Тема 4. Формы общественного хозяйства. Товарное производство. Деньги
Задания:
Обсуждение вопросов, возникших в ходе подготовки к семинарам и заданиям СРС.
Работа с глоссарием.
Составление сопоставительной таблицы: «Специфика натурального и товарного хозяйства».
Составление структурно-логических схем:
«Взаимосвязь понятий «благо», «экономическое благо», «продукт», «услуга», «товар»»;
«Признаки денег»; «Функции денег»; «Типы денег»;
«Элементы денежной системы»; «Функции денежной системы»;
Выполнение эссе на тему «Электронные деньги: плюсы, минусы, перспективы».
Изучение Законов «О денежной системе в РК», «О банках РК», «О национальном банке РК».
Методические указания
Задание 3 требует сопоставления натурального и товарного хозяйства. При этом первоначально следует найти их общие, а затем – отличительные черты. Для выявления отличий сопоставление нужно вести по следующим критериям: собственность на средства производства, способ соединения работника со средствами производства, принадлежность продукта, характер рабочей силы, масштаб характера производства, характеристика применяемой техники и др. Следует определить, какой критерий является определяющим в появлении натурального и товарного хозяйства.
Задание 4.а продолжает дальнейшее развитие задания 3.г из темы 2, которое по такому же принципу связывает понятия «продукт», «услуга», «товар». Здесь нужно выявить отличительные характеристики продукта и услуги, а затем перейти к характеристике товара, рассмотрев его как диалектическое взаимодействие двух сторон: потребительной стоимости и стоимости. При этом необходимо доказать на примерах, что потребительная стоимость является носителем стоимости, а формой проявления стоимости выступает меновая стоимость. Каждой из них следует дать определение и записать их в словарик.
Задание 4.б. Оно нацелено на выявление исторических условий появления, признаков, исторических типов, сущности, функций денег. Необходимо уяснить, что деньги являются продуктом развития формы стоимости, в результате которого определенные товары выделились из товарного мира, чтобы выполнять функции всеобщего эквивалента. Преподавателю следует обратить внимание студентов на понятие цены и проконтролировать понимание студентами функций денег применительно к конкретным экономическим ситуациям. Ему также необходимо показать на типовых упражнениях взаимосвязь изменения стоимостей продаваемого товара и всеобщего эквивалента, а также влияние на стоимость изменения производительности и интенсивности труда. Это задание дополняется заданием 5. Выполнение задания 4.б логически подводит к необходимости рассмотреть следующее задание.
Задание 4.в (можно выполнять в форме «лесенки» или «грабелек»). Оно посвящено уяснению элементов денежной системы вообще и денежной системы Республики Казахстан, в частности. В данном вопросе следует выяснить понятия денежного обращения, денежной массы, элементов денежной массы, денежной базы, денежных агрегатов, ликвидности, денежного мультипликатора, законов денежного обращения и функций денежной системы.
Задание 6 рассматривает изучение законодательной базы в сфере денежного обращения. Что позволить углубить знания студентов о денежном обращении.
- Кафедра Экономической теории
- Учебно-методический комплекс
- По дисциплине
- «Основы Экономической теориИ»
- Данные о преподавателе:
- Данные о дисциплине:
- Выписка из учебного плана:
- 1.6. График выполнения и сдачи заданий по дисциплине
- 1.7. Список литературы
- 1.8. Оценка знаний и политика курса
- 2. Учебно-методические материалы по дисциплине
- 2.1.Тематический план курса
- 2.1.Тематический план курса
- 2.2. Тезисы лекционных занятий
- Раздел 1. Основная часть
- Тема 1. Предмет и метод экономической теории.
- Раздел 2 общие основы экономического развития общества
- Тема 2. Организация общественного производства и типы экономических систем.
- Тема 3. Экономические институты: собственность и предпринимательство.
- Тема 4. Формы общественного хозяйства. Товарное производство. Деньги.
- Раздел 3. Рынок и механизмы его регулирования.
- Тема 5. Рынок: виды, структура и модели. Спрос и предложение.
- Тема 6. Конкуренция и монополия.
- Тема 7. Капитал (фонды). Кругооборот и оборот.
- Тема 8. Издержки производства.
- Тема 9. Доходы от факторов производства
- Раздел 4 закономерности функцио-нирования национальной экономики
- Тема 10. Национальная экономика как система.
- Тема 11. Макроэкономические равновесие и экономический рост.
- Тема 12. Цикличность экономического развития. Инфляция и безработица.
- Раздел 5 макроэкономическое регулирование
- Тема 13. Государственное регулирование рыночной экономики: сущность, цели, инструменты.
- Тема 14. Социальная и региональная политика государства.
- Тема 15. Регулирование внешнеэкономической деятельности.
- 2.3. Планы семинарских занятий
- Раздел 1. Основная часть
- Тема 1. Предмет и метод экономической теории.
- Раздел 2. Общие основы экономического развития общества
- Тема 2. Организация общественного производства и типы экономических систем.
- Тема 3. Экономические институты: собственность и предпринимательство.
- Тема 4. Формы общественного хозяйства. Товарное производство. Деньги.
- Тема 5. Рынок: виды, структура и модели. Спрос и предложение.
- Тема 6. Конкуренция и монополия.
- Тема 7. Капитал (фонды). Кругооборот и оборот.
- Тема 8. Издержки производства.
- Тема 9. Доходы от факторов производства
- Раздел 4 закономерности функционирования национальной экономики
- Тема 10. Национальная экономика как система.
- Тема 11. Макроэкономические равновесие и экономический рост.
- Тема 12. Цикличность экономического развития. Инфляция и безработица.
- Раздел 5 макроэкономическое регулирование
- Тема 13. Государственное регулирование рыночной экономики: сущность, цели, инструменты.
- Тема 14. Социальная и региональная политика государства.
- Тема 15. Регулирование внешне-экономической деятельности.
- 2.5. Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя
- Раздел 1. Основная часть
- Тема 1. Предмет и метод экономической теории.
- Раздел 2. Общие основы экономического развития общества
- Тема 2. Организация общественного производства и типы экономических систем
- Тема 3. Экономические институты: собственность и предпринимательство
- Тема 4. Формы общественного хозяйства. Товарное производство. Деньги
- Раздел 3. Рынок и механизмы его регулирования.
- Тема 5. Рынок: виды, структура и модели. Спрос и предложение
- 5. Как изменится само предложение, если…
- Тема 6. Конкуренция и монополия
- Тема 7. Капитал (фонды). Кругооборот и оборот.
- Тема 8. Издержки производства.
- Тема 9. Доходы от факторов производства
- Раздел 4. Закономерности функционирования национальной экономики
- Тема 10. Национальная экономика как система
- Тема 11. Макроэкономическое равновесие и экономическИй рост
- Тема 12. Цикличность экономического развития. Инфляция и безработица.
- Раздел 5. Макроэкономическое регулирование.
- Тема 13. Государственное регулирование рыночной экономики: сущность, цели, инструменты.
- Тема 14. Социальная и региональная политика государства.
- Тема 15. Регулирование внешнеэкономической деятельности
- 2.6. Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов
- Тема 1. Предмет и метод экономической теории.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 2. Организация общественного производства и типы экономических систем.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 3. Экономические институты: собственность и предпринимательство.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 4. Формы общественного хозяйства. Товарное производство. Деньги.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Раздел 3. Рынок и механизмы его регулирования.
- Тема 5. Рынок: виды, структура и модели. Спрос и предложение.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 6 конкуренция и монополия.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 7 капитал (фонды). Кругооборот и оборот.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 8 издержки производства
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 9 доходы от факторов производства
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Раздел 4 закономерности функциони-рования национальной экономики
- Тема 10 национальная экономика как система.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 11 макроэкономические равновесие и экономический рост.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 12 цикличность экономического развития. Инфляция и безработица.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Раздел 5 макроэкономическое регулирование
- Тема 13 государственное регулирование рыночной экономики: сущность, цели, инструменты.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 14 социальная и региональная политика государства.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 15 регулирование внешнеэкономической деятельности.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- 2.6.1. Тематика письменных работ по курсу
- 2.7 Программное и мультимедийное сопровождение учебных занятий.
- 2.8. Тестовые задания для самоконтроля
- Ключи правильных ответов
- 2.9. Экзаменационные вопросы по курсу
- 1.2 Данные о дисциплине……………………………………...3
- Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы Экономической теориИ»
- 470061, Караганда, ул. Гоголя, 38