logo
Экономика1

22. Необходимость регулирования рыночной экономики. Основные направления государственного регулирования экономики в современных рыночных системах.

Государство выполняет свои функции, применяя различные методы государственного регулирования.

Государственное регулирование экономики– система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

В современной экономике государственное регулирование осуществляется через систему особых методов – административно-правовых и экономических регуляторов.Административно-правовоерегулирование проявляется, прежде всего, в создании государством правовых основ экономики. Они применяются на уровне не только центральных (федеральных) правительств, сколько штатов и земель (в федеративных государствах), провинций и регионов (в унитарных государствах), а также местных (муниципальных) органов.Экономическое регулированиеиспользуется как для активизации нужных обществу форм деятельности, так и для ограничения и подавления нежелательных форм. Именно экономические регуляторы несут на себе основную нагрузку в процессе создания наиболее эффективных условий хозяйствования

К мерам прямого экономического регулирования, непосредственно воздействующих на производство товаров и услуг, относят целевое финансирование и государственные закупки.

Целевое финансирование – выделение денежных средств государством из бюджета целевым назначением для использования в качестве средства решения определенной социально-экономической проблемы или создания определенного объекта. Важнейшим объектом целевого финансирования являются государственные программы и заказы. Программы разрабатываются в различных областях, например, в сфере освоения космоса или мирового океана, строительства крупных сооружений, в проведении крупных научных исследований. При этом правительство делает соответствующий госзаказ фирмам на производство определенных видов продукции. Эти заказы надежны и выгодны, поэтому предприятия охотно участвуют в конкурсах на их получение.

Государственные закупки– часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета. Такие покупки осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупка оборудования) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования (например, закупки зерна и продовольствия для создания госрезервов).

Косвенное экономическое регулирование влияет на общественное производство в основном посредством мер бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики и осуществляется, например, с помощью предоставления налоговых льгот или льготных кредитов. (Подробнее механизм косвенного государственного регулирования будет рассмотрен в теме «Особенности экономической политики государства»).

Возможности и границы эффективности госрегулирования не могут получить точной количественной оценки, потому что имеют много аспектов. Особое значение имеет тот факт, что ресурсы, с помощью которых государство участвует в общественной жизни, - это, с одной стороны, все то, владельцем чего оно является, а с другой стороны – доходы и расходы бюджета. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, во втором – об их потоке. При этом особенность государства состоит в том, что, пользуясь законным правом принуждения, оно систематически осуществляет перераспределение, поэтому доля государственного сектора в национальном доходе, как правило, существенно отличается от его доли в совокупном капитале и в производстве реализуемых на рынке товаров и услуг.

23. Сущность предпринимательства. Экономические принципы предпринимательской деятельности. Изменение общего, среднего и предельного продукта в деятельности фирм. Учет действия закона убывающей отдачи и экономии от масштабов производства.

П/П или фирма– важнейший субъект рынка.П/П обладает производственной и финансовой самостоятельностью, юр. лицо, имеет счет в банке.

Фирмаосуществляет коммерческую деятельность, производит продукцию для продажи сцелью получить прибыль.

Результаты деятельности зависят от внешних условий, деятельность фирмы в рыночных условиях подвержена риску. Внутренняя организация деятельности фирмы всегда четко спланирована (бизнес-план), строгая иерархическая подчиненность субъектов внутри фирмы. Владелец (менеджер) принимает решения, осуществляет контроль.

Взгляды на экономическую природу фирм:

  1. фирма это определенное технико-производственное единство

  2. фирмаэто организационное единство коллективов

  3. фирмаэто экономически обособленная единица народного хозяйства.

Неоклассики:теория предельной полезности, математический аппарат – для качественной характеристики деятельности и повышения эффективности на основе оптимизации цен и объемов производства.

Хикс:аналогия между индивидом-потребителем (максимальная потребительская полезность при ограниченном бюджете) и поведение фирмы (желание максимальной прибыли при ограниченных возможностях производства).

Джоан Робинсон, Чемберлен: поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции (олигополии, монополии).

В хозяйственной практике понятия «предприятие» и «фирма»имеют некоторое отличие.Предприятиевыражает технологические и организационные аспекты хозяйственной деятельности субъекта.Фирма– более общее понятие, включающее помимо указанных аспектов и правовой. Она выступает, как юридическое лицо, обладающее собственностью и производящее на рынок товары и услуги. В состав фирмы могут входить одно или несколько предприятий.

Институционализская концепция – фирмапротивопоставляется рынку и рассматривается как определенный общественный институт, который создается, чтобы найти наилучший способ координации со всеми другими участниками производства и сократить трансакционные издержки (по переговорам, сделкам, оплате банковских операций, по поиску информации), фирма – коалиция владельцев фактора производства, связанные контрактами.

Понятие трансакционных издержек и право собственности (Коуз)– если в обществе слабо защищены права собственности, то трансакционные издержки увеличиваются, и вмешательство государства увеличивается.

Фирма– базовый субъект, звено рыночной экономики.

Теория предпринимательства: предприниматель– функционирующий капиталист, творческая, рисковая, новационная деятельность, ищет пути эффективного использования ресурсов, ищет свою нишу.Предприниматель- это инициативный человек, который берет на себя ответ­ственность и риск за дела на предприятии.

Предпринимательство - процесс создания нового, обладающего ценностью, экономического блага. Он предполагает принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности и получение в своем результате денежного дохода и личного удовлетворения достигнутым.

Предприниматель учитывает фактор времени и действие экономических законов:

- уменьшения отдачи от используемого увеличивающегося одного фактора при неизменном другом, в короткий период

- экономия на масштабах производства, на длительном периоде.

Общий результат трудовой деятельности - объем созданной продукции - является зависимым от функционирования основных факторов произ­водства, их количественного и качественного уровня. Эта связь выражается математической формулой, получившей название производственной функции.

Зависимость между любым набором факторов производства и максимально возможным объемом продукции, производимой из этого набора называется производственной функцией.Q=F(L,K), гдеQ- выход продукции,L,K– различное сочетание факторов производства

Производственная функция определяет,какой максимальный объем выпуска продукции можно получить при комбинации различных факторов производства.

Производственная функция показывает, что объем выпускаемой продукции функционально зависит от величины примененных средств производства, численности работников и количества использованной земли (что особенно важно для земледелия).

Производственная функциявыявляет тенденцию уменьшения зависимости хозяйственных результатов от количества применяемого живого труда и возрастающее значение техники.

Способ соединения факторов производства, их количественное и качественное соотношение – технология производства.В зависимости от соотношения факторов производства:

- трудоемкие (фондоемкие, материалоемкие). Математическое соотношение между объемом факторов производства и объемом продукции, с помощью производственной функции

Q=f(A,L,K,M)N;L-живой труд,K-капитал,M-материалы.

Q=f(L,K).

Теория предельной производительностидостаточно правильно описывает функциональные (количественные) зависимости между общей величиной выпуска изделий в их натуральном выражении и силой действия отдельных факторов.Эта зависимость представлена в математической форме в виде производственной функции:

Y = F (К, L, N), где

Y - объем продукции,

F - функция (выражение количественной зависимости),

R - средства производства (капитал),

L - труд,

N - земля.

Производственная функция в короткий период деятельности фирмы (меняется L-рабочая сила).

Как изменится общий продукт ТР, средний продукт АР, предельный продукт МР.

Общий продукт(totalproduct) – это количество экономического блага, произведенное с использованием некоторого количества фактора производства. Разделив общий продукт на израсходованное количество переменного фактора, можно получитьсредний продукт(averageproduct):

AP=Q:F

Предельный продукт(marginalproduct) определяется как прирост совокупного продукта, полученный в результате бесконечно малых приращений количества использованного переменного фактора:

Прирост продукции за счет увеличения на единицу количества переменного фактора называется предельным продуктом этого фактора. В рассматриваемом примере предельным продуктом труда МР L

С ростом использования какого-либо производственного фактора при прочих равных условиях рано или поздно достигается такая точка, в которой дополнительное применение переменного фактора ведет к снижению сначала относительного, а затем и абсолютного объемов выпуска продукции. В этом заключается закон убывающей предельной производительности.

В краткосрочный периоднепрерывное увеличение использования одного переменного ресурса (работника), при неизменном количестве другого ресурса (капитала) на определенном этапе приведет к прекращению роста отдачи (закон убывающей отдачи).

Поэтому факторы производства должны быть в определенной пропорциональности в соответствии с ресурсами.

Закон противоположной отдачине имеет предельного значения, т.к.в короткий период времени, нет НТП, другой фактор не меняется.

В долгосрочный период– меняется иL, иK,закон убывающей отдачи перестает действовать, меняются масштабы производства.

П/П должна выбрать стратегию в масштабах деятельности, объем производства.

Факторы производства должны использоваться фирмой с соблюдением определенной пропорциональности между постоянными и переменными факторами. Нельзя произвольно увеличивать количество переменных факторов на единицу постоянного фактора, поскольку в этом случае вступает в действие закон убывающей отдачи - непрерывное увеличение использования одного переменного ресурса в сочетании с неизменным количеством других ресурсов на определенном этапе приведет к прекращению роста отдачи, а затем и к ее снижению.

Существует много объяснений положительного и отрицательного эффекта масштаба. Экономия, обусловленная расширением масштабов производства, вызвана тем, что:

• по мере роста размеров предприятия увеличиваются возможности использования преимуществ специализации в производстве и управлении;

• на более крупных предприятиях может применяться высокопроизводительное и дорогостоящее оборудование;

• больше возможностей для диверсификации деятельности, развития побочных производств, выпуска продукции на базе отходов основного производства.

Отрицательный эффект масштаба возникает в связи с нарушением управляемости в чрезмерно крупной фирме:

• снижается эффективность взаимодействия между ее отдельными подразделениями, фирма становится «неповоротливой», теряется гибкость;

• затрудняется контроль за реализацией решений, принимаемых руководством фирмы;

• в отдельных подразделениях возникают локальные интересы, противоречащие интересам фирмы в целом;

• с ростом размеров фирмы увеличиваются издержки на передачу и обработку информации, необходимой для принятия решений, и т. п.