1. Совокупный спрос
Анализ макроэкономического равновесия осуществляется при помощи агрегирования, то есть формирования совокупных показателей, называемых агрегатами. Важнейшими агрегатами являются:
реальный объем национального производства;
уровень цен (агрегатные цены) всей совокупности товаров и услуг.
Когда речь идет об агрегатных показателях, то часто в расчет берутся не абсолютные их значения, а темпы роста (прироста). В частности, если рассматривают уровень цен в национальной экономике, то учитывают дефлятор ВНП (национального дохода).
Совокупный спрос (AD)- это количество произведенной продукции, на которую предъявляется покупательский спрос в национальной экономике.
Наиболее важным фактором, влияющим на величину совокупного спроса, является уровень ценв национальной экономике. Между уровнем цен и объемом национального производства, на который предъявляется спрос, существуетобратная, отрицательнаясвязь.
Рисунок 42. Кривая совокупного спроса
Кривая совокупного спроса (AD) показывает зависимость между уровнем цен в национальной экономике (Р) и совокупным спросом на товары и услуги (Y). Кривая совокупного спроса построена для заданного уровня богатства общества.
Нисходящий характер кривой совокупного спроса связывают с:
эффектом богатства: падением покупательной способности с ростом уровня цен при неизменном уровне общественного богатства;
эффектом процентной ставки: повышение уровня цен обусловливает рост ставок по коммерческому кредиту, следовательно, возможности заимствования потребителями, фирмами, государством снижаются, снижается и совокупный спрос;
эффектом импортных закупок: если уровень цен в национальной экономике повышается, потребители стремятся переключить спрос на импортные товары, следовательно, спрос на продукцию национального производства сокращается.
Основными составляющими совокупного спросаявляются: потребительские расходы, инвестиции, государственные закупки и чистый экспорт. Изменения в совокупном спросе связаны с изменением какой-либо из этих составляющих или их совместным изменением. Графически изменение совокупного спроса интерпретируется смещением кривой совокупного спроса вправо (AD1- рост совокупного спроса) или влево (AD2- его снижение).
Рисунок 43. Изменение совокупного спроса
Смещение кривой совокупного спроса может быть связано с изменением по крайней мере одной из его составляющих, как-то:
изменение в потребительских расходах, которое может произойти по причинам:
изменения благосостояния потребителейвследствие изменения рыночной цены акций или реальной стоимости недвижимости и земли. Это - значимый фактор в национальных хозяйствах развитых стран, где значительная часть населения вкладывает свои сбережения в акции и недвижимость;
изменения ожиданий потребителей(инфляционных ожиданий или ожиданий увеличения доходов);
накапливаемой задолженности потребителей. Этот фактор, влияющий на изменение потребительского спроса, важен для тех государств, где активно используется кредитование потребителей. Если накопилась большая потребительская задолженность по кредитам, то потребители сокращают текущий спрос;
изменений в налогообложении индивидуальных доходов. Снижение налогов на доходы населения стимулирует потребительский спрос, а увеличение дает противоположный эффект.
изменения в инвестиционных расходахв связи со следующими основаниями:
изменения процентных ставок по кредитам, которые происходят по не зависящим от изменения уровня цен причинам. Такие изменения могут быть связаны, например, со сжатием денежной массы в обращении;
ожиданием прибылейот вложений в производство. Хорошие перспективы бизнеса, к примеру, стимулируют инвестиционные расходы;
изменением налогообложения бизнеса. Снижение налогового бремени увеличивает прибыли и побуждает к инвестированию;
научно-техническим прогрессом.Научно-технические достижения и изобретения, которые могут дать заметный экономический эффект, побуждают частных предпринимателей закупать средства производства, необходимые для внедрения достижений в производство;
изменения в государственных расходах.Они, как правило, связаны с переориентацией в государственной внутренней или внешней политике;
изменения в чистом экспорте, происходящие в связи с:
изменениями в национальном продукте других стран, чаще - соседних. Рост национального продукта других стран обусловливает расширение возможностей экспорта нашей страны;
изменением курса национальной валюты: повышение курса определяет сужение возможностей экспорта, расширение импорта. Напротив, снижение курса национальной валюты делает экспорт более выгодным, а возможности импорта при этом сужаются.
- Раздел I. Введение в общую экономическую теорию Глава 1. Основные этапы становления и развития экономической теории
- 1. Основные этапы становления и развития экономической теории
- 2. Главные направления современной экономической мысли
- 3. Краткая характеристика российской экономической мысли
- 4. Предмет и методология
- Глава 2. Экономические системы и экономические ресурсы.
- Экономическая система общества: сущность и структура.
- Экономические ресурсы: типы, виды, ограниченность.
- Глава 3. Собственность и модели организации экономической системы.
- 1. Собственность как экономическая категория и право собственности.
- 2. Формы собственности в современном хозяйстве.
- 3. Приватизация: сущность, цели, этапы, результаты и проблемы.
- Раздел II. Основы рыночной экономики Глава 1. Основные черты становления и функционирования рыночного хозяйства
- 1. Условия становления, сущность и функции рынка.
- 2. Товар и его свойства
- 3. Деньги: их функции и формы
- 4. Многокритериальный характер структуры рынка.
- 5. Экономическая роль государства в современной рыночной экономике.
- Глава 2. Рыночный механизм. Основы теории спроса и предложения
- 1. Теории стоимости и цены
- 2. Анализ рыночного спроса
- 3. Анализ рыночного предложения
- 4. Формирование рыночной цены. Рыночное равновесие
- 5. Эластичность спроса и предложения
- Раздел III. Микроэкономика Глава 1. Микроэкономика как часть экономической теории
- 1. Методология и основные понятия микроэкономики
- Глава 2. Поведение потребителей в рыночной экономике
- 1. Принципы рационального поведения потребителя. Потребительские предпочтения. Кривая и карта безразличия.
- 2. Бюджетные ограничения. Изменение покупательной способности потребителя. Условие потребительского равновесия
- Глава 3. Фирма в системе рыночных отношений. Организационная структура предпринимательства.
- 1. Фирма как субъект рыночного хозяйства.
- 2. Организационно-правовые формы предпринимательства.
- Глава 4. Теория издержек. Предпринимательский капитал
- 1. Экономический и бухгалтерский подход к определению издержек и прибыли.
- 2. Постоянные и переменные издержки. Закон убывающей предельной отдачи.
- 3. Средние и предельные издержки производства
- 4. Предпринимательский капитал.
- Глава 5. Оптимальное поведение фирмы в различных моделях рынка
- 1. Равновесие конкурентной фирмы
- Прекращение предложения конкурентной фирмой
- 2. Условие максимизации прибыли монополистом
- 3. Социально-экономические последствия монополии. Антимонопольная политика государства.
- Глава 6. Рынки факторов производства и распределение доходов. Заработная плата
- 1. Спрос на экономические ресурсы
- 2. Рынок труда и заработная плата
- 3. Монополизм на рынке труда. Деятельность профсоюзов в условиях рыночного хозяйства.
- Глава 7. Рыночные отношения в аграрном производстве. Земельная рента и ее виды.
- 1. Аграрное производство и аграрные отношения
- 2. Земельная рента: сущность и формы
- Раздел IV. Макроэкономика Глава 1. Введение в макроэкономику
- Макроэкономика: понятие, цели и инструменты
- 2. Воспроизводственная и отраслевая структура национальной экономики
- 3. Метод "затраты-выпуск" и модель межотраслевого баланса в анализе и прогнозировании структурных взаимосвязей в экономике
- Глава 2. Национальная экономика: результаты и их измерение. Валовой национальный продукт.
- 1. Характеристика основных макроэкономических показателей.
- 2. Структура и измерение валового национального продукта (внп
- 3. Макроэкономические показатели как измерители национальной экономической динамики.
- Глава 3. Экономический рост
- 1. Цели, эффективность и качество экономического роста
- 2. Факторы и типы экономического роста
- 3. Основные модели экономического роста
- Глава 4. Макроэкономическое равновесие на рынке благ.
- 1. Совокупный спрос
- 2. Совокупное предложение
- 3. Макроэкономическое равновесие в модели ad -as
- Глава 5. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы
- 1. Экономические циклы
- 2. Безработица: типы, измерение, социально-экономические последствия
- 3. Инфляция: измерение, причины, формы и последствия
- Глава 6. Теоретические основы макроэкономического регулирования рыночной экономики
- 1 Классическая и кейнсианская макроэкономические концепции
- 2.Потребление, сбережения, инвестиции
- 3.Кейнсианская модель макроэкономического равновесия и инвестиции.Эффект мультипликатора.
- 4. Финансовая политика государства: интерпретация с помощью кейнсианской модели
- Глава 7. Государственные финансы. Бюджетная и налоговая система в условиях рыночного хозяйства.
- 1. Государственные финансы: сущность, функции, структура.
- 2. Государственный бюджет. Бюджетная система. Бюджетный федерализм.
- 3. Налоговая система
- Глава 8. Банковская система и денежно-кредитная политика государства
- 1. Кредит в рыночной экономике
- 2. Двухуровневая банковская система: Центральный и коммерческие банки.
- 3. Денежный рынок
- 4. Денежно-кредитная политика: цели и инструменты
- Глава 9. Современные макроэкономические проблемы и концепции
- 1. Кривая Филлипса. Стагфляция
- 2. Современные макроэкономические концепции
- Глава 10. Введение в региональную экономику. Региональная экономическая политика в российской федерации
- 1. Предмет и задачи курса «Региональная экономика». Территориальное развитие и региональная экономика
- 2. Государственное регулирование территориального развития. Региональная экономическая политика государства
- 3. Проблемы совершенствования региональной политики
- Раздел V. Мегаэкономика.
- Глава 1. Интернационализация хозяйственной жизни. Международная торговля. Международные валютно-финансовые отношения
- 1. Интернационализация хозяйственной жизни. Мировое хозяйство.
- 2. Теории международной торговли и торговая политика. Россия в мировой торговле.
- 3. Международные валютно-финансовые отношения.
- Раздел I. Введение в общую экономическую теорию 3