18. Спрос. Закон и кривая спроса. Неценовые факторы влияющие на спрос. Построение модели индивидуального и совокупного спроса. Различные товары и характер спроса на них.
Спрос – экономическая категория, платежеспособная потребность.
Закон спроса– выявляет причинно-обусловленную зависимость платежеспособности покупателя от изменения цен на рынке. При прочих равных условиях спрос меняется в обратной зависимости от цены.
Причины такой функциональной зависимости:
Эффект дохода– увеличение потребления нормального блага в результате падения его цены за счет увеличения реального дохода, вызванного снижением цены, и наоборот, сокращение потребления нормального блага в результате роста его цены за счет сокращения реального дохода, вызванного ростом цен.
Эффект замещения- реакция потребителя на повышение цены нормального блага, входящего в потребительскую корзину, приводящая к сокращению покупки подорожавшего блага и к увеличению покупки благ, которые могут заменить подорожавшие.
Закон спроса не действует:
- при ажиотажном спросе, вследствие увеличения цен;
- для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, ценности);
- при переключении спроса на более качественные товары.
Функциональная зависимость между ценой и спросом (кривая спроса)– показывает какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент.
Qд = f(P) – обратная зависимость от цены.
Спрос: индивидуальный, рыночный (группа лиц), совокупный.
Характер спроса определяется неценовыми факторами: увеличением или снижением доходов.
Совокупный спрос– спрос всего населения на все произведенные товары и услуги в обществе за период времени.
Неценовые факторы, влияющие на спрос:
- доходы покупателей
- количество покупателей
- изменение спроса на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары
- ожидание инфляции
АД = f(M*V). M - количество денег;V – скорость оборота;
По Фишеру M*V = P*Q
Если в обращении больше денег, чем надо – инфляция (обесценивание).
АД = C + J + G + Xn, гдеАД – совокупный спрос;
C – спрос населения на потребительские товары;
J – инвестиционный спрос;
G – спрос государственный;
Xn – разница между экспортом и импортом (чистый экспорт).
Кривая совокупного спроса:
Совокупный спрос определяется другими факторами:
- величина рыночной процентной ставки, если высокая (деньги дорогие, цены очень большие), если низкая (деньги дешевеют, цены уменьшаются).
- кассовые остатки, эффект богатства. Если инфляция, то бедность.
- разница между экспортом и импортом, дорожают внутренние товары – не покупают за границей, дешевые импортные товары вытесняют национальные товары.
Спрос и предложение – единство противоположностей. Спрос удовлетворен предложением. Предложение оказывает воздействие на размер и структуру спроса.
Товар – продукт труда для удовлетворения человеческих потребностей и предназначен для покупки / продажи.
Цели применения товаров:
- потребительские (одежда, пища, вещи);
- производственные (инвестиционные) – здания, сооружения, оборудование, сырьё.
В зависимости от того, кто использует и потребляет, товары:
- потребительские;
- производственные.
Взаимозаменяемые товары (субституты),например, чай-кофе-сок; билет на самолет-билет на поезд-билет на пароход.
Взаимодополняемые товары (комплементарии),например, автомобиль и бензин, лыжи и крепления.
Товар - созданный трудом общественная полезность, предназначенный для равноценного обмена на рынке на другой продукт.
Эластичность– одно из важных понятий экономической науки (по Маршалу).
Эластичностьпомогает углубить понимание процесса адаптации рынка к изменениям различных факторов, эластичность имеет много аспектов.
Товары неэластичного спроса(Ед<1) – это товары, при которых спрос практически не меняется как бы не менялись цены (хлеб, соль, спички, обувь, электроэнергия).
Товары эластичные(Ед>1) – при небольшом изменении цены, резко меняется спрос (товары роскоши, золото, антиквариат, бытовая техника).
- 3. Предмет курса “Экономика”. Лауреаты Нобелевской премии по экономическим наукам.
- 4.Функции курса “Экономика” и значение его изучения. Сущность хозяйственной деятельности человека.
- 5. Методы экономических исследований. Значение метода экономического моделирования и функционального анализа в курсе “Экономика”.
- 3) Индукции и дедукции.
- 6. Возникновение, основные этапы и направления развития “Экономики” как науки.
- 40-70 Гг. XIX в. Два направления: марксизм и маржинализм (“предельный”)
- 7. Экономические потребности, экономические блага и экономические ресурсы общества, их структура и значение в общественном производстве.
- 8. Кругооборот благ и доходов как форма экономических связей между субъектами экономики.
- 9. Альтернативные издержки и производственные возможности экономических агентов микроэкономики. Модель производственных возможностей.
- 10. Экономический выбор, его проблемы и механизм осуществления в разных системах.
- 11. Экономические цели общества. Эффективность производства и её показатели.
- 12. Сущность экономической системы общества. Типы экономических систем, их сравнительный анализ.
- 4) Западная теория – ограниченность ресурсов и товаров:
- 14. Рынок. Его сущность, характерные черты, типы рынков, современные особенности.
- 15. Функции рынка. Преимущества и недостатки рыночного механизма.
- 16. Сущность рыночного механизма и его элементы (конкуренция, конъюнктура, рыночная цена). Рыночное равновесие.
- 17. Многообразие рыночных структур. Сущность и значение конкуренции, ее виды и формы. Особенности российского монополизма и пути создания конкурентной основы.
- 18. Спрос. Закон и кривая спроса. Неценовые факторы влияющие на спрос. Построение модели индивидуального и совокупного спроса. Различные товары и характер спроса на них.
- 19. Предложение. Закон и кривая предложения. Краткосрочная и долгосрочная деятельность фирм. Неценовые факторы, определяющие предложение. Построение модели индивидуального и совокупного предложения.
- 20. Эластичность: виды, факторы, расчет показателей, практическое применение эластичности спроса и предложения.
- 2. Эластичность спроса по доходу.
- 3.Перекрестная эластичность.
- 21. Рыночное равновесие. Механизм его установления. Равновесная цена. Роль государства в регулировании рыночного ценообразования.
- 22. Необходимость регулирования рыночной экономики. Основные направления государственного регулирования экономики в современных рыночных системах.
- 24. Фирма, предприятия: признаки, функции, цели. Экономические и организационно-правовые формы предприятий в рыночной экономике.
- 25. Издержки предприятий: явные и вмененные, трансакционные, постоянные и переменные, средние и предельные, их графики. Издержки фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 26. Доход фирмы и его разновидности. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Норма прибыли, рентабельность производства.
- 27. Условия совершенной конкуренции и экономическое поведение фирм при совершенной конкуренции. Роль совершенной конкуренции в экономике.
- 28. Условия возникновения и особенности чистой монополии. Формы монополий. Экономическое поведение фирм-монополистов.
- 29. Условия возникновения и особенности олигополистической конкуренции. Экономическое поведение фирм-олигополий.
- 30. Условия возникновения и особенности монополистической конкуренции. Экономическое поведение фирм при монополистической конкуренции.
- 31. Монопольная власть. Необходимость антимонопольного законодательства и основные направления его в разных странах. Потери общества от несовершенной конкуренции.
- 1991Г. В рф Закон “о конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках”.
- 32. Факторные доходы и их распределение по неоклассической теории.
- 33. Специфические особенности рынков факторов производства и формирование цен на экономические ресурсы.
- 34. Сущность капитала и его движение. Основной о оборотный капитал. Физический и моральный износ основного капитала. Амортизация.
- 35. Устройство и функционирование рынка капиталов. Фондовая биржа.
- 36. Предприятие и инвестирование. Формы и виды инвестирования фирмы. Источники инвестирования. Сущность дисконтирования.
- 37. Земля - специфический фактор производства. Различные школы о сущности и причинах земельной ренты (дифференциальной, абсолютной).
- 38. Рынок земли. Цена земли. Неоклассическая школа определения величины земельной ренты.
- 39. Сущность рынка труда и особенности его товара. Величина предложений и спроса на рынке труда, равновесная цена этого специфического товара. Функции рынка труда.
- 40. Рынок ценных бумаг. Виды ценных бумаг. Курс ценных бумаг. Биржевые индексы.
- 41. Государственный бюджет, его структура, источники. Дефицит, профицит бюджета. Государственный долг.
- 42. Налоги, их формы и виды, принципы налогообложения, функции налогов. Налоговая политика государства. Эффект Лаффера.
- 43. Национальная банковская система, ее роль в рыночной экономике. Функции банков. Банковские деньги.
- 44. Кредит, его формы, функции, принципы кредитования и роль в рыночной экономике. Направления изменений денежно-кредитной политики в ходе реформирования экономики нашей страны.
- 45. Суть денежно-кредитной политики государств рыночной экономики. Политика “дорогих” и “дешевых” денег.
- 46. Происхождение денег и их сущность. Функции денег. Современные подходы к анализу денег.
- 47. Денежное обращение и иго типы. Законы денежного обращения.
- 48. Сущность инфляции, ее причины и социально-экономические последствия. Измерение инфляции. Антиинфляционная политика государства.
- 49. Рынок труда и занятость населения. Сущность безработицы, ее причины, уровень, последствия. Закон Оукена. Инфляция и безработица. Социально-экономические меры сокращения безработицы.
- 50. Доходы населения, их виды и источники в рыночной экономике. Уровень жизни, стоимость жизни. Прожиточный минимум. Доходы населения и развитие экономики.
- 52. Заработная плата – основная форма дохода населения. Ее сущность, формы и современные системы. Принципы формирования средней и минимальной заработной платы.
- 53. Макроэкономика – особый раздел экономической теории. Система национальных счетов – инструмент регулирования макроэкономических процессов. Принципы снс.
- 54. Основные макроэкономические показатели: Валовый внутренний продукт и Валовый национальный продукт; Чистый национальный продукт и Национальный доход. Их роль в национальной экономике.
- 56. Экономическое содержание собственности. Формы собственности. Осуществление приватизации в России в ходе постсоциалистической трансформации экономики.
- 57. Сущность экономического роста., условия и источники экономического роста. Типы экономического роста. Показатели определения экономического роста.