logo
@IRBIS_10_SILL_vse_spec_andarova_osnovy_econom_

Тема 2. Организация общественного производства и типы экономических систем

Задания:

  1. Обсуждение вопросов, возникших в ходе подготовки к семинарам и заданиям СРС.

  2. Работа с глоссарием.

  3. Составление структурно-логических схем:

  1. «Дерево» личных потребностей;

  2. «Взаимосвязь понятий «материальное производство» и «способ производства»».

  3. «Факторы производства».

  4. «Взаимосвязь понятий «благо», «экономическое благо».

  5. «Экономические системы»;

  6. «Модели экономических систем в рамках рыночной экономики»;

  1. В таблице указаны альтернативные возможности производства товара потребления и товара военной необходимости. С помощью графика постройте кривую производственных возможностей и ответьте на следующие вопросы.

Вид товара

Возможности производства

А В С Д Е

Легковые автомобили (тыс.) Пушки (тыс.)

0

14

2

12

4

9

6

5

8

0

Вопросы:

а) Если экономика находитьсы в точке С, то какими будут альтернативные расходы при увеличении производства легковых автомобилей на 2 тысячи.

б) В сферу производства пушек внедрены новые технологии, а в производства легковых автомобилей технологии внедрены не были. Постройте новую кривую производственных возможностей.

Методические указания

Выполнение задания 3.а нацелено на выявление потребностей, определение их сущности, классификации и понимание их безграничности. При этом они рассматриваются в соотнесении с ресурсами, имеющимися для их удовлетворения в ограниченном количестве. Но так как большинство ресурсов подвергается обработке перед удовлетворением потребностей, то возникает необходимость производства. Наглядно это можно представить в виде «дерева потребностей», проводя аналогию с природным явлением. В этой аналогии уровень земли отражает понятие «производство», которому необходимо дать не только сущностное определение, но определить и по формальным признакам. Здесь следует выявить уровни и типы общественного производства, дать определение воспроизводству, рассмотреть фазы воспроизводства и что на каждой фазе воспроизводится. При этом необходимо уяснить взаимодействие и взаимосвязь фаз воспроизводства как моментов, содержащихся друг в друге.

Подготовка задания 3.б требует уяснения следующих экономических понятий: материальное производство, отношение людей к природе, процесс труда, простые моменты процесса труда (условия труда, орудия труда, средства труда, предмет труда, собственно труд), средства производства, производительные силы, отношения людей между собою, производственные отношения, способ производства. Все эти понятия взаимосвязаны. Выстраиваемая схема должна отражать логику этой взаимосвязи. При выполнении данной схемы обратите внимание на то, что и материальное производство и способ производства имеют по две стороны. Стороны способа производства соотносятся как содержание и общественная форма. Выявите, в данном случае, какая сторона представляет собой содержание и какая сторона – общественную форму. Посмотрите в философском словаре определения понятий «содержание» и «общественная форма». Выпишите эти определения в экономический словарик. В дальнейшей работе Вы часто будете использовать эти философские категории.

В задании 3.в необходимо рассмотреть факторы производства в соответствии с марксисткой и маржинальной теориями.

В задании 3.г следует выявить характеристики благ вообще и экономических благ – в частности. При этом нужно выделить критерий, по которому блага вообще переходят в разряд экономических благ.

В задании 3.д следует, используя учебную литературу, выделить экономические системы, дать им характеристики и показать, каким странам и периодам они соответствуют.

Задание 3.е нацелено на выявление и выяснение характерных черт моделей рыночной экономики. В этом задании должна найти отражение и казахстанская модель рыночной экономики, представленная в Послании Президента Республики Казахстан Е.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия развития Казахстана до 2030 года».

Задание 4 предусматривает рассмотрение кривой производственных возможностей, ее свойств и альтернативные издержки. Для начало постройте график кривой производственных возможностей, затем учитывая особенности и закономерности ответьте на вопросы.