logo
Экономика1

18. Спрос. Закон и кривая спроса. Неценовые факторы влияющие на спрос. Построение модели индивидуального и совокупного спроса. Различные товары и характер спроса на них.

Спрос – экономическая категория, платежеспособная потребность.

Закон спроса– выявляет причинно-обусловленную зависимость платежеспособности покупателя от изменения цен на рынке. При прочих равных условиях спрос меняется в обратной зависимости от цены.

Причины такой функциональной зависимости:

Эффект дохода– увеличение потребления нормального блага в результате падения его цены за счет увеличения реального дохода, вызванного снижением цены, и наоборот, сокращение потребления нормального блага в результате роста его цены за счет сокращения реального дохода, вызванного ростом цен.

Эффект замещения- реакция потребителя на повышение цены нормального блага, входящего в потребительскую корзину, приводящая к сокращению покупки подорожавшего блага и к увеличению покупки благ, которые могут заменить подорожавшие.

Закон спроса не действует:

- при ажиотажном спросе, вследствие увеличения цен;

- для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, ценности);

- при переключении спроса на более качественные товары.

Функциональная зависимость между ценой и спросом (кривая спроса)– показывает какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент.

Qд = f(P) – обратная зависимость от цены.

Спрос: индивидуальный, рыночный (группа лиц), совокупный.

Характер спроса определяется неценовыми факторами: увеличением или снижением доходов.

Совокупный спрос– спрос всего населения на все произведенные товары и услуги в обществе за период времени.

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

- доходы покупателей

- количество покупателей

- изменение спроса на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары

- ожидание инфляции

АД = f(M*V). M - количество денег;Vскорость оборота;

По Фишеру M*V = P*Q

Если в обращении больше денег, чем надо – инфляция (обесценивание).

АД = C + J + G + Xn, гдеАД – совокупный спрос;

C – спрос населения на потребительские товары;

J – инвестиционный спрос;

G – спрос государственный;

Xn – разница между экспортом и импортом (чистый экспорт).

Кривая совокупного спроса:

Совокупный спрос определяется другими факторами:

- величина рыночной процентной ставки, если высокая (деньги дорогие, цены очень большие), если низкая (деньги дешевеют, цены уменьшаются).

- кассовые остатки, эффект богатства. Если инфляция, то бедность.

- разница между экспортом и импортом, дорожают внутренние товары – не покупают за границей, дешевые импортные товары вытесняют национальные товары.

Спрос и предложение – единство противоположностей. Спрос удовлетворен предложением. Предложение оказывает воздействие на размер и структуру спроса.

Товар – продукт труда для удовлетворения человеческих потребностей и предназначен для покупки / продажи.

Цели применения товаров:

- потребительские (одежда, пища, вещи);

- производственные (инвестиционные) – здания, сооружения, оборудование, сырьё.

В зависимости от того, кто использует и потребляет, товары:

- потребительские;

- производственные.

Взаимозаменяемые товары (субституты),например, чай-кофе-сок; билет на самолет-билет на поезд-билет на пароход.

Взаимодополняемые товары (комплементарии),например, автомобиль и бензин, лыжи и крепления.

Товар - созданный трудом общественная полезность, предназначенный для равноценного обмена на рынке на другой продукт.

Эластичность– одно из важных понятий экономической науки (по Маршалу).

Эластичностьпомогает углубить понимание процесса адаптации рынка к изменениям различных факторов, эластичность имеет много аспектов.

Товары неэластичного спроса(Ед<1) – это товары, при которых спрос практически не меняется как бы не менялись цены (хлеб, соль, спички, обувь, электроэнергия).

Товары эластичные(Ед>1) – при небольшом изменении цены, резко меняется спрос (товары роскоши, золото, антиквариат, бытовая техника).