Тема 13. Государственное регулирование рыночной экономики: сущность, цели, инструменты.
Задания:
Обсуждение вопросов, возникших в ходе подготовки к семинарам и заданиям СРС.
Работа с глоссарием.
Составление структурно-логических схем:
«Развитие государства как экономического субъекта»;
«Структура методов государственного вмешательства в экономику»;
Составление сопоставительной таблицы «Характерные особенности экономических и административных методов государственного регулирования экономики».
«Формы государственного регулирования экономики»;
Составление структурно-логических схем:
«Структура финансовой системы»; «Структура финансов»;
«Классификация налогов»;
«Структура доходной части бюджета»; «Структура расходной части бюджета».
Особенности построения «кривой Лаффера»
Выполнение эссе «Внутреннее противоречие налогообложения».
Изучение Закона РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».
Методические указания
Задание 3.а (можно выполнить в форме «лесенки») предполагает вначале определение понятия «государство». Далее следует изложить историю развития государства как экономического субъекта, охарактеризовав его, во-первых, как институт принуждения, во-вторых, как экономического субъекта. Государство как экономический субъект выступает собственником, предпринимателем, заказчиком продукции и потребителем, владельцем кредитных учреждений, организатором международных отношений.
Задание 3.б (можно выполнить в форме «лесенки»). Здесь важно понять, что государство использует административные и экономические методы вмешательства в экономику и необходимо дать им определения.
Задание 3.в лучше выполнить в виде сопоставительной таблицы, в которой перечисляются и сравниваются административные и экономические методы государственного регулирования экономики.
Задание 3.г предполагает рассмотрение правового, финансового, социального регулирования экономических процессов в их сопоставлении. Следовательно, это задание лучше выполнить в виде сопоставительной таблицы. Обратите внимание на такие формы государственного регулирования экономики, как денежная, налоговая, финансовая, кредитная, социальная политики; антимонопольное законодательство. Рассмотрите использование государственного имущества и государственных резервов, лизинг, факторинг, концессию, лицензирование, стандартизацию и т.п.
Задания 4.а можно выполнить вместе (лучше в виде таблицы). Оно нацелено на выявление элементов структуры финансовой системы государства со стороны финансов и со стороны фондов. Важно понять, что они в себя включают и на что используются.
Задания 4.б (лучше выполнить в форме «лесенки»), используя различные критерии классификации, например: по субъектам, по объектам, по методам взимания и т.д. Желательно выполнить одновременно с заданием 7. Здесь можно осуществить и выполнение задания 5.
Задания 4.в желательно выполнить в виде балансовой таблицы, отразив в левой колонке статьи доходов, а в правой колонке – статьи расходов государства. Здесь следует дать определения таким выплатам из госбюджета, как ассигнования, субсидии, субвенции, дотации. Необходимо рассмотреть и финансовые льготы (адаптационные и стимулирующие). Обратите внимание на состояние госбюджета (нормальное, дефицитное). Выявите причины дефицита госбюджета и меры по его снижению (законспектируйте в виде балансовой таблицы). Проследите взаимосвязь между дефицитом бюджета и государственным долгом. Рассмотрите виды государственного долга и дайте им определения.
Задание 5 лучше выполнить как графическую иллюстрацию вместе с заданием 4.б.
Задание 6 позволяет студентам высказать собственное мнение по данному вопросу. Это мнение излагается свободно и составляет объем не более одной странички ученической тетради. Эссе должно быть написано чёрными или синими чернилами (красный и зелёный цвета чернил не разрешаются!), грамотно, чисто, четким почерком. Размер почерка должен быть удобным для чтения эссе преподавателем
- Кафедра Экономической теории
- Учебно-методический комплекс
- По дисциплине
- «Основы Экономической теориИ»
- Данные о преподавателе:
- Данные о дисциплине:
- Выписка из учебного плана:
- 1.6. График выполнения и сдачи заданий по дисциплине
- 1.7. Список литературы
- 1.8. Оценка знаний и политика курса
- 2. Учебно-методические материалы по дисциплине
- 2.1.Тематический план курса
- 2.1.Тематический план курса
- 2.2. Тезисы лекционных занятий
- Раздел 1. Основная часть
- Тема 1. Предмет и метод экономической теории.
- Раздел 2 общие основы экономического развития общества
- Тема 2. Организация общественного производства и типы экономических систем.
- Тема 3. Экономические институты: собственность и предпринимательство.
- Тема 4. Формы общественного хозяйства. Товарное производство. Деньги.
- Раздел 3. Рынок и механизмы его регулирования.
- Тема 5. Рынок: виды, структура и модели. Спрос и предложение.
- Тема 6. Конкуренция и монополия.
- Тема 7. Капитал (фонды). Кругооборот и оборот.
- Тема 8. Издержки производства.
- Тема 9. Доходы от факторов производства
- Раздел 4 закономерности функцио-нирования национальной экономики
- Тема 10. Национальная экономика как система.
- Тема 11. Макроэкономические равновесие и экономический рост.
- Тема 12. Цикличность экономического развития. Инфляция и безработица.
- Раздел 5 макроэкономическое регулирование
- Тема 13. Государственное регулирование рыночной экономики: сущность, цели, инструменты.
- Тема 14. Социальная и региональная политика государства.
- Тема 15. Регулирование внешнеэкономической деятельности.
- 2.3. Планы семинарских занятий
- Раздел 1. Основная часть
- Тема 1. Предмет и метод экономической теории.
- Раздел 2. Общие основы экономического развития общества
- Тема 2. Организация общественного производства и типы экономических систем.
- Тема 3. Экономические институты: собственность и предпринимательство.
- Тема 4. Формы общественного хозяйства. Товарное производство. Деньги.
- Тема 5. Рынок: виды, структура и модели. Спрос и предложение.
- Тема 6. Конкуренция и монополия.
- Тема 7. Капитал (фонды). Кругооборот и оборот.
- Тема 8. Издержки производства.
- Тема 9. Доходы от факторов производства
- Раздел 4 закономерности функционирования национальной экономики
- Тема 10. Национальная экономика как система.
- Тема 11. Макроэкономические равновесие и экономический рост.
- Тема 12. Цикличность экономического развития. Инфляция и безработица.
- Раздел 5 макроэкономическое регулирование
- Тема 13. Государственное регулирование рыночной экономики: сущность, цели, инструменты.
- Тема 14. Социальная и региональная политика государства.
- Тема 15. Регулирование внешне-экономической деятельности.
- 2.5. Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя
- Раздел 1. Основная часть
- Тема 1. Предмет и метод экономической теории.
- Раздел 2. Общие основы экономического развития общества
- Тема 2. Организация общественного производства и типы экономических систем
- Тема 3. Экономические институты: собственность и предпринимательство
- Тема 4. Формы общественного хозяйства. Товарное производство. Деньги
- Раздел 3. Рынок и механизмы его регулирования.
- Тема 5. Рынок: виды, структура и модели. Спрос и предложение
- 5. Как изменится само предложение, если…
- Тема 6. Конкуренция и монополия
- Тема 7. Капитал (фонды). Кругооборот и оборот.
- Тема 8. Издержки производства.
- Тема 9. Доходы от факторов производства
- Раздел 4. Закономерности функционирования национальной экономики
- Тема 10. Национальная экономика как система
- Тема 11. Макроэкономическое равновесие и экономическИй рост
- Тема 12. Цикличность экономического развития. Инфляция и безработица.
- Раздел 5. Макроэкономическое регулирование.
- Тема 13. Государственное регулирование рыночной экономики: сущность, цели, инструменты.
- Тема 14. Социальная и региональная политика государства.
- Тема 15. Регулирование внешнеэкономической деятельности
- 2.6. Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов
- Тема 1. Предмет и метод экономической теории.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 2. Организация общественного производства и типы экономических систем.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 3. Экономические институты: собственность и предпринимательство.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 4. Формы общественного хозяйства. Товарное производство. Деньги.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Раздел 3. Рынок и механизмы его регулирования.
- Тема 5. Рынок: виды, структура и модели. Спрос и предложение.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 6 конкуренция и монополия.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 7 капитал (фонды). Кругооборот и оборот.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 8 издержки производства
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 9 доходы от факторов производства
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Раздел 4 закономерности функциони-рования национальной экономики
- Тема 10 национальная экономика как система.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 11 макроэкономические равновесие и экономический рост.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 12 цикличность экономического развития. Инфляция и безработица.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Раздел 5 макроэкономическое регулирование
- Тема 13 государственное регулирование рыночной экономики: сущность, цели, инструменты.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 14 социальная и региональная политика государства.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- Тема 15 регулирование внешнеэкономической деятельности.
- 2. Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
- 2.6.1. Тематика письменных работ по курсу
- 2.7 Программное и мультимедийное сопровождение учебных занятий.
- 2.8. Тестовые задания для самоконтроля
- Ключи правильных ответов
- 2.9. Экзаменационные вопросы по курсу
- 1.2 Данные о дисциплине……………………………………...3
- Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы Экономической теориИ»
- 470061, Караганда, ул. Гоголя, 38