4. Финансовая политика государства: интерпретация с помощью кейнсианской модели
Теперь введем усложняющий факторв наш анализ. Будем считать, что государство проводит активную бюджетно-налоговую политику. Это направление государственной экономической политики принято называтьфинансовой, илифискальнойполитикой.
Различают дискреционную и автоматическую финансовую политику. Начнем рассмотрение влияния государства на динамику экономического роста с дискреционной политики.
Дискреционная финансовая политика - целенаправленная политика государства по изменению совокупного спроса и объема национального производства посредством изменения государственных расходов (G) и налогов (Т).
Рассмотрим, в первую очередь, влияние государственных расходов (закупок) на равновесный объем национального производства.
Рисунок 61. Графическая интерпретация влияния увеличения государственных расходов на равновесный объем национального производства.
Рост государственных расходов на величину G приводит к сравнительно большему, на величину (Y2 - Y1), приросту национального дохода. Это происходит потому, что государственные расходы увеличивают совокупный спрос и обусловливают рост национального производства. Изменения государственных расходов обусловливают действие эффекта мультипликатора.
Увеличение государственных расходов Кейнс не связывал с ростом налоговых поступлений, следовательно, государственные расходы могут вызватьбюджетный дефицит. Рекомендация Кейнса нетрадиционна: необходимо дефицитное финансирование экономики для преодоления циклического спада.
Воздействует на величину равновесного национального производства и налогообложение. Но, в отличие от расходов, увеличение налогов приводит к мультипликативному снижению национального производства, занятости и дохода.
Для простотымы будем полагать, что государство применяет тольконалогообложение личных доходов, что сказывается на величине совокупного потребления. Такое налогообложение вызывает сокращение доходов, отчегорасходы на потребление снижаются на величину,обусловленную предельной склонностью к потреблению. Если уровень расходов на потребление после введения налогов обозначить Ca, то изменение равновесия в национальной экономике можно интерпретировать следующим графиком:
Рисунок 62. Графическая интерпретация влияния увеличения налогов на доходы на равновесный объем национального производства.
Равное увеличение государственных затрат и налоговых поступлений приводит к росту национального дохода на ту же величину. Этот эффект известен в экономической теории как теорема Т.Хаавельмо. Ряд ученых-экономистов используют для обозначения этого эффекта термин “мультипликатор сбалансированного бюджета”.
Краткий анализ дискреционной финансовой политики позволяет сделать следующий вывод: для стабилизации национальной экономики целесообразно использовать следующие меры:
при спадах следует расширять государственные расходы, сокращать налоги. Рост совокупных расходов и снижение налогового бремени рассматриваются как элементы стимулирующей финансовой политики;
при инфляции надлежит ограничить совокупные расходы, а также увеличить масштабы налогообложения. Эти меры классифицируются как сдерживающая финансовая политика.
Главная задача дискреционной политики - противодействие циклическим изменениям совокупного спроса и объема национального производства, что способствует решению проблем безработицы и инфляции. Наибольший эффект дискреционная фискальная политика имеет при длительных спадах производства.
Если имеет место инфляция, то финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо госбюджета.
Изменение государственных расходов и масштабов налогообложения может происходить не только в результате целенаправленных действий правительственных органов. В определенной мере, их величины корректируются в нужном направлении автоматически, с помощьютак называемыхвстроенных стабилизаторов.
Государственные расходы и налоговые поступления имеются в любом современном национальном хозяйстве. Современные налоговые системы построены так, что в периоды экономического роста они обеспечивают большую массу налоговых поступлений, чем в периоды спадов. В то же время выполнение государственных функций требует определенного, достаточно стабильного, уровня государственных расходов, независимо от тенденций экономического роста.
В период процветания налоговые поступления автоматически возрастают, что способствует созданию бюджетного излишка, сдерживанию экономического подъема.
Во время спада налоговые поступления снижаются, возникает дефицит бюджета, а это означает, что закладываются основы для преодоления спада.
Рисунок 63. Встроенная стабильность бюджетно-налоговой системы.
При объемах национального производства выше потенциального (Y1) возникает превышение доходов бюджета над расходами (избыток). При величине национального продукта меньше потенциальной (Y2) имеет место дефицит бюджета.
Встроенные стабилизаторы уменьшают амплитуду колебаний делового цикла.Степень влияния встроенных стабилизаторов зависит от действующей налоговой системы, экономической политики государства. Признано, чтодля существенной коррекции деловой конъюнктуры необходимо проводить дискреционную финансовую политику.
При реализации фискальной политики возникают существенные проблемы, которые обусловливают критическую оценку фискальной политики определенной частью экономистов и политиков. Наиболее сложные проблемы - следующие:
лаг распознавания. Точная диагностика тенденций экономического развития затруднена. Случаются ошибки, запоздалое выявление вхождения экономики в определенную фазу экономического цикла;
административный лаг. Процедура принятия мер фискальной политики связана с необходимостью получения санкции на применение этих мер у представительных властных структур;
функциональный лаг. На реализацию принятых мер также требуется время (издание нормативных актов, доведение их до исполнителей, реализация проектов и т.п.);
склонность к стимулирующим мерам. Стремление политических лидеров завоевать доверие избирателей и поддерживать его обусловливает принятие популистских решений, требующих значительных расходов, ориентированных на ослабление налогового бремени. Существует обоснованное мнение о политической заданности деловых циклов;
открытость национальной экономики. Национальные правительства не в состоянии существенно повлиять на процессы в мировом хозяйстве, вследствие чего возможны шоки, обусловленные внешнеэкономическими факторами, оказывающие неблагоприятное воздействие на национальное хозяйство. Например, может произойти резкое сокращение чистого экспорта, нейтрализующее меры фискальной политики;
эффект вытеснения. При проведении мер фискальной политики государственные инвестиции могут вытеснить частные. На финансовых рынках при увеличении государственных закупок инвестиционных товаров возникает недостаток кредитных ресурсов (государство конкурирует за заемные средства для финансирования бюджетного дефицита), что вызовет повышение процентных ставок, а, следовательно, снижение частных инвестиций.
- Раздел I. Введение в общую экономическую теорию Глава 1. Основные этапы становления и развития экономической теории
- 1. Основные этапы становления и развития экономической теории
- 2. Главные направления современной экономической мысли
- 3. Краткая характеристика российской экономической мысли
- 4. Предмет и методология
- Глава 2. Экономические системы и экономические ресурсы.
- Экономическая система общества: сущность и структура.
- Экономические ресурсы: типы, виды, ограниченность.
- Глава 3. Собственность и модели организации экономической системы.
- 1. Собственность как экономическая категория и право собственности.
- 2. Формы собственности в современном хозяйстве.
- 3. Приватизация: сущность, цели, этапы, результаты и проблемы.
- Раздел II. Основы рыночной экономики Глава 1. Основные черты становления и функционирования рыночного хозяйства
- 1. Условия становления, сущность и функции рынка.
- 2. Товар и его свойства
- 3. Деньги: их функции и формы
- 4. Многокритериальный характер структуры рынка.
- 5. Экономическая роль государства в современной рыночной экономике.
- Глава 2. Рыночный механизм. Основы теории спроса и предложения
- 1. Теории стоимости и цены
- 2. Анализ рыночного спроса
- 3. Анализ рыночного предложения
- 4. Формирование рыночной цены. Рыночное равновесие
- 5. Эластичность спроса и предложения
- Раздел III. Микроэкономика Глава 1. Микроэкономика как часть экономической теории
- 1. Методология и основные понятия микроэкономики
- Глава 2. Поведение потребителей в рыночной экономике
- 1. Принципы рационального поведения потребителя. Потребительские предпочтения. Кривая и карта безразличия.
- 2. Бюджетные ограничения. Изменение покупательной способности потребителя. Условие потребительского равновесия
- Глава 3. Фирма в системе рыночных отношений. Организационная структура предпринимательства.
- 1. Фирма как субъект рыночного хозяйства.
- 2. Организационно-правовые формы предпринимательства.
- Глава 4. Теория издержек. Предпринимательский капитал
- 1. Экономический и бухгалтерский подход к определению издержек и прибыли.
- 2. Постоянные и переменные издержки. Закон убывающей предельной отдачи.
- 3. Средние и предельные издержки производства
- 4. Предпринимательский капитал.
- Глава 5. Оптимальное поведение фирмы в различных моделях рынка
- 1. Равновесие конкурентной фирмы
- Прекращение предложения конкурентной фирмой
- 2. Условие максимизации прибыли монополистом
- 3. Социально-экономические последствия монополии. Антимонопольная политика государства.
- Глава 6. Рынки факторов производства и распределение доходов. Заработная плата
- 1. Спрос на экономические ресурсы
- 2. Рынок труда и заработная плата
- 3. Монополизм на рынке труда. Деятельность профсоюзов в условиях рыночного хозяйства.
- Глава 7. Рыночные отношения в аграрном производстве. Земельная рента и ее виды.
- 1. Аграрное производство и аграрные отношения
- 2. Земельная рента: сущность и формы
- Раздел IV. Макроэкономика Глава 1. Введение в макроэкономику
- Макроэкономика: понятие, цели и инструменты
- 2. Воспроизводственная и отраслевая структура национальной экономики
- 3. Метод "затраты-выпуск" и модель межотраслевого баланса в анализе и прогнозировании структурных взаимосвязей в экономике
- Глава 2. Национальная экономика: результаты и их измерение. Валовой национальный продукт.
- 1. Характеристика основных макроэкономических показателей.
- 2. Структура и измерение валового национального продукта (внп
- 3. Макроэкономические показатели как измерители национальной экономической динамики.
- Глава 3. Экономический рост
- 1. Цели, эффективность и качество экономического роста
- 2. Факторы и типы экономического роста
- 3. Основные модели экономического роста
- Глава 4. Макроэкономическое равновесие на рынке благ.
- 1. Совокупный спрос
- 2. Совокупное предложение
- 3. Макроэкономическое равновесие в модели ad -as
- Глава 5. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы
- 1. Экономические циклы
- 2. Безработица: типы, измерение, социально-экономические последствия
- 3. Инфляция: измерение, причины, формы и последствия
- Глава 6. Теоретические основы макроэкономического регулирования рыночной экономики
- 1 Классическая и кейнсианская макроэкономические концепции
- 2.Потребление, сбережения, инвестиции
- 3.Кейнсианская модель макроэкономического равновесия и инвестиции.Эффект мультипликатора.
- 4. Финансовая политика государства: интерпретация с помощью кейнсианской модели
- Глава 7. Государственные финансы. Бюджетная и налоговая система в условиях рыночного хозяйства.
- 1. Государственные финансы: сущность, функции, структура.
- 2. Государственный бюджет. Бюджетная система. Бюджетный федерализм.
- 3. Налоговая система
- Глава 8. Банковская система и денежно-кредитная политика государства
- 1. Кредит в рыночной экономике
- 2. Двухуровневая банковская система: Центральный и коммерческие банки.
- 3. Денежный рынок
- 4. Денежно-кредитная политика: цели и инструменты
- Глава 9. Современные макроэкономические проблемы и концепции
- 1. Кривая Филлипса. Стагфляция
- 2. Современные макроэкономические концепции
- Глава 10. Введение в региональную экономику. Региональная экономическая политика в российской федерации
- 1. Предмет и задачи курса «Региональная экономика». Территориальное развитие и региональная экономика
- 2. Государственное регулирование территориального развития. Региональная экономическая политика государства
- 3. Проблемы совершенствования региональной политики
- Раздел V. Мегаэкономика.
- Глава 1. Интернационализация хозяйственной жизни. Международная торговля. Международные валютно-финансовые отношения
- 1. Интернационализация хозяйственной жизни. Мировое хозяйство.
- 2. Теории международной торговли и торговая политика. Россия в мировой торговле.
- 3. Международные валютно-финансовые отношения.
- Раздел I. Введение в общую экономическую теорию 3