logo
@IRBIS_10_SILL_vse_spec_andarova_osnovy_econom_

Тема 13. Государственное регулирование рыночной экономики: сущность, цели, инструменты.

Задания:

  1. Обсуждение вопросов, возникших в ходе подготовки к семинарам и заданиям СРС.

  2. Работа с глоссарием.

  3. Составление структурно-логических схем:

    1. «Развитие государства как экономического субъекта»;

    2. «Структура методов государственного вмешательства в экономику»;

    3. Составление сопоставительной таблицы «Характерные особенности экономических и административных методов государственного регулирования экономики».

    4. «Формы государственного регулирования экономики»;

  1. Составление структурно-логических схем:

    1. «Структура финансовой системы»; «Структура финансов»;

    2. «Классификация налогов»;

    3. «Структура доходной части бюджета»; «Структура расходной части бюджета».

  1. Особенности построения «кривой Лаффера»

  2. Выполнение эссе «Внутреннее противоречие налогообложения».

  3. Изучение Закона РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».

Методические указания

Задание 3.а (можно выполнить в форме «лесенки») предполагает вначале определение понятия «государство». Далее следует изложить историю развития государства как экономического субъекта, охарактеризовав его, во-первых, как институт принуждения, во-вторых, как экономического субъекта. Государство как экономический субъект выступает собственником, предпринимателем, заказчиком продукции и потребителем, владельцем кредитных учреждений, организатором международных отношений.

Задание 3.б (можно выполнить в форме «лесенки»). Здесь важно понять, что государство использует административные и экономические методы вмешательства в экономику и необходимо дать им определения.

Задание 3.в лучше выполнить в виде сопоставительной таблицы, в которой перечисляются и сравниваются административные и экономические методы государственного регулирования экономики.

Задание 3.г предполагает рассмотрение правового, финансового, социального регулирования экономических процессов в их сопоставлении. Следовательно, это задание лучше выполнить в виде сопоставительной таблицы. Обратите внимание на такие формы государственного регулирования экономики, как денежная, налоговая, финансовая, кредитная, социальная политики; антимонопольное законодательство. Рассмотрите использование государственного имущества и государственных резервов, лизинг, факторинг, концессию, лицензирование, стандартизацию и т.п.

Задания 4.а можно выполнить вместе (лучше в виде таблицы). Оно нацелено на выявление элементов структуры финансовой системы государства со стороны финансов и со стороны фондов. Важно понять, что они в себя включают и на что используются.

Задания 4.б (лучше выполнить в форме «лесенки»), используя различные критерии классификации, например: по субъектам, по объектам, по методам взимания и т.д. Желательно выполнить одновременно с заданием 7. Здесь можно осуществить и выполнение задания 5.

Задания 4.в желательно выполнить в виде балансовой таблицы, отразив в левой колонке статьи доходов, а в правой колонке – статьи расходов государства. Здесь следует дать определения таким выплатам из госбюджета, как ассигнования, субсидии, субвенции, дотации. Необходимо рассмотреть и финансовые льготы (адаптационные и стимулирующие). Обратите внимание на состояние госбюджета (нормальное, дефицитное). Выявите причины дефицита госбюджета и меры по его снижению (законспектируйте в виде балансовой таблицы). Проследите взаимосвязь между дефицитом бюджета и государственным долгом. Рассмотрите виды государственного долга и дайте им определения.

Задание 5 лучше выполнить как графическую иллюстрацию вместе с заданием 4.б.

Задание 6 позволяет студентам высказать собственное мнение по данному вопросу. Это мнение излагается свободно и составляет объем не более одной странички ученической тетради. Эссе должно быть написано чёрными или синими чернилами (красный и зелёный цвета чернил не разрешаются!), грамотно, чисто, четким почерком. Размер почерка должен быть удобным для чтения эссе преподавателем