2 Вариантответа на вопрос
Потребительское поведение рассматривается с позиции кардиналистской и ординалистской концепций. Кардиналистская концепция исходит из того, что потребитель умеет измерять предельную полезность товаров и услуг, в соответствии с которой он строит свои потребительские предпочтения.
Под предельной полезностью понимается прирост общей полезности товара при увеличении объема его потребления на одну единицу.
По мере того, как количество потребляемого товара растет, предельная полезность каждой дополнительной единицы уменьшается.
В этом заключается закон предельной полезности, лежащий в основе закона спроса.
Потребитель располагает свои потребности в соответствии с собственными предпочтениями и стремится приобрести на ограниченный доход такой набор товаров, который позволил бы ему в максимальной степени удовлетворить потребности. Это достижимо лишь при соблюдении правила максимизации полезности, при котором предельные полезности приобретаемых товаров в расчете на одну денежную единицу оказываются одинаковыми.
Подход с позиций ординалистской концепции потребительского выбора предполагает использование кривых безразличия и бюджетной линии. Здесь индивидуальные предпочтения товаров строятся не на количественном измерении полезности, а на способности покупателей точно сказать, предпочитают ли они набор товаров А другому набору товаров В, либо наоборот, или оба набора потребителю безразличны. Полезность имеет в этом случае порядковую измеримость.
Кривая безразличия графически изображает наборы продуктов, обладающих одинаковой полезностью. Множество кривых безразличия составляет карту безразличия, где более высокая кривая безразличия отображает относительно большую полезность.
Кривые безразличия имеют нисходящий характер и демонстрируют уменьшающиеся предельные нормы замещения (МRS), в соответствии с которыми одно благо может быть замещено другим без изменения общей величины полезности для потребителя.
Если кривые безразличия характеризуют предпочтения потребителя, то бюджетная линия определяет его возможности. Она представляет собой прямую линию с отрицательным наклоном, графически отображающую множество наборов из двух продуктов, требующих одинаковых затрат на их приобретение. Точка касания бюджетной линией самой высокой кривой безразличия определяет равновесие потребителя. В этой точке он максимизирует удовлетворение потребностей. МRS в данной точке равна обратному соотношению цен товаров.
Правило потребительского выбора в кардиналистской концепции:
Правило потребительского выбора в ординалистской концепции
В точке С находится оптимальный для потребителя набор.
- 1. Предмет и функции экономической теории. Структура экономической теории.
- Структура эт
- 2. Общенаучные и частные методы экономической теории. Нормативный и позитивный анализ. Экономическая теория и экономическая практика
- 3. Появление и развитие экономической теории. Меркантилизм, физиократы, классическаяшкола, марксизм. Основные современные направления экономической мысли.
- 4. Производство и потребности. Классификация потребностей. Потребности и блага.
- 5. Производство и ресурсы. Виды экономических ресурсов. Факторы производства.
- 6. Ограниченность ресурсов и проблема выбора. Производственные возможности экономики.Закон вмененных издержек.
- 7. Понятие воспроизводства. Простое и расширенное воспроизводство. Основные и оборотные фонды. Амортизация.
- 8. Способы координации общественной жизни: традиции, рынок, команда. Натуральноехозяйство: его черты, и виды. Рыночное (товарное) хозяйство: условия развития, виды,особенности.
- 9. Собственность: сущность и содержание. Формы собственности.
- 10. Натуральное хозяйство и его основные черты. Товарное производство и его основныечерты. Условия возникновения и развития товарного производства.
- 11. Понятие рынка, его возникновение и развитие. Субъекты и объекты рынка
- 12. Структура и виды рынка. Функции рынка. Инфраструктура рынка.
- 13. Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция: монополия, олигополия,монополистическая конкуренция.
- 14. Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Изменение спроса и величины спроса.Индивидуальный и рыночный спрос.
- 15. Предложение. Закон предложения. Кривая предложения. Изменение предложения иизменение объема предложения. Индивидуальное и рыночное предложение.
- 16. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена иравновесный объем. Механизм рыночного ценообразования.
- 17. Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя.
- 18. Эластичность спроса по цене: Дуговая и точечная эластичность.
- 19. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу и факторы ееопределяющие.
- 20. Эластичность спроса и выручка предприятия.
- 21. Эластичность предложения по цене. Эластичность предложения в мгновенный,краткосрочный и долгосрочный периоды.
- 22. Потребности и полезность. Закон убывающей предельной полезности Кардинализм иординализм в теории потребления. Правило максимизации полезности.
- 1 Вариант ответа на вопрос
- 2 Вариантответа на вопрос
- 23. Предпринимательство: сущность, функции, виды. Организационно-правовые формыпредпринимательства
- 24. Фирма (предприятие) как хозяйственный субъект. Цели и виды фирмы.
- 25. Производственная функция в краткосрочном периоде. Закон убывающей отдачи. Общий,средний и предельный продукт: понятие, способы расчета и их взаимосвязь. Кривыепродукта и их формы.
- 26. Производственная функция в долгосрочном периоде. Изокванта. Предельная норматехнологического замещения.
- 27. Понятие издержек. Внешние и внутренние издержки. Экономические и бухгалтерскиеиздержки. Нормальная прибыль как элемент издержек.
- 2 Вариант ответа на вопрос
- 27Онятие издержек. Внешние и внутренние издержки. Эконом и бухгалтерские издержки. Нормальн прибыль как элемент издержек.
- 28. Издержки производства в краткосрочном периоде. Общие, средние и предельныеиздержки. Издержки производства в долгосрочном периоде.
- 29. Доходы предприятия: общий, средний и предельный. Прибыль и ее виды. Рентабельностьпредприятия и факторы ее роста.
- 30. Изокоста и ее свойства. Правило минимизации издержек. Равновесие производителя.Траектория роста.
- 32. Национальный доход. Чистый национальный продукт. Личный доход. Располагаемы доход. Индекс цен.
- 33. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Факторы, определяющие ее траекторию. Неценовые факторы совокупного спроса.
- 34. Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения. Кейнсианскийклассический и промежуточный отрезки. Неценовые факторы совокупного предложения.
- 35 Макроэкономическое равновесие: модель «ad-as». Изменение в равновесии.Смещениекривой совокупного спроса и его последствия. Эффект храповика. Последствия измененийсовокупного предложения.
- 36. Сущность денег. Функции денег.
- 37. Понятие и типы денежных систем. Денежное обращение. Типы систем денежнойобращения. Денежная масса и ее структура.
- 2 Вариан:
- 38. Денежно-кредитная система. Структура денежно-кредитной системы
- 39. Понятие финансовой системы и ее структура. Государственный бюджет. Бюджетныедефицит и государственный долг.
- 40. Основы теории налогов. Сущность и причины налогообложения. Кривая Лаффера. Видьналогов. Прогрессивные налоги и покупательская способность.
- 41. Спрос на деньги и их предложение. Равновесие на рынке денег. Классический и кейнсианский подходы. Уравнение Фишера.
- 2 Вариант:
- 42 Сущность и функции кредита. Формы кредита. Структура современной кредитнойсистемы
- 43. Содержание и черты экономического цикла. Причины циклических колебаний.Фазы цикла. Продолжительность экономических циклов. Антициклическое регулирование.
- 2 Вариант:
- 44. Безработица и ее формы. Естественный уровень безработицы. Экономические издержкабезработицы. Закон Оукена. Экономические и социальные последствия безработицы.
- 2 Вариант:
- I. Социальные последствия безработицы
- II. Экономические последствия безработицы
- 45. Инфляция, ее определение и измерение. Причины инфляции. Виды инфляцииЭкономические и социальные последствия инфляции. Антиинфляционная политика.