30. Условия возникновения и особенности монополистической конкуренции. Экономическое поведение фирм при монополистической конкуренции.
Правила поведения фирм-монополистов
Поведение монополистических объединенийна рынке отличается от того, что нам известно о свободной конкуренции, принципиально другим монополистов подходом к ценообразованию.Монополистызавоевывают рынок, чтобы с помощью устанавливаемых ими цен собирать своеобразную дань с зависимых от них хозяйствующих субъектов. Таким способом они получают гораздо большие доходы по сравнению с их средним уровнем, установившимся в национальном хозяйстве.
Как известно, участники свободной конкуренции воспринимают рыночную цену как образовавшуюся независимо от их участия. Но фирмы-монополистысами и по своему усмотрению устанавливают рыночную цену на производимую ими продукцию.В условиях свободной конкуренциипри определении равновесной цены учитывается взаимодействие спроса и предложения (соответственно кривой спроса и кривой предложения). Однако монополистические объединения совершенно не принимают во внимание объективно необходимый объем производства благ.Поэтому при определении динамики цен на продукцию монополий вообще отсутствует кривая предложения.
Эти организации манипулируют (управляют) законом спроса: по своему произволу воздействуют на цену и объем спроса в своих интересах.
Господствующие на рынке фирмы используют в качестве своего основного инструмента манипулирования монопольную цену.
Монопольная цена - особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже общественной стоимости или равновесной цены в целях получения монопольного дохода.
Правила поведения фирм-монополистов зависят от того, как они ведут свое “ценопроизводство”.
Первое правило. Фирмы устанавливают монопольно высокие цены на свою продукцию, превышающую общественную стоимость или возможную равновесную цену. Это достигается тем, что монополисты преднамеренно создают зону дефицита, сокращая объемы производства и искусственно создавая повышенный покупательский спрос.
Второе правило. Монопсония устанавливает монопольно низкие цены на товары, закупаемые у аутсайдеров. Понижение цены по сравнению с общественной стоимостью или возможной равновесной ценой достигается посредством искусственного создания зоны избытка продукции. В этом случае монопсония преднамеренно уменьшает закупки товаров, из-за чего их предложение превышает монополистический спрос. Так обычно поступают монопсонии, которые занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, скупаемой у массы мелких ферм. Наглядно представить их поведение можно на рис..
Третье правило. Фирма, одновременно являющаяся монополией и монопсонией, удваивает собираемую “дань” посредством так называемых “ножниц цен”. Речь идет о монопольно высоких и монопольно низких ценах, уровни которых удаляются друг от друга подобно расходящимся лезвиям ножниц. Такое движение цен основывается на расширении зон избытка и дефицита товаров. Оно характерно для многих предприятий обрабатывающей промышленности, которые особенно в условиях инфляции повышают цены на свои готовые изделия в несколько раз больше, чем увеличиваются цены в отраслях добывающей промышленности.
Чтобы удерживать столь выгодное положение на рынке, монополистические объединения экономическими и другими методами решительно расправляются с конкурентами. Опишем некоторые из этих способов.
1. Хозяйственный бойкот - частичный или полный отказ от экономических связей с аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистическое объединение). Монополии предлагают зависимым от них покупателям не приобретать товары других фирм, так как они якобы худшего качества.
2. Демпинг - преднамеренная продажа товаров по “бросовым” ценам с целью разорения конкурента.
3. Ограничение продажи товаров самостоятельным (независимым от монополий) фирмам (например, уменьшение поставок нефти нефтеперерабатывающим заводам).
4. Маневрирование ценами: монополия повышает цены на продукты, сбываемые мелким собственникам, и одновременно применяет тайные скидки и уступки в этом отношении для крупных покупателей.
5. Использование финансовых средств борьбы с конкурентами (например, спекуляция ценными бумагами на фондовой бирже, о чем будет рассказано в теме 12).
6. Разорение конкурентов с помощью дозволенных законом и недозволенных средств с целью их “поглощения” и “присоединения” к монополии. Последние применяют широкий арсенал жестоких приемов: подделывают продукцию конкурентов, нарушают патенты, копируют товарные и фирменные знаки, обманывают потребителей. Против своих рыночных противников многие фирмы применяют “промышленный шпионаж” (тайно выведывают производственные секреты, используя для этого электронные средства, услуги “перебежчиков” с предприятий конкурентов и т. п.).
- 3. Предмет курса “Экономика”. Лауреаты Нобелевской премии по экономическим наукам.
- 4.Функции курса “Экономика” и значение его изучения. Сущность хозяйственной деятельности человека.
- 5. Методы экономических исследований. Значение метода экономического моделирования и функционального анализа в курсе “Экономика”.
- 3) Индукции и дедукции.
- 6. Возникновение, основные этапы и направления развития “Экономики” как науки.
- 40-70 Гг. XIX в. Два направления: марксизм и маржинализм (“предельный”)
- 7. Экономические потребности, экономические блага и экономические ресурсы общества, их структура и значение в общественном производстве.
- 8. Кругооборот благ и доходов как форма экономических связей между субъектами экономики.
- 9. Альтернативные издержки и производственные возможности экономических агентов микроэкономики. Модель производственных возможностей.
- 10. Экономический выбор, его проблемы и механизм осуществления в разных системах.
- 11. Экономические цели общества. Эффективность производства и её показатели.
- 12. Сущность экономической системы общества. Типы экономических систем, их сравнительный анализ.
- 4) Западная теория – ограниченность ресурсов и товаров:
- 14. Рынок. Его сущность, характерные черты, типы рынков, современные особенности.
- 15. Функции рынка. Преимущества и недостатки рыночного механизма.
- 16. Сущность рыночного механизма и его элементы (конкуренция, конъюнктура, рыночная цена). Рыночное равновесие.
- 17. Многообразие рыночных структур. Сущность и значение конкуренции, ее виды и формы. Особенности российского монополизма и пути создания конкурентной основы.
- 18. Спрос. Закон и кривая спроса. Неценовые факторы влияющие на спрос. Построение модели индивидуального и совокупного спроса. Различные товары и характер спроса на них.
- 19. Предложение. Закон и кривая предложения. Краткосрочная и долгосрочная деятельность фирм. Неценовые факторы, определяющие предложение. Построение модели индивидуального и совокупного предложения.
- 20. Эластичность: виды, факторы, расчет показателей, практическое применение эластичности спроса и предложения.
- 2. Эластичность спроса по доходу.
- 3.Перекрестная эластичность.
- 21. Рыночное равновесие. Механизм его установления. Равновесная цена. Роль государства в регулировании рыночного ценообразования.
- 22. Необходимость регулирования рыночной экономики. Основные направления государственного регулирования экономики в современных рыночных системах.
- 24. Фирма, предприятия: признаки, функции, цели. Экономические и организационно-правовые формы предприятий в рыночной экономике.
- 25. Издержки предприятий: явные и вмененные, трансакционные, постоянные и переменные, средние и предельные, их графики. Издержки фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 26. Доход фирмы и его разновидности. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Норма прибыли, рентабельность производства.
- 27. Условия совершенной конкуренции и экономическое поведение фирм при совершенной конкуренции. Роль совершенной конкуренции в экономике.
- 28. Условия возникновения и особенности чистой монополии. Формы монополий. Экономическое поведение фирм-монополистов.
- 29. Условия возникновения и особенности олигополистической конкуренции. Экономическое поведение фирм-олигополий.
- 30. Условия возникновения и особенности монополистической конкуренции. Экономическое поведение фирм при монополистической конкуренции.
- 31. Монопольная власть. Необходимость антимонопольного законодательства и основные направления его в разных странах. Потери общества от несовершенной конкуренции.
- 1991Г. В рф Закон “о конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках”.
- 32. Факторные доходы и их распределение по неоклассической теории.
- 33. Специфические особенности рынков факторов производства и формирование цен на экономические ресурсы.
- 34. Сущность капитала и его движение. Основной о оборотный капитал. Физический и моральный износ основного капитала. Амортизация.
- 35. Устройство и функционирование рынка капиталов. Фондовая биржа.
- 36. Предприятие и инвестирование. Формы и виды инвестирования фирмы. Источники инвестирования. Сущность дисконтирования.
- 37. Земля - специфический фактор производства. Различные школы о сущности и причинах земельной ренты (дифференциальной, абсолютной).
- 38. Рынок земли. Цена земли. Неоклассическая школа определения величины земельной ренты.
- 39. Сущность рынка труда и особенности его товара. Величина предложений и спроса на рынке труда, равновесная цена этого специфического товара. Функции рынка труда.
- 40. Рынок ценных бумаг. Виды ценных бумаг. Курс ценных бумаг. Биржевые индексы.
- 41. Государственный бюджет, его структура, источники. Дефицит, профицит бюджета. Государственный долг.
- 42. Налоги, их формы и виды, принципы налогообложения, функции налогов. Налоговая политика государства. Эффект Лаффера.
- 43. Национальная банковская система, ее роль в рыночной экономике. Функции банков. Банковские деньги.
- 44. Кредит, его формы, функции, принципы кредитования и роль в рыночной экономике. Направления изменений денежно-кредитной политики в ходе реформирования экономики нашей страны.
- 45. Суть денежно-кредитной политики государств рыночной экономики. Политика “дорогих” и “дешевых” денег.
- 46. Происхождение денег и их сущность. Функции денег. Современные подходы к анализу денег.
- 47. Денежное обращение и иго типы. Законы денежного обращения.
- 48. Сущность инфляции, ее причины и социально-экономические последствия. Измерение инфляции. Антиинфляционная политика государства.
- 49. Рынок труда и занятость населения. Сущность безработицы, ее причины, уровень, последствия. Закон Оукена. Инфляция и безработица. Социально-экономические меры сокращения безработицы.
- 50. Доходы населения, их виды и источники в рыночной экономике. Уровень жизни, стоимость жизни. Прожиточный минимум. Доходы населения и развитие экономики.
- 52. Заработная плата – основная форма дохода населения. Ее сущность, формы и современные системы. Принципы формирования средней и минимальной заработной платы.
- 53. Макроэкономика – особый раздел экономической теории. Система национальных счетов – инструмент регулирования макроэкономических процессов. Принципы снс.
- 54. Основные макроэкономические показатели: Валовый внутренний продукт и Валовый национальный продукт; Чистый национальный продукт и Национальный доход. Их роль в национальной экономике.
- 56. Экономическое содержание собственности. Формы собственности. Осуществление приватизации в России в ходе постсоциалистической трансформации экономики.
- 57. Сущность экономического роста., условия и источники экономического роста. Типы экономического роста. Показатели определения экономического роста.