы внутренней активности, самодвижения и саморазвития личностной системы, не всегда и не всецело контролируемые педагогом и часто противостоящие его целевым установкам. В связи с этим эффективность организации профессионального становления будущего специалиста зависит не столько от силы и величины педагогического воздействия, сколько от его соответствия внутренним тенденциям развития личности и своевременности применения.Решающую роль в этом процессе играет взаимопомощь, согласованность, сотрудничество, совместные усилия педагога и студента в построении и осуществлении профессиональной перспективы
Однако закономерен вопрос, а не противостоит ли понимание самоопределяющейся личности в качестве синергетической системы пониманию человека как духовно богатой личности, способной проявить настоящую силу воли и руководствоваться подлинными ценностями жизни?
На наш взгляд, нет, не противостоит.
Понятие “духовности” фиксирует возможность управления человеком самим собою, своим поведением с целью приобретения свободы, относительной независимости от материального мира. При этом следует уточнить направленность деятельности и поведения - не приспособление к материальной действительности, а максимальная независимость и свобода по отношению к ней. Духовность характеризуется как “искусство жизни”, самоста- новления, самосовершенствования. Духовность характеризует не социальность, не общественное, а индивидуальное личностное развитие. Поэтому духовность характеризует человека как самоорганизующуюся систему. По законам хаоса и порядка развиваются все системы от микрокосма до социогенеза, законы мироупорядочения носят универсальный характер, они одинаково присущи макро-, мезо-, микрокосму - Вселенной - Социуму - Человеку. Социальная синергетика исследует роль хаоса в социальном развитии, педагогическая - в развитии личности. Подчеркивается конструктивная роль хаоса в социальном и личностном развитии (В.В. Василькова, 1999; Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, 1994 и др.).
Любая социальная система обладает рефлексивным типом мышления и подчиняется специфическим законам социального взаимодействия, функционирования и развития. Принципиальное отличие социальных систем от природных заключается прежде всего в том, что в них самоорганизация сочетается с организацией, поскольку в обществе действуют люди, одаренные сознанием, ставящие перед собой цели, руководствующиеся мотивами своего поведения и ценностными ориентациями (Г.И. Касперович, 2005). В качестве «божественной флуктуации» в социальных системах может выступать воля людей, человеческий рассудок. Кроме того, в синергетике существует понятие эвридитарности социальных систем как наличие у них памяти (наследственности). Наше настоящее, как и наше будущее, зависит от нашего прошлого, но не детерминировано им. Таким образом, имеет место момент своеобразия социальных систем.
Отметим, что хотя первоначальным источником парадигмы самоорганизации являются физико-химические и математические исследования, когда прилагают этот подход к гуманитарным и образовательным системам, в качестве модели ориентации берутся модели живых систем (Э. Янч, 1980) с их свойствами и спецификой. В нашем исследовании реализуется идея ориентации на модели высокоорганизованных систем, что не отменяет ориентации на модели процессов самоорганизации в физико-химических системах. Правомочной для педагогической синергетики становится дополнительная ориентация на специфику человеческой природы. В качестве таковой в исследовании выступает концепция самоактуализации основателя гуманистической психологии (А. Маслоу, 1987), в свете которой становится очевидным «эффект самодетерминации», «личностного детерминизма».
Личностная самоорганизация - наиболее сильный механизм, разворачивающий наши педагогические усилия в сторону, часто далекую от заранее спланированных педагогических целей. Без принятия во внимание как ее положительных, так и отрицательных воздействий на процесс профессионального становления вряд ли будет в дальнейшем возможна выработка адекватных решений по построению траектории профессионального и личностного развития.
Принятие самоорганизационных моделей в качестве новой трактовки процессов профессионализации может во многом помочь в понимании, осмыслении этих процессов. Если процессы профессионального становления и самореализации рассматривать с точки зрения закономерностей развития открытых нелинейных систем, то в таком случае внезапность и неожиданность профессионального выбора становится объяснимой и понятной. Кризис, который, как правило, назревает в системе по мере изменения ее управляющих параметров и сказывается в росте внутренней дезорганизованности, не проявляет себя, как того следовало бы ожидать согласно линейным представлениям, синхронно с ростом разрушающего фактора, а наступает только после достижения определенного порогового барьера, определенного уровня дезорганизации.
Непредсказуемость и самих способов осуществления профессиональных планов, и самих результатов профессионального выбора может быть связана с принципиальной непредсказуемостью поведения системы в точке бифуркации, открывающей возможность нескольких направлений трансформационных изменений, когда выбор в пользу одного из них не связан с сознательными планами, а определяется исключительно вмешательством случайности на уровне малых флуктуаций.
Специфическое положение проблемы профессионального выбора и профессионализации в проблемном поле современного педагогического знания объясняется, на наш взгляд, теми изначальными, ориентированными на прогресс и рациональность установками многих теоретиков, которые и задают соответствующую топологию проблемного пространства.
Случай в процессе профессионального выбора и способов профессионализации -это результат действия социальной нелинейности. Согласно такому взгляду, эти моменты рано или поздно наступают в жизни любой социальной системы, и случайность и хаос - неизменные атрибуты бифуркационных общественных и личностных состояний, яркое проявление само- организационной силы личности и социальной среды, в которой она произрастает. Социальная среда, в которой появляются самоорганизационные феномены, - это среда, элементом которой является человек в его целостной - биологической, психической, культурной, социальной и духовной представленности.
В синергетическом аспекте самореализующаяся личность на разных этапах своего развития может быть соотнесена с разными фазами нелинейного процесса развития (добифуркационной, бифуркационной, послебифур- кационной) и представлена как акцентирующая внимание на одной из них. Значение имеет не только сам факт выбора, происшедшего в точке бифуркации. Все остальные явления, соперничающие в точке бифуркации и оставшиеся нереализованными, потенциальными, тоже существуют в качестве предпосылки будущих выборов на жизненном пути. Отсечение и “незаме- чание” существовавших альтернатив и делает классические подходы линейными, не знающими ветвления в ситуации выбора.
В свою очередь, неклассическая наука сосредоточивается на процессах, непосредственно предшествующих точке бифуркации и идущих собственно в момент бифуркационных сломов. Здесь уже акцент делается на случае, его влиянии на последующий выбор, влиянии культурных определенностей на факт выбора. При этом наиболее работающим понятием становится понятие аттрактора — той конфигурации будущего, на путь к которому выходит социальная система. И теория профориентации превращается в спор об аттракторах.
Закпючение. На наш взгляд, синергетическая модель, будучи дополнительной к равновесным моделям профессионализации, способна служить связующим звеном между ними и концепцией, ориентированной на развитие в состоянии неустойчивости, максимальным выражением которой является точка бифуркации.
Диалогическая сущность синергетики способствует продуктивному использованию ее аппарата при исследовании процессов самоопределения и самореализации, а педагогические концепции авторов личностноориентированного образования помогают реализации синергетического принципа самоактуализации, что означает способность человека «постоянно превосходить себя» (Поппер), «достигать предела человеческих возможностей» (Маслоу).
Таким образом, используя методологические возможности синергетики и психолого-педагогической науки, педагог может плодотворно решать задачи профессионализации современного специалиста в ситуации неопределенности. Синергетический стиль мышления, в свою очередь, может быть платформой для открытого творческого диалога между педагогом и студентами, имеющими различные творческие установки и взгляды на мир (Е.Н. Князева).
Описанные положения делают возможным перенос акцента на собственную активность самоопределяющейся и самореализующейся личности. Именно активность позволяет рассматривать процесс профессионализации в рамках субъект-субъектных отношений. Таким способом может быть доказана целесообразность и эффективность действия закономерностей синергетического знания на эффективность процесса профессионализации личности будущего специалиста.
Реализация потенциала личностной самоорганизации определяется по тому, насколько полно каждый студент раскрыл заложенные в нем задатки, творческие способности, интересы, потребности, и насколько все это способствует процветанию общества.
Ориентация на человека и его потребности, создание условий, обеспечивающих оптимальное развитие личности каждого, мотивация на эффективную самоуправляемую индивидуальную и коллективную деятельность, учитывающую непредсказуемый характер поведения личности в точке бифуркации, передача полномочий, предоставление каждому права самостоятельно принимать, реализовывать решения о профессиональном выборе и способах профессионализации нести за них ответственность - такова суть самоорганизационного подхода к профессиональному становлению будущего специалиста.
Самоорганизационный потенциал личности представлен творческими возможностями и способностями к самоактуализации. Психологопедагогическая проблема состоит в его раскрытии и реализации. В результате появляется возможность реального использования шансов личностной самоорганизации в осуществлении профессионального самоопределения и самореализации, создания благоприятных условий для постоянного синергетического эффекта на всех этапах профессионального становления. Поэтому задача педагога заключается в поддержке и инициировании процессов личностной самоорганизации, активизации процессов личностного и профессионального роста.
У современных педагогов появилась возможность, проявляя лучшие личностные и профессиональные качества, вывести самоопределяющуюся личность из кризиса, который неизбежен в профессиональном самоопределении в нынешних условиях нестабильности. Талантливый, творческий педагог может играть роль своеобразного аттрактора, того неожиданного компонента системы, который, оказывается способным, придавая личности дополнительные импульсы неравновесности, способствующие возникновению ситуации неопределенности, сомнений, раздумий, отсутствия единого решения относительно способов профессионального становления, перевести ее в состояние развития и саморазвития. Из сочетания творческого потенциала с самоорганизационным складывается потенциал успеха в профессиональном становлении, который следует интерпретировать в качестве предпосылки успешной профессиональной деятельности в будущем.
Новый подход к организации процессов профессионализации будущих специалистов состоит в том, что высшая школа рассматривается как открытая социально-педагогическая система, действующая в рамках новых образовательных ценностей и приоритетов: создание условий для развития личности, способной к самоопределению, самоактуализации и самореализации. Саморазвитие, самоорганизация, самоопределение - условия успешной профессионализации будущего специалиста. А синергетический подход к организации процесса профессионализации является наиболее приемлемым в современных условиях неопределенности и нестабильности.
Библиография
Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностноориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1997. - № 4. - с. 11-17.
Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: монография / В.В. Сериков. - Волгоград: Перемена, 1994. - 150 с.
Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.
Аршинов, В. Философия самоорганизации. Новые горизонты / В. Аршинов, Я. Свирский // Общественные науки и современность. - 1993. - № 3. - С. 59-70.
Богуславский, М.В. Синергетика и педагогика / М.В. Богуславский // Магистр. - 1995. - № 2. - С. 89-95.
Зорина, Л.Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образования / Л.Я. Зорина // Педагогика. - 1996. -№ 4. - С. 105-109.
Князева, Е.Н., Курдюмов С.П. Интуиция как самодостраивание / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов // Вопросы философии. - 1994. - № 2. - С. 110-122.
Малинецкий, Г.Г. Нелинейная динамика - ключ к теоретической истории? / Г.Г. Малинецкий // Общественные науки и современность. - 1996. - № 4. - С. 98-99.
Ярошевский, М.Г. Переживание и драма развития личности (последнее слово Выготского) / М.Г. Ярошевский // Вопросы философии. - 1993. - № 3. - С. 82-92.
Таланчук, Н.М. 100 новых идей в педагогике, связанных с открытием фундаментальных законов системного синергетизма : Эврист. тезаурус / Н.М. Таланчук. - Казань: ИССО РАО, 1993. - 105с.
Пригожин, И. Философия нестабильности / И. Пригожин // Вопросы философии. - 1991. - № 6. - С.46-52.
Василькова, В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации) / В.В. Васильков. - СПб.: Изд-во “Лань”, 1999. - 1999. 480 с.
Yantsch, E. The Self-Organizing Universe. Scientific and Human Implications of the Emerging Paradigm of Evolution /E. Yantsch. - N. Y., 1980.
Касперович, Г.И. Синергетические концепции управления. Курс лекций / Г.И. Касперович. - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. - 258 с.
Maslow, A.H. Motivation and Personality /A.H. Maslow. - (3 rd. ed.). - New- York: Harper and Row, 1987.
- Гоу впо «Омский государственный технический университет» Факультет гуманитарного образования Кафедра «Психология труда и организационная психология» Лаборатория экономической психологии
- Оглавление
- Экономическая и организационная психология
- Секция 1. Психологические аспекты освоения социальноэкономического пространства Факторы экономического поведения в ситуациях психологической игры
- Условия игры
- I 50,0 н 40,0
- 100 Т.Р. 1 т.Р. 10 т.Р. Исходная сумма
- Идентификационные показатели сфер жизни
- Рациональность и экономическое поведение: междисциплинарный подход
- Психосемантический анализ товарного фетишизма у подростков
- Личностные факторы эмоционального выгорания операционнокассовых работников
- Эмоциональное содержание феномена акме
- Особенности формирования профессионального самосознания в процессе получения психологического образования
- Самосознание как детерминант копинг-поведения в ситуации трудоустройства
- Формирование учебного пространства в условиях совершенствования системы профессионального самоопределения