16. Сущность рыночного механизма и его элементы (конкуренция, конъюнктура, рыночная цена). Рыночное равновесие.
Будучи саморегулирующейся системой, рыночная экономика решает проблемы экономического рынка особым механизмом под влиянием цен, конъюнктуры рынка (отношение спроса и предложения), конкуренции.
Конкуренция – важнейший механизм, главная регулирующая система в рыночной экономике, обеспечивает соотношение спроса и предложения и уравнивает рыночные цены.Конкуренция – соперничество, экономическая борьба на рынке за лучшие, выгодные условия производства и реализации услуг (между производителями и продавцами, между потребителями, между продавцами и покупателями). Эта борьба – важное условие эффективного развития экономики (стимулирование НТР, ассортимента, качества).
Виды конкуренции:
- внутриотраслевая(между производителями при производстве одного и того же продукта).
- межотраслевая(между производителями разных отраслей), результат этой борьбы – переливы капиталов из одной отрасли в другую, выравнивается норма прибыли (степень доходности), на равновеликий капитал получает одинаковую среднюю прибыль. В рыночной экономике все отрасли развиты.
Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям: а) по масштабам развития; б) по своему характеру и в) по методам соперничества.
По масштабам развития конкуренция может быть:
1) индивидуальной (один участник рынка стремится занять “свое место под солнцем” - выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);
2) местной (ведется среди товаровладельцев какой-то территорий);
3) отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);
4) межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);
5) национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);
6) глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).
По характеру развития конкуренция подразделяется: 1) на свободную и 2) регулируемую.
Свободная конкуренция означает, во-первых, что на рынке имеется множество независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах. Во-вторых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всех желающих. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применит” свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В-третьих, предприятия никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.
Современная западная неоклассическая экономическая школа рассматривает конкуренцию:
Совершенная конкуренцияозначает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало (менее 1 %), что им можно пренебречь.
Несовершенная конкуренциясуществует тогда, когда возможен контроль над определенной долей рынка. Несовершенная конкуренция включает следующие виды:
- монополия - власть одного продавца (монопсония - власть одного покупателя);
- олигополия - власть нескольких крупных фирм (олигопсония - власть нескольких крупных покупателей);
- монополистическая конкуренция - соревнования между разными по силе и влиянию продавцами.
Конъюнктура рынка- совокупность условий, сложившихся на рынке в определенный момент. Факторы, влияющие на конъюнктуру рынка, можно классифицировать по продолжительности действия (временные и постоянные), по характеру воздействия (циклические и нециклические), источникам возникновения (внешние и внутренние) и другие.
Инфраструктурарыночной экономики - это совокупность связанных между собой специализированных институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования. Под институтами инфраструктуры рынка понимается совокупность предприятий, обеспечивающих функционирование рыночных отношений, успешную деятельность всех видов рынка.
В результате взаимодействия продавцов и покупателей на конкурентном рынке, продавцы – продают, покупатели – покупают. Устанавливается равновесие между спросом и предложением. Это равновесное состояние рынка.
Равновесие – состояние баланса между противоположными силами.
E- точка равновесия, которая дает ориентир на объем производства и цену.
При таком состоянии продукция реализована.
Равновесная цена– означает достижение оптимального состояния рынка, товаров произведено и предложено столько, сколько требуется и способен приобрести покупатель, максимальная эффективность производства товаров. Отсутствует: дефицит, излишки произведенных товаров.
Цена равновесия (рыночная)– главный координатор на рынке, информирует при каком ее значении, имеет смысл обеспечить такой объем предложения и объем спроса.
Цена (по Марксу)– денежное выравнивание стоимости товара.
Равновесная цена, рыночная (по Маршалу)– равновесная цена: цена покупателя и цена продавца.
Для покупателя: свойство товара удовлетворять потребность (полезность); для продавца: издержки производства (возмещение затрат + доходы).
Рыночная цена - эта фактическая цена, которая устанавливается в соответствии со спросом и предложением товаров.
С учетом способов регулирования выделяются такие виды цен.
Свободные цены. Они зависят от состояния рынка и устанавливаются без государственного вмешательства, на основе свободной, договоренности продавца и покупателя.
Договорные, или контрактные, цены. Участники рынка устанавливают их по взаимному согласию до момента купли-продажи товара. В договоре могут указываться не абсолютные величины цен, а лишь верхний и нижний уровень их изменений.
Регулируемые цены. Для отдельных групп товаров государство устанавливает верхний предел цен, превышать который запрещено. В условиях рыночной экономики такое ценообразование касается жизненно важных товаров и услуг (стратегического сырья, энергоносителей, общественного транспорта, потребительских продуктов первой необходимости).
Государственные твердо установленные цены. Государственные органы фиксируют такие цены в плановых и иных документах. Ни производители, ни продавцы не имеют права их изменять.
В зависимости от форм и сфер торговли выделяются следующие виды цен.
Оптовые, по которым большие массы товаров реализуются в оптовой торговле. В нашей стране по таким ценам предприятия-производители сбывают свою продукцию иным предприятиям или торговым посредникам.
Розничные, по которым в розничной торговле продукты продаются потребителям.
Тарифы на услуги - цены (расценки), устанавливающие уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг за пользование телефоном, радио и др.
Биржевые и аукционные цены образуются на разных конкретных формах рынков, относящихся к типу свободного рынка. Об их характере и способах образования подробно поговорим в дальнейшем.
Цены мирового рынка - цены, которые: а) фактически установились на товары данной группы на всемирном рынке и б) признаны организациями, ведающими международной торговлей, на определенный период.
- 3. Предмет курса “Экономика”. Лауреаты Нобелевской премии по экономическим наукам.
- 4.Функции курса “Экономика” и значение его изучения. Сущность хозяйственной деятельности человека.
- 5. Методы экономических исследований. Значение метода экономического моделирования и функционального анализа в курсе “Экономика”.
- 3) Индукции и дедукции.
- 6. Возникновение, основные этапы и направления развития “Экономики” как науки.
- 40-70 Гг. XIX в. Два направления: марксизм и маржинализм (“предельный”)
- 7. Экономические потребности, экономические блага и экономические ресурсы общества, их структура и значение в общественном производстве.
- 8. Кругооборот благ и доходов как форма экономических связей между субъектами экономики.
- 9. Альтернативные издержки и производственные возможности экономических агентов микроэкономики. Модель производственных возможностей.
- 10. Экономический выбор, его проблемы и механизм осуществления в разных системах.
- 11. Экономические цели общества. Эффективность производства и её показатели.
- 12. Сущность экономической системы общества. Типы экономических систем, их сравнительный анализ.
- 4) Западная теория – ограниченность ресурсов и товаров:
- 14. Рынок. Его сущность, характерные черты, типы рынков, современные особенности.
- 15. Функции рынка. Преимущества и недостатки рыночного механизма.
- 16. Сущность рыночного механизма и его элементы (конкуренция, конъюнктура, рыночная цена). Рыночное равновесие.
- 17. Многообразие рыночных структур. Сущность и значение конкуренции, ее виды и формы. Особенности российского монополизма и пути создания конкурентной основы.
- 18. Спрос. Закон и кривая спроса. Неценовые факторы влияющие на спрос. Построение модели индивидуального и совокупного спроса. Различные товары и характер спроса на них.
- 19. Предложение. Закон и кривая предложения. Краткосрочная и долгосрочная деятельность фирм. Неценовые факторы, определяющие предложение. Построение модели индивидуального и совокупного предложения.
- 20. Эластичность: виды, факторы, расчет показателей, практическое применение эластичности спроса и предложения.
- 2. Эластичность спроса по доходу.
- 3.Перекрестная эластичность.
- 21. Рыночное равновесие. Механизм его установления. Равновесная цена. Роль государства в регулировании рыночного ценообразования.
- 22. Необходимость регулирования рыночной экономики. Основные направления государственного регулирования экономики в современных рыночных системах.
- 24. Фирма, предприятия: признаки, функции, цели. Экономические и организационно-правовые формы предприятий в рыночной экономике.
- 25. Издержки предприятий: явные и вмененные, трансакционные, постоянные и переменные, средние и предельные, их графики. Издержки фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 26. Доход фирмы и его разновидности. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Норма прибыли, рентабельность производства.
- 27. Условия совершенной конкуренции и экономическое поведение фирм при совершенной конкуренции. Роль совершенной конкуренции в экономике.
- 28. Условия возникновения и особенности чистой монополии. Формы монополий. Экономическое поведение фирм-монополистов.
- 29. Условия возникновения и особенности олигополистической конкуренции. Экономическое поведение фирм-олигополий.
- 30. Условия возникновения и особенности монополистической конкуренции. Экономическое поведение фирм при монополистической конкуренции.
- 31. Монопольная власть. Необходимость антимонопольного законодательства и основные направления его в разных странах. Потери общества от несовершенной конкуренции.
- 1991Г. В рф Закон “о конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках”.
- 32. Факторные доходы и их распределение по неоклассической теории.
- 33. Специфические особенности рынков факторов производства и формирование цен на экономические ресурсы.
- 34. Сущность капитала и его движение. Основной о оборотный капитал. Физический и моральный износ основного капитала. Амортизация.
- 35. Устройство и функционирование рынка капиталов. Фондовая биржа.
- 36. Предприятие и инвестирование. Формы и виды инвестирования фирмы. Источники инвестирования. Сущность дисконтирования.
- 37. Земля - специфический фактор производства. Различные школы о сущности и причинах земельной ренты (дифференциальной, абсолютной).
- 38. Рынок земли. Цена земли. Неоклассическая школа определения величины земельной ренты.
- 39. Сущность рынка труда и особенности его товара. Величина предложений и спроса на рынке труда, равновесная цена этого специфического товара. Функции рынка труда.
- 40. Рынок ценных бумаг. Виды ценных бумаг. Курс ценных бумаг. Биржевые индексы.
- 41. Государственный бюджет, его структура, источники. Дефицит, профицит бюджета. Государственный долг.
- 42. Налоги, их формы и виды, принципы налогообложения, функции налогов. Налоговая политика государства. Эффект Лаффера.
- 43. Национальная банковская система, ее роль в рыночной экономике. Функции банков. Банковские деньги.
- 44. Кредит, его формы, функции, принципы кредитования и роль в рыночной экономике. Направления изменений денежно-кредитной политики в ходе реформирования экономики нашей страны.
- 45. Суть денежно-кредитной политики государств рыночной экономики. Политика “дорогих” и “дешевых” денег.
- 46. Происхождение денег и их сущность. Функции денег. Современные подходы к анализу денег.
- 47. Денежное обращение и иго типы. Законы денежного обращения.
- 48. Сущность инфляции, ее причины и социально-экономические последствия. Измерение инфляции. Антиинфляционная политика государства.
- 49. Рынок труда и занятость населения. Сущность безработицы, ее причины, уровень, последствия. Закон Оукена. Инфляция и безработица. Социально-экономические меры сокращения безработицы.
- 50. Доходы населения, их виды и источники в рыночной экономике. Уровень жизни, стоимость жизни. Прожиточный минимум. Доходы населения и развитие экономики.
- 52. Заработная плата – основная форма дохода населения. Ее сущность, формы и современные системы. Принципы формирования средней и минимальной заработной платы.
- 53. Макроэкономика – особый раздел экономической теории. Система национальных счетов – инструмент регулирования макроэкономических процессов. Принципы снс.
- 54. Основные макроэкономические показатели: Валовый внутренний продукт и Валовый национальный продукт; Чистый национальный продукт и Национальный доход. Их роль в национальной экономике.
- 56. Экономическое содержание собственности. Формы собственности. Осуществление приватизации в России в ходе постсоциалистической трансформации экономики.
- 57. Сущность экономического роста., условия и источники экономического роста. Типы экономического роста. Показатели определения экономического роста.