logo search
учеба

4. Российские особенности антикризисного регулирования предпри-ятий.

К середине 90-х годов большинство российских предприятий характери-зовались полной или частичной неплатежеспособностью. Поэтому, усилия го-сударства по антикризисному регулированию были направлены прежде всего на разработку и корректировку федерального законодательства о несостоя-тельности (банкротстве).

Исследование взаимосвязи антикризисных мероприятий, проводимых на макро- и микроуровнях, позволяет сделать следующие рекомендации по со-вершенствованию механизма антикризисного управления предприятием. На уровне государства:

- совершенствование налоговой системы;

- устранение неравенства конкуренции между предприятиями;

- создание и государственная поддержка реально действующей сети на-дежных кредитных учреждений;

- совершенствование нормативно-правовой базы, особенно в разделах о несостоятельности предприятий и регулировании деятельности акцио-нерных обществ;

- разработка, внедрение и поддержка новых программ по подготовке кри-зис-менеджеров, включающих отбор и обучение антикризисных управ-ляющих; определение миссии их деятельности и её целей; обогащение теории организаций на основе обобщения имеющегося практического опыта работы антикризисных управляющих; построение (на основе дос-тижении теории организаций) обучающих программ для конкретных си-туаций санации или ликвидации предприятия.

На уровне предприятия:

- определение предприятия как сложного, многофакторного механизма, функционирование которого осуществляется с учётом всех его сторон -финансовой, организационно-структурной, технологической, социально-политической и психологической;

- учёт российской специфики при применении наиболее популярных ме-роприятий из мирового опыта антикризисного управления на микро-уровне (реорганизации управленческих структур, диверсификации, вве-дении новых методов работы с кадрами, создании и выделении дочерних фирм, финансировании реструктуризации за счёт собственных средств);

- устранение сложившейся негативной тенденции к объединению интере-сов собственников и менеджмента предприятий, направленных на со-кращение и ликвидацию предприятий;

- разрешение повсеместно возникающих серьезных противоречий между субъектами функционально-управленческой конфигурации предприятия (гендиректором, администрацией, акционерами и трудовым коллекти-вом), путём использования экономических и административных рычагов; создание и финансирование собственных антикризисных подразделений, укомплектованных квалифицированными кризис-менеджерами.