1. Принципы рационального поведения потребителя. Потребительские предпочтения. Кривая и карта безразличия.
Рассмотрение микроэкономических проблем мы начинаем с изучения поведения потребителя, несмотря на то что производители представляются “главными действующими лицами” в экономических отношениях. Дело в том, что в рыночной экономике роль потребителя не пассивна. Экономисты говорят о “суверенитете потребителя”, то есть его способности воздействовать на производителя через свободный выбор и приобретение товара или отказ от его покупки.
В анализе мы будем опираться на рациональное поведение потребителя, то есть будем считать, что потребитель стремится к максимизации полезности при ограниченном доходе, то есть старается расходовать имеющиеся у него средства самым эффективным способом.
При анализе потребительского поведения нам придется столкнуться с проблемой полезности и ее измерения. Как известно, активное использование категории полезности в экономическом анализе было применено экономистами маржиналистского направления. В исследованиях маржиналистов важное место занимала проблема количественного измерения величин предельной полезности. В зависимости от ответа на вопрос об измерителе полезности экономисты разделились на два основных направления: кардиналистов (сторонников поиска абсолютных показателей измерения полезности: У. Джевонс, А. Маршалл и др.) иординалистов, считавших достаточным сопоставление благ по их полезности. Взгляды последних сегодня являются более признанными и сформулированы какпорядковая теория полезности. Наибольший вклад в разработку порядковой теории полезности внесли Ф. Эджуорт, В. Парето, И. Фишер. Эта теория приобрела более развитый вид в работах Р. Аллена и Дж. Хикса.
Вслед за ординалистами мы делаем следующие предположения:
Предпочтения сформированы:потребитель может сравнивать и упорядочивать различные наборы данных с точки зрения их предпочтительности, большей или меньшей полезности для него (аксиома полной упорядоченности):
A предпочтительнее B: A >B;
А хуже В: А< В;
А и В равноценны: А ~ В.
Предпочтения транзитивны: Если А>B, а В>С, то А>С (аксиома транзитивности).
Предпочтение всегда отдается большему количеству любого товара: (аксиома ненасыщаемости).
Для примера возьмем следующие комбинации благ.
Таблица I. Наборы потребительских товаров
Ассортиментные наборы благ | Количество продуктов питания | Количество одежды |
А | 20 | 30 |
B | 10 | 55 |
C | 40 | 20 |
D | 30 | 45 |
E | 10 | 20 |
F | 10 | 45 |
При анализе будем использовать двумерные графики, однако основные выводы, легко могут быть распространены на ситуацию со сколь угодно большим числом товаров.
Рисунок 13. Кривая безразличия
В нашем примере набор А более предпочтителен, чем набор Е (по трем предпосылкам анализа), набор D более предпочтителен, чем набор А. Набор А легко сравнивать с наборами в заштрихованных областях: в области I более предпочтительные, по сравнению с А наборы, а в областиIII - менее. По поводу точек в областяхII и IV необходимо дополнительное исследование. Сравнение А с наборами B,F, C возможно только на основе информации об их оценке конкретным потребителем. Наш потребитель одинаково оценивает наборы А, В и С. Но тогда F - менее предпочтительный набор.
Можно соединить плавной линией точки, соответствующие наборам В, А и С. Полученная линия - кривая безразличия.
Кривая безразличия - кривая, показывающая совокупность наборов продуктов, обладающих равной полезностью для потребителя.
Исследуя потребительские предпочтения более полно, можно построить карту безразличия.
Карта безразличия -множество кривых безразличия, которые характеризуются равными полезностями на одной линии и разными - на разных.
Рисунок 14. Карта безразличия потребителя
Кривые безразличия, отстоящие дальше от начала координат, характеризуют наборы с большей полезностью. Карта безразличия дает полную информацию о системе предпочтений потребителя, не требуя абсолютного количественного измерения полезности.
Свойства кривых безразличия:
Нисходящий характер.Для сохранения того же уровня полезности увеличение потребления одного блага должно компенсироваться сокращением потребления другого блага.
Кривые безразличия не могут пересекаться.
Рисунок 15. Невозможность пересечения кривых безразличия.
Обратное предположение нарушает предпосылки: на рисунке набор А должен быть равноценен набору В, так как они находятся на одной кривой безразличия. Наборы В и С включают одинаковое количество одежды, но набор В более предпочтителен. Этот набор включает большее количество продуктов питания, следовательно, в силу предпосылки о ненасыщаемости он предпочтительнее. Отсюда, в силу предпосылки о транзитивности, набор А предпочтительнее набора С. Но это противоречит предположению об эквивалентности наборов А и С.
Кривые безразличия являются вогнутыми. Это связано с принципом убывающей предельной полезностью, согласно которому, чем большим количеством данного блага располагает потребитель, тем меньшим количеством другого блага он готов пожертвовать, чтобы получить больше данного блага.
На следующем рисунке приведена иллюстрация убывающей предельной полезности. При переходе от набора А к набору В (увеличении количества продуктов питания на единицу) потребитель готов поступиться шестью единицами одежды. При движении от D к Е он готов пожертвовать только одну единицу одежды. Для измерения количества “жертвы” используют меру, названную предельной нормой замещения.
Предельная норма замещения(MRS - Marginal rate of substitution) - максимальное количество блага, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу данного блага.
Рисунок 16. Убывание предельной нормы замещения.
MRS = - Y / X (U=const)
В формуле исчесления предельной нормы замещения используется знак “-”, так как Y0. По абсолютному значению предельная норма замещения равна наклону кривой безразличия. Поскольку предельная норма замещения убывает (в нашем примере: 6; 4; 2; 1), это свидетельствует об убывании наклона касательной, что и характеризует вогнутость кривой безразличия.
Предельная норма замещения показывает предельную полезность (выгоду), которую обеспечивает дополнительная единица блага (в нашем случае - продовольствия).
Формы кривых безразличия могут быть довольно разнообразными, показывать на разные степени желательности замены одного товара другим.
Задание! Нарисуйте кривые безразличия:
для полностью взаимозаменяемых благ:
для абсолютно взаимодополняемых благ;
для иллюстрации абсолютного безразличия потребителя к одному из благ.
- Раздел I. Введение в общую экономическую теорию Глава 1. Основные этапы становления и развития экономической теории
- 1. Основные этапы становления и развития экономической теории
- 2. Главные направления современной экономической мысли
- 3. Краткая характеристика российской экономической мысли
- 4. Предмет и методология
- Глава 2. Экономические системы и экономические ресурсы.
- Экономическая система общества: сущность и структура.
- Экономические ресурсы: типы, виды, ограниченность.
- Глава 3. Собственность и модели организации экономической системы.
- 1. Собственность как экономическая категория и право собственности.
- 2. Формы собственности в современном хозяйстве.
- 3. Приватизация: сущность, цели, этапы, результаты и проблемы.
- Раздел II. Основы рыночной экономики Глава 1. Основные черты становления и функционирования рыночного хозяйства
- 1. Условия становления, сущность и функции рынка.
- 2. Товар и его свойства
- 3. Деньги: их функции и формы
- 4. Многокритериальный характер структуры рынка.
- 5. Экономическая роль государства в современной рыночной экономике.
- Глава 2. Рыночный механизм. Основы теории спроса и предложения
- 1. Теории стоимости и цены
- 2. Анализ рыночного спроса
- 3. Анализ рыночного предложения
- 4. Формирование рыночной цены. Рыночное равновесие
- 5. Эластичность спроса и предложения
- Раздел III. Микроэкономика Глава 1. Микроэкономика как часть экономической теории
- 1. Методология и основные понятия микроэкономики
- Глава 2. Поведение потребителей в рыночной экономике
- 1. Принципы рационального поведения потребителя. Потребительские предпочтения. Кривая и карта безразличия.
- 2. Бюджетные ограничения. Изменение покупательной способности потребителя. Условие потребительского равновесия
- Глава 3. Фирма в системе рыночных отношений. Организационная структура предпринимательства.
- 1. Фирма как субъект рыночного хозяйства.
- 2. Организационно-правовые формы предпринимательства.
- Глава 4. Теория издержек. Предпринимательский капитал
- 1. Экономический и бухгалтерский подход к определению издержек и прибыли.
- 2. Постоянные и переменные издержки. Закон убывающей предельной отдачи.
- 3. Средние и предельные издержки производства
- 4. Предпринимательский капитал.
- Глава 5. Оптимальное поведение фирмы в различных моделях рынка
- 1. Равновесие конкурентной фирмы
- Прекращение предложения конкурентной фирмой
- 2. Условие максимизации прибыли монополистом
- 3. Социально-экономические последствия монополии. Антимонопольная политика государства.
- Глава 6. Рынки факторов производства и распределение доходов. Заработная плата
- 1. Спрос на экономические ресурсы
- 2. Рынок труда и заработная плата
- 3. Монополизм на рынке труда. Деятельность профсоюзов в условиях рыночного хозяйства.
- Глава 7. Рыночные отношения в аграрном производстве. Земельная рента и ее виды.
- 1. Аграрное производство и аграрные отношения
- 2. Земельная рента: сущность и формы
- Раздел IV. Макроэкономика Глава 1. Введение в макроэкономику
- Макроэкономика: понятие, цели и инструменты
- 2. Воспроизводственная и отраслевая структура национальной экономики
- 3. Метод "затраты-выпуск" и модель межотраслевого баланса в анализе и прогнозировании структурных взаимосвязей в экономике
- Глава 2. Национальная экономика: результаты и их измерение. Валовой национальный продукт.
- 1. Характеристика основных макроэкономических показателей.
- 2. Структура и измерение валового национального продукта (внп
- 3. Макроэкономические показатели как измерители национальной экономической динамики.
- Глава 3. Экономический рост
- 1. Цели, эффективность и качество экономического роста
- 2. Факторы и типы экономического роста
- 3. Основные модели экономического роста
- Глава 4. Макроэкономическое равновесие на рынке благ.
- 1. Совокупный спрос
- 2. Совокупное предложение
- 3. Макроэкономическое равновесие в модели ad -as
- Глава 5. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы
- 1. Экономические циклы
- 2. Безработица: типы, измерение, социально-экономические последствия
- 3. Инфляция: измерение, причины, формы и последствия
- Глава 6. Теоретические основы макроэкономического регулирования рыночной экономики
- 1 Классическая и кейнсианская макроэкономические концепции
- 2.Потребление, сбережения, инвестиции
- 3.Кейнсианская модель макроэкономического равновесия и инвестиции.Эффект мультипликатора.
- 4. Финансовая политика государства: интерпретация с помощью кейнсианской модели
- Глава 7. Государственные финансы. Бюджетная и налоговая система в условиях рыночного хозяйства.
- 1. Государственные финансы: сущность, функции, структура.
- 2. Государственный бюджет. Бюджетная система. Бюджетный федерализм.
- 3. Налоговая система
- Глава 8. Банковская система и денежно-кредитная политика государства
- 1. Кредит в рыночной экономике
- 2. Двухуровневая банковская система: Центральный и коммерческие банки.
- 3. Денежный рынок
- 4. Денежно-кредитная политика: цели и инструменты
- Глава 9. Современные макроэкономические проблемы и концепции
- 1. Кривая Филлипса. Стагфляция
- 2. Современные макроэкономические концепции
- Глава 10. Введение в региональную экономику. Региональная экономическая политика в российской федерации
- 1. Предмет и задачи курса «Региональная экономика». Территориальное развитие и региональная экономика
- 2. Государственное регулирование территориального развития. Региональная экономическая политика государства
- 3. Проблемы совершенствования региональной политики
- Раздел V. Мегаэкономика.
- Глава 1. Интернационализация хозяйственной жизни. Международная торговля. Международные валютно-финансовые отношения
- 1. Интернационализация хозяйственной жизни. Мировое хозяйство.
- 2. Теории международной торговли и торговая политика. Россия в мировой торговле.
- 3. Международные валютно-финансовые отношения.
- Раздел I. Введение в общую экономическую теорию 3