3. Проблемы совершенствования региональной политики
Для выявления истинного положения вещей в регионах трудно полагаться на официальную статистику. Она не предоставляет данных о действительном уровне доходов населения, действительных источниках существования миллионов бедствующих людей. В таких условиях нельзя проводить разумную социальную политику как в отношении отдельных групп населения, так и в отношении конкретных территорий.
Неудивительно, что общество с недоверием воспринимает меры по селективной поддержке регионов, часто расценивает их как поощрение центральной властью своих политических «любимчиков».
Отсутствие объективных критериев классификации регионовзаставляет пользоваться размытыми словесными характеристиками и группировками регионов.Так, в законах о федеральном бюджете на 1995-1996гг. использованы понятия «нуждающиеся» и «особо нуждающиеся» регионы, а для расчета трансфертов применялись показатели «бюджетной обеспеченности». В1996г. стали активно использоваться группировки типа «доноры» и «реципиенты», а в законе о бюджете-97 фигурируют «группа 1»,«группа II»и «группа III»(две первых -«северные» и «приравненные к северным» регионы, третья -все остальные).
Разумеется, любая группировка приемлема, если осуществляется по единому признаку и не претендует на роль универсальной характеристики. Но в соответствии с этими группировками осуществляется поддержка регионов! Предлагаются меры по «выравниванию»! Так, в программно-прогнозных материалах на 1996год Минэкономики РФ выделены регионы с «относительно высоким уровнем развития», «выше среднего», «со средним уровнем», «ниже среднего», «с низким уровнем» и с «крайне низким уровнем». В основу заложена «комплексная оценка социально-экономического уровня развития регионов(в баллах)». По этой классификации в одной группе оказались регионы, в которых среднедушевой ВРП различается на 60%о, уровень безработицы -в 4раза, обеспеченность местами в школах -более чем вдвое, продолжительность жизни -на 7лет и т.д. Что же в таком случае предлагают выравнивать авторы материалов при проведении государственного регулирования регионального развития?
Экономя на оценке региональной ситуации, мы неизбежно способствуем неэффективному использованию ресурсов «поддержки».
Для получения рассматриваемой оценки необходим учет совокупности системных оценок:
уровня и качества жизни всех групп населения региона;
всех составляющих экономического потенциала территории;
природно-ресурсного потенциала (в том числе в стоимостном выражении);
финансового состояния территории (включая все средства федерального бюджета, «оседающие» в данном регионе);
кризисных, чрезвычайных и др. аналогичных ситуаций и т.д.
Региональная аналитика -особый и самостоятельный предмет, но следует иметь в виду хотя бы то, что такая проблема существует и есть достаточно интересные и полезные наработкив этой области.
Современная российская региональная политика реализуется в условиях децентрализации функций государства, становления региональной самостоятельности и регионального самоуправления.Децентрализацию
государственной власти, передачу полномочий регионам нередко обозначают как федерализм,включая в это понятие не только расширение полномочий в управлении развитием территорий субъектов федерации, но и развитие местного самоуправления. В других случаях говорят о становлении местного самоуправления,подразумевая под последним также и расширение прав субъектов РФ.Безусловно, процессы становления федерализма и местного самоуправления тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены. Невозможно развивать местное самоуправление, управляя регионами уровня субъектов федерации исключительно из федерального центра, лишив субъекты РФ полномочий по решению региональных проблем. В то же время логика становления федерализма требует распространения самостоятельности в решении определенной части региональных проблем на уровень местных сообществ. Имея в виду единство и неразрывность процессов становления федерализма (и расширения в этой связи полномочий, прав и ответственности субъектов федерации) и местного самоуправления, а также в целях удобства,мы используем термин "региональное самоуправление"для обозначения обеих взаимосвязанных форм реорганизации региональных отношений.
Стремление к развитию регионального самоуправления и региональной самостоятельности обнаружилось на самых первых шагах социально - экономических реформ в нашей стране. Традиционная централизация управления региональным развитием не обеспечивала необходимых параметров территориального развития:сохранения и воспроизводства регионального потенциала, тормозила экономический рост, сдерживала повышение уровня жизни населения.
Это побуждало регионы к обособлению, региональной самостоятельности и, в чрезвычайных случаях (особенно проявившихся в национально-территориальных образованиях) -к сепаратизму. Реализация региональной самостоятельности на практике выразилась в различных формах так называемого регионального, или территориального хозрасчета. Вконце 80-х -начале 90-х годов проблемы регионального хозяйственного расчета широко обсуждались в печати, велись практические работы по внедрению хозрасчетных начал в управление региональным социально-экономическим развитием. Сегодня о региональном хозрасчете если и вспоминают, то как правило, как о неудачном широкомасштабном экономическом эксперименте, обреченном на провал. Как в период практического распространения регионального хозяйственного расчета, так и по прошествии времени особое неприятие в кругах экономистов-теоретиков вызывает термин "хозяйственный расчет", применяемый в региональном аспекте.
Мы не склонны считать термин "региональный хозрасчет" неприемлемым,учитывая расширенную трактовку категории "хозяйственный расчет"48.Вместе с тем, допуская терминологическое разнообразие в обозначении форм территориальной самостоятельности, самоуправления и самофинансирования, не исключая возможности использования термина "региональный хозрасчет", следует признать, чтопредпринимавшиеся в рамках территориального хозрасчета практические шаги к реализации региональных самоуправленческих начал были неорганичны прежней политической и социально-экономической системе нашего общества, разрушали целостность административно-командной хозяйственной системы, базисные основы унитарного государства, каковым в действительности и была Россия. Вследствие этого многообразные инициативы регионов разных уровней по внедрению элементов региональной самостоятельности были обречены на провал. Более того, они явились одним из факторов, ускоривших развал прежней системы национального хозяйствования, всего социального государственного устройства.
Развитие регионального самоуправления сопряжено с подлинной демократизацией государственного устройства и децентрализацией хозяйственной жизни общества. Региональное самоуправление -это не самоизоляция регионов, не автаркия. В то же время это -не просто разделение государственной власти, передача отдельных государственных функций на места. Региональное самоуправление является системой власти, дополняющей федеральную систему территориального управления, или федеральную региональную политику, но не тождественную ей.
Прежде чем рассматривать конкретные формы и экономические аспекты становления регионального самоуправления, следует определиться в терминах "самоуправление", "региональное самоуправление".
Достаточно полное определение самоуправления дается в Большой советской энциклопедии: "Самоуправление, управление делами территориальной общности, организации или коллектива, самостоятельно осуществляемое их членами через выборные органы, либо непосредственно (с помощью собраний, референдумов и т.п.). Основные признаки самоуправления -принадлежность власти населению или избирателям соответствующей территории, членам коллектива; самостоятельность в решении вопросов внутренней жизни; отсутствие органов, назначаемых извне"49.
Необходимость становления регионального самоуправления предопределяется специфическими российскими условиями: обширной территорией, неравномерностью и чрезвычайным многообразием экономического потенциала, социокультурного развития, дифференциацией в качестве и объеме природных ресурсов, спецификой экологических проблем.
Формирование законодательных основ регионального самоуправления заметно продвигается вперед. Конституция России закрепила ее статус федеративного государства, конституционное закрепление получило местное самоуправление, принят закон Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принимаются уставы (конституции) субъектов федерации и "мини-конституции" районов, нормативные документы субъектов федерации по развитию местного самоуправления. Однако в деле становления новой региональной политики существует целый комплекс проблем, ждущих своего теоретического осмысления и практического решения. Среди них -проблемы расширения экономических функций и ответственности субъектов федерации и местного самоуправления. В последующих темах мы остановимся на анализе экономических основ становления конкретных форм регионального самоуправления. В целом же становление новой региональной политики представляется в виде следующей схемы:
Схема 1. Основные направления становления современной региональной политики в России
- Раздел I. Введение в общую экономическую теорию Глава 1. Основные этапы становления и развития экономической теории
- 1. Основные этапы становления и развития экономической теории
- 2. Главные направления современной экономической мысли
- 3. Краткая характеристика российской экономической мысли
- 4. Предмет и методология
- Глава 2. Экономические системы и экономические ресурсы.
- Экономическая система общества: сущность и структура.
- Экономические ресурсы: типы, виды, ограниченность.
- Глава 3. Собственность и модели организации экономической системы.
- 1. Собственность как экономическая категория и право собственности.
- 2. Формы собственности в современном хозяйстве.
- 3. Приватизация: сущность, цели, этапы, результаты и проблемы.
- Раздел II. Основы рыночной экономики Глава 1. Основные черты становления и функционирования рыночного хозяйства
- 1. Условия становления, сущность и функции рынка.
- 2. Товар и его свойства
- 3. Деньги: их функции и формы
- 4. Многокритериальный характер структуры рынка.
- 5. Экономическая роль государства в современной рыночной экономике.
- Глава 2. Рыночный механизм. Основы теории спроса и предложения
- 1. Теории стоимости и цены
- 2. Анализ рыночного спроса
- 3. Анализ рыночного предложения
- 4. Формирование рыночной цены. Рыночное равновесие
- 5. Эластичность спроса и предложения
- Раздел III. Микроэкономика Глава 1. Микроэкономика как часть экономической теории
- 1. Методология и основные понятия микроэкономики
- Глава 2. Поведение потребителей в рыночной экономике
- 1. Принципы рационального поведения потребителя. Потребительские предпочтения. Кривая и карта безразличия.
- 2. Бюджетные ограничения. Изменение покупательной способности потребителя. Условие потребительского равновесия
- Глава 3. Фирма в системе рыночных отношений. Организационная структура предпринимательства.
- 1. Фирма как субъект рыночного хозяйства.
- 2. Организационно-правовые формы предпринимательства.
- Глава 4. Теория издержек. Предпринимательский капитал
- 1. Экономический и бухгалтерский подход к определению издержек и прибыли.
- 2. Постоянные и переменные издержки. Закон убывающей предельной отдачи.
- 3. Средние и предельные издержки производства
- 4. Предпринимательский капитал.
- Глава 5. Оптимальное поведение фирмы в различных моделях рынка
- 1. Равновесие конкурентной фирмы
- Прекращение предложения конкурентной фирмой
- 2. Условие максимизации прибыли монополистом
- 3. Социально-экономические последствия монополии. Антимонопольная политика государства.
- Глава 6. Рынки факторов производства и распределение доходов. Заработная плата
- 1. Спрос на экономические ресурсы
- 2. Рынок труда и заработная плата
- 3. Монополизм на рынке труда. Деятельность профсоюзов в условиях рыночного хозяйства.
- Глава 7. Рыночные отношения в аграрном производстве. Земельная рента и ее виды.
- 1. Аграрное производство и аграрные отношения
- 2. Земельная рента: сущность и формы
- Раздел IV. Макроэкономика Глава 1. Введение в макроэкономику
- Макроэкономика: понятие, цели и инструменты
- 2. Воспроизводственная и отраслевая структура национальной экономики
- 3. Метод "затраты-выпуск" и модель межотраслевого баланса в анализе и прогнозировании структурных взаимосвязей в экономике
- Глава 2. Национальная экономика: результаты и их измерение. Валовой национальный продукт.
- 1. Характеристика основных макроэкономических показателей.
- 2. Структура и измерение валового национального продукта (внп
- 3. Макроэкономические показатели как измерители национальной экономической динамики.
- Глава 3. Экономический рост
- 1. Цели, эффективность и качество экономического роста
- 2. Факторы и типы экономического роста
- 3. Основные модели экономического роста
- Глава 4. Макроэкономическое равновесие на рынке благ.
- 1. Совокупный спрос
- 2. Совокупное предложение
- 3. Макроэкономическое равновесие в модели ad -as
- Глава 5. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы
- 1. Экономические циклы
- 2. Безработица: типы, измерение, социально-экономические последствия
- 3. Инфляция: измерение, причины, формы и последствия
- Глава 6. Теоретические основы макроэкономического регулирования рыночной экономики
- 1 Классическая и кейнсианская макроэкономические концепции
- 2.Потребление, сбережения, инвестиции
- 3.Кейнсианская модель макроэкономического равновесия и инвестиции.Эффект мультипликатора.
- 4. Финансовая политика государства: интерпретация с помощью кейнсианской модели
- Глава 7. Государственные финансы. Бюджетная и налоговая система в условиях рыночного хозяйства.
- 1. Государственные финансы: сущность, функции, структура.
- 2. Государственный бюджет. Бюджетная система. Бюджетный федерализм.
- 3. Налоговая система
- Глава 8. Банковская система и денежно-кредитная политика государства
- 1. Кредит в рыночной экономике
- 2. Двухуровневая банковская система: Центральный и коммерческие банки.
- 3. Денежный рынок
- 4. Денежно-кредитная политика: цели и инструменты
- Глава 9. Современные макроэкономические проблемы и концепции
- 1. Кривая Филлипса. Стагфляция
- 2. Современные макроэкономические концепции
- Глава 10. Введение в региональную экономику. Региональная экономическая политика в российской федерации
- 1. Предмет и задачи курса «Региональная экономика». Территориальное развитие и региональная экономика
- 2. Государственное регулирование территориального развития. Региональная экономическая политика государства
- 3. Проблемы совершенствования региональной политики
- Раздел V. Мегаэкономика.
- Глава 1. Интернационализация хозяйственной жизни. Международная торговля. Международные валютно-финансовые отношения
- 1. Интернационализация хозяйственной жизни. Мировое хозяйство.
- 2. Теории международной торговли и торговая политика. Россия в мировой торговле.
- 3. Международные валютно-финансовые отношения.
- Раздел I. Введение в общую экономическую теорию 3