logo
gotovye_ekonomicheskaya-teoriya_1

45. Инфляция, ее определение и измерение. Причины инфляции. Виды инфляцииЭкономические и социальные последствия инфляции. Антиинфляционная политика.

Инфляция  — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги утратили часть своей реальной стоимости.

Противоположным процессом является дефляция — снижение общего уровня цен (отрицательный рост).

В экономической науке различают следующие причины инфляции:

  1. Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения. Наиболее ярко выражено в военные и кризисные периоды.

  2. Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях;

  3. Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы;

  4. Сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту цен, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег;

Виды инфляции:

В зависимости от темпов роста различают:

  1. Ползучую (умеренную) инфляцию (рост цен менее 10 % в год).

  2. Галопирующую инфляцию (годовой рост цен от 10 до 50 %). Опасна для экономики, требует срочных антиинфляционных мер. Преобладает в развивающихся странах;

  3. Гиперинфляцию (цены растут астрономическими темпами, достигая нескольких тысяч и даже десятков тысяч процентов в год). Возникает за счёт того, что для покрытия дефицита бюджета правительством выпускается избыточное количество денежных знаков.

снижение реальных доходов населения (при неравномерном росте номинальных

доходов)

Последствия инфляции:

обесценение сбережений населения (повышение процентов на вклады, какправило, не компенсирует падение реальных размеров сбережений);

потеря у производителей заинтересованности в создании вещественныхтоваров (увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращаетсяпроизводство относительно дешевых товаров);

усиление диспропорций между производством промышленной исельскохозяйственной продукции;

ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в силу снижениязаинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие;

ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальныхгрупп с твердыми доходами (пенсионеров, тужащих, студентов, чьи доходыформируются за счет госбюджета).

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управлениеинфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своимпоследствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики можетбыть весьма узок с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживатьстимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.

Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономическойполитики:

1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничениекредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии смонетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулированиетемпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии стемпом роста ВВП).

2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать ростзаработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов,определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартнойпотребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Длясдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределыповышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдачакредитов и т. д.