11. Организация и управление качеством продукции
Выживаемость любого предприятия определяется его уровнем конкуре-сти, который в основном определяется качеством продукции и его ценой.
Качество – это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Качество характеризует меру потребительной стоимости, степень ее пригодности и полезности.
Качество продукции формируется под воздействием следующих факторов: восприимчивости предприятий к использованию достижений НТП; постоянно меняющихся требований рынка; уровня квалификации персонала, его образования и культуры, применяемых материальных и моральных стимулов. Качество продукции оценивается на основе измерения определяющих ее свойств по десяти группам показателей: назначения, надежности, технологичности, уровня стандартизации и унификации продукции, эргономики, эстетики, транспортабельности, экологичности, безопасности и патентно-правовой чистоты. Значение показателей качества продукции определяется методами: экспериментальным, органолептическим, социологическим и экспертных оценок.
Качество продукции обеспечивается совместной деятельностью всех структурных подразделений, служб и отделов предприятия. Интегральным экономическим фактором обеспечения качества продукции является цена качества, которая определяется суммой расходов, затраченных на контроль, и издержек, понесенных предприятием вследствие отказов изделий.
Система управления качеством продукции представляет собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством. Важное место в этой системе занимает служба управления качеством, основными задачами которой являются: • защита репутации предприятия; • защита потребителя от дефектной продукции; • сокращение объема непроизводственных работ; • предупреждение брака; • участие в разработке новой прод. и технологических процессов.
Функции: служба управления качеством:
• координация работ по достижению требуемого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара (научные исследования, изготовление, контроль, сервисное обслуживание);
• расчет затрат по обеспечению качества продукции в цехах и на предприятии в целом;
• определение затрат, обусловленных влиянием различных факторов на достижение требуемого уровня качества с целью устранения или сокращения отходов;
• координация деятельности всех служб, сотрудничающих в вопросах качества, в разработке конкретных целей в этой области и информация их о достигнутых результатах;
• сотрудничество со службой материально-технического обеспечения, оказание ей содействия в выборе поставщиков и постоянного обновления их «рейтинга» по качеству и участие в разработке четко сформулированных требований с указанием расчетов, предъявляемых поставщикам;
• организация обучения качеству работы своих сотрудников, а также сотрудников других служб, занимающихся вопросами качества;
• активное участие в подготовке кадров и в других действиях с целью стимулирования качества продукции.
Выработка и реализация многих управленческих решений в области качества происходят в процессе технического контроля, представляющего систему методов, средств и мероприятий, в результате которых идентифицируется качество готовой продукции, полуфабрикатов и сырья требованиям стандартов и межцеховым нормам, а также обеспечивается выработка высококачественной продукции в соответствии с этими нормативными документами и стандартами.
Задачи технического контроля:
• предупреждение влияния случайных и субъективных факторов на качество выпускаемой продукции;
• обеспечение соблюдения заданного технолог-кого режима;
• установление требуемого качества готовой продукции.
Функции технического контроля выполняет служба технического контроля предприятия, которая может включать отдел технического контроля, центральную лабораторию, лаборатории цехов, группы контроля и др. Служба технического контроля подчиняется непосредственно директору предприятия.
На предприятиях технический контроль осуществляется по двум направлениям:
• контроль качества сырья, полуфабрикатов и товарной прод.;
• контроль параметров технологического режима.
Технический контроль охватывает все стадии производства и должен быть профилактическим, оперативным, точным, обязательным. При его организации необходимо установить: вид контроля (предварительный, промежуточный, окончательный), форму (лабораторный, визуальный), методы (сплошной, выборочный), частоту (периодичность), органы контроля, документацию по контролю и экономические санкции при несоблюдении стандартов и норм.
Сертификация продукции – это деятельность тех или иных органов или субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия продукции требованиям, установленными нормативными актами или конкретными стандартами или др. нормативными документами по стандартизации
- 1. Научные подходы и их использование в системе производственного менеджмента (спм)
- 2. Структура системы производственного менеджмента. Содержание отдельных подсистем системы производственного менеджмента
- 3 Специализация и кооперирование производства (организаций). Концентрация и комбинирование производства.
- 4. Менеджмент информационного обеспечения производства
- 5. Техническое и программное обеспечение системы управления произ-вом
- 7. Принципы рациональной организации производственного процесса
- 8. Организация и обслуживание рабочих мест на предприятиях
- 9. Основы оперативного управления производством
- 10. Управление материально-техническим обеспечением и запасами предприятия
- 11. Организация и управление качеством продукции
- 12. Организация планирования производства
- 13. Виды и показатели эффективности инновационного менеджмента?
- 14. Анализ и прогнозирование организационно-технического уровня производства
- 15. Основные направления совершенствования функционирования основных и вспомогательных производств предприятия
- 16.Принятие управленческого решения в сфере производства
- 17.Состав, содержание и функции производственной инфраструктуры
- 18. Разработка бизнес-плана предприятия: принципы, виды, основные разделы бизнес-плана и их содержание
- 19. Формирование производственного коллектива. Концепции и виды мотивации
- 20. Производственная структура предприятия и факторы, оказывающие на нее влияние.
- 21. Основы формирования технической и социальной политики организации
- Вопрос 22. Формы и методы государственного регулирования экономики Республики Беларусь.
- Экономические функции государства
- Основные виды и инструменты государственного регулирования экономики
- Вопрос 23. Белорусская модель социально-экономического развития.
- 24. Содержание и порядок разработки стратегического плана организации
- Вопрос 25. Основные черты и характерные особенности Белорусской экономической модели.