13. Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция: монополия, олигополия,монополистическая конкуренция.
Совершенная конкуренция – рыночная структура, характеризуемая большим количеством мелких фирм, однородностью продукции, свободой входа и выхода и равным доступом информации.
Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной.
Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.
Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:
Наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей), но не большего, чем при совершенной конкуренции.
Невысокие барьеры для вступления в отрасль. Это не означает, что открыть монополистическую конкурентную фирму легко. Такие сложности, как проблемы с оформлением регистраций, патентов и лицензий имеют место быть.
Чтобы выжить на рынке в долгосрочном периоде, монополистически конкурентной фирме необходимо производить разнородную, дифференцированную продукцию, отличающуюся от той, предлагаемой фирмами-конкурентами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу);
Совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;
Преимущественно неценовая конкуренция, крайне незначительно может влиять на общий уровень цен. Рекламирование продукции важно для развития.
Олигополия — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», компьютерных технологий, например, «Microsoft» и «Apple», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др.
Свойства олигополии
Доминирование на рынке небольшого количества продавцов-олигополистов
Очень высокие барьеры для вступления в отрасль
Чтобы выжить в долгосрочном периоде, фирме-олигополисту не обязательно производить дифференцированную продукцию
Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм: принимая решение, фирма-олигополист учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора
Небольшое количество товаров-заменителей продукции олигополистов
Олигополист может быть как прайс-мейкером, так и прайс-тейкером на рынке
В качестве количественного описания этой формы, может быть использовано следующее соотношение — доля четырех фирм-лидеров отрасли должна быть больше 40 %.
Чистая монополия — положение на рынке товаров и услуг, характеризующееся наличием только одного продавца данного вида товара или услуги.Характерными чертами данной ситуации являются: уникальность продукта, владение основными видами сырья, низкие средние затраты, патентные права, особые привилегии (лицензии). Чистые монополии возникают обычно там, где отсутствуют альтернативы данному товару или услуге, отсутствуют близкие заменители.Для чистой монополии характерен высокий уровень цен, дальнейший рост которых сдерживается только риском снижения спроса.
- 1. Предмет и функции экономической теории. Структура экономической теории.
- Структура эт
- 2. Общенаучные и частные методы экономической теории. Нормативный и позитивный анализ. Экономическая теория и экономическая практика
- 3. Появление и развитие экономической теории. Меркантилизм, физиократы, классическаяшкола, марксизм. Основные современные направления экономической мысли.
- 4. Производство и потребности. Классификация потребностей. Потребности и блага.
- 5. Производство и ресурсы. Виды экономических ресурсов. Факторы производства.
- 6. Ограниченность ресурсов и проблема выбора. Производственные возможности экономики.Закон вмененных издержек.
- 7. Понятие воспроизводства. Простое и расширенное воспроизводство. Основные и оборотные фонды. Амортизация.
- 8. Способы координации общественной жизни: традиции, рынок, команда. Натуральноехозяйство: его черты, и виды. Рыночное (товарное) хозяйство: условия развития, виды,особенности.
- 9. Собственность: сущность и содержание. Формы собственности.
- 10. Натуральное хозяйство и его основные черты. Товарное производство и его основныечерты. Условия возникновения и развития товарного производства.
- 11. Понятие рынка, его возникновение и развитие. Субъекты и объекты рынка
- 12. Структура и виды рынка. Функции рынка. Инфраструктура рынка.
- 13. Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция: монополия, олигополия,монополистическая конкуренция.
- 14. Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Изменение спроса и величины спроса.Индивидуальный и рыночный спрос.
- 15. Предложение. Закон предложения. Кривая предложения. Изменение предложения иизменение объема предложения. Индивидуальное и рыночное предложение.
- 16. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена иравновесный объем. Механизм рыночного ценообразования.
- 17. Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя.
- 18. Эластичность спроса по цене: Дуговая и точечная эластичность.
- 19. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу и факторы ееопределяющие.
- 20. Эластичность спроса и выручка предприятия.
- 21. Эластичность предложения по цене. Эластичность предложения в мгновенный,краткосрочный и долгосрочный периоды.
- 22. Потребности и полезность. Закон убывающей предельной полезности Кардинализм иординализм в теории потребления. Правило максимизации полезности.
- 1 Вариант ответа на вопрос
- 2 Вариантответа на вопрос
- 23. Предпринимательство: сущность, функции, виды. Организационно-правовые формыпредпринимательства
- 24. Фирма (предприятие) как хозяйственный субъект. Цели и виды фирмы.
- 25. Производственная функция в краткосрочном периоде. Закон убывающей отдачи. Общий,средний и предельный продукт: понятие, способы расчета и их взаимосвязь. Кривыепродукта и их формы.
- 26. Производственная функция в долгосрочном периоде. Изокванта. Предельная норматехнологического замещения.
- 27. Понятие издержек. Внешние и внутренние издержки. Экономические и бухгалтерскиеиздержки. Нормальная прибыль как элемент издержек.
- 2 Вариант ответа на вопрос
- 27Онятие издержек. Внешние и внутренние издержки. Эконом и бухгалтерские издержки. Нормальн прибыль как элемент издержек.
- 28. Издержки производства в краткосрочном периоде. Общие, средние и предельныеиздержки. Издержки производства в долгосрочном периоде.
- 29. Доходы предприятия: общий, средний и предельный. Прибыль и ее виды. Рентабельностьпредприятия и факторы ее роста.
- 30. Изокоста и ее свойства. Правило минимизации издержек. Равновесие производителя.Траектория роста.
- 32. Национальный доход. Чистый национальный продукт. Личный доход. Располагаемы доход. Индекс цен.
- 33. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Факторы, определяющие ее траекторию. Неценовые факторы совокупного спроса.
- 34. Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения. Кейнсианскийклассический и промежуточный отрезки. Неценовые факторы совокупного предложения.
- 35 Макроэкономическое равновесие: модель «ad-as». Изменение в равновесии.Смещениекривой совокупного спроса и его последствия. Эффект храповика. Последствия измененийсовокупного предложения.
- 36. Сущность денег. Функции денег.
- 37. Понятие и типы денежных систем. Денежное обращение. Типы систем денежнойобращения. Денежная масса и ее структура.
- 2 Вариан:
- 38. Денежно-кредитная система. Структура денежно-кредитной системы
- 39. Понятие финансовой системы и ее структура. Государственный бюджет. Бюджетныедефицит и государственный долг.
- 40. Основы теории налогов. Сущность и причины налогообложения. Кривая Лаффера. Видьналогов. Прогрессивные налоги и покупательская способность.
- 41. Спрос на деньги и их предложение. Равновесие на рынке денег. Классический и кейнсианский подходы. Уравнение Фишера.
- 2 Вариант:
- 42 Сущность и функции кредита. Формы кредита. Структура современной кредитнойсистемы
- 43. Содержание и черты экономического цикла. Причины циклических колебаний.Фазы цикла. Продолжительность экономических циклов. Антициклическое регулирование.
- 2 Вариант:
- 44. Безработица и ее формы. Естественный уровень безработицы. Экономические издержкабезработицы. Закон Оукена. Экономические и социальные последствия безработицы.
- 2 Вариант:
- I. Социальные последствия безработицы
- II. Экономические последствия безработицы
- 45. Инфляция, ее определение и измерение. Причины инфляции. Виды инфляцииЭкономические и социальные последствия инфляции. Антиинфляционная политика.