logo search
Экономическая теория_Курсовые работа_Киян

Крупный бизнес в рыночной экономике.

Многообразие существующих форм бизнеса порождает широкий спектр возможностей для реализации предпринимательской функции в рыночной экономике. Несмотря на то, что каждая фирма уникальна, есть общие критерии классификации. Наиболее распространенный подход к классификации фирм – разделение их на малые, средние и крупные. В первой главе нужно проанализировать сущность подобного деления и в результате сделать вывод о сущности крупного бизнеса и его отличиях от малого и среднего.

Следует выделить два основных метода классификации фирм – количественный и качественный. Согласно наиболее известному методу классификации – количественному, - предприятие определяется как малое, среднее или крупное в соответствии с абсолютной величиной какого-либо показателя или группы показателей. Как правило, в качестве таких показателей берутся количество занятых на фирме, размер её активов, валовая выручка и т.п.

Варианты качественных классификаций фирмы базируются на критериях, раскрывающих внутреннюю сущность фирмы: юридический статус, структуру управления фирмой, источники финансирования деятельности. Такой подход опирается в основном на субъективные суждения и опыт исследователей, но при этом делается акцент на отличия внутренне присущие компаниям того или иного размера.

Говоря о критериях классификации фирм, нужно рассмотреть их реализацию на практике в разных странах и обязательно в России и на этой основе сделать чёткий вывод, о том, какие фирмы относятся к крупному бизнесу в нашем государстве.

Вторая глава должна быть посвящена анализу функционирования крупного бизнеса. При этом нужно определить его отраслевую и организационно-правовую структуру, назвать формы предприятий, составляющих в совокупности крупный бизнес, проанализировать деятельность одной из наиболее известных форм организации крупного бизнеса – финансово-промышленной группы. Следует обратить внимание на то, что крупный бизнес представляют не только частные компании, но и государственные, а также компании, основанные на смешанном частно-государственном капитале.

В этой же главе, используя фактический материал, следует проанализировать структуру крупного бизнеса в России и его отличия от подобных предприятий в других государствах.

Заключительная глава курсовой работы должна быть посвящена анализу роли крупного бизнеса в экономике и методов его регулирования государством.

Преимущества крупного бизнеса связаны с его возможностями использования положительного эффекта масштаба и снижения издержек, концентрации научных, производственных и финансовых ресурсов, определении экономической динамики в наукоёмких и капиталоёмких отраслях, диверсификации по разным рынкам и даже странам деятельности, лоббирования своих интересов через механизмы государственной власти, существованием ограниченной ответственности для собственников.

Однако в силу возрастания трансакционных издержек административного контроля по мере увеличения размера фирмы, степень её управляемости и скорость реагирования на рыночные изменения имеют тенденцию к снижению.

В результате анализа преимуществ и недостатков крупного бизнеса, очевидно, что экономике объективно необходимо существование как крупных, так и малых фирм. Различие задач, которые решаются ими, не должно приводить к недооценке того значения, которое каждые из них имеют для развития экономики. Этот вывод должно учитывать государство при решении вопроса о поддержке тех или иных групп фирм для создания благоприятной среды в национальной экономике.

Существует точка зрения, в соответствии с которой государство должно ставить своей целью всемерную поддержку крупных фирм, занимающих передовые позиции в национальной экономике. Согласно другой точке зрения, государство должно поддерживать конкурентную среду, предоставляя льготы малым фирмами сдерживая деятельность крупного бизнеса строгим антимонопольным законодательством. В современной экономической политике развитых стран преобладает именно последняя позиция.