100 Т.Р. 1 т.Р. 10 т.Р. Исходная сумма
ведущий — — ведомый
Рисунок 4 - Величина суммы денег, оставленной себе, при выполнении разных ролей и разной исходной сумме
Как видно на графике, кривая, описывающая результаты «ведущих» игроков всюду выше кривой, описывающей результаты «ведомых» игроков,
13
следовательно, игрок, принимающий решение, всегда оставляет себе большую сумму, чем игрок, вынужденный соглашаться или отказываться от уже принятого другим решения. Интересно отметить, что с увеличением суммы с 10 т.р. до 100 т.р. доля «ведущего» сокращается (т.к. он не желает рисковать «большими» деньгами), а доля «ведомого» возрастает до S от исходной суммы (т.к. возрастает его готовность «наказать» партнера за несправедливое распределение денег).
Статистическая проверка с помощью дисперсионного двухфакторного анализа дала следующие результаты (таблица 2).
Таблица 2 Результаты статистической обработки данных о влиянии роли и исходной суммы Квадрат суммы Число степеней свободы Средний квадрат Значение критерия F Уровень значи мости Гипотеза Роль 176.04 1 176,04 1,6957 0,209275 НО Сумма 2.03 2 1,04 0,0100 0,990022 НО Роль*Сумма 27 03 2 13.54 0,1304 0,878536 НО
Таким образом, влияние величины исходной суммы денег, роли «ведущего» или «ведомого» игрока, а также взаимодействие переменных не является статистически значимым. Можно заключить, что на экономическое поведение не влияет величина суммы денег, которой необходимо распоряжаться - и относительно небольших, и относительно крупных сумм субъекты принимают сходные решения. Также незначимым является то, кому достается роль «ведущего» игрока, распределяющего средства. «Ведомые» игроки не считают, что должны соглашаться на меньшие суммы, только потому, что не они принимают основное решение.
Подводя итог результатам экспериментально исследования «денежного поведения», можно сделать следующие выводы. Решения, принимаемые субъектами в ситуации с «условными» деньгами, сходны с теми, которые они принимают, распоряжаясь реальными деньгами, поэтому выводы, полученные в гипотетических экономических ситуациях, можно переносить на реальные условия. Не влияет на экономическое поведение и сумма, которой должен распоряжаться субъект в ситуации «дележа»: относительно небольших и относительно крупных сумм принимаются близкие решения. Экономическое поведение, изучаемое в ситуации психологической игры, тесно связано с представлениями о социальной справедливости: игроки, выполняющие как «ведущие», так и «ведомые» роли, ориентируясь на эти представления, принимают одинаковые решения относительно той суммы денег, которая должна им достаться в ситуации «дележа». Значимое влияние на экономическое поведение оказывает наличие риска: чем выше вероятность
14
того, что партнер может не согласиться с несправедливым дележом, тем более осторожным будет экономическое решение субъекта.
Библиография
Дейнека О.С. Экономическая психология (статус, развитие, образовательные перспективы) // Национальный психологический журнал. - 2006, №1 - С. 110-114.
Журавлев А.Л., Позняков В.П. Экономическая психология: теоретические проблемы и направления эмпирических исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2004, № 3 - С. 46-64.
Экономическая психология. Под. ред. И.В. Андреевой - СПб: Питер, 2000. - 512 с.
Gintis, H. The Individual in Economic Theory: A Research Agenda, 1998.
Особенности экономической идентичности сельских и городских жителей
Мельник Юрий Иванович, канд.псхл наук, доцент, зав.каф. социальной психологии, Карельская государственная педагогическая академия, г. Петрозаводск.melnikuo@onego.ru
Яковлева Ирина Леонидовна, психолог, Центр психологических консультаций и тренингов, Карельская государственная педагогическая академия, г. Петрозаводск.message-2010@mail. ru
Введение. Современные социально-исторические условия развития России, переход к рыночной экономике привели к переменам в сознании общества. Можно утверждать, что в общественном сознании и экономическом поведении произошла переоценка и перестройка социальноэкономических отношений. Процесс переоценки ценностей и жизненных приоритетов в совокупности с усилением имущественной дифференциации населения, возрастанием важности материального достатка, утратой прежних ориентиров, изменением условий доступа к необходимым жизненным ресурсам, нестабильностью уровня жизни привели к общему кризису социальной идентичности у большинства жителей России. Одними из наиболее актуальных проблем в современной России стала проблема богатства и бедности и проблема отношения к собственности (имущественные отношения). Последнее и определяет качество экономической идентичности человека, которая рассматривается как часть экономического Я личности - продукта экономического самосознания. Экономическая идентичность представляет собой экономико-психологическую категорию, которая относится к результату определения человеком своего положения в системе экономических отношений, прежде всего, отношений собственности, которые, по У. Джеймсу, являются центральными базовыми отношениями личности. Адекватная экономическая идентификация обеспечивает комфортное существование человека в семье, на работе, в своем городе, стране. Эта комфортность зависит от целого ряда факторов, к числу которых относятся: экономический статус, доход, удовлетворение существующих потребностей, наличие социального капитала, сопряженность ценностных ориентаций с ценностным полем социумов различных уровней и т.д. Формирование и развитие в каждом человеке чувства идентичности с другими, представляет собой выход из состояния социальной разобщенности, помогает укреплению общества и его дальнейшему развитию. В этом случае экономическая идентичность выступает, с одной стороны предпосылкой социального поведения личности, с другой, основой формирования ее личностной идентичности. Поэтому экономическое Я личности представляет собой сочетание личностной идентичности и идентичности по экономическим признакам. Можно говорить о взаимной обусловленности и единстве экономической и личной идентичности в рамках самосознания личности. Личностная идентичность обеспечивает индивидуальное своеобразие - то, что меня отличает от других как экономического субъекта, а экономическая идентичность - то, с кем я себя идентифицирую, к кому себя отношу, и какие характеристики при этом себе приписываю. Таким образом, личностную идентичность рассматривают в контексте социально-экономической саморепрезентации личности, которая выступает как организующий принцип индивидуальной позиции в системе реальных экономических отношений человека в качестве экономического субъекта (1).
Экономическая идентичность может выступать в качестве регулятора социального поведения личности, межличностных и межгрупповых отношений. Исследования Хащенко В.С., показали взаимосвязь между экономической идентичностью личности и спецификой ее восприятия и оценки ближайшего социального окружения, модальностью отношения к группам более высокого или низкого экономического статуса и в целом с особенностями социального познания (причин имущественной дифференциации общества). Люди не только выражают свои личностные и социальные качества посредством обладания материальными благами, но также делают выводы об идентичности других людей на основе их собственности.
Анализ предметной области и постановка проблемы исследования.
При анализе существующей литературы по данной теме можно отметить, что в настоящее время отсутствует как общая программа исследования экономической идентичности, в основе которой лежали бы представления о ней как некой структуре, включающей ряд ключевых компонентов, так и конкретные методические приемы ее диагностики. Можно изучать экономическую идентичность с помощью анализа составляющих ее основных элементов. Как и при анализе структуры других психологических категорий в структуре экономической идентичности теоретически могут быть выделены ее базовые компоненты (когнитивный, аффективный и поведенческий), которые представляют собой достаточно крупные образования. Они в свою очередь подразделяются на более частные экономико-психологические феномены. Все компоненты экономической идентичности, представляют собой результат реально сложившихся типов взаимодействия социальнопсихологических и экономических переменных, и все они объединены в рамках более общей системы - экономического самосознания личности как системы отрефлексированных экономико-психологических феноменов, порождаемых психологическими отношениями "человек - экономическая среда". Эти компоненты представляют собой многоуровневые и многоаспектные явления, что и обуславливает сложность изучения экономической идентичности как социально-психологического явления. (1). Таким образом, можно исследовать экономическую идентичность через изучение осознаваемых элементов психологического отношения личности к экономической среде: когнитивные (социальные представления, знания, рефлексия); кона- тивные (мотивационно-потребностные состояния сознания - готовность, намерения, предпочтения, интересы, стереотипы); эмотивные (переживания, оценки, чувства).
Важным в прикладном аспекте является выявление своеобразия экономической идентичности в зависимости от социально-экономического статуса людей, в данном случае городских и сельских жителей. Эта проблема и обусловила цель нашего исследования - выяснить социальнопсихологические факторы становления идентичности и особенности проявления экономической идентичности у городских и сельских жителей. Проблема исследования достаточно новая, т.к. в литературе редко можно встретить описания экономической идентичности человека (тем более что чаще всего получены они с помощью социологических опросов, а не психологических методик), а исследований и сравнений сельского и городского населения с точки зрения экономического поведения практически нет совсем.
Основной задачей исследования стало выявление особенностей в восприятии и оценке себя как экономического субъекта (психологические аспекты экономической идентичности) в зависимости от принадлежности человека к сельскому или городскому населению.
В содержательном плане исследование было направлено на изучение особенностей экономической идентичности жителей села и города, изучение степени удовлетворенности жизнью сельских и городских жителей, изучение силы проявления идентичности в различных сферах жизни, изучение локуса контроля сельских и городских жителей, а также выявление сфер жизни с наиболее сильной идентичностью у сельских и городских жителей.
Методы и методики исследования. Основным инструментом исследования стала оригинальная анкета-опросник «Экономическая идентичность личности». Анкета содержала 32 вопроса, которые были разделены на 3 блока: отношение к собственности, отношение к себе как экономическому субъекту и отношение к условиям жизни. Данная анкета разрабатывалась для изучения компонентов экономической идентичности: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Главными показателями компонентов являлись:
биполярная шкала бедности и богатства - когнитивный компонент;
степень политико-экономической активности субъектов - поведенческий компонент;
удовлетворенность жизнью - эмоциональный компонент.
Приоритетным компонентом в исследовании являлся когнитивных компонент, т.к.
он определяет остальные компоненты и построение идентичности в целом. Поэтому ключевыми вопросами в анкете являлись вопросы по шкале бедности и богатства, т.к. отношение к собственности определяется ведущим психологическим регулятором восприятия и оценки человеком своего материального положения, т.е. детерминирует построение экономической идентичности.
Также использовались следующие методики: опросник «Оценка качества жизни» 3. Ф. Дудченко, опросник личностной и социальной идентичности
А.А. Урбанович, опросник УСК (уровень субъективного контроля), Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, Л.М. Эткинда, тест Т.Куна «Кто Я?» («Техника 20 ответов»).
Проводилась качественная и количественная обработка результатов анкетирования, проективной методики «Кто Я», выявление наличия связи между типом локуса контроля и степенью политико-экономической активности людей при помощи биссериального математического критерия.
В исследовании принимали участие 50 человек. Из них 23 человека - жители села Мошенское Новгородской области, 27 человек - жители города Петрозаводска. Возраст опрашиваемых: от 24 до 48 лет. Все участвующие в опросе - люди различных специальностей, но все среднего уровня дохода. Исследование проводилось зимой-весной 2010 года.
Анализ результатов исследования проводился по соответствующим трем компонентам экономической идентичности: когнитивному, эмоциональному и поведенческому. По каждой методике мы выявили своеобразие проявления экономической идентичности у жителей села и города. Социальнопсихологический анализ результатов и обобщение эмпирических данных позволили нарисовать социально-психологический портрет сельского и городского жителя, как субъектов экономических отношений.
Сравнительный анализ результатов изучения экономической идентичности у жителей села и жителей города. Известно, что в определении своего экономического статуса человек в большей мере опирается на субъективные психологические критерии (стандарты богатства и бедности, социальные потребности, притязания, восприятие бедности и богатства и т.п.), чем на объективные основания, связанные с реальным материальным положением. Это утверждение и подтвердилось в нашем исследовании когнитивного компонента экономической идентичности сельских и городских жителей.
Шкала принадлежности к бедным\богатым выявила следующие особенности в представлениях о себе как экономическом субъекте у городских и сельских жителей. Реальное экономическое положение большинством из опрошенных сельских жителей оценивалось (13 человек из 23, т.е. 57%) как «ниже среднего». Это соответствовало 4 баллам из 10, где «0» баллов - полюс бедности, а «10» баллов - полюс богатства. Также 26% опрашиваемых отнесли себя к категории среднего экономического благополучия (т.е. 5 баллов). Реальное экономическое положение городскими жителями было оценено как среднее (12 человек из 27, т.е. 44%). А 26% городских жителей посчитали свое экономическое положение ниже среднего.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что жители села и города, объективно отличающиеся уровнем жизни, возможностями улучшения экономического положения, экономическо-бытовыми условиями (сфера услуг, магазины и т.п.) в целом мало различаются по самооценке своего экономического положения: и те и другие считают себя «середняками» в экономическом плане. Но, в то же время, в выборке городских жителей есть те, которые оценивают свое положение как «выше среднего», а среди жителей сельской местности такого не наблюдается. Так же не наблюдается сильных различий в ответах опрашиваемых по поводу предполагаемой ими оценки их экономического положения окружающими: и жители села и жители города считают, что окружающие воспринимают их положение как соответствующее среднему уровню.
Наиболее интересные отличительные особенности жителей разных территориальных групп показала шкала «желаемое экономическое положение». У жителей села самым распространенным ответом был вариант «7 баллов». Вариант «6 баллов» - это минимальное указанное значение желаемого уровня. Ни один человек из села не указал ответ в 10 баллов, который соответствовал собственно богатству. У жителей города картина сложилась иная. Здесь самыми распространенными вариантами были «9 баллов» и «8 баллов», а вариант «7 баллов» являлся минимальным желаемым уровнем. 3 человека указали желаемым экономическим положением собственно богатство, т.е. 10 баллов, чего не наблюдалось у сельских жителей. На основе этих цифр в целом можно говорить о более высоком уровне притязаний у жителей города в экономическом плане и более сильном желании разбогатеть.
Совместно с вопросом об отнесении себя к определенной экономической группе в рамках богатства и бедности был предложен вопрос о субъективных границах богатства и бедности. Границей богатства сельские жители посчитали 104 тысячи рублей (среднее значение по группе). В отличие от них городские жители называют гораздо более высокую цифру дохода в месяц - 133 тысячи рублей. При этом только у жителей села были зафиксированы ответы о границе богатства, составляющие 30 тысяч рублей и 50 тысяч рублей. В городе таких низких цифр не было названо, а минимальным числом месячного дохода была сумма в 100 тысяч рублей. Данный факт подтверждает уже высказанное ранее предположение о более высоком уровне притязаний у городских жителей.
Вопрос по границам бедности так же выявил некоторую особенность у представителей разных территориальных групп. Границей бедности признана сумма в 6 тысяч рублей у сельских жителей и сумма в 4 тысячи - у городских. При этом в «сельских» ответах есть цифры 8, 10 и 15 тысяч рублей, т.е. достаточно высокая черта бедности, т.к. заработная плата в селе обычно не превышает указанных значений. Следовательно, у городских жителей более широкий диапазон доходов, соответствующий определенной экономической категории: больше возможность быть в середине градации бедности-богатства, чем у сельских жителей. Если сравнить самооценочную шкалу экономического положения и границ бедности-богатства, то можно сделать вывод о том, что жители села, относя себя к «середнякам», опираются больше на стандарты местности проживания, а на общем уровне доходов в стране, относят себя к категории бедных.
Собственность и отношение к ней являются ключевыми компонентами экономической идентичности личности. Собственность (ее вид, количество, ценность) для человека являются мерой его экономического благосостояния и критерием для оценки принадлежности к определенной экономической категории между полюсами бедных и богатых. В анкету был включен вопрос о предпочитаемом виде собственности, ответы на который получились вполне предсказуемыми. У жителей села таким видом собственности является квартира (47% ответов), а у горожан - коттедж и квартира. Очевидно ответы были даны исходя из привычного места жительства. Практически все опрашиваемые жители села проживают в частных домах, многие из которых неблагоустроенны, и это объясняет привлекательность для них более комфортного жилья, т.е. квартиры. В то же время для жителей города помимо не теряющей приоритета квартиры, привлекательным становится частное жилье, т.е. коттедж. Данный вариант ответа указывает на желание горожан иметь возможность уединения, изоляции от других людей.
Помимо дохода, как признака классификации экономических категорий, существуют также критерии, относящиеся к образу жизни людей, повседневным делам, частому способу времяпровождения и др. Поэтому опрашиваемым был задан вопрос об отличительных особенностях жизни богатых людей и бедных. По полученным ответам можно судить еще и о приоритетах двух групп населения, т.к. в ответах на вопросы по поводу желания разбогатеть мы ясно видели тенденцию к улучшению экономического положения, желание людей повысить свой экономический статус. Характеристики жизни богатых людей жителями села и города были даны очень похожие, наблюдались лишь некоторые отличия. Образ богатого человека включает в себя такие составляющие: путешествия, посещение магазинов, салонов, покупка дорогих вещей, подарков, отдых, посещение ресторанов, клубов, дорогая еда. Интересно, что о большом количестве работы у богатых людей упоминают только жители города. Характеристики жизни бедных людей, данные жителями села и города, также очень близки между собой. Жизнь бедного человека характеризуется следующими признаками: экономия и ограничения, очень много работа (двойная работа из-за большого числа хлопот по дому), отсутствие отдыха. Образ жизни бедного человека это - выживание, существование, поиск средств и неуверенность в завтрашнем дне. Жители села неоднократно упоминали еще и о неуверенности в завтрашнем дне.
Все полученные данные позволяют говорить о том, что образ жизни богатых людей более позитивный и более привлекательный, т.к. отмечаются в основном наличие некоторой беспечности, отсутствие проблем, жизнь ассоциируется со сплошным отдыхом и праздником, а ее смысл заключается в трате денег. В отличие от богатой жизни, жизнь бедных воспринимается негативно и ассоциируется с целым «букетом» проблем. Образ жизни бедных не содержит привлекательных моментов. Если сопоставить мнения об образе жизни бедных и богатых, то можно отметить некоторую незрелость и искаженность восприятия богатства. Отмечены были практически одни положительные моменты богатства и способы траты денег. Среди ответов мы не видим тех, что указывали бы на процесс зарабатывания денег, проблем, сопутствующих большим деньгам и т.п. Возможно, такое искажение происходит за счет влияния средств массовой информации, пропагандирующих красивую жизнь, влияния личных и общественных стереотипов восприятия жизни богатых, а также не исключено в какой-то степени и влияние зависти к такой жизни и желания жить таким способом, в результате чего происходит сглаживание существующих негативных моментов. В то же время более реалистичная картина богатых людей и их образа жизни, отмечаемая в ответах городских жителей может объясняться более широким кругом источников информации, которые повышают вероятность получения истинных сведений, реальных фактов о жизни богатых и бедных.
С вопросом об образе жизни, характерного для бедных и богатых людей, тесно связан вопрос о деловых качествах, способностях, помогающих человеку быть успешным в карьере, а, следовательно, и иметь более высокое материальное положение. Ответы на вопрос раскрывают способ заработка. В целом ответы жителей села и города повторяют друг друга, и приоритетными качествами определяются ум и образованность, общительность, умение общаться и находить общий язык с людьми. У жителей села важным качеством делового человека считаются целеустремленность и умение добиваться своего, а жители города отмечают достаточно большую роль ответственности. Таким образом, мы видим, что успешный деловой человек в первую очередь умен и образован, четко знает свои цели и принимает на себя ответственность за свои действия, умеет общаться, и стремится к общению.
При оценке деловых качеств, которые помогают в работе лично опрашиваемым, были обнаружены и сходства, и различия у представителей различных населенных пунктов. Жители села считают, что им в их работе в первую очередь помогают ум, образованность, умение общаться, трудолюбие и исполнительность. Городские жители в построении своей карьеры важными качествами считают ум, образованность, креативность, умение общаться и ответственность. Наблюдается сходство черт успешного делового человека и качеств, помогающих опрашиваемым в их работе. В принципе можно считать респондентов потенциально успешными в карьере, хотя при оценке своего реального успеха в деловой сфере жители обоих видов населенных пунктов определяют себя неуспешными.
Оценка себя как успешного в деловой сфере или неуспешного напрямую зависит от того, по каким показателям человек определяет свои достижения, статус и т.п. В данных критериях успеха в карьере между жителями села и города наблюдаются некоторые различия, хотя и у тех и других главными показателями успеха указаны высокая заработная плата и авторитет у коллег, начальства, клиентов. Далее можно заметить, склонность жителей села к коллективистским ценностям, т.е. важным показателем успешности в делах они указывают «хорошие отношения в коллективе», а жителей города - к индивидуалистским, т.к. важную роль для них играют высокий статус и высокая профессиональная категория.
Значительные различия между представителями различных населенных пунктов наблюдаются в оценке возможности стать богатым. Жители села считают, что их шансы разбогатеть достаточно низкие, т.к. средний балл ответов равен 36 баллам из 100. Еще ниже сельские жители оценили свои шансы с точки зрения окружающих их людей: всего лишь 27 баллов из 100. Гораздо более позитивные прогнозы дают в оценке возможности разбогатеть городские жители: средний балл ответов равен 53 балла из 100, и оценка с точки зрения окружения так же достаточно оптимистична: 49 баллов из 100. Можно говорить о более высокой самооценке своих способностей, возможностей, надежды на успех у городских жителей в сравнении с сельскими. Скорее всего, это объясняется тем, что в городе шире область деятельности, где можно себя проявить, больше вариантов выбора в любом деле. Город изначально дает больше шансов разбогатеть, чем сельская местность благодаря тому, что это широкая социальная, информационная и экономико-политическая сеть. Жителям села чаще всего не приходится выбирать, и они работают, учатся, проявляют себя там, где это доступно. В то же время у жителей города больше критериев успешности в деловой сфере, а значит больше направлений стремлений и самореализации, и, следовательно, больше вероятность преуспеть в какой-то области, характеризующей успешность в карьере. Жители села в этом плане несколько ограничивают сами себя, т.к. и в сельской местности есть возможность занимать высокий статус в обществе или повышать свою профессиональную категорию, пусть это и немного сложнее, чем в городе.
Не только наличие собственности помогает человеку определять свой уровень материальной обеспеченности. Очень показательной в этом плане является возможность пользоваться различными платными услугами. Свободное пользование всеми необходимыми платными услугами - критерий богатства, а ограниченность использования или полная недоступность таких услуг - критерий бедности. Хотя изначально в городе гораздо больший спектр предоставляемых услуг и шире их выбор, что, несомненно, отражается на ответах опрашиваемых людей, но этот аспект уравновешивается стоимостью платных услуг в городе с их, же стоимостью в селе, т.е. более низкой. В итоге по результатам ответов самыми часто используемыми платными услугами оказались образовательные курсы, семинары и т.п., медицинские услуги (причем в селе ими пользовались в последнее время 87% опрашиваемых, а в городе только 44%) и услуги парикмахера, мастера по маникюру и т.п. Городскими жителями также был часто выбран ответ из списка услуг «рестораны, кафе», который для сельских жителей был крайне редким, а также у горожан 4 человека из 27 указали в ответах, что посещали выставки, галереи и т.п., чего в ответах сельских жителей не наблюдается совсем. Эти различия между ответами сельских жителей и городских объясняются местом проживания и соответственно предоставляемыми населению услугами.
В вопросах оценки себя как бедного или богатого достаточно важным является также и вопрос оценки справедливости той ситуации, которая способствует, или препятствует отнесению себя к желаемой категории. Вопросы справедливости всегда и везде очень противоречивы. Жителям села и жителям города было задано несколько вопросов, связанных с оценкой ими ситуации по критерию справедливости или несправедливости. Первым был задан вопрос об условиях справедливости экономической политики у нас в стране. И здесь не обнаружилось каких-либо сильных отличий между ответами представителей разных населенных пунктов. Основными условиями справедливости были признаны: повышение заработной платы, рост зарплат в соответствии с ростом цен и соблюдение прав (у городских жителей), равные права (у сельских жителей). И соответственно был задан вопрос о несправедливости экономической политики по отношению лично к опрашиваемым. Здесь большинство ответов выпало на низкую заработную плату. Можно предположить, что, называя экономическую политику справедливой или несправедливой в целом, люди исходят из несправедливости, проявляемой по отношению к ним лично. Третьим вопросом, раскрывающим понимание справедливости и несправедливости экономической политики было задание указать наиболее точное, с точки зрения опрашиваемых, утверждение о справедливом государстве. Жители села в большинстве своем (43% ответов) посчитали наиболее верным утверждение «государство равных возможностей». А жители города в количестве 13 человек из 27 (т.е. 48%) выбрали вариант «от каждого по способностям - каждому по труду».
Таким образом, мы видим, что в городе, где возможности шире, чем в сельской местности, главным становится факт активности самого человека, т.е. каждый заслуживает столько благ, сколько сам старается их заработать и как сильно стремится к этому. В селе же, где возможностей не так много, жители считают, что в первую очередь необходимо, чтобы им предоставлялось больше возможностей, шансов, и тогда те, кто хотят улучшить свое положение, смогут это сделать. При этом прослеживается связь выбранного лозунга с локусом контроля. В селе хотя и преобладает интернальный ло- кус контроля, но экстерналов все, же больше, чем в городе, возможно, поэтому и преобладал тот лозунг, который не накладывает прямой ответственности за свое благополучие на человека. Подтверждением этому предположению служат также ответы на вопрос по поводу ответственности за экономическую ситуацию. Жители села и здесь в ответах выбирают тот вариант, который ближе к ответам экстерналов: ответственность за экономическую ситуацию лежит на центральных и федеральных властях и местных органах самоуправления. Мы не обнаруживаем ответов, указывающих на активность самого человека в построении и улучшении своего экономического статуса. В отличие от ответов сельских жителей, жители города разделяют ответственность между центральными, федеральными властями и самими людьми.
Для выявления особенностей восприятия экономической ситуации в стране у представителей разных населенных пунктов был задан вопрос об актуальных проблемах в нашем государстве. Как оказалось, общая картина экономической ситуации в стране практически не имеет различий в восприятии сельских жителей и горожан. Опрашиваемые обоих типов населенных пунктов указали наиболее важными и актуальными проблемы безработицы, материального обеспечения, и социальной незащищенности. Скорее всего на данные ответы сильно повлияла кризисная ситуация экономики, сопровождающаяся сокращениями рабочих мест, понижением заработной платы и т.п. Кроме того, жителями города была выбрана еще и проблема повышения цен. Тот факт, что жители села не видят в этом большой проблемы объясняется в первую очередь именно местом проживания, т.к. в сельской местности в целом жизнь дешевле - ниже коммунальные платежи, люди выращивают на огородах какие-то необходимые продукты, многие дома неблагоустроенны, поэтому не нужно платить за воду, отопление, нет вопроса оплаты транспорта и др.
Заметны различия в политико-экономической активности граждан при сравнении города и села. Хотя жители обоих типов населенных пунктов участвуют в выборах, но горожане помимо этого активно участвуют и в других видах общественной деятельности. Это, в первую очередь, подписание петиций и требований, а также участие в общественных движениях и демонстрациях. Жители села не отличают активностью в данной сфере, и только 2 человека отметили свою работу в органах законодательной и исполнительной власти. Данные различия могут объясняться условиями места проживания (в селе политическая и экономическая активность ограничена), или уровнем субъективного контроля (среди жителей села больше экс- терналов, чем среди городских (в селах - 35%, в городе - 7%), т.е. жители села не склонны сами проявлять инициативу, активность.
Важным показателем адекватной экономической идентичности является оценка удовлетворенности качеством жизни. Данный показатель мы соотносим с эмоциональным компонентом экономической идентичности.
У жителей сельской местности по большей части показателей качества жизни отмечается сниженный уровень удовлетворенности жизнью. У жителей города по показателям удовлетворенности жизнью преобладает нормальный уровень качества жизни. При этом представители города и села неудовлетворенны уровнем дохода своей семьи и своего в частности. Особенно недовольны своим финансовым положением жители села, и это понятно, т.к. заработная плата в сельской местности ниже, чем в городе, а жители сел сравнивают свои доходы именно с городскими, а не со средними заработками по месту жительства. Размеры жилой площади и благоустройство жилья также не устраивают опрошенных из города и из села. И если размеры жилой площади, по мнению отвечавших, приближаются к удовлетворительным, то благоустройство квартиры или дома оставляет повод для недовольства. И жители города, и жители села, без сомнений, хотели бы жить в комфортных условиях, но в городе существует проблема цен на желаемое жилье, а в сельской местности - проблема обеспечения коммунальных услуг (многие из опрашиваемых живут в неблагоустроенных домах). По-видимому, именно эти две проблемы препятствуют установлению нормального уровня удовлетворенности жильем. Климатические и экологические условия вполне устраивают жителей села. В отличие от них, жители города не могут отметить высокую степень удовлетворенности по этим аспектам. При этом, горожане в достаточной степени удовлетворены бытовыми условиями в месте проживания, в которые включены магазины, услуги и т.п., чего нельзя сказать о жителях села, которые испытывают на себе некоторые ограничения в бытовом плане в связи с отсутствием желаемого ассортимента в магазинах, возможности выбирать услуги и др. Такие различия в оценке удовлетворенности условиями в месте проживания адекватны и даже предсказуемы в связи физическими и экономическими особенностями жизни в данных двух типах поселений. Достаточно четкие различия наблюдаются между сельскими жителями и городскими в семейной сфере. Удовлетворенность семейной жизнью у жителей города значительно выше, чем у жителей села. Можно предположить, что доход семьи, помимо всех прочих факторов, влияет на степень удовлетворенности семейными отношениями. Следовательно, у жителей города удовлетворенность семейной сферой выше из-за более высокого дохода. Удовлетворенность питанием также напрямую связана с доходами населения. Разнообразием продуктов одинаково довольны представители обоих населенных пунктов, а вот количеством пищи - жители города довольны больше. Этот факт можно объяснить финансовой возможностью групп населения: в городе благодаря более высоким заработкам выше и возможность купить нравящиеся вещи, продукты, услуги в необходимом количестве.
В плане физической активности и сна жители села также имеют более низкий уровень удовлетворенности. Эти данные противоречат общепринятому мнению, что жизнь в городе более быстрая, наполненная суетой и людям не хватает времени на себя, на отдых, на сон.
Положением в обществе в средней степени довольны жители обоих типов населенных пунктов. В соответствии с данными, полученными с помощью других опросов населения сельской местности и города (анкета «Экономическая идентичность») эта ситуация объясняется уровнем притязаний в двух группах граждан. В сельской местности люди характеризуются более низким уровнем притязаний, чем в городе, т.е. положение в обществе у них не является приоритетной целью. Горожане, напротив, характеризуются высоким уровнем притязаний, поэтому их неудовлетворенность положением в обществе показывает, что они еще не достигли высокой «ступени», а имеющаяся средняя «ступень» их не устраивает.
Удовлетворенность работой - многомерное образование, но в любом случае, все аспекты тесно связаны с фактором оплаты работы. Отношения с начальством и коллегами по работе отмечены опрашиваемыми людьми обеих групп как вполне удовлетворительные. Отношения с коллегами несколько лучше, чем отношения с начальством. Жители села ограничены в возможностях профессионального и карьерного роста в связи с особенностями места жительства, поэтому данная составляющая удовлетворенностью работой в целом вызывает чувство неудовлетворенности. Этот факт фрустрации потребности в росте, а также неудовлетворительная заработная плата, находит отражение в оценке степени удовлетворенности работой в целом: жители села указали на сниженное состояние в этой сфере жизни.
Удовлетворение духовных потребностей, прежде всего, связано с возможностью (наличие источников духовного) сделать свою жизнь духовно богатой и с доступностью (финансовая составляющая). Жители села качество своего духовного компонента жизни посчитали сниженным, а городские жители оценили свою духовную жизнь как вполне богатую. Различия здесь объяснить достаточно трудно, т.к. возможность обогатить духовно свою жизнь имеют, и жители села, и жители города. Можно предположить, что жители села сравнивают свою жизнь и жизнь в городе и видят различия в наличии собственно культурных мест (кинотеатры, выставки, галереи, театры и т.п.), но не замечают и не пользуются имеющимися духовными благами их местности, например, природой.
Удовлетворенность социальной поддержкой со стороны друзей, родственников, семьи и т.д. одинаково высокая у представителей обоих видов населенных пунктов. Состояние здоровья, своего, а также детей и жены или мужа сельские и городские жители оценивают как хорошее в приблизительно равной степени. Зато в плане душевного состояния городские жители отличаются более высокий уровень, чем жители села. Этот факт объясняется тем, что жители села, как уже отмечалось ранее, испытывают чувство неудовлетворенности в большем количестве аспектов жизни, поэтому больше переживают, разочаровываются, грустят и т.п., а все эти состояния понижают общую душевную стабильность и спокойствие.
В целом качество своей жизни сельские и городские жители оценили как нормальное, но в связи с вышеперечисленными различиями и особенностями жизни в селе и в городе, жители города считают, что их жизнь складывается хорошо, а жители села дали среднюю оценку.
Поведенческая компонента экономической идентичности оценивалась через готовность респондентов стать предпринимателем и сменить сферу деятельности.
Из полученных ответов на вопрос о способности к предпринимательству, мы можем сделать вывод о более широком диапазоне восприятия себя субъектами предпринимательской деятельности у жителей города. Среди опрошенных жителей села только 1 человек из 23 считает, что способен заниматься предпринимательством. Жители села сомневаются в своих предпринимательских способностях, т.к. хотя вариант «скорее смог бы» преобладает (52,2%), но противоположный ему ответ - «скорее не смог бы» - также набрал достаточно большое количество голосов (30,4%). Кроме того, 13,1% опрошенных полностью отрицают свои способности к предпринимательской деятельности. Все эти данные говорят о скорее низкой самооценке своих предпринимательских способностей жителями села, чем о высокой. Возможно, такая ситуация связана с более ограниченными экономическо- бытовыми условиями предпринимательской деятельности в селах (проблема транспорта, проблема закупок и наценок, низкая конкуренция, низкий спрос на многие услуги и товары), чем в городах. В отличие от ответов жителей сельской местности, ответы горожан отличились большим разбросом. 40,8% городских жителей считают себя способными к предпринимательской деятельности. Приблизительно столько же горожан сомневаются на счет своих сил в области предпринимательства (22,2% опрошенных ответили, что, скорее всего, они смогли бы заниматься предпринимательской деятельностью и 18,5% - ответили, что скорее они бы не смогли). Те, кто не воспринимает себя субъектом предпринимательской деятельности, составляют 18,5%.
Если обобщить результаты по двум группам, то можно сделать вывод о том, что больше половины представителей обоих населенных пунктов чувствуют в себе силы и способность заниматься предпринимательской деятельностью. Данное стремление и готовность объясняется в первую очередь желанием улучшить свою экономическую ситуацию, а частные предприятия, свое дело, работа без начальства на себя, напрямую ассоциируются у людей с возможностью повысить свою материальную обеспеченность. Жители села, работая в организациях, на предприятиях, в фирмах и т.п. получают определенную заработную плату, которая одних работников устраивает, а других - нет. И как можно пронаблюдать по ответам, те, кого заработная плата не устраивает, составляют 100%. Это видно по тому, что все жители села указали в своих ответах готовность сменить работу с целью увеличения дохода, причем большая часть опрошенных (52.2%) готова сменить рабочее место на более оплачиваемое без каких-либо условий. А остальную часть опрошенных более всего заботят их знания, умения, компетенция, которые необходимы для новой работы. Наличие знакомых, работающих в новой для опрашиваемых людей сфере не имеет большого значения.
Жители города сильно отличаются в плане смены рода деятельности от жителей села. Так, можно отметить, что жители города не готовы рисковать, боятся потерять их рабочее место. Хотя в целом горожане согласны поменять область работы с целью увеличения заработка, но они хотят быть уверены, что это действительно лучший вариант работы, и они смогут там работать. Таким образом, из городских жителей примерно пятая часть готовы сменить место работы на более доходное на любых условиях. Многие жители города не готовы уйти на другую работу. Это может объясняться, например, тем, что их устраивает доход, также возможно, дает знать о себе высокая конкуренция по месту работы в городе, т.к. найти замену работнику проще, чем в селах, поэтому горожане боятся потерять уже имеющееся рабочее место. Основными условиями при переходе на другую работу для городских жителей выступают знания, умения, способности к ней, а наличие знакомых на новом рабочем месте является незначимым моментом. Здесь наблюдается сходство городских жителей и сельских: и те и другие, прежде всего, сопоставляют свои способности и возможность работать на новой работе.
Смена работы - далеко не все, на что готовы жители обоих типов населенных пунктов. Жители села в целом готовы на большие «жертвы» ради возможности разбогатеть по сравнению с жителями города. Только в ответах сельских жителей мы можем увидеть такие варианты как «не хочу разбогатеть», «готов играть в лотереи, казино и т.п.» и «готова на брак по расчету». Среди способов повышения своего дохода и у сельских и у городских жителей указываются как законные, так и незаконные. Тем не менее, обращает на себя внимание тот факт, что в городе половина опрошенных готовы вести теневую экономику. Жители села также готовы скрывать свой реальный заработок, но таких людей меньше половины. Опрашиваемые из обоих населенных пунктов, для того, чтобы разбогатеть, согласны увеличить рабочий день, количество выполняемой работы или же работать на двух и более работах. Жители города находятся в этом плане в более выгодном положении: больше возможностей работать в нескольких местах в связи с широким выбором рабочих мест, поэтому большая часть ответов у жителей города отражает эту ситуацию.
Поскольку экономическая идентичность является частью социальной идентичности человека и несет в себе отличительные особенности личности интересным было узнать ее качественное своеобразие у городских и сельских жителях. Сравнительный анализ результатов опроса жителей села и жителей города по методике З. Ф. Урбанович «Личностная и социальная идентичность» показал следующее.
Основные отличия между жителями двух типов населенных пунктов наблюдаются в сфере идентификацией с работой. Баллы в обеих группах низкие, что говорит о низкой степени идентификации с профессиональными группами, к которым принадлежат субъекты. Но при сравнении двух групп мы видим, что у городских жителей степень идентификации себя с профессиональной группой выше, чем у жителей села.
По категориям «материальное положение» и «семья» жители села и жители города степень идентификации имеют приблизительно равную. Идентификация с группами людей по уровню материальной обеспеченности слабая, т.е. опрошенные не видят себя собственниками. По сравнению с другими сферами идентичности, категория семьи набрала наибольшее количество баллов: сельские жители - 7 баллов, городские - 7,2). Данный факт позволяет сделать вывод о том, что наиболее важной и актуальной сферой идентификации для опрашиваемых людей является сфера семейных отношений. Опрашиваемые сильнее отождествляют себя со своим семейным статусом и ролью. Семья для субъектов - главный аспект осознания себя как личности и члена общества, т.к. семья является и областью межличностных отношений и социальным институтом. Особенности жителей города и жителей села заключаются также в более выраженной идентификации горожан с обществом и общественной деятельностью. Но в целом и у жителей сельской местности и у жителей города очень низкий средний балл по данной категории, что говорит о том, что люди не отождествляют себя с обществом, в котором живут, не разделяют ценностей общества, не осознают своей роли и своего статуса в современном обществе. Не видно также различий между баллами идентификационных показателей материального положения, поэтому мы можем сделать вывод о том, что в этом плане стираются субъективные экономические грани между городскими и сельскими жителями.
Данные нашего исследования показывают, что в современной ситуации у типичных сельских и городских жителей со средним доходом наблюдается слабая экономическая идентичность. Ни жители села, ни жители города практически не отождествляют себя с представителями той или иной экономической категории, не воспринимают себя субъектами денежных отношений и отношений собственности.
Представители жителей сельской местности и города в первую очередь осознают себя как социального субъекта: они воспринимают себя с точки зрения своего пола, профессии, семейного статуса, общественных ролей, представителя какой-либо группы и т.п. Наиболее сильная степень идентификации с учебно-профессиональными и семейными группами людей: т.е. представители обоих типов населенных пунктов видят и отождествляют себя со своей профессией и со своей семейной ролью. Также достаточно сильно жители села и города осознают свои личностные характеристики: черты характера, качества, персональные характеристики, уникальность личности. Достаточно сильно осознание себя, своей принадлежности к группе у сельских и городских жителей происходит на основе их увлечений, занятий, интересов и способностей к какой-либо деятельности. Люди считают свое времяпровождение важной составляющей себя, а хобби и увлечения - отражением своей личности. Очень слабо люди отождествляют себя с группами и другими людьми по физическим данным, отношениям с внешней физической средой, материальным показателям собственности и доходов, а также по коммуникативным критериям. И практически нет тех людей, кто видит себя как стремящегося к чему-то субъекта, планирующего свою деятельность, ставящего и добивающегося целей. Можно говорить о пассивности и отсутствии жизненных планов у типичных представителей сельского и городского среднего класса.
На основании данных, полученных в ходе исследования, а также социально-психологических портретов, учитывающих особенности идентичности сельских и городских жителей, была составлена суммарная модель идентификационных показателей различных сфер жизни для жителей села и города.
Интересующие нас идентификационные показатели сфер материального обеспечения и жизненных перспектив оказались областями со слабой идентификацией. Работа, с которой жители села и города больше всего отождествляют свое существование и личность, также является критерием оценки экономической идентичности, но без перспективной и материальной составляющей несколько теряет свою значимость, и скорее является показателем социального статуса, потребности в признании и т.п.
- Гоу впо «Омский государственный технический университет» Факультет гуманитарного образования Кафедра «Психология труда и организационная психология» Лаборатория экономической психологии
- Оглавление
- Экономическая и организационная психология
- Секция 1. Психологические аспекты освоения социальноэкономического пространства Факторы экономического поведения в ситуациях психологической игры
- Условия игры
- I 50,0 н 40,0
- 100 Т.Р. 1 т.Р. 10 т.Р. Исходная сумма
- Идентификационные показатели сфер жизни
- Рациональность и экономическое поведение: междисциплинарный подход
- Психосемантический анализ товарного фетишизма у подростков
- Личностные факторы эмоционального выгорания операционнокассовых работников
- Эмоциональное содержание феномена акме
- Особенности формирования профессионального самосознания в процессе получения психологического образования
- Самосознание как детерминант копинг-поведения в ситуации трудоустройства
- Формирование учебного пространства в условиях совершенствования системы профессионального самоопределения