logo
Экономика1

16. Сущность рыночного механизма и его элементы (конкуренция, конъюнктура, рыночная цена). Рыночное равновесие.

Будучи саморегулирующейся системой, рыночная экономика решает проблемы экономического рынка особым механизмом под влиянием цен, конъюнктуры рынка (отношение спроса и предложения), конкуренции.

Конкуренция – важнейший механизм, главная регулирующая система в рыночной экономике, обеспечивает соотношение спроса и предложения и уравнивает рыночные цены.Конкуренция – соперничество, экономическая борьба на рынке за лучшие, выгодные условия производства и реализации услуг (между производителями и продавцами, между потребителями, между продавцами и покупателями). Эта борьба – важное условие эффективного развития экономики (стимулирование НТР, ассортимента, качества).

Виды конкуренции:

- внутриотраслевая(между производителями при производстве одного и того же продукта).

- межотраслевая(между производителями разных отраслей), результат этой борьбы – переливы капиталов из одной отрасли в другую, выравнивается норма прибыли (степень доходности), на равновеликий капитал получает одинаковую среднюю прибыль. В рыночной экономике все отрасли развиты.

Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям: а) по масштабам развития; б) по своему характеру и в) по методам соперничества.

По масштабам развития конкуренция может быть:

1) индивидуальной (один участник рынка стремится занять “свое место под солнцем” - выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);

2) местной (ведется среди товаровладельцев какой-то территорий);

3) отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);

4) межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);

5) национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);

6) глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

По характеру развития конкуренция подразделяется: 1) на свободную и 2) регулируемую.

Свободная конкуренция означает, во-первых, что на рынке имеется множество независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах. Во-вторых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всех желающих. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применит” свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В-третьих, предприятия никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.

Современная западная неоклассическая экономическая школа рассматривает конкуренцию:

Совершенная конкуренцияозначает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало (менее 1 %), что им можно пренебречь.

Несовершенная конкуренциясуществует тогда, когда возможен контроль над определенной долей рынка. Несовершенная конкуренция включает следующие виды:

- монополия - власть одного продавца (монопсония - власть одного покупателя);

- олигополия - власть нескольких крупных фирм (олигопсония - власть нескольких крупных покупателей);

- монополистическая конкуренция - соревнования между разными по силе и влиянию продавцами.

Конъюнктура рынка- совокупность условий, сложившихся на рынке в определенный момент. Факторы, влияющие на конъюнктуру рынка, можно классифицировать по продолжительности действия (временные и постоянные), по характеру воздействия (циклические и нециклические), источникам возникновения (внешние и внутренние) и другие.

Инфраструктурарыночной экономики - это совокупность связанных между собой специализированных институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования. Под институтами инфраструктуры рынка понимается совокупность предприятий, обеспечивающих функционирование рыночных отношений, успешную деятельность всех видов рынка.

В результате взаимодействия продавцов и покупателей на конкурентном рынке, продавцы – продают, покупатели – покупают. Устанавливается равновесие между спросом и предложением. Это равновесное состояние рынка.

Равновесие – состояние баланса между противоположными силами.

E- точка равновесия, которая дает ориентир на объем производства и цену.

При таком состоянии продукция реализована.

Равновесная цена– означает достижение оптимального состояния рынка, товаров произведено и предложено столько, сколько требуется и способен приобрести покупатель, максимальная эффективность производства товаров. Отсутствует: дефицит, излишки произведенных товаров.

Цена равновесия (рыночная)– главный координатор на рынке, информирует при каком ее значении, имеет смысл обеспечить такой объем предложения и объем спроса.

Цена (по Марксу)– денежное выравнивание стоимости товара.

Равновесная цена, рыночная (по Маршалу)– равновесная цена: цена покупателя и цена продавца.

Для покупателя: свойство товара удовлетворять потребность (полезность); для продавца: издержки производства (возмещение затрат + доходы).

Рыночная цена - эта фактическая цена, которая устанавливается в соответствии со спросом и предложением товаров.

С учетом способов регулирования выделяются такие виды цен.

Свободные цены. Они зависят от состояния рынка и устанавливаются без государственного вмешательства, на основе свободной, договоренности продавца и покупателя.

Договорные, или контрактные, цены. Участники рынка устанавливают их по взаимному согласию до момента купли-продажи товара. В договоре могут указываться не абсолютные величины цен, а лишь верхний и нижний уровень их изменений.

Регулируемые цены. Для отдельных групп товаров государство устанавливает верхний предел цен, превышать который запрещено. В условиях рыночной экономики такое ценообразование касается жизненно важных товаров и услуг (стратегического сырья, энергоносителей, общественного транспорта, потребительских продуктов первой необходимости).

Государственные твердо установленные цены. Государственные органы фиксируют такие цены в плановых и иных документах. Ни производители, ни продавцы не имеют права их изменять.

В зависимости от форм и сфер торговли выделяются следующие виды цен.

Оптовые, по которым большие массы товаров реализуются в оптовой торговле. В нашей стране по таким ценам предприятия-производители сбывают свою продукцию иным предприятиям или торговым посредникам.

Розничные, по которым в розничной торговле продукты продаются потребителям.

Тарифы на услуги - цены (расценки), устанавливающие уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг за пользование телефоном, радио и др.

Биржевые и аукционные цены образуются на разных конкретных формах рынков, относящихся к типу свободного рынка. Об их характере и способах образования подробно поговорим в дальнейшем.

Цены мирового рынка - цены, которые: а) фактически установились на товары данной группы на всемирном рынке и б) признаны организациями, ведающими международной торговлей, на определенный период.