3. Приватизация: сущность, цели, этапы, результаты и проблемы.
Наиболее сложной проблемой в системе рыночных преобразований является приватизация государственной и муниципальной собственности. Под приватизациейпринято понимать "передачу государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность"10.
Процессы приватизации, которые развиваются в России и других постсоциалистических странах, не являются уникальными в мировом хозяйственном развитии. Причиныширокомасштабной приватизации 70х, 80-х годовв западном миремногогранны, являются конкретно-историческими. Западноевропейская приватизация обусловлена определеннойстадией экономического развития, сменой общественных приоритетов,в том числе, отказом от идеологии "государства благоденствия", в определенной мере, -недостаточной эффективностью работы госсектора.
Западный мир накопил значительный опыт осуществления приватизации, который необходимо анализировать и использовать. Однако, ни темпы, ни масштабы, ни цели и условия их приватизации несоизмеримы с российскими. К примеру, широко пропагандируемый опыт британской приватизацииограничивается преобразованием в частныенескольких десятков государственных предприятий в течение полутора десятков лет.Существенным ограничением для России в заимствовании форм и механизмов приватизации является то, что имевшийся до сих пор мировой опыт приватизации базируется на рыночной экономике.
Начатую в нашей стране с 1 октября 1992 года приватизацию называют “чековой”, или “ваучерной”, так как основным платежным средством на первом этапе выступали приватизационные чеки. Применение приватизационных чеков ограничивалось объектами государственной собственности. Муниципальная собственность не могла быть приватизирована путем использования приватизационных чеков.
Начало чековой приватизации было положено Указом Президента РФ “О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации” от 14 августа 1992 года № 914.
Первый этап приватизации, определенный Государственной программой приватизации, поставил следующие социально-экономические цели этого процесса:
Формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики.
Повышение эффективности деятельности предприятийпутем их приватизации.
Социальнаязащита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации.
Содействие процессу стабилизации финансовогоположения в Российской Федерации.
Создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства.
Привлечение иностранных инвестиций.
Создание условийи организационных структурдля расширения масштабов приватизации на последующих этапах.
Реальная экономическая результативность приватизации 1992 - 1994 г.г. не может быть оценена однозначно. Трудно выделить специфическое воздействие фактора приватизации на кризисный спад экономики. Одной из проблем оценки эффективности приватизационных процедур, последствий и результатов приватизации является отсутствие необходимой статистики. Государственные органы статистики собирают и обобщают статистику хода приватизации,не ориентируясь на ее социально-экономическую результативность.
Официальная оценка результатов первого этапа приватизации Госкомимуществом была весьма оптимистичной. “Приватизация в России состоялась... Создан обширный класс собственников... Создан фондовый рынок... Россия может рассчитывать на быстрый экономический подъем в самое ближайшее время”.
Однако, это мнение не разделяли не только экономисты - исследователи, но и федеральные властные структуры, региональные и местные органы власти, деловые круги России, указывая на нереализованность поставленных Государственной программой стратегических целей, проблемы и провалы ее конкретных шагов11.
Общая картина экономического положения в Псковской области, по завершении первого приватизационного этапа, выглядит весьма неблагоприятно. В 1995 году значительно увеличилось количество убыточных предприятий, удельный вес которых составил 45 процентов (1994 г. - 44 %, 1993 г. – 11 %, 1992 г. - 24 %, 1991 - 6 %). В 1991-1995 гг. наблюдался заметный спад промышленного производства в области: объем промышленного производства 1995 года составил 34 % к 1990 г.
Таблица C. Динамика объемов промышленного производства в Псковской области (в процентах к предыдущему году)12
| 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1998 | 1999* |
Продукция промышленности |
95 |
86 |
90 |
59 |
79 |
107 |
119 |
Производство товаров народного потребления |
109 |
84 |
93 |
67 |
69 |
104 |
144 |
в том числе: |
| ||||||
продовольствен-ные товары |
91 |
72 |
100,3 |
73 |
71 |
102 |
146 |
непродовольствен-ные товары |
123 |
100 |
86 |
59 |
64 |
106 |
119 |
* данные девятимесяцев
Понятно, что сжатые сроки разработки программ, недостаток опыта подобной работы и дефицит квалифицированных специалистов обусловили слабость аналитического обоснования приватизационных программ, отсутствие в них рекомендаций по формам и методам приватизации, учитывающим региональную и производственную специфику, мировой опыт ее осуществления. Все это в значительной мере предопределило результаты первых приватизационных мероприятий и их последствия. К недостаткам первого этапа приватизации следует отнести следующее:
Из-за слишком поспешного преобразованиягосударственных предприятий в акционерные общества, последние оказались неподготовленными к работе в условиях рынка.
При проведении чековой приватизации практически нерешенной оказалась задача защиты прав и интересов владельцев приватизационных чеков. Выпуск приватизационных чеков был осуществлен в нарушение Закона “Об именных приватизационных счетах и вкладах”, при этом полностьюотсутствовал контроль со стороны органов государственной власти за деятельностью чековых инвестиционных фондови других организаций, работавших с приватизационными чеками граждан, что создало основу для финансовых афер, обмана граждан и других злоупотреблений.
Характерно приобретение за бесценок контрольных пакетов акций лицами(чаще всего, из администрации предприятий), которые не обеспечили хотя бы сдерживания спада производства на купленных предприятиях.
Значительная часть акций приватизированных предприятий, в соответствии с моделями приватизации использованными в Российской Федерации, осталась в собственности государства. По итогам российской приватизации в 1995 году совокупный частный сектор по числу впервые превысил государственный (50,5 и 49,5 % соответственно). По доле произведенной продукции в ВВП этот рубеж не был преодолен.
Следовательно, многие организации с точки зрения экономических форм собственности, превратились в смешанные. По завершении акционирования встает проблема управления смешанными предприятиямипри сохранении контроля государства над ними, или при необходимости,реализации пакета акций, закрепленных за государством.
Кратко остановимся на финансовых аспектах приватизации. Федеральные и местные программы предусматривали определенные нормативы распределения средств по бюджетам разных уровней. Учитывая "ваучерный" характер первого этапа нашей приватизации, нельзя было и ожидать поступления значительных средств от приватизации государственного имущества. Они действительно оказались весьма незначительными, что подтверждается как данными по Российской Федерации в целом, так и по Псковской области, представленных в таблице и диаграммах.
Таблица D. Доходы от приватизации в Российской Федерации (млрд. руб.)13
| 1993 г. | 1994 г. |
Общая сумма доходов от приватизации | 310.1 | 734.7 |
В т.ч. в федеральный бюджет | 62.6 | 113.5 |
В бюджеты территорий | 247.6 | 621.2 |
Доля доходов от приватизации в общем объеме налоговых поступлений |
0.8 |
0.5 |
Совокупный федеральный доход от приватизации в 1995 г. составил 7,6 трлн. рублей, а по итогам 9 мес. 1996 г. - 1 трлн. рублей.
Доходы от приватизации в Псковской области оказались на уровне среднероссийских показателей и не превысили одного процента от доходов бюджета:
Несмотря на незначительную величину средств, полученных от приватизации на первом этапе, следует иметь в виду, что полученные доходы - специфический вид финансовых ресурсовгосударства, регионов и приватизируемых предприятий. Это надлежит учесть на втором (денежном) этапе приватизации. Нецелесообразно использовать полученные доходы на покрытие текущих бюджетных расходов и пополнение оборотных средств, что чаще всего имело место. Уместно привести замечание бывшего премьер-министра Великобританиилорда Макмиллана, сравнившего приватизацию с распродажей фамильного серебра.Доходы от приватизации - единовременный источник, по завершении программ приватизации он исчезает, а вместе с ним исчезает и улучшенная за ее счет сбалансированность бюджетов всех уровней, стабилизация финансового положения предприятий. Кроме того, следует иметь в виду, что приватизация имущества не создает дополнительного продукта в вещественной форме. "Накачка" приватизационных денег в обращение - дополнительный фактор инфляции.
С 1 июля 1994 года начался новый этап приватизационных процессов - денежная приватизация. Указом Президента РФ введены в действие “Основные положения Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года”.
На новом этапе приватизации определены следующие приоритеты:
продажа пакетов акций не менее 25 процентовуставного капиталакрупным инвесторам;
привлечение иностранных инвестиций;
совершенствование системы управления государственной и муниципальной собственностью;
решение вопросов приватизации сельскохозяйственных земель;
поддержка социальной сферы при приватизации предприятий;
развитие рынка ценных бумаг;
отработка схемы взаимодействия органов государственного управления с неплатежеспособными предприятиями в совершенствовании процедур банкротства.
Не исключено, что второй этап приватизации может явиться лишь логическим продолжением ваучерного этапа. Экономическая эффективность, заявленная как цель второго этапа, может оказаться такой же недостижимой, как и социальная справедливость, провозглашенная официальной идеологией первого этапа. Озабоченность такой перспективой высказывается многими политическими деятелями и экономистами - исследователями14.
- Раздел I. Введение в общую экономическую теорию Глава 1. Основные этапы становления и развития экономической теории
- 1. Основные этапы становления и развития экономической теории
- 2. Главные направления современной экономической мысли
- 3. Краткая характеристика российской экономической мысли
- 4. Предмет и методология
- Глава 2. Экономические системы и экономические ресурсы.
- Экономическая система общества: сущность и структура.
- Экономические ресурсы: типы, виды, ограниченность.
- Глава 3. Собственность и модели организации экономической системы.
- 1. Собственность как экономическая категория и право собственности.
- 2. Формы собственности в современном хозяйстве.
- 3. Приватизация: сущность, цели, этапы, результаты и проблемы.
- Раздел II. Основы рыночной экономики Глава 1. Основные черты становления и функционирования рыночного хозяйства
- 1. Условия становления, сущность и функции рынка.
- 2. Товар и его свойства
- 3. Деньги: их функции и формы
- 4. Многокритериальный характер структуры рынка.
- 5. Экономическая роль государства в современной рыночной экономике.
- Глава 2. Рыночный механизм. Основы теории спроса и предложения
- 1. Теории стоимости и цены
- 2. Анализ рыночного спроса
- 3. Анализ рыночного предложения
- 4. Формирование рыночной цены. Рыночное равновесие
- 5. Эластичность спроса и предложения
- Раздел III. Микроэкономика Глава 1. Микроэкономика как часть экономической теории
- 1. Методология и основные понятия микроэкономики
- Глава 2. Поведение потребителей в рыночной экономике
- 1. Принципы рационального поведения потребителя. Потребительские предпочтения. Кривая и карта безразличия.
- 2. Бюджетные ограничения. Изменение покупательной способности потребителя. Условие потребительского равновесия
- Глава 3. Фирма в системе рыночных отношений. Организационная структура предпринимательства.
- 1. Фирма как субъект рыночного хозяйства.
- 2. Организационно-правовые формы предпринимательства.
- Глава 4. Теория издержек. Предпринимательский капитал
- 1. Экономический и бухгалтерский подход к определению издержек и прибыли.
- 2. Постоянные и переменные издержки. Закон убывающей предельной отдачи.
- 3. Средние и предельные издержки производства
- 4. Предпринимательский капитал.
- Глава 5. Оптимальное поведение фирмы в различных моделях рынка
- 1. Равновесие конкурентной фирмы
- Прекращение предложения конкурентной фирмой
- 2. Условие максимизации прибыли монополистом
- 3. Социально-экономические последствия монополии. Антимонопольная политика государства.
- Глава 6. Рынки факторов производства и распределение доходов. Заработная плата
- 1. Спрос на экономические ресурсы
- 2. Рынок труда и заработная плата
- 3. Монополизм на рынке труда. Деятельность профсоюзов в условиях рыночного хозяйства.
- Глава 7. Рыночные отношения в аграрном производстве. Земельная рента и ее виды.
- 1. Аграрное производство и аграрные отношения
- 2. Земельная рента: сущность и формы
- Раздел IV. Макроэкономика Глава 1. Введение в макроэкономику
- Макроэкономика: понятие, цели и инструменты
- 2. Воспроизводственная и отраслевая структура национальной экономики
- 3. Метод "затраты-выпуск" и модель межотраслевого баланса в анализе и прогнозировании структурных взаимосвязей в экономике
- Глава 2. Национальная экономика: результаты и их измерение. Валовой национальный продукт.
- 1. Характеристика основных макроэкономических показателей.
- 2. Структура и измерение валового национального продукта (внп
- 3. Макроэкономические показатели как измерители национальной экономической динамики.
- Глава 3. Экономический рост
- 1. Цели, эффективность и качество экономического роста
- 2. Факторы и типы экономического роста
- 3. Основные модели экономического роста
- Глава 4. Макроэкономическое равновесие на рынке благ.
- 1. Совокупный спрос
- 2. Совокупное предложение
- 3. Макроэкономическое равновесие в модели ad -as
- Глава 5. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы
- 1. Экономические циклы
- 2. Безработица: типы, измерение, социально-экономические последствия
- 3. Инфляция: измерение, причины, формы и последствия
- Глава 6. Теоретические основы макроэкономического регулирования рыночной экономики
- 1 Классическая и кейнсианская макроэкономические концепции
- 2.Потребление, сбережения, инвестиции
- 3.Кейнсианская модель макроэкономического равновесия и инвестиции.Эффект мультипликатора.
- 4. Финансовая политика государства: интерпретация с помощью кейнсианской модели
- Глава 7. Государственные финансы. Бюджетная и налоговая система в условиях рыночного хозяйства.
- 1. Государственные финансы: сущность, функции, структура.
- 2. Государственный бюджет. Бюджетная система. Бюджетный федерализм.
- 3. Налоговая система
- Глава 8. Банковская система и денежно-кредитная политика государства
- 1. Кредит в рыночной экономике
- 2. Двухуровневая банковская система: Центральный и коммерческие банки.
- 3. Денежный рынок
- 4. Денежно-кредитная политика: цели и инструменты
- Глава 9. Современные макроэкономические проблемы и концепции
- 1. Кривая Филлипса. Стагфляция
- 2. Современные макроэкономические концепции
- Глава 10. Введение в региональную экономику. Региональная экономическая политика в российской федерации
- 1. Предмет и задачи курса «Региональная экономика». Территориальное развитие и региональная экономика
- 2. Государственное регулирование территориального развития. Региональная экономическая политика государства
- 3. Проблемы совершенствования региональной политики
- Раздел V. Мегаэкономика.
- Глава 1. Интернационализация хозяйственной жизни. Международная торговля. Международные валютно-финансовые отношения
- 1. Интернационализация хозяйственной жизни. Мировое хозяйство.
- 2. Теории международной торговли и торговая политика. Россия в мировой торговле.
- 3. Международные валютно-финансовые отношения.
- Раздел I. Введение в общую экономическую теорию 3