logo search
Модуль 3 по ЭТ

1.5. Государственное регулирование доходов. Система социальной защиты населения

Государственное регулирование доходов прежде всего направлено на перераспределение доходов, накапливаемых в бюджете страны.

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Доходы государства распределяются по следующим основным расходным статьям:

Распределение доходов в странах с рыночной экономикой осуществляется в результате свободной игры рыночных сил, но и на основе государственного регулирования различных потоков доходов путем их перераспределения.

Перераспределение доходов происходит при необходимости развития какой-либо сферы. Инструментом перераспределения при этом служит изменение объема статей бюджета для поддержки развития той или иной отрасли. Формами перераспределения являются:

  1. Субсидии - пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам.

  2. Дотации - безвозмездная финансовая помощь государства для компенсации издержек, потерь убыточных предприятий, погашения разницы между оптовыми и розничными ценами.

  3. Субвенции - вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели; в отличие от дотации подлежат возврату в случае не целевого использования или использования не в установленные сроки.

  4. Налоговые льготы - частичное или полное освобождение налогоплательщиков (физических и юридических лиц) от налогов. Налоговые льготы являются одним из элементов налоговой политики и преследуют социальные и экономические цели. Во внешнеэкономической сфере налоговые льготы наиболее широко применяются для поощрения иностранных инвестиций.

Система социальной защиты граждан в экономике выражается в государственной социальной политике, которая представляет собой целенаправленную деятельность государства в области ослабления дифференциации доходов, смягчения противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращения социальных конфликтов на экономической почве. Посредством государственной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения.

Характер и содержание социальной политики зависят от степени вмешательства государства в управление социальными процессами.

Социальная политика осуществляется на разных условиях экономической деятельности. Так, можно говорить о социальной политике фирмы (корпорации) в отношении своего персонала, о региональной и общегосударственной социальной политике. Учитывая тесную взаимосвязь современного мира, можно говорить о государственной социальной политике (например, в решении глобальных экологических проблем, преодолении социально-экономического отставания отдельных групп стран и даже континентов).

На практике социальная политика государства выступает в форме социальной защиты граждан. К важнейшим характеристикам термина «социальная защита» относят: виды и организационно-правовые формы социальной защиты, категории граждан, которым оказывается социальная помощь или которые охвачены социальным страхованием.

Социальная защита работников включает в себя следующие направления:

Выводы

Рынок труда является важным структурным звеном факторных рынков. Особенностью рынка труда является переплетение социальной и экономической мотивации к труду и занятости, определяемой динамикой оплаты труда, возможностями трудоустройства индивидов в соответствии с профессиональными знаниями и квалификацией, возможностями карьерного роста.

Спрос и предложение на рынке труда формируются под влиянием ценового и неценовых факторов, прежде всего заработной платы как цены фактора «труд». Регулирующая функция заработной платы в современной экономике дополняется активной деятельностью государства по обеспечению сбалансированности спроса и предложения труда, достижению занятости и снижению уровня безработицы.

Безработица означает существование избыточного экономически-активного населения. Безработица обусловлена нестабильностью экономического развития, кризисами и спадами в экономике и реализуется в форме циклической, структурной, фрикционной, естественной, сезонной и скрытой формах существования незанятого экономически активного населения.

Государственное регулирование занятости направлено на стимулирование экономического роста и развития экономики, недопущения массовой безработицы в условиях экономического кризиса; прогнозирование возможного высвобождения работников в условиях спадов в экономике, структурных преобразований, осуществление переподготовки кадров и создание новых рабочих мест для привлечения высвобождаемых работников к новым видам деятельности. По отношению к существующей безработице задачи государственных структур направлены на обеспечение учета незанятого населения, предоставления рабочих мест, определения величины и продолжительности выплат пособий по безработице.

Формирование и распределение рыночного дохода осуществляется на основе оценки участия индивида в общественно-полезных действиях в соответствии с собственностью на факторы производства – труда, земли, капитала и предпринимательства.

Функциональное распределение доходов означает получение доходов в хозяйственной деятельности экономических агентов в формах заработной платы, ренты, процента и прибыли. Распределение доходов по факторам производства объективно приводит к неравенству. Неустойчивость рыночной среды и несбалансированность рынков приводят к усилению имущественной дифференциации и существованию проблемы бедности.

Государственная политика в области доходов направлена на создание условий для повышения деловой активности предпринимательских структур в экономике, стимулов к высокоэффективному труду и производству и как, следствие повышение доходов населения, уровня и качества жизни, формирование общества благосостояния. По отношению к социально-уязвимым слоям населения государство должно создать систему социальной защиты и использовать инструментарий адресной социальной поддержки, включающий трансфертные платежи, установление прожиточного минимума и минимальной заработной платы, индексацию доходов населения с фиксированными доходами.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем особенность функционирования рынка труда?

2. Какие факторы влияют на динамику спроса на фактор «труд»?

3. Какую роль играет заработная плата на изменение предложения фактора «труд»?

4. Назовите неценовые факторы предложения фактора «труд»?

5. В чем сущность проблемы выбора индивида между потреблением и досугом?

6. Что понимается под заработной платой? В чем особенность номинальной и реальной заработной платы?

7. Какую роль играют формы и системы оплаты труда в повышении эффективности использования фактора «труд»?

8. Что понимается под «функциональным» и «вертикальным» распределением доходов?

9. Каковы направления государственного регулирования доходов в рыночной экономике? Какой используется инструментарий?

10. Какие элементы входят в систему социальной защиты граждан?

Основные понятия

Фактор «труд»

Заработная плата

Повременная заработная плата

Сдельная заработная плата

Рыночный доход

Кривая Лоренца

Коэффициент Джини

Система социальной защиты граждан

Прожиточный минимум