logo
Экономика1

25. Издержки предприятий: явные и вмененные, трансакционные, постоянные и переменные, средние и предельные, их графики. Издержки фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Издержки производства– затраты на приобретение факторов производства. Структура издержек производства

Издержки производства –все расходы на производство и реализацию продукции.

Классификация издержек:

- явные (внешние) – затраты, которые имеет фирма при оплате экономических ресурсов ей не принадлежащих. Приобретает капитал, менеджеров, здания, отражает в БУ затраты на сырье, материалы, з/п, транспорт (бухгалтерские издержки). А. Прямые расходы на производство (или переменные затраты) зависят от объема выпуска изделий. К ним относятся: заработная плата работников, непосредственно занятых из­готовлением благ; затраты на сырье, материалы, другие предметы труда.

- неявные (внутренние)– вмененные затраты на собственные и самостоятельно используемые ресурсы. Не оплачивает то что ему принадлежит. Носят скрытый характер, издержки упущенных возможностей, не обладают четкой количественной характеристикой. Учитываются при принятии экономических решений, соизмерении размеров упущенной выгоды.

Явные и неявные в сумме= экономические издержки.

Прямые издержки - это такие издержки, которые можно полностью отнести к товару или услуге. К ним относятся:

• стоимость сырья и материалов, используемых при производстве и реализации товаров и услуг;

• заработная плата рабочих (сдельная), непосредственно занятых производством товаров;

• иные прямые затраты (все расходы, которые так или иначе непосредственно связаны с товаром).

Косвенные (накладные) издержки — это издержки, не связанные напрямую с тем или иным товаром, а относятся к фирме в целом. Они включают:

• расходы на содержание административного аппарата;

• арендную плату;

• амортизацию;

• проценты за кредит и т.п.

Классификация издержек:

- постоянные

- переменные

- общие

- средние

- предельные.

Постоянные издержки FC (англ. fixed costs) - это издержки, которые не зависят от объема производства. FC– результаты не меняются от объема производства (затраты на здания, станки, амортизацию, оплата коммунальных услуг).

Переменные издержки VC (англ. variable costs) — это издержки, зависящие от объема производства. Прямые затраты на сырье, материалы, рабочую силу и т.п. изменяются в зависимости от масштабов деятельности. VC– затраты меняются от объемов производства (оплата топлива, сырья, наемной рабочей силы).

Общие затраты ТС- сумма постоянных и переменных издержек.ТС = FC+VC

Средние затратыТАС (или АС) = ТС/Q, т.е. затраты на единицу продукции. Издержки производства на единицу продукции (средние общие издержки (АТС), средние постоянные издержки (AFC), средние переменные издержки (AVC)).

Предельные затратыМС = дельтаТС/дельтаQ. Прирост общих издержек при производстве каждой новой единицы продукции

Издержки производства в долгосрочный период и действие закона.

С ростом масштаба производстваобщие издержки увеличиваются, но в разные периоды общие средние издержки ведут себя по-разному.

Долгосрочные средние издержки LATC.

Под средними понимаются издержки фирмы на производство и реализацию единицы товара. Выделяют:

средние постоянные издержки AFC (англ. average fixed costs), которые рассчитывают путем деления постоянных издержек фирмы на объем производства;

средние переменные издержки AVC (англ. average variable costs), исчисляемые путем деления переменных издержек на объем производства;

средние валовые издержки или полная себестоимость единицы изделия АТС (англ. average total costs ), которые определяют как сумму средних переменных и средних постоянных издержек или как частное от деления валовых издержек на объем выпуска.

Расходы на совершение рыночных сделок называются трансакционными издержками. Это издержки на сбор и обработку информации о состоянии рынка, на поиск покупателя (продавца) и ведение с ним переговоров и заключение контракта, а также на контроль за его соблюдением. Нобелевский лауреат Рональд Коуз в своей знаменитой статье «Природа фирмы» выдвинул концепцию (ее теперь разделяют большинство экономистов), согласно которой наиболее эффективно рыночные сделки осуществляются через фирмы, а не между индивидуумами. Говоря иначе, покупая товар в магазине, покупатель экономит на трансакционных издержках. По мнению Р. Коуза, «экономия на трансакционных издержках по сравнению с индивидуумами является одной из главных причин существования фирм вообще»

.