logo search
lektsii_po_OET_prilichnye

3. Налоговая система

О важности налогов и необходимости их уплаты метко выразился в свое время Бенджамин Франклин: "Платить налоги и умереть должен каждый". Налоги -плата за цивилизованность, необходимое условие существования государства.

Налог -это устанавливаемая законом форма отчуждения собственности физических и юридических лиц в пользу субъектов государственной или местной власти, строящаяся на основе безвозмездности, безвозвратности, обязательности.

Налог -это:

  1. обязательный взнос в бюджет;

  2. изъятие части дохода или собственности субъекта, не сопровождающееся каким-либо обязательством со стороны налоговых органов;

  3. определенный по размерам и срокам платеж;

  4. юридически устанавливаемый платеж.

Налоговая система - это:

  1. совокупность налогов, законно взимаемых на территории страны;

  2. система методов и принципов налогообложения;

  3. система распределения платежей по звеньям бюджетной системы;

  4. государственные налоговые органы, обеспечивающие сбор налогов.

Современные системы налогообложения сложились в результате длительной эволюции. Налоги знали еще в древности. В разные времена вводились довольно экзотические виды налогов: на окна и дымовые трубы, на соль, на бани и огороды и пр.

Современные системы налогообложения ориентированы на эффективность.Но эффективность налоговой системы достижима лишь при условии ее построения с учетом принципасправедливости.То есть налогообложение должно быть справедливым в глазах общественного мнения. Это определяет следующие основные принципы установления налогов:

Существуют различные признаки классификации налогов.

По методу взиманияразличают прямые и косвенные налоги.

Прямые -это налоги, устанавливаемые непосредственно на доход или имущество, поэтому их называют ещеподоходно-поимущественными.

Так, подоходный налог уплачивается с полученного дохода, налог на имущество уплачивают собственники определенных видов имущества.

Косвенныеналоги -это налоги на товары или услуги, оплачиваемые в цене товара, или включенные в тариф. Косвенные налоги называют ещеналогами на потребление.

Это такие налоги как акциз, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины. Хотя они попадают в бюджет разными путями, но в итоге оплачиваются потребителем товаров, так как включаются в стоимость последних.

Прямые налоги преобладают в ФРГ, Канаде, США, Японии, а косвенные -во Франции и Италии.

В зависимости от того, какой уровень власти устанавливает, взимает и распоряжается полученными средствами, налоги подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные.

С позиций роли в формированиидоходов региональных бюджетов налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие.

Закрепленныефиксируются полностью или частично на длительный период как доходный источник определенного уровня бюджета, поступают непосредственно в региональные и местные бюджеты.

Регулирующие"дополняют" региональные бюджеты до уровня "необходимой достаточности", они ежегодно перераспределяются между бюджетами разных уровней с целью покрыть дефицит.

В качестве регулирующих, например, используются акцизы, налог на добавленную стоимость, подоходный налог.

Введем ряд понятий, необходимых для характеристики системы налогообложения. Это -элементы налога. Каждый налог содержит такие элементы как: субъект, объект, предмет, налоговая база, налоговая ставка, налоговые льготы.

Субъект налогообложения(налогоплательщик) -это лицо, на котором лежит обязанность уплатить налог за счет собственных средств.

Согласно принципу постоянного местопребывания (резидентства) налогоплательщиковделят на лиц:

Субъекты налогообложения различаются и по другим признакам:

Объект налогообложения -это те юридические причины, которые обусловливают обязанность уплатить налог.

Например, право собственности на землю обусловливает необходимость уплаты собственником земельного налога; перепродажа ценных бумаг, получение наследства и т.д. влекут за собой необходимость уплаты соответствующих налогов.

Предмет налогообложения - этопризнаки фактического характера, которые обосновывают взимание соответствующего налога.

К примеру, земельный участок -предмет налогообложения, но объект, как уже было указано, -право собственности на него.

Налоговая база(основа налога) -часть предмета налогообложения, на которую начисляются налоги.

Налоговая база всегда меньше предмета налогообложения.

Ставка налога -размер налога на единицу налогообложения.

По методу установления различают твердые ставки и долевые. При методе твердых ставокна каждую единицу налогообложения устанавливается абсолютная сумма налога (например, 1000р. за 1га пашни). Долевые ставкивыражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекты ставки называются процентными. Они характерны для налогообложения прибыли, дохода (например, 12процентов с каждого рубля зарплаты).

Метод налогообложения -это порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы.

Выделяют три основных метода налогообложения, в соответствии с которыми формируются три типа налогов: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

При пропорциональном налогообложении для каждого налогоплательщика равна ставка (а не сумма) налога. Пропорциональныйналог означает неизменность ставки при изменении величины базы налогообложения.Пример пропорционального налогообложения -налог на прибыль. Ставка налога одинакова для плательщиков, имеющих прибыль в любых размерах. Исторически пропорциональные налоги рассматривались как справедливые.

Налог является прогрессивным,если его средняя ставка повышается по мере возрастания налоговой базы.Он предусматривает не только большую абсолютную сумму, но также и большую долю взимаемого дохода по мере роста налоговой базы. Примером прогрессивного налога является подоходный налог с физических лиц (граждан).

Регрессивныйналог предполагает понижение ставки по мере ростадохода. Он может приносить большую абсолютную сумму, но составлять меньшую долю по мере роста доходов налогоплательщика. В экономическом смысле регрессивными являются косвенные налоги (например, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины) которые представляют собой надбавку к цене товара. Покупатели одного и того же товара платят одинаковую сумму с единицы товара, обложенного косвенным налогом. Поскольку часто люди с разными доходами приобретают одни и те же товары, то в доходах более состоятельных людей они составляют меньшую долю.

Налоговые льготы -полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством.

Различают три вида налоговых льгот: изъятия, скидки, налоговые кредиты.

Изъятия -это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов налогообложения. Например, не подлежит налогообложению прибыль, полученная от производства продуктов детского питания.

Скидки -это льготы, так же как и изъятия направленные на сокращение налоговой базы. Скидки часто связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика. Например, при взимании налога на прибыль в 1997г. исключается часть прибыли, идущая на развитие производства и жилищное строительство.

Налоговые кредиты -льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или суммарного налога. Большинство видов налогового кредита является безвозвратным и бесплатным (в отличие от банковского кредита). Применяют такие формыналогового кредита, как:

В цивилизованной рыночной экономике налоговая система должна выполнять следующие функции:

  1. фискальную,то есть обеспечения бюджета необходимыми доходами для финансирования государственных социально-экономических функций .Эта задача была единственной на ранних этапах становления налоговых систем. Она превалирует в развивающихся странах в ущерб другим функциям;

  2. социальную,то есть налоговая система должна способствовать реализации принципов социальной справедливости. Признано, что косвенное налогообложение несет потенциал социальной несправедливости. Несправедливость косвенных налогов усматривается и в том, что они стимулируют инфляцию. В связи с задачами реализации принципа социальной справедливости и стимулирования экономической деятельности актуальна проблема двойного налогообложения. Она возникает при неурегулированности налогообложения АО при параллельном налогообложении всей прибыли акционерных компаний и дивидендов акционеров этой же компании. В современной практике двойное налогообложение чаще всего связано с проведением фирмами зарубежных операций, которые могут подпадать под несогласованное налогообложение двух или нескольких стран.

  3. регулирующую,то есть функцию стимулирования экономической деятельности. Особенно актуальна эта задача в отношении прямых налогов. Так, в теории и практике западного налогообложения признано, что изъятие посредством налогообложения более 50 % прибыли подрывает стимулы частнопредпринимательской деятельности;

Налоги все больше используются для регулирования отраслевой и территориальной структуры производства.

Синтетическим показателем степени тяжести налогов для компаний, граждан, страны в целом является налоговое бремя,то есть доля всех уплачиваемых налогов в годовом доходе какой-либо группы субъектов.

В 90-х годах в Российской Федерации стала формироваться налоговая система, соответствующая требованиям социально ориентированной рыночной хозяйственной системы и федеративного государственного устройства.

В 1991году был принят Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Закон установил перечень налогов, сборов и пошлин, определил права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В соответствии с Законом впервые налоги были разделены на три вида: федеральные; субъектов федерации; местные. Существенные изменения были внесены Указом Президента РФ № 2268от 22декабря 1993г. Современная налоговая система и перечень основных видов налогов даются в новом Налоговом кодексе Российской Федерации37.

Рассмотрим основные виды налогов,применяемых в Российской Федерации.

Существует острая необходимость в радикальной реформе действующей налоговой системы России. Основные недостатки существующей в Российской Федерации налоговой системы:

  1. Чрезмерная тяжесть налогового бремени (особенно на предпринимательский сектор)

  2. Нестабильность и запутанность нормативной базы и процедур налогообложения, приводящие к большим затратам на содержание налоговой системы.

  3. Односторонняя направленность налогообложения на изъятие доходов, недостаточная стимулирующая составляющая.

  4. Значительные возможности уклонения от уплаты налогов.

В силу наличия указанных и других недостатков в российской налоговой системе предполагается ее реформирование. Одним из главных условий реформы является принятие Налогового кодекса Российской Федерации. Основные направления налоговой реформы: