45. Инфляция, ее определение и измерение. Причины инфляции. Виды инфляцииЭкономические и социальные последствия инфляции. Антиинфляционная политика.
Инфляция — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги утратили часть своей реальной стоимости.
Противоположным процессом является дефляция — снижение общего уровня цен (отрицательный рост).
В экономической науке различают следующие причины инфляции:
Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения. Наиболее ярко выражено в военные и кризисные периоды.
Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях;
Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы;
Сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту цен, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег;
Виды инфляции:
Инфляция спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства. (Дефицит товара)
Инфляция предложения (издержек) — рост цен вызван увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.
Сбалансированная инфляция — цены различных товаров остаются неизменными друг относительно друга.
Несбалансированная инфляция — цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.
Прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов.
Непрогнозируемая инфляция — становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.
В зависимости от темпов роста различают:
Ползучую (умеренную) инфляцию (рост цен менее 10 % в год).
Галопирующую инфляцию (годовой рост цен от 10 до 50 %). Опасна для экономики, требует срочных антиинфляционных мер. Преобладает в развивающихся странах;
Гиперинфляцию (цены растут астрономическими темпами, достигая нескольких тысяч и даже десятков тысяч процентов в год). Возникает за счёт того, что для покрытия дефицита бюджета правительством выпускается избыточное количество денежных знаков.
снижение реальных доходов населения (при неравномерном росте номинальных
доходов)
Последствия инфляции:
обесценение сбережений населения (повышение процентов на вклады, какправило, не компенсирует падение реальных размеров сбережений);
потеря у производителей заинтересованности в создании вещественныхтоваров (увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращаетсяпроизводство относительно дешевых товаров);
усиление диспропорций между производством промышленной исельскохозяйственной продукции;
ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в силу снижениязаинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие;
ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальныхгрупп с твердыми доходами (пенсионеров, тужащих, студентов, чьи доходыформируются за счет госбюджета).
Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управлениеинфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своимпоследствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики можетбыть весьма узок с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживатьстимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.
Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономическойполитики:
1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничениекредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии смонетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулированиетемпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии стемпом роста ВВП).
2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать ростзаработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов,определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартнойпотребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Длясдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределыповышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдачакредитов и т. д.
- 1. Предмет и функции экономической теории. Структура экономической теории.
- Структура эт
- 2. Общенаучные и частные методы экономической теории. Нормативный и позитивный анализ. Экономическая теория и экономическая практика
- 3. Появление и развитие экономической теории. Меркантилизм, физиократы, классическаяшкола, марксизм. Основные современные направления экономической мысли.
- 4. Производство и потребности. Классификация потребностей. Потребности и блага.
- 5. Производство и ресурсы. Виды экономических ресурсов. Факторы производства.
- 6. Ограниченность ресурсов и проблема выбора. Производственные возможности экономики.Закон вмененных издержек.
- 7. Понятие воспроизводства. Простое и расширенное воспроизводство. Основные и оборотные фонды. Амортизация.
- 8. Способы координации общественной жизни: традиции, рынок, команда. Натуральноехозяйство: его черты, и виды. Рыночное (товарное) хозяйство: условия развития, виды,особенности.
- 9. Собственность: сущность и содержание. Формы собственности.
- 10. Натуральное хозяйство и его основные черты. Товарное производство и его основныечерты. Условия возникновения и развития товарного производства.
- 11. Понятие рынка, его возникновение и развитие. Субъекты и объекты рынка
- 12. Структура и виды рынка. Функции рынка. Инфраструктура рынка.
- 13. Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция: монополия, олигополия,монополистическая конкуренция.
- 14. Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Изменение спроса и величины спроса.Индивидуальный и рыночный спрос.
- 15. Предложение. Закон предложения. Кривая предложения. Изменение предложения иизменение объема предложения. Индивидуальное и рыночное предложение.
- 16. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена иравновесный объем. Механизм рыночного ценообразования.
- 17. Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя.
- 18. Эластичность спроса по цене: Дуговая и точечная эластичность.
- 19. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу и факторы ееопределяющие.
- 20. Эластичность спроса и выручка предприятия.
- 21. Эластичность предложения по цене. Эластичность предложения в мгновенный,краткосрочный и долгосрочный периоды.
- 22. Потребности и полезность. Закон убывающей предельной полезности Кардинализм иординализм в теории потребления. Правило максимизации полезности.
- 1 Вариант ответа на вопрос
- 2 Вариантответа на вопрос
- 23. Предпринимательство: сущность, функции, виды. Организационно-правовые формыпредпринимательства
- 24. Фирма (предприятие) как хозяйственный субъект. Цели и виды фирмы.
- 25. Производственная функция в краткосрочном периоде. Закон убывающей отдачи. Общий,средний и предельный продукт: понятие, способы расчета и их взаимосвязь. Кривыепродукта и их формы.
- 26. Производственная функция в долгосрочном периоде. Изокванта. Предельная норматехнологического замещения.
- 27. Понятие издержек. Внешние и внутренние издержки. Экономические и бухгалтерскиеиздержки. Нормальная прибыль как элемент издержек.
- 2 Вариант ответа на вопрос
- 27Онятие издержек. Внешние и внутренние издержки. Эконом и бухгалтерские издержки. Нормальн прибыль как элемент издержек.
- 28. Издержки производства в краткосрочном периоде. Общие, средние и предельныеиздержки. Издержки производства в долгосрочном периоде.
- 29. Доходы предприятия: общий, средний и предельный. Прибыль и ее виды. Рентабельностьпредприятия и факторы ее роста.
- 30. Изокоста и ее свойства. Правило минимизации издержек. Равновесие производителя.Траектория роста.
- 32. Национальный доход. Чистый национальный продукт. Личный доход. Располагаемы доход. Индекс цен.
- 33. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Факторы, определяющие ее траекторию. Неценовые факторы совокупного спроса.
- 34. Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения. Кейнсианскийклассический и промежуточный отрезки. Неценовые факторы совокупного предложения.
- 35 Макроэкономическое равновесие: модель «ad-as». Изменение в равновесии.Смещениекривой совокупного спроса и его последствия. Эффект храповика. Последствия измененийсовокупного предложения.
- 36. Сущность денег. Функции денег.
- 37. Понятие и типы денежных систем. Денежное обращение. Типы систем денежнойобращения. Денежная масса и ее структура.
- 2 Вариан:
- 38. Денежно-кредитная система. Структура денежно-кредитной системы
- 39. Понятие финансовой системы и ее структура. Государственный бюджет. Бюджетныедефицит и государственный долг.
- 40. Основы теории налогов. Сущность и причины налогообложения. Кривая Лаффера. Видьналогов. Прогрессивные налоги и покупательская способность.
- 41. Спрос на деньги и их предложение. Равновесие на рынке денег. Классический и кейнсианский подходы. Уравнение Фишера.
- 2 Вариант:
- 42 Сущность и функции кредита. Формы кредита. Структура современной кредитнойсистемы
- 43. Содержание и черты экономического цикла. Причины циклических колебаний.Фазы цикла. Продолжительность экономических циклов. Антициклическое регулирование.
- 2 Вариант:
- 44. Безработица и ее формы. Естественный уровень безработицы. Экономические издержкабезработицы. Закон Оукена. Экономические и социальные последствия безработицы.
- 2 Вариант:
- I. Социальные последствия безработицы
- II. Экономические последствия безработицы
- 45. Инфляция, ее определение и измерение. Причины инфляции. Виды инфляцииЭкономические и социальные последствия инфляции. Антиинфляционная политика.