Тема 12. Цикличность экономического развития. Инфляция и безработица.
Вопросы:
1. Цикличность развития экономики как всеобщая форма экономической динамики.
2. Кризис: сущность, причины, социально-экономические последствия.
3. Инфляция и безработица.
4. Особенности экономических кризисов в постсоветской экономике. Антикризисная политика и программы устойчивого экономического роста в Республике Казахстан
Методические рекомендации:
Подготовку к семинарскому занятию следует начать с изучения тезисов лекции. В тезисах лекции раскрывается краткое содержание вопросов темы.
В первом вопросе следует обосновать, что цикличность является закономерной формой экономического развития. Выясните внутренние и внешние причины цикличности экономического развития. Рассмотрите развитие идеи цикличности у различных экономистов, изучите особенности циклического характера экономики: сокращение сроков цикла, ослабление кризисов, изменение структуры цикла или их непродолжительное явление. Важным фактором измерения этих особенностей является государственное регулирование экономики.
Анализируя содержание классического промышленного цикла, выясните характерные черты каждой из его фаз и запишите в конспекте. В основе изучения классического цикла выясните особенности современного цикла деловой активности. Выясните главные особенности циклов Китчина (2-4 года), Жугляра (7-12 лет), Кузнеца (16-25 лет), Кондратьева (40-60 лет), Форрестера (200 лет), Тоффлера (1000-2000 лет). Обратите внимание на факторы и типы экономических циклов.
Во втором вопросе следует понять суть экономических кризисов перепроизводства и недопроизводства. Уясните причины и особенности структурных кризисов. Определите механизмы антициклической экономической политики. Выясните сущность отраслевых кризисов, охватывающих не всю экономическую систему, а лишь отдельные отрасли (сельское хозяйство, энергетика, тяжелая промышленность).
В третьем вопросе инфляцию следует рассматривать как макроэкономическое явление. Раскрывая содержание инфляции, обоснуйте этот тезис. Нельзя путать формы проявления и сущность инфляции. Повышения общего уровня цен, обесценивание бумажных денег - это формы проявления инфляции. Следовательно, выясните денежные и не денежные причины и факторы инфляции. В зависимости от характера изменения общего уровня цен уясните типы инфляции. Как определяется темпы инфляции (вспомните индекс потребительских цен из темы № 8)?
Инфляция как макроэкономическое явление непосредственно связана с нарушением равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Следовательно, динамика этих переменных может привести к повышению общего уровня цен.
Уясните содержание механизма современной инфляции. При помощи графика покажите, как рост совокупного спроса может привести к инфляции спроса. Рост издержек производства на единицу выпускаемой продукции приводит к сокращению предложения товаров и услуг, что является содержанием инфляции предложения. Покажите, взаимосвязь между этими механизмами инфляции.
Используя учебники, выясните содержание понятий «совокупная рабочая сила», «занятость» и «безработица». Запишите в конспект определение безработицы. Выясните причины и виды безработицы. При этом обратите внимание на классические (безработица вызвана высокой зарплатой) и кейнсианские подходы (безработица возникает из-за недостаточного спроса) объяснения причин безработицы. Уясните для себя, что означает полная занятость и естественный уровень безработицы. Определите функции биржи труда.
Рассмотрите социально-экономические последствия инфляции, а затем безработицы. Определите значение закона Оукена. Свои ответы подтвердите фактическими данными из жизни современного общества. Почему в условиях инфляции несмотря на повышение общего уровня цен страдают производители или продавцы? Разве они не заинтересованы в повышении цен? Кто-нибудь выигрывает от инфляции? Обратите внимание на издержки безработицы среди различных социальных групп населения, потеря работниками квалификации. Поиск ответов на эти вопросы позволит вам раскрыть содержание социально-экономических последствий инфляции и безработицы.
При помощи кривой Филипса покажите взаимосвязь инфляции и безработицы в краткосрочном периоде.
В четвертом вопросе рассмотреть особенности экономических кризисов в постсоветской экономике (развал Союза, разрыв экономических связи и сырьевая направленность экономики). Антикризисная политика (экономические реформы 90-х годов) и программы устойчивого экономического роста в Республике Казахстан (стратегия «Казахстан 2030»).
Основная литература: 1 – 14 (по списку основной литературы)
Дополнительная литература: 1 - 9 (по списку дополнительной литературы)
- Кафедра Экономической теории
- Учебно-методический комплекс
- По дисциплине
- «Основы Экономической теориИ»
- Данные о преподавателе:
- Данные о дисциплине:
- Выписка из учебного плана:
- 1.6. График выполнения и сдачи заданий по дисциплине
- 1.7. Список литературы
- 1.8. Оценка знаний и политика курса
- 2. Учебно-методические материалы по дисциплине
- 2.1.Тематический план курса
- 2.1.Тематический план курса
- 2.2. Тезисы лекционных занятий
- Раздел 1. Основная часть
- Тема 1. Предмет и метод экономической теории.
- Раздел 2 общие основы экономического развития общества
- Тема 2. Организация общественного производства и типы экономических систем.
- Тема 3. Экономические институты: собственность и предпринимательство.
- Тема 4. Формы общественного хозяйства. Товарное производство. Деньги.
- Раздел 3. Рынок и механизмы его регулирования.
- Тема 5. Рынок: виды, структура и модели. Спрос и предложение.
- Тема 6. Конкуренция и монополия.
- Тема 7. Капитал (фонды). Кругооборот и оборот.
- Тема 8. Издержки производства.
- Тема 9. Доходы от факторов производства
- Раздел 4 закономерности функцио-нирования национальной экономики
- Тема 10. Национальная экономика как система.
- Тема 11. Макроэкономические равновесие и экономический рост.
- Тема 12. Цикличность экономического развития. Инфляция и безработица.
- Раздел 5 макроэкономическое регулирование
- Тема 13. Государственное регулирование рыночной экономики: сущность, цели, инструменты.
- Тема 14. Социальная и региональная политика государства.
- Тема 15. Регулирование внешнеэкономической деятельности.
- 2.3. Планы семинарских занятий
- Раздел 1. Основная часть
- Тема 1. Предмет и метод экономической теории.
- Раздел 2. Общие основы экономического развития общества
- Тема 2. Организация общественного производства и типы экономических систем.
- Тема 3. Экономические институты: собственность и предпринимательство.
- Тема 4. Формы общественного хозяйства. Товарное производство. Деньги.
- Тема 5. Рынок: виды, структура и модели. Спрос и предложение.
- Тема 6. Конкуренция и монополия.
- Тема 7. Капитал (фонды). Кругооборот и оборот.
- Тема 8. Издержки производства.
- Тема 9. Доходы от факторов производства
- Раздел 4 закономерности функционирования национальной экономики
- Тема 10. Национальная экономика как система.
- Тема 11. Макроэкономические равновесие и экономический рост.
- Тема 12. Цикличность экономического развития. Инфляция и безработица.
- Раздел 5 макроэкономическое регулирование
- Тема 13. Государственное регулирование рыночной экономики: сущность, цели, инструменты.
- Тема 14. Социальная и региональная политика государства.
- Тема 15. Регулирование внешне-экономической деятельности.
- 2.5. Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя
- Раздел 1. Основная часть
- Тема 1. Предмет и метод экономической теории.
- Раздел 2. Общие основы экономического развития общества
- Тема 2. Организация общественного производства и типы экономических систем
- Тема 3. Экономические институты: собственность и предпринимательство
- Тема 4. Формы общественного хозяйства. Товарное производство. Деньги
- Раздел 3. Рынок и механизмы его регулирования.
- Тема 5. Рынок: виды, структура и модели. Спрос и предложение
- 5. Как изменится само предложение, если…
- Тема 6. Конкуренция и монополия
- Тема 7. Капитал (фонды). Кругооборот и оборот.
- Тема 8. Издержки производства.
- Тема 9. Доходы от факторов производства
- Раздел 4. Закономерности функционирования национальной экономики
- Тема 10. Национальная экономика как система
- Тема 11. Макроэкономическое равновесие и экономическИй рост
- Тема 12. Цикличность экономического развития. Инфляция и безработица.
- Раздел 5. Макроэкономическое регулирование.
- Тема 13. Государственное регулирование рыночной экономики: сущность, цели, инструменты.
- Тема 14. Социальная и региональная политика государства.
- Тема 15. Регулирование внешнеэкономической деятельности
- 2.6. Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов
- Тема 1. Предмет и метод экономической теории.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 2. Организация общественного производства и типы экономических систем.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 3. Экономические институты: собственность и предпринимательство.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 4. Формы общественного хозяйства. Товарное производство. Деньги.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Раздел 3. Рынок и механизмы его регулирования.
- Тема 5. Рынок: виды, структура и модели. Спрос и предложение.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 6 конкуренция и монополия.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 7 капитал (фонды). Кругооборот и оборот.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 8 издержки производства
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 9 доходы от факторов производства
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Раздел 4 закономерности функциони-рования национальной экономики
- Тема 10 национальная экономика как система.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 11 макроэкономические равновесие и экономический рост.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 12 цикличность экономического развития. Инфляция и безработица.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Раздел 5 макроэкономическое регулирование
- Тема 13 государственное регулирование рыночной экономики: сущность, цели, инструменты.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 14 социальная и региональная политика государства.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 15 регулирование внешнеэкономической деятельности.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- 2.6.1. Тематика письменных работ по курсу
- 2.7 Программное и мультимедийное сопровождение учебных занятий.
- 2.8. Тестовые задания для самоконтроля
- Ключи правильных ответов
- 2.9. Экзаменационные вопросы по курсу
- 1.2 Данные о дисциплине……………………………………...3
- Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы Экономической теориИ»
- 470061, Караганда, ул. Гоголя, 38