logo
Ответы ПМВО

24. Содержание и порядок разработки стратегического плана организации

Стратегическое планирование - формирование стратегии предприятия на длительный период времени. Стратегия поведения фирмы на рынке определяется конкурентоспособностью фирмы и ее товаров, уровнем научно-технического и ресурсного потенциала фирмы на основе анализа сетки развития товара и рынка. Виды стратегий: Стратегии охвата рынка; Стратегии разработок новых товаров; Ресурсной стратегии; Стратегии ценообразования; Стратегии стимулирования сбыта; Стратегии рекламы товара; Стратегии роста фирмы; Формирования стратегии фирмы относятся к разным предприятиям с разными научно-техническим потенциалом, уровнем конкурентоспособности, целями, традициями и т.д. Поэтому считаем целесообразным конкретные стратегии, определять исходя из имеющихся возможностей, целей фирмы и конкретной ситуации.

Для дальнейшего совершенствования методов формирования рыночной стратегии фирм, отраслей, страны в целом, на наш взгляд, следует:

1) шире применять к проблеме системный, функциональный, воспроизводственный и другие подходы к менеджменту;

2) от множества матриц, перечислений факторов, видов стратегий и т.д. следует переходить к конкретным зависимостям.

Содержание и порядок разработки стратегических планов предприятия. Стратегических план содержит следующие разделы: Экономическая эффективность производства - план воздействие на показатели эффективности на предприятии; Нормы и нормативы - разработка плана на основе прогрессивных, технически и экономически обоснованные нормативов расхода материалов, сырья и т.д.; Производство и реализация продукции - определение оптимального объёма продукции.; Материально-техническое снабжение - устанавливается потребность предприятия в материальных ресурсах и источники её погашения.; Персонал и оплата труда - устанавливается количественная и качественная потребность предприятия в персонале.; Издержки производства, прибыль и рентабельность - на основе планируемых издержек рассчитывается планируемая прибыль и рентабельность.; Инновации - техническое и организационное развитие предприятия.; Инвестиции и капитальное строительство - обоснование инвестиционных решений; Охрана природы; Социальное развитее коллектива; Фонды специального назначения - размеры и направления использование средств фондов: накопления, фонд потребления и др.; Финансовый план -баланс доходов и расходов предприятия на предстоящий период.

Процесс планирования состоит из следующих этапов:

  1. Определение целей планирования

  2. Анализ проблемы - определяется текущая ситуация на момент составления плана и формируется конечная ситуация.

  3. Поиск альтернатив - среди возможных путей разрешения проблемной ситуации отыскиваются подходящие действия.

  4. Прогнозирование - представление о развитии ситуации.

  5. Оценка (выбор лучшей альтернативы).

  6. Принятие планового решения - выбирается и оформляется.

Для расчета целей и задач по составлению разделов стратегического плана используют:

1. Объем годовых продаж по группам продуктов.

2. Годовую прибыль и убыток по подразделениям

3. Годовой экспорт и его отношение к общему объему продаж по подразделениям

4. Изменение в наборе продуктов и доле рынков

5. Программу капитальных ежегодных затрат

6. Годовые денежные потоки (финансовый план)

7. Баланс на конец последнего года плана

8. Политику погашений и приобретений (в цифрах)

Стратегические планы должны разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей организации, а не конкретного индивида. Они должны обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах. Стратегические планы придают фирме определенность, индивидуальность.

Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Формальное планирование способствует снижению риска при принятии решения. Качество стратегических планов во многом определяет возможность достижения конечных результатов стратегического менеджмента.

Одним из основных факторов качества планов является степень соблюдения при планировании научных подходов к менеджменту и принципов планирования. Если плановые показатели не будут достаточно обоснованными, то как бы мы хорошо ни работали на последующих этапах, результат будет неудовлетворительным.