logo
gotovye_ekonomicheskaya-teoriya_1

17. Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя.

В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема предложения. В результате установления равновесия выигрывают и потребители и производители. Поскольку цена равновесия обычно ниже максимальной цены, которую потребитель готов заплатить за товар, то образуется излишек, который на рисунке 6.4 описывается площадью РmaxEPE.

Потребительский излишек – это разница между максимумом цены, который потребитель готов заплатить за единицу товара и той ценой, которую он заплатил, т.е. равновесной ценой, сложившейся на рынке.

В свою очередь, равновесная цена, как правило, выше минимальной цены, которую могли бы предложить фирмы с наиболее совершенными методами производства. Тем самым, излишек производителя графически представлен на рис. площадью Pmin PEЕ.

Излишек производителя – это разность между тем, что производители фактически получают за единицу товара и тем минимумом цены, который они готовы за него получить.

Рынки существуют до тех пор, пока участие в рыночных отношениях добровольно. Действие рынков приводит к тому, что каждый, кто на них продает или покупает, становится богаче, чем был бы, не участвуя в обмене.

Общие выгоды от торговли при этом равны сумме излишка потребителя и излишка производителя.

Концепция излишка потребителя и производителя объясняет распределение налогового бремени. Введенный налог частично оплачивается потребителем, за счет потребительского излишка, который мог бы быть получен при цене без включенного налога. Частично налог оплачивается и производителем за счет того излишка, который они могли бы получить при цене без включенного налога.