Тема 12. Цикличность экономического развития. Инфляция и безработица.
Задание:
Обсуждение вопросов, возникших в ходе подготовки к семинарам и заданиям СРС.
Работа с глоссарием.
Составление структурно-логических схем:
«Виды и природа циклов»;
«Классификация кризисов».
«Виды и причины инфляции»;
«Факторы инфляции»;
«Социально-экономические последствия инфляции»;
«Инструменты антиинфляционной политики государства».
Подготовить аналитический доклад о причинах, формах и проблемах безработицы в Республике Казахстан.
Методические указания
Задание 3.а (можно выполнять в форме «лесенки» или «грабелек») позволяет выявить, что собою представляет цикл, какие существуют виды циклов, периодичность и природу циклов. Здесь следует определить, какими экономистами рассматривались те или иные циклы. Обратите внимание на то, как могут взаимодействовать циклы, и как их взаимодействие может отразиться на экономике. Следует рассмотреть фазы промышленного цикла, дать их определения, показать экономические процессы, характерные для каждой фазы. Необходимо сравнить марксистскую трактовку фаз цикла с современной трактовкой.
Задание 3.б (можно выполнить в форме «лесенки») предполагает выявление видов кризисов и дачу их определений. Эту работу следует дополнить примерами о сроках и местах проявления тех или иных кризисов.
Задание 3.в (можно выполнять в форме «лесенки») нацелено на выявление видов инфляции и их причин. Виды инфляции лучше рассматривать по определенным критериям, например: темпы инфляции, степень расхождения роста цен по различным товарным группам, ожидаемость и предсказуемость и т.д. Особо следует выделить рассмотрение механизмов инфляции спроса и инфляции издержек. Здесь же можно отразить характер инфляции и формы ее проявления.
Задание 3.г предполагает выявление факторов инфляции с подразделением их на внутренние и внешние (при конвертируемости валют).
Задание 3.д (можно выполнять в форме «лесенки») требует рассмотреть отдельно социальные и экономические последствия инфляции. В этом задании необходимо также выяснить, кто проигрывает, а кто выигрывает от инфляционных процессов.
Задание 3.е (можно выполнять в форме «лесенки») предполагает рассмотрение форм, методов и инструментов антиинфляционной политики государства.
Задание 4 позволяет студентам высказать собственное мнение по данному вопросу. Это мнение излагается свободно и составляет объем не более одной странички ученической тетради. Эссе должно быть написано чёрными или синими чернилами (красный и зелёный цвета чернил не разрешаются!), грамотно, чисто, четким почерком. Размер почерка должен быть удобным для чтения эссе преподавателем.
- Кафедра Экономической теории
- Учебно-методический комплекс
- По дисциплине
- «Основы Экономической теориИ»
- Данные о преподавателе:
- Данные о дисциплине:
- Выписка из учебного плана:
- 1.6. График выполнения и сдачи заданий по дисциплине
- 1.7. Список литературы
- 1.8. Оценка знаний и политика курса
- 2. Учебно-методические материалы по дисциплине
- 2.1.Тематический план курса
- 2.1.Тематический план курса
- 2.2. Тезисы лекционных занятий
- Раздел 1. Основная часть
- Тема 1. Предмет и метод экономической теории.
- Раздел 2 общие основы экономического развития общества
- Тема 2. Организация общественного производства и типы экономических систем.
- Тема 3. Экономические институты: собственность и предпринимательство.
- Тема 4. Формы общественного хозяйства. Товарное производство. Деньги.
- Раздел 3. Рынок и механизмы его регулирования.
- Тема 5. Рынок: виды, структура и модели. Спрос и предложение.
- Тема 6. Конкуренция и монополия.
- Тема 7. Капитал (фонды). Кругооборот и оборот.
- Тема 8. Издержки производства.
- Тема 9. Доходы от факторов производства
- Раздел 4 закономерности функцио-нирования национальной экономики
- Тема 10. Национальная экономика как система.
- Тема 11. Макроэкономические равновесие и экономический рост.
- Тема 12. Цикличность экономического развития. Инфляция и безработица.
- Раздел 5 макроэкономическое регулирование
- Тема 13. Государственное регулирование рыночной экономики: сущность, цели, инструменты.
- Тема 14. Социальная и региональная политика государства.
- Тема 15. Регулирование внешнеэкономической деятельности.
- 2.3. Планы семинарских занятий
- Раздел 1. Основная часть
- Тема 1. Предмет и метод экономической теории.
- Раздел 2. Общие основы экономического развития общества
- Тема 2. Организация общественного производства и типы экономических систем.
- Тема 3. Экономические институты: собственность и предпринимательство.
- Тема 4. Формы общественного хозяйства. Товарное производство. Деньги.
- Тема 5. Рынок: виды, структура и модели. Спрос и предложение.
- Тема 6. Конкуренция и монополия.
- Тема 7. Капитал (фонды). Кругооборот и оборот.
- Тема 8. Издержки производства.
- Тема 9. Доходы от факторов производства
- Раздел 4 закономерности функционирования национальной экономики
- Тема 10. Национальная экономика как система.
- Тема 11. Макроэкономические равновесие и экономический рост.
- Тема 12. Цикличность экономического развития. Инфляция и безработица.
- Раздел 5 макроэкономическое регулирование
- Тема 13. Государственное регулирование рыночной экономики: сущность, цели, инструменты.
- Тема 14. Социальная и региональная политика государства.
- Тема 15. Регулирование внешне-экономической деятельности.
- 2.5. Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя
- Раздел 1. Основная часть
- Тема 1. Предмет и метод экономической теории.
- Раздел 2. Общие основы экономического развития общества
- Тема 2. Организация общественного производства и типы экономических систем
- Тема 3. Экономические институты: собственность и предпринимательство
- Тема 4. Формы общественного хозяйства. Товарное производство. Деньги
- Раздел 3. Рынок и механизмы его регулирования.
- Тема 5. Рынок: виды, структура и модели. Спрос и предложение
- 5. Как изменится само предложение, если…
- Тема 6. Конкуренция и монополия
- Тема 7. Капитал (фонды). Кругооборот и оборот.
- Тема 8. Издержки производства.
- Тема 9. Доходы от факторов производства
- Раздел 4. Закономерности функционирования национальной экономики
- Тема 10. Национальная экономика как система
- Тема 11. Макроэкономическое равновесие и экономическИй рост
- Тема 12. Цикличность экономического развития. Инфляция и безработица.
- Раздел 5. Макроэкономическое регулирование.
- Тема 13. Государственное регулирование рыночной экономики: сущность, цели, инструменты.
- Тема 14. Социальная и региональная политика государства.
- Тема 15. Регулирование внешнеэкономической деятельности
- 2.6. Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов
- Тема 1. Предмет и метод экономической теории.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 2. Организация общественного производства и типы экономических систем.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 3. Экономические институты: собственность и предпринимательство.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 4. Формы общественного хозяйства. Товарное производство. Деньги.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Раздел 3. Рынок и механизмы его регулирования.
- Тема 5. Рынок: виды, структура и модели. Спрос и предложение.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 6 конкуренция и монополия.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 7 капитал (фонды). Кругооборот и оборот.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 8 издержки производства
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 9 доходы от факторов производства
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Раздел 4 закономерности функциони-рования национальной экономики
- Тема 10 национальная экономика как система.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 11 макроэкономические равновесие и экономический рост.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 12 цикличность экономического развития. Инфляция и безработица.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Раздел 5 макроэкономическое регулирование
- Тема 13 государственное регулирование рыночной экономики: сущность, цели, инструменты.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 14 социальная и региональная политика государства.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 15 регулирование внешнеэкономической деятельности.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- 2.6.1. Тематика письменных работ по курсу
- 2.7 Программное и мультимедийное сопровождение учебных занятий.
- 2.8. Тестовые задания для самоконтроля
- Ключи правильных ответов
- 2.9. Экзаменационные вопросы по курсу
- 1.2 Данные о дисциплине……………………………………...3
- Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы Экономической теориИ»
- 470061, Караганда, ул. Гоголя, 38